Пт. Апр 26th, 2024
Тропинин Василий Андреевич — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Самые известные его портреты — «Портрет сына художника» (Около 1818), «Кружевница» (1823), «Портрет Петра Булахова» (1823), «Золотошвейка» (1826), «Портрет А. С. Пушкина» (1827), «Гитарист» (1832), «Девушка с розами» (1850) и др.
 
Имена. Тропинин

Борис Межиборский

Картины в ряд их освещают лица,
И в них горят и грёзы и мечты.
И среди них сидела кружевница,
Творившая, желанье доброты.
А где-то рядом, под лучами света,
Довольный жизнью, в поисках сигар,
Сидит купец, по моде разодетый,
Ведь у него хороший был навар.
И кисти мокнут, на палитре стынут,
И ждут, когда настанет свой черёд,
И бывший крепостной, сейчас Тропинин,
Напишет, как блаженствует народ.
Но как глядят возникшие портреты,
На них так много нежной красоты.
Когда они возникнут перед светом,
В них полетят желанья и мечты.

Кружевница. худ. В. А. Тропинин

Борис Ханин

С картины слышен стук коклюшек,
Перебираемых руками,
Рождая кружевные рюшки,
Крестьянки с чудными глазами.

Румянец юности невинной
И завиток волос красивый.
И взгляд ее почти наивный.
Движения неторопливы.

Старание у кружевницы,
Ее прилежность — поражают.
В работу влюблена девица,
Жизнь без нее не представляет.

Из крепостных девчушка эта.
Ее искусство, вдохновенье
И труд от самого рассвета,
Лишь вызывает восхищенье.

Она спокойна, безмятежна.
Вся в тишине, в уединенье,
Не привлекательна одежда.
И на какое-то мгновенье

Она вниманье обратила,
По-детски взгляд свой любопытный,
На зрителя, и тем открыла
Характер свой, как видно, скрытный,

Разлет бровей, довольно темных,
Загадочность полуулыбки,
Черты, что добротою полны,
Ее по-девичьи стан гибкий.

С картины слышен стук коклюшек:
Над кружевами крепостная
Склонилась.Средь других подружек
Творит, усталости не зная.

А этот труд, довольно сложный,
И есть то маленькое счастье,
Из-за которого, возможно,
Уйдет из жизни в одночасье.

Тропинин

Вадим Константинов

…путь художника будет извилист, неровен и длинен…
и, пусть станет с годами беднее картин колорит…
но оставит в наследство свою «Кружевницу» Тропинин,-
что легко всех рассудит и так же легко примирит!

В. А. Тропинин Гитарист

Елена Ярина

В. А. Тропинин «Гитарист» 1823 год

Тропинин — портретист известный,
Запечатлел на полотне
Парнишку молодого — честно
С гитарой — спутницей в руке.

В час вдохновения и разлуки
Всегда с гитарою вдвоем.
О! Как ее прекрасны звуки.
Мы песни о любви поем.

Вот так и он — красивый малый.
Взгляд точно устремлен на нас.
А я люблю, друзья, гитару
Так слушать в предвечерний час.

Про очи черные и ночи,
И хризантемы, что в саду,
Дорогу лунную — нет мочи,
И про заветную звезду!

И этот юноша, быть может,
Шлем поцелуй его устам.

В. Тропинин Девушка с горшком роз 1825 год

Елена Ярина

Чудесна девушка и розы.
Большой горшок в ее руках.
Глаза. Улыбка. Платье. Поза.
Так и застыла на века.

Служанка милая прекрасна.
Цветы, уборка, пыль, полив.
Скромна. Глаза ее так ясны.
Платок на шее так красив.

И белый фартук . Аккуратна.
Сама как роза хороша!
Пусть не богата. Все понятно.
Зато у девушки — душа!

Глаза сияют. Слава Богу!
Портрет хороший — крепостной.
Удачи, счастья бы немного
Вот этой девушке простой.

В. Тропинин Кружевница

Елена Ярина

Тропинин — знатный портретист.
В глаза взгляните кружевницы.
Портрет работницы «на бис»
И настоящей мастерицы.

Работа спорится у ней.
Она искусно держит пяльцы.
Нет девушки нежней, милей.
И как ее проворны пальцы.

