Сб. Апр 27th, 2024
Гамма звуков

Алевтина Зайцева

В дружный,неразрывный круг
Вносит силу каждый звук.
В стане нотном он живёт,
О себе рассказ ведёт:

«Нотой До зовут меня,
В чудный мир красот маня,
В гамме первой стою я,
Быть началом роль моя».

До — начало, Ре за ней.
«Я повыше, я сильней.
Сколько надо и звучу,
Но, как Ми придёт, молчу».

Дальше голос ноты Ми,
Третьей снизу из семи.
«Точно свой ловлю момент
И прибавлю гамме цвет».

Фа — душа,размах,полёт.
Звук родится без хлопот.
«От меня он вверх идёт,
Или вниз наоборот».

Вот явилась нота Соль.
«Про меня не скажешь:ноль.
Тоном выше и,глядишь,
Я уже у самых крыш».

А за ней несётся Ля
Из-под крыши на поля.
«Длюсь до той поры,пока
Не прильну я к облакам».

Будет ярко нота Си
Свет свой лить,как ни гаси.
«В синь небес стремглав лечу,
звука в них зажечь свечу!»

Звуки могут ввысь лететь,
В небе жаворонком петь.
Иль с высот себя спускать
И туман на землю стлать.

Могут серых туч нагнать,
Грусть в их влаге полоскать
Или солнцем красным греть,
Радугой сквозь дождь гореть…

Вывод сделаем простой:
Звук спасает красотой.
Надо музыку любить,
Души чтобы не сгубить.

Музыкальный день

Алёна Раннева

Я музыку боготворю,
На крыльях музыки парю.

Достал бокал из хрустаЛЯ,
И зазвенел он нотой ЛЯ.

Пропел отважно ноту МИ,
Меня ты, мамочка, пойМИ,

Чтоб утвердить звучанье «ДО»,
Я записался на дзюДО.

На кухню к бабушке пришёл
И ноту РЕ в пюРЕ нашёл.

А рядом РЕпа и РЕдис,
ОРЕшки — вкусный арахис.

И ФАртук бабушкин мне дан,
Чтоб был готов к столу ФАзан.

А из окна видна СИрень.
Какой же музыкальный день!

Кричу я бабушке: «Позволь
В компот мне бросить ноту СОЛЬ.

Сложилась гамма, за столом
Мы песню всей семьёй споём!

Нотки прячутся в словах

Алёна Раннева

В замечательной игре:
В СИней РЕчке и в ноРЕ,
На ДОрожке за окном
Нотки мы в словах найдём.

Постучится ДОждь в окно —
Мы услышим ноту «ДО»

Ну а РЕчка на заРЕ
Пропоёт нам ноту «РЕ»

Как приедем мы в МИасс,
Нота «МИ» там встретит нас.

Нотка «ФА» взяла ФАгот,
Он ФАнтазию споёт.

Нота «СОЛЬ» не любит СОЛЬ,
Обожает есть ФА-СОЛЬ.

На балу у короЛЯ
Веселится нота «ЛЯ».

Сев в маршрутное такСИ,
Нам СИгналит нота «СИ».

А у нотки «ДО» в ДОроге
Под ДОждём озябли ноги.

Нотки прячутся в словах:
На ДОрожке и в ДОмах
И в МИнутке и в заРЕ —
В замечательной игРЕ.

Сказка про Нотки

Галина Томашевская 2

Пять линеек — пять ступень!
Нотки тут живут;
Прыгать, бегать им не лень,
Если их зовут.

Если нет — пчелиный рой —
Где уж тут мелодия?!
Каждый сам себе герой —
На себя пародия.

«Фа» легла и спит устало;
Нотке «Ре» разбега мало;
«Ля» и «Си» — грызут орех,
«До» сдержать не в силах смех.

«Соль» похвастаться готова,
Что она в ряду основа;
Кто короче, кто длинней
Спорят нотки вместе с ней.

Спорят нотки в нотном стане,
Кто судьей верховным станет?
Раскричались, загалдели
И все разом захрипели…

Скрежет, свист, кошачий вой, —
Защищают статус свой!
Как исправить положенье?
Всем им надо уваженье!

Кто к порядку призовет,
Дружным хором назовет?
Надо нотки в ряд поставить,
Слушать ритм и счет заставить!

«Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять»;
«Тили, тили, тили — бом —
Загорелся кошкин дом».

Пляшут нотки и поют,
Не спешат, не отстают;
Не ругаются совсем
И теперь довольны всем.

С ними взрослые и дети
Распевают песни эти.
Мир, чтоб были все дружны,
Сделать добрым мы должны!

Веселые нотки

Дайм Смайлз

Я мечтаю стать артистом
Знаменитым пианистом
Чтобы музыку играть
Буду ноты изучать

Я присяду на диван
Нарисую нотный стан
На стене танцует луч
Это мой скрипичный ключ
С ним изучим без забот
Семь веселых звонких нот!
Чтоб легко запоминать
Мы их будем называть

Села утка на гнездо
Это будет нота ДО
Спит собачка во дворе
Это будет нота РЕ
Кошку с дерева сними
Это будет нота МИ
По степи бежит дрофа
Это будет нота ФА
А в шкафу летает моль
Это будет нота СОЛЬ
В небе вижу журавля
Это будет нота ЛЯ
В море блещут караси
Это будет нота СИ

Мама, мама как я рад
Знаю полный звукоряд
Я отвечу, ты спроси
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Ноты

Игорь Ефремов

Семь сестриц —
Семь круглых лиц!
Разные по высоте,
Одинаковые по красоте!
А когда они играют,
То музыку вокруг рождают!

Скрипичный ключ

Игорь Ефремов

Он открывает нотный стан —
Дом, где живут мелодии!
Дом нотам безвозмездно дан!
Для песен, для рапсодии!

Он со скрипкой очень дружен!
И музыкантам очень нужен!

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си

Инна Балакирева
Потерялись! Потерялись!
Потерялись, не найти!
И нигде не объявлялись
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Может, просто заблудились?
Но могли бы взять такси…
Может, адрес позабыли
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си?

Может, кто-то их обидел?
Нужно срочно мне найти,
Нужно срочно мне увидеть
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Не могу без них ни строчки,
Хоть потратил много сил,
Я уже дошел до точки,
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!

Нотный стан пихнул под мышку,
Ключ скрипичный захватил,
Я пойду искать воришку
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!

Открываю настежь двери…
У порога… Смотрят вниз…
— Просто мы играли в сквере…
— Ты, пожалуйста, прости…

Я в ответ лишь улыбнулся.
Все в порядке… Все нашлись!
Ключ в кармане встрепенулся,
И мелодия звучит…

Хорошо, что снова дома,
Хорошо, что все нашлись!
Кто кому пришёл на помощь?
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!..

Ноты. Детям

Марина Андреева-Доглядная

Разместилась по линейкам
Музыкальная семейка.
Нотоносец — ноток дом,
Поселились ноты в нем.

Чтобы в доме жить и ладить-
Новоселье надо справить.
Карандаш с тобой возьмём,
Ноты в домик заведём.

Только не поймут теперь:
Есть жильцы, а ключ, а дверь?
Ноты все галдят, столпились:
«Ах, куда мы заселились!»

Стоп. Спокойно. Не галдите.
Расступитесь, пропустите!
Здесь для паники нет места:
От неё я знаю средство.

Ключ сейчас я нарисую,
Что откроет дверь любую.
А точней не дверь-замок:
Ноты в домик прыг да скок.

Ключ рисую необычный:
Все зовут его Скрипичный.
Есть ещё один, особый!
Звук стал ниже — ключ Басовый.

Скажем дружно: раз, два, три!
Ключик дверь скорей запри!
Чтобы нотки не сбежали
И с линеек не упали

В доме этажей не счесть?
Линий пять мы видим здесь!
Будем ноты заселять,
Этажи начнём считать.

Начинаем с ноты «До»:
Птичка, где твоё гнездо?
-Я под первой, под линейкой
На своей сижу скамейке:
ДОполнительно она
Для меня придумана.

— Нотка До,- спрошу шутя,-
Кто соседи у тебя?
Выше — Ре, а ниже — Си.
Адреса у них спроси.

Прямо под линейкой первой
«Ре» кого-то ждёт, наверно:
«Выше ноты «До» сижу,
Сверху на неё гляжу.

На линейках 7 солдат
Словно пуговки висят.
Вот уж первая линейка —
Нотки «Ми» это скамейка.

«Ми» мурлыкает как кошка:
«Подожди, дружок, немножко.
В нотный домик заберусь:
На линейке окажусь».

Как в дупле сидит сова,
Так же разместилась «Фа»:
«Адрес у меня простой:
Между первой и второй».

В огороде — там фасоль,
Рядом с нотой «фа» есть «соль».
На линеечке второй.
«Соль» легко найдём с тобой.

«Нотки — дружная семья», —
Пропоёт нам нота «Ля»:
«Трудимся мы все как пчёлки,
Чтоб мелодию прочёл ты.».

Кто же едет к нам в такси?
Слышу, слышу! Это «Си»!
Адрес у неё какой?
Назовём его с тобой:
Номер три её линейка —
Это нотная скамейка.
И за ноткой «Си» она
Навсегда закреплена.

Музыкальный мир 

Марина Блинникова

Нотную снова откроем тетрадь.
К музыке надо ключи подобрать.
Слева, в начале у нотного стана
верой и правдою служит исправно.
басовый ключ — запятой. И скрипичный,
нотам и музыке служит отлично.

Дверь открывают в мир нот и мелодий,
с ними диез и бемоль рядом ходят.
Есть ещё очень серьёзный бекар.
с ноткою рядом парит, как Икар.
Он отменяет бемоля звучанье.
Даже диез сохраняет молчанье.

Нотки поют очень плавно — легато.
Или как козлики скачут — стаккато.
То очень тихо — и это пиано.
Форте — и нотки гремят ураганом.

Мир музыкальный волшебный и чудный.
Всё в нём запомнить не так уж и трудно.

Гамма

Наталья Тата Зубарева

Знаешь, что такое гамма?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Все — от бабушки до мамы —
Знают, хоть кого спроси!
И сосед наш тоже знает,
Он под гаммы засыпает
И встаёт под гаммы рано…
Гаммы знают все с тех пор,
Как по классу фортепьяно
Заниматься стал Егор.

Нотный домик

Наталья Тата Зубарева

Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.

РЕ боится высоты —
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.

На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.

Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже — скучно,
А подняться вверх — опасно.

Поживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.

Между второй и третьей —
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.

— Ну, а где же нота СИ? —
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри,
На линейке номер три!

Нотный стан

Наталья Тата Зубарева

Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём —
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ

Ключ имеет каждый дом —
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.

МИНОР И МАЖОР

У минора буква Н “нытик” означает,
У мажора буква Ж — жизнерадостный,
Вот поэтому минор плачет и скучает,
А мажор всегда весёлый и радостный!

БРАТ МИНОР И БРАТ МАЖОР

Вот Минор, а вот Мажор —
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!

Если в музыке слышны
Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор —
Он такой плаксивый!

Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!

Знают дети с этих пор
В городах и сёлах:
Грустный — это брат Минор,
Брат Мажор — весёлый.

Форте и пиано

Наталья Тата Зубарева

Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
“Тихо” в музыке — “пиано”.

Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
“Громко” — это значит “форте”!

Нотки

Оксана Черкалина

До — домик — теремок, он не низок, ни высок.
Ре — репку рядом посадили , Ми — мишку вырастить просили.
Фа — фонарик он берёт, Соль — и к солнышку несёт.
Тут Ля — лягушка, прыг да скок и Си — синичка, скок — по скок.
На дорожке веселились, с Мишей тоже напросились.
Вместе к солнышку пришли, попросили дать лучи.
И немножечко тепла, что бы репка выросла.
Солнце мило улыбнулось и сказала всем друзьям.
Буду я светить как прежде, а вот лучиков не дам.
Обожгёте свои лапки, крылья, хвостики, носы.
Вы домой скорей бегите, чтоб успеть вам до росы.
Друзья низко поклонились, и в обратный путь пустились.
Си — синичка, упорхнула, в своё гнёздышко в лесу.
Ля — лягушка — поскакала, в гости ждёт она овцу.
Сверху Соль — Солнышко светило. Освещая друзьям путь.
Фа — фонарь не пригодился, будет не чего задуть.
Ми — Мишутка весь усталый, к Ре — репке тихо подошёл.
И полив её водою, спать забрался к себе в До — дом.

Нотный стан и ноты Загадка

Ольга Алиева 3

Раз, два, три, четыре,
Пять шесть, семь —
Загадаю всем, всем, всем:
Пять поющих звонких строчек,
Семь поющих звонких точек.
Что такое — отгадай,
Если сможешь — подпевай.

Компот из нот

Регина Маскаева

Я из нот варю компот.
На лежанке дремлет кот.

Нота ФА и нота СОЛЬ,
Получается «фасоль».

Эта с точкой нота МИ
Очень длинная, пойми.

Нота РЕ идет потом —
Это вам не суп с котом!

СОЛЬ добавила в компот —
Удивился даже кот.

Злая нота СИ БЕМОЛЬ
Причиняет пальцу боль.

Ну, а с ноты ДО ДИЕЗ
Почему — то палец слез.

Веселится нотка ЛЯ:
Вышла песенка «ля — ля»!

И хвостом махнул мне кот:
Видно, нравится компот!

Октава   

Римма Алдонина

ДО на черточке короткой
Ниже всех сидит сироткой.

РЕ под первой линией,
Жмется к ней, как кошка.

МИ сидит на линии,
ФА гладит в окошко,
СОЛЬ опять на линии,
ЛЯ в окошке снова,
СИ на третьей линии
Песни петь готово,
ДО в окошке справа,
Вот и вся ОКТАВА!

Музыкальное разноцветье

Татьяна Лаврова -Волгоград

Музыкальная страна
звонкой музыкой полна.
Только жаль, что в ней живёт
чёрно-беленький народ.
Как же всех развеселить?
Может, краски подключить?
Нота ДО пусть будет синей,
РЕ — оранжевой, красивой!
МИ — сиреневая нежность,
ФА — зелёная безбрежность.
СОЛЬ пусть белой остаётся,
ЛЯ — рассветом разольётся,
СИ пусть будет золотой.
Нотный стан такой цветной!

Нотки  


Чусовитина Ольга

Слева знаки, дальше — точки,
Между ними есть крючочки.
Ну-ка, их произнеси —
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
А теперь наоборот —
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Чтобы с ними подружиться,
Надо музыке учиться.
Мир прекрасный ты откроешь,
Если нотки все освоишь.
В мир волшебный попадёшь —
Вместе с ними запоёшь!
Будешь с нотками дружить —
Музыкально будешь жить.
Жить без музыки, дружок,
На земле никто не мог.

Теория музыки — интервалы

Яков Сапожник
— Расскажу я вам, друзья,
Про отличья интервалов.
Вы ж внимательно меня
Слушайте! Как тихо стало…

Если чистый интервал —
Быть ему бессменно чистым!
Все четыре вам сыграл
Звуком нежным, серебристым.

Прима чистая, друзья, –
Повторенье той же ноты.
И добавлю не тая:
Нет тонов и нет заботы…

Кварта — как она нежна…
Блеск, изыск, звучит отменно…
Запишите: тона — два
С половиной, непременно.

Квинту — третьим назову.
Там всё чисто без трезвона.
Запишите вас прошу:
С половиной, но три тона.

Завершает «чистый» ряд
Величавая октава.
С половинкой в ней стоят
Шесть тонов. Всех нот там слава!

Остальные