Вс. Апр 28th, 2024
Федотов, Павел Андреевич — Русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Картины — Вдовушка. Сватовство майора, Свежий кавалер, Разборчивая невеста, завтрак аристократа, Анкор, ещё анкор и другие.
Сватовство майора. По картине Павла Федотова

Алевтина Маркова

Сколько в мире людей, столько в мире и мнений —
Эта фраза простая известна давно…
Наша жизнь — это цепь улетевших мгновений,
Что случается в ней — быть тому суждено.
Слёзы тризн, радость встреч, сватовство, именины…
В жизни каждый из нас — гениальный актёр,
И любое мгновенье — сюжет для картины…
Расскажу для примера, как бравый майор,
Послуживший царю и великой отчизне,
Вдруг от дел боевых на покой поспешил…
Девятнадцатый век. Сценка взята из жизни.
Наш герой, поразмыслив, жениться решил —
Промотав наперёд все свои сбереженья,
Знатность рода на деньги желал обменять…
А в купеческом доме пришло всё в движенье,
Ведь обмен идеален, купцу ли не знать!
Пусть вокруг говорят, мол, из грязи да в князи,
Мол, с душевными чувствами спорит расчёт…
Он за дочку получит хорошие связи,
Родовитость для будущих внуков возьмёт.
Ожидая, как будто нежданного, гостя,
Седовласый хозяин не хмурит бровей,
Разбросав пред судьбою игральные кости,
Он сроднится с зятьком благородных кровей!
На невесте — красивое, светлое платье,
Украшенья с камнями, как звёзды, горят,
И накидка прозрачная вышита гладью,
Но безумно растерян у девушки взгляд,
Руки к двери простёрты… Невеста готовит
В чуть жеманном смущенье к побегу порыв…
Только умная маменька дочь остановит,
Грубовато и властно за платье схватив.
А в углу суетится прислуга-кухарка,
Выставляя на стол испечённый пирог…
На подносе бокалы, вино… Надо марку
До конца всем держать, хоть известен итог.
В одеянии красном, с улыбкою льстивой,
«Неожиданно» в комнату сваха вошла,
На хозяина смотрит она чуть пытливо,
Мол, жених-то заждался, кончайте дела…
А майор, подбоченясь, свой час ожидает,
Молодится, слегка длинный ус подкрутив…
Каждый что-то берёт, но при этом теряет…
И у каждого свой в этой сделке мотив.
Будет сыграна сценка и чинно, и гладко,
В мире всё продаётся — была бы цена!
Только кот, отвернувшись, умоется лапкой…
Лишь коту та помолвка совсем не важна…

Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора» (1848)

Завтрак аристократа — Картина Павла Федотова

Алла Рябинина
На родительском загривке,
Да на маменькиных хлебах,
С детства хиленький, в кудряшках,
Рос малыш аристократ…

Гувернантки все манеры
Прививали с детских лет:
Музицировали, пели…
Выводили в лучший свет…

Сформирован был сынишка
И наследства не жалел,
Но излишества… картишки…
В кошельке пятак гремел.

Что от роскоши осталось,
Да от чести… лишь верхи,
Да под лестницей каморка
И кругом одни долги…

И нервишки не в порядке,
Что ни шорох… начеку!..
Пудель белый громко лает,
Как не просто жить хлыщу!..

Cвежий кавалер — Картина Павла Федотова

Алла Рябинина

Утром ранним настроение,
Что охота бунтовать
И, припудрившись в мгновение,
В позе лихо гарцевать…
«Право, хочется взбодриться!
Кучер был премного прав,
Просто надо похмелиться,
Чтоб проснулся гордый нрав…
Ах, надоели поучения!
Суета, в летах, не впрок
И от всяких развлечений
Съел бы курицы кусок…
Дам замучили диеты
И жеманство за столом
Не даёт поесть субъектам…
Можно ль выдержать?!.. С трудом…
А иные, просто мечут
И жульены, оливье…
Как прекрасно, когда встречу
За столом подобных мне…
Посмотри! Я самобытен…
Зря усмешка на устах
И широк душой, не скрытен,
Нет ведь вредности в чертах…
Просто холост и свободен,
Имею шансы на любовь…
Но пока ещё не встретил
Ту, чтоб стыла в жилах кровь…»

Свежий кавалер. худ. П. Федотов

Борис Ханин

Похож он на античного оратора.
На тогу римскую похож его халат.
Есть схожесть даже с римским прокуратором.
Всё обьяснить нельзя. Он — просто ретроград.

А папильотки, в волосах торчащие,
Напоминающие лавровый венок.
Взгляд возбужденный и глаза горящие,
Свидетельство тому, как барин недалёк.

Он ожидал, что будет награждение
За верный труд в течение тех многих лет,
Им прожитых для службы. К сожалению,
Достойно не был награжден всему в ответ.

Проснулся наш герой совсем нечаянно.
Как видно, утром разболелась голова.
С попойкой очень бурной и отчаянной
Ночь пролетела — процедура такова.

Бутылки под столом тому свидетельство,
Обьедки, рыбные хвосты, что на полу.
Гитара пела, её покровительство
Все ощущали в пьянке, кто подсел к столу.

Одеть сапог- кухарки предложение.
Оделись бы Вы , дескать , барин по утру.
Он босиком , но сделать «одолжение» :
Одеть сапог — ему совсем не понутру

Он пережить не может награждение,
Не справедливое, как кажется ему.
Кухарке он высказывает мнение:
Чем должен быть он награждён и почему.

Каморка у чиновника обставлена
Невзрачной мебелью. Убогая при том.
Предметы быта тоже в кучи свалены,
Чтоб разобраться как- нибудь уже потом.

И девка крепостная усмехается.
Ей барина обиду вовсе не понять.
В обувку запихнуть его пытается.
Уж ей-то в жизни вовсе нечего терять.

Дерёт обивку стула кошка тощая.
Заботы барина ей тоже ни к чему.
В его «хоромах» на харчах возросшая,
Его проблемы ей совсем не по уму.

В герое — воплощенье крепостничества,
Всех недостатков бюрократии при нём,
Убожества к тому в больших количествах.
На холст смотря, мы вскоре это всё поймём.

Шедевры Третьяковки Сватовство майора

Вадим Константинов 2

Кисть автора жива
Настолько,
Что словно приоткрыт
Для нас
Сегодня занавес
На сцене…

И мы, как зрители
Невольно,
Захваченные действом
Этим,
Смогли увидеть
Без прикрас
Саму купеческую
Жизнь
Былой Москвы
Первопрестольной!..

Тут нет сатиры…

Разве что, чуть-чуть…

И нам Федотов…

Что к тому же был
Поэтом…

На быт ушедший
Предложил взглянуть…

И умилиться многому,
При этом!..

ГосподА, пора жениться

Валентина Гладыш

навеяно картиной П. Н. Федотова

ГосподА, пора подумать,
И намерения свершить.
Пусть и нет ещё костюма
(Нужно будет срочно сшить!)
Надо, надо торопиться —
ГосподА, пора жениться!
В жизни точно пригодится,
Будет чем порой забыться…
А о свадьбе разговоры
Всё ещё идут, идут,
И невестины уборы
Уж желанием влекут…
Только бы не ошибиться…
ГосподА, пора жениться!

Сватовство майора

Валерий Штормовой

Этюд на картину Федотова

«Вот я в отставке. Денег не скопилось.
И то сказать, одни долги кругом.
Друзья мои уж все перебесились,
Один лишь я хожу холостяком.

Пойду к купцам. На выданье их дочка,
А уж богатства куры не клюют.
Хороший выход. Вот женюсь, и точка,
Долги отдам, душе найду приют.

Они, поди, за честь почтут, за счастье,
Что дочь возьмет мой титул родовой.
Ишь, как у них все в доме суетятся,
Старик стоит, наверно, сам не свой.

А уж невеста… Вон, как нарядилась!
Сережек, бус, перстней не сосчитать.
Меня увидев, будто бы смутилась
И хочет прочь из комнаты бежать.

Глупа невеста. Ладно, хоть пригожа.
С ее деньгами я уж разберусь», –
Так размышлял в купеческой прихожей
Майор, слегка подкручивая ус.

Портрет Н. П. Жданович за клавесином П. Федотова

Елена Казанцева 4

Мы видим замечательный портрет.
И выбран содержательный момент.
Да, это лучшее художника творение,
И нет, пожалуй, здесь, другого мнения.

За клавесином девушка сидит.
И в этом юном облике сквозит
Такой душевной красоты набор:
И страсть, и нежность наш пленяют взор.

Художник развернул ее для нас.
И видим мы серьезность ее глаз,
А в то же время мягкая улыбка
Поведает о том, что строгость зыбка.

Неяркие цвета картине придают
Спокойный, непосредственный уют.
Вокруг фигуры тон чуть посветлей,
Он делает акцент на деве сей.

Лицо отмечено особым мастерством.
Мы чувствуем незаурядность в том,
Что женскою натурою зовется,
Мужьями ценится, когда им достается.**

* — Наденьку Жданович (1836 — 1915) Федотов знал еще совсем маленькой. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Владела собранием работ Федотова, автографами его стихотворений, она бережно сохраняла около сорока писем Федотова (они сгинули куда-то в исторических бурях) и его рисунки, которые на закате дней, уже в разгаре первой мировой войны, передала в Русский музей.
** — Была замужем за офицером Финландского полка А.И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии.

Сватовство майора. Павел Федотов. 1848

Елена Казанцева 4

Какая суматоха здесь творится,
Где сватовство майора состоится!
Я будто сцену из спектакля вижу.
Как зритель, подойду немного ближе.

На первый взгляд, весёлая картина.
Жених — довольный пожилой мужчина
И юная прелестная невеста,
«В смущении» сорвавшаяся с места.

Но властная купчиха не пускает,
Свою дочурку за подол хватает.
Засуетился и купец недаром,
Ведь он — отец, ему блистать товаром.

Торопит сваха — надо выйти к гостю!
Но вот беда — он сюртуков не носит.
Надел, а застегнуть никак не может.
«Впросак бы не попасть!» — одна мысль гложет.

Да, непривычны новые манеры,
Но и в дворянство хочется без меры!
Зато жених бедней церковной мыши,
С купечеством союз он нужный ищет.

Здесь много нарушений этикета,
А для невесты даже нет букета!
К тому ж, одета девушка для бала,
А стол накрыт в передней, а не в зале,

И маловат-то он для всех закусок,
Да выбран постный день (пирог с капустой).
А у стола — сиделец, приживалка —
Всё здесь смешалось колоритно-ярко.

Одна лишь кошка, лапкой умываясь,
Сидит спокойно и не отвлекаясь,
И делая сильней комизм сюжета,
Где все играют роли по секрету.

Чем дольше смотришь, тем живей фигуры.
Картина — как ожившая натура!
И тонкий юмор, вовсе нет насмешки —
Народу был навязан статус пешки.

Свежий кавалер. П. А. Федотов. 1847

Елена Казанцева 4

Так хочется попасть из грязи в князи!
И случай, наконец, достойный. Разве
Еще недавно мог ли он помыслить,
Что орден все изменит в прежней жизни?!

Почти не спал, смакуя награжденье…
Едва забрезжил свет — он в облаченьи.
Халат потертый заменяет тогу,
Хоть босиком, стоИт, откинув ногу.

И, в мухами засиженном зерцале,
Он грезится себе на пьедестале.
Эх, жаль, со стороны ему не видно —
Служанка улыбается обидно,

Не вяжется его воображенье
С убого-скудным, грязным окруженьем.
Все в комнатке потерто и побито,
Разбросаны везде предметы быта.

Хвосты от рыбы, винные бутыли
Наверное, давно покрылись пылью.
Дерет обивку кот самозабвенно,
Гитару кто-то мучил вдохновенно.

Художник беспощадно-беспристрастен.
Смеемся и жалеем в одночасье
Героя в папильотках мы потуги
«Величием» тряхнуть перед прислугой.

Завтрак аристократа

Елена Чистякова Шматко

Уж слышен двери скрип, залаяла собака,
Из-за портьеры видна пола сюртука,
Какой пассаж! Нежданный гость? Однако…
И тянется прикрыть краюху хозяина проворная рука.

Никто не должен догадаться,
Что денег нет и неоткуда взяться,
«На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк»
Народная пословица гласит,
Федотова картина об этом тоже ярко говорит.

Видны следы и шика и достатка,
Когда пилось и елось сладко,
Бывало, что из ресторана, могли на кухню
Устрицы свежайшие прислать,
И театральную программку, посиживая в ложе
Лениво можно было полистать.

Бульварные затёртые читать романы,
До раннего утра с друзьями в вист играть,
Банкноты в кошелёк скользили сами,
Нужды их даже не было считать.

Колпак, халат — всё от былого лоска,
Гостей тогда встречал,
Жил широко и броско
А нынче, что ж?

Квартирные долги, стесненья в средствах,
Да и в еде теперь строжайшая диета,
А в гости хаживают только кредиторы,
Мы, глядя на картину, видим это.

Федотов мастер бытового жанра,
Эпоху и портреты он пишет живо,
Имеет историческую ценность,
Любая созданная автором картина.

П. А. Федотов Вдовушка. 1851-1852 гг

Иван Есаулков

Образ будущей матери создан в картине…
Умер муж, одинокой осталась жена.
В глубочайшей печали задумчиво стынет —
На нужду наша вдовушка обречена!

На комод очень бережно облокотилась,
За спиной — молодого гусара портрет.
А она не поймёт, как же так получилось,
Что покинул супруг навсегда этот свет!..

Всё имущество их отойдёт кредиторам,
Коль в наследство остались ей только долги.
И беспомощно смотрит она: перед взором
Вещи, мебель, посуда — на всём ярлыки!

Вот в углу, не давая ни капельки света,
Еле теплится перед кроватью свеча,
И осталась на стуле она как примета
Разогрева на ней для вещей сургуча.

Всё почти описали… и только за нею
Незатейливых радостей прежних мирок…
Зритель пред полотном застывает, немея, —
Мог бы — вдовушке бедной хоть чем-то помог!..

П. А. Федотов Завтрак аристократа. 1850 г

Иван Есаулков

На подставке затейливой медный звонок,
Статуэтка, бинокль… и пустой кошелёк,
И ломоть чёрствый чёрного хлеба при этом —
Говорят, что была, но… исчезла монета!

Хочет он показать, что, как прежде, богат —
Панталоны широкие, модный халат…
Но как много в холсте говорит, что бездельник
Промотал всё богатство, оставшись без денег!

Как нелеп и растерян сейчас персонаж!..
Гость не в пору с утра! — превеликий пассаж!
И хозяин приходом его озадачен —
Под роман, что читал, судный завтрак свой прячет!

Пудель лает на гостя… Готов я на спор,
Что прийти спозаранку мог лишь кредитор:
На широкую ногу привык жить когда-то
Этот денди с повадками аристократа!

Лоск остался былой, хоть не ел и не пил —
Видно, деньги свои он давно прокутил
Или в тесном кругу проиграл их в картишки…
Да и было деньжонок, наверно, не слишком!

Вот тогда в его дом постучалась беда —
И исчезли друзья, не заходят сюда;
И живётся бедняге сегодня не сладко…
С кредиторами и… без былого достатка!..

П. А. Федотов Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно

Иван Есаулков

Небольшого размера портрет,
Где смолянка* изображена.
Наде только четырнадцать лет.
Грациозна, нежна и умна,

Перед нами она предстаёт —
Просветлённый, задумчивый взгляд;
Совершила на нас разворот,
Но по клавишам руки скользят.

И улыбка её на губах
Еле слышною нотой звучит.
Всё написано в нежных тонах —
Лаконичен и прост колорит.

И послушно движению рук
Ясно слышится музыка мне —
Мелодично её каждый звук
Угасает в холста глубине…

* Смолянка — воспитанница Смольного Института.

П. А. Федотов Разборчивая невеста. 1847 г

Иван Есаулков

Забот, как говорится, полон рот:
Никто невесту замуж не берёт,
Никто ей не оказывает честь,
Хотя достаток в этом доме есть!

А замуж ей давным-давно пора —
Среди других невест она стара,
Готова с кем угодно под венец…
И вот жених явился наконец!

Пришёл он с предложением руки —
И у дверей застыли старики;
Невеста, очевидно, смущена,
Но выйдет замуж и за горбуна!

Тот преподносит ей букет цветов…
Дальнейшее понятно и без слов —
Достаточно лишь бросить беглый взгляд,
Что в этой сцене каждый будет рад!

Что нет отказа, будет рад горбун —
Уродлив он, к тому же и не юн.
Невеста будет рада. Мать с отцом
Обрадованы хоть таким концом!

И крестится размашисто отец!
Вздыхает мать: каков же молодец!
С иголочки одет — видать, богат;
Подумаешь, немножечко горбат!..

П. А. Федотов Сватовство майора. 1848 г

Иван Есаулков

В доме купца — суета, суматоха!
Что же так сильно встревожило их?
Стала причиною переполоха
Весть, что пришёл долгожданный жених!

Вот он уже появился в передней.
Миг — и шагнёт сюда через порог
Бравый майор, воин не из последних,
Но… незадачливый в карты игрок!

Видно, продул уже всё состоянье
И пожелал отхватить жирный кус
В виде приданого. Для обаянья
Он приосанился и крутит ус!

А расторопная сваха в шугае
Речью своей стала всех ублажать.
Только невесту всё это пугает —
И та готова отсюда бежать!

Зная, что с ней не заварится каша,
Чтоб в сватовстве не случился простой,
Дочку за платье схватила мамаша:
«Ты куда, дочка? А ну-ка, постой!»

Важный купчина, привыкший к поддёвке,
Спешно надел длиннополый сюртук
И торопливо, и как-то неловко
Не застегнёт — пола рвётся из рук!..

Маленький столик накрыт очень шустро —
И основательно выглядит он…
Тускло мерцают подвески на люстре —
Зрителю слышится их нежный звон…

Окрик хозяйки, мурлыканье кошки,
Шёпот прислуги в картине царят…
В правом углу стула гнутые ножки
Ног жениха вдруг изгиб повторят!..

Не издевательски, с доброй усмешкой
Нам здесь показан купеческий быт!..
Прибыл жених долгожданный — и спешка
В это мгновение в доме царит!

Художник Федотов

Кондрат Припаркин

«Кавалер» Федотова занятен,
Как и «Гость не в пору», знаменит,
На прогулке он с сестрой приятен,
А с «Майором» вышел в свой «зенит».

Он предвосхитил на четверть века
Реализм пейзажной новизны,
Возвеличив званье человека
Для искусства, общества, страны.

Сватовство майора

Леонид Адрианов

ПО МОТИВАМ КАРТИНЫ П. ФЕДОТОВА «СВАТОВСТВО МАЙОРА ИЛИ ПОПРАВКА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ»

Майор — орёл! Наметилось пузцо.
Усы нафабрены. Он сватается смело.
Жених из ловких случая ловцов —
В приданом денег много. Это дело.
Пускай жеманится купеческая дочь,
Платки швыряет на пол кружевные.
Она дурит! Ей хочется невмочь
Майоршей стать, тем более, впервые
Сулит замужество в собрании балы,
Где высший свет, сбираясь, веселится.
Опеку прочь родителей-сквалыг!
Майор — глупец, что захотел жениться.
Она своё возьмёт — знакомства, пикники,
Французский выговор, изящные манеры,
А там глядишь, бог даст, баловники
Появятся — другие офицеры…
Покуда длится девичий каприз,
Увещевает маменька не дуться,
Стол накрывают — дедушкин сервиз:
Тарелки, супницы, сотейники и блюдца…
Хозяин лавочник в не новом сюртуке
Велит просить ожиданного гостя —
Какой ни есть, а всё же этикет,
Плевать, что дочь шипит: «Папаша, бросьте!»
И только кошка в этой суете
Спокойно моет сытую мордашку.
Ей не понять хозяйкиных затей —
Ну, для чего здесь этот побирашка!?

Сватовство майора… П. Федотов

Людмила Владимирская

Гостиная… и роскошь и хрусталь!
В шелках тончайших убрана невеста.
Накинута у матушки на плечи шаль.
В венецианское стекло Шартрез уж льется.

В дверях жених надменно крутит ус —
Известный бестия, мошенник, шулер.
В дым проигравшийся картежник, плут,
Угодник дамский…волк в овечьей шкуре.

И что с того? Капризная девица?
Зато с приданым… Да, не молода.
Чего перебирать? Чего стыдится?
Пора пристраивать, года…

— Куда! — удерживает мать,
— Не первого разбору чай невеста!*
Откуда женихов-то лучше взять?
Из одного они все сделаны из теста!*

Невеста боле ей не прекословит.
А вдалеке прислуга стол готовит.
И сваха суетится у дверей,
И кошка, умываясь, ждет гостей.

(«Не первого разбору чай»..просторечие)

Ярчайшим образцом творчества П.А. Федотова, стала картина, «Сватовство майора». Именно, благодаря ей, художнику было назначено почетное звание академика. В основе сценария картины брак по расчету между дочерью зажиточного купца, и разорившегося майора-дворянина…
В данный момент картина Федотова, «Сватовство майора», хранится в Третьяковской галерее.

Анкор, ещё анкор. По картине П. Федотова

Людмила Ревенко

Всё «анкор», и всё «анкор» —
Выше нет веселья.
Офицер, судьбе в укор —
Русское безделье.

Догорит опять свеча,
И всплакнёт гитара,
Сброшена она с плеча,
От бессилья «дара».

От безделья вновь чубук,
Весь в пыли под лавкой,
Где его найдёт денщик,
Доставая палкой.

Маятником пса прыжки —
Не игра — удавка,
В захолустье от тоски…
Бедная ты шавка…

За окном — изба к избе,
В скуке неизбывной,
И — тоска…
Ты мнишь себе
Чин…
Какой наивный!

Сватовство майора. По картине П. Федотова

Людмила Ревенко

«Ах, mаmаn, и как некстати…
Намекнуть мне — не могли?
Что майор? Явился к дате?
По часам, (кои не шли)?

Я стесняюсь, мне нескромно,
Как к нему я появлюсь?
Мне сейчас уж стало томно,
Я пойду, воды напьюсь.

Кошка — та гостей наводит.
Посмотрите, как сидит.
Что же сваху он изводит?
…Тятенька опять молчит…»

«Подыми платочек с полу,
Полно, дочь! Не суетись!
Покажи манерам школу.
И тотчас к гостям явись».