В России есть такие лица,
Которым женственность дана.
Перед картиной «Кружевница».
Застыла я у полотна.

И восторгаемся мы ныне…
Портретом девушки простой,
И как талантлив был Тропинин,
Писавший сердцем и душой!

В. Тропинин Портрет сына

Елена Ярина

В. Тропинин «Портрет сына» 1818 год

Смотрите! Мальчик на портрете,
То сын художника — Арсений.
Умен не по годам, приветлив,
И непоседлив, как все дети.

Он в мастерской с отцом часами
Ему позирует — так надо.
Об остальном, судите сами.
Сердечность — лучшая награда.

В письма манере мягкость тени,
Естественность и теплота.
Сынок художника — Арсений,
Сама святая простота!

Тропинин- мастер, без сомнений,
Художник славный, портретист…
Изобразил нам сына гений…
И два столетия пронеслись…

В. Тропинин Пряха

Елена Ярина

Молодая пряха
Все кудель прядет.
Вышита рубаха,
Песенки поет

Кари глазки светятся,
Ранний соловей,
Нитка быстро вертится
В пальчиках у ней.

И работа спорится…
Алые уста.
Вечером помолится.
Как же без креста.

На груди распятие.
Бог всегда с тобой.
(От тоски бы спятила
Тяжкой доли той).

И коса — корона,
Девичья краса,
Русская матрона
Застит всем глаза.

И в светелке-спаленке,
Сидя день-деньской,
Все прядет для маленьких
Пряжу, боже мой.

Для внучат помещичьих,
Дворовых ребят,
Все в глазах мерещится,
Глазоньки болят.

Заработать хлебушка,
Накормить уста…
Крепостная девушка
В мир идет с холста.

Портрет А. В. Тропинина, сына художника

Иван Есаулков

Незабываемо одно
Тропининское полотно:
Показывает нам картина
Подростка, живописца сына!

Ему всего лишь десять лет —
И равного портрету нет
Среди других, в том нет сомнений!..
Врасплох застигнут был Арсений —

И пребывает наш герой,
Как будто занятый игрой,
Чем зрителя и подкупает;
Взгляд быстрый в сторону бросает,

Куда-то, видимо, спеша…
Картина очень хороша,
Хотя и кажется обычной,
Но искренней и поэтичной!

А крупный план и поворот
Нам впечатленье создаёт,
Что хочет мальчуган умчаться,
Но в то же время и … остаться!

В.А. Тропинин Портрет А.В. Тропинина, сына художника. Около 1818 г.

В. А. Тропинин Портрет А. С. Пушкина. 1827 г

Иван Есаулков

С прекрасного, глубокого портрета
Глядит на «племя… незнакомое» поэт,
Как будто ожидает он ответа,
Что сделало оно за эти двести лет!

Хотя Тропинин не приукрашает
Черты лица поэта, тот не приземлён:
Ничто его раздумьям не мешает,
Куда-то вдаль взгляд величавый устремлён!

Возможно, в эти самые минуты,
В строфу вливаясь, рифмы звучные летят!..
Домашности мы видим атрибуты:
Распахнут ворот у сорочки, и халат

Простой, слегка растрёпана причёска,
Лежит рука в перстнях свободно на листах…
Правдиво всё, нет никакого лоска —
Лишь подлинное вдохновение в глазах!

В. А. Тропинин Девушка с горшком роз. 1850 г

Иван Есаулков

Считать мы можем в идеале
Её за символ красоты.
Как точно найдены детали:
Косынка, бусы и цветы!

Крестьянка эта — как картинка!
Добропорядочна, скромна —
И вырез пёстрою косынкой
Прикрыла на груди она!

В горшке цветочном держит розы —
Важна цветов в картине роль,
И это вовсе не для позы —
В том замысла портрета соль*!

Рука обнажена, при этом
Немного сдвинута вперёд,
Залита сильным, ровным светом,
Что впечатленье создаёт —

Как будто бы рука выходит
На нас из плоскости холста…
Тона друг в друга переходят,
И гамма девственно чиста!

*В середине XIX века имело место уподобление девичьей красоты расцветшей розе. Этим приёмом Тропинин поэтизирует свою модель. 

В. А. Тропинин Женщина в окне. 1841 г

Иван Есаулков

Простой и незатейливый сюжет:
Провинциальный город полусонный
Разбудит утром перестук карет,
Что едут вдоль по улице мощёной.

И с любопытством выглянет в окно,
За едущей каретой наблюдая,
Собою оживляя полотно,
Красавица — уже не молодая,

Достигшая лет зрелой красоты,
Написанная просто, нарочито
Обыденно… Но столько теплоты
Заключено в оттенках колорита!

Выглядывает часто по утрам
На голоса, на перестук кареты…
А полотно звучит как дифирамб
Красивой женщине в года расцвета!

Серёжки, бусы с шалью придают
Естественность для нашей героини —
И чувствуешь непоказной уют,
Тепло и свет в тропининской картине!

В. А. Тропинин Золотошвейка. 1826 г

Иван Есаулков

В картине проявился тропининский талант —
Любовь его к мгновеньям из жизни горожан:
Как в более известной работе «Кружевница»,
От полотна бросает на нас взгляд мастерица.

Накинутый на плечи алеющий платок
Рефлексом, как румянцем, лицо её обжёг.
Мила и грациозна вся женская натура,
И в полуобороте написана фигура.

Глаза миндалевидны и личика овал —
В таких вот лицах видел художник идеал!
Мазки мелки и плотны, и тонкие детали
Как будто бы похожи на технику эмали!..

В. А. Тропинин Кружевница. 1823

Иван Есаулков

Крестьянка, молодая мастерица,
Работу прекратила лишь на миг —
И на того взглянула кружевница,
Кто перед ней негаданно возник.

Глядит лукавым, любопытным оком,
А взгляд её понятен и без слов.
Текла кайма на пол живым потоком,
Проглядывал на ней узор цветов.

Проворные остановились пальцы,
Не доплели коклюшки завиток,
Но через миг какой-нибудь на пяльцах
Возникнет изумительный цветок!..

Правдива, миловидна и изящна,
Во всех её движениях проста! —
И зритель понимает: настоящей
Была крестьянки юной красота!..

В. А. Тропинин Пряха. 1820-е гг

Иван Есаулков

Напоминает нам она
Крестьяночку Карамзина,
Но также эта чаровница
Напоминает «Кружевницу»!

И сам картины персонаж,
И реквизиты, и пейзаж
Естественны, довольно скромны…
А интерес у нас — огромный!

Сентиментально-милый вид,
Нисколь, однако не слащавый!
И девушка на нас глядит
Довольно бойко и лукаво!

Великолепные тона
И гамма красочна, на диво!
А пряха изображена
Душевно, просто и правдиво!..

Художник Тропинин

Кондрат Припаркин

Мастерством своим блистал Тропинин,
«Кружевница», «Пряха» и «Старик», —
Жизнь мы видим в трепетной картине,
Как прекрасный поэтичный миг.

Стройный ряд тропининских портретов:
Равич, Крашенинников, Брюллов, —
Это образ мысли без запретов,
В чудном мире, где не нужно слов.

Кружевница. По картине В. Тропинина

Людмила Ревенко
Кружится нить узоров
Белее жемчугов,
Снегов родных просторов,
Засыпанных лугов,

Тропинок-завитушек,
В изгибах берегов,
На солнце — паутинок,
Боящихся ветров.

Блеснёт лукавым взором,
А в нём душа поёт,
И песня та узором
В накидке расцветёт.

Накроет твои плечи,
Платочек кружевной,
Ждать будешь жадно встречи.
С красавицей такой.

Тропинин Лицо кружевницы

Светлана Ламбина Лана Веточка
Лицо безупречно. Достойно богини.
Внимательность глаз — Возрождения стили.
И шея и руки, как у Мона Лизы.
Тропинин — поклонник итальянских капризов.
От взгляда такого мне некуда деться.
Не наглядеться!
Портрет сына. Тропинин

Юлия Чечко

Летним вечером, тихим вечером
Свет и слезы подступят к векам —
Смотрит мальчик на нас доверчиво,
Из какого он смотрит века

Так печально, с наивной ясностью?
В русых локонах воздух струится,
И дыхание вечности ласковой
Шевелит ребячьи ресницы.

Ну и как не поверить в лучшее:
Что там — прошлое…
Что — грядущее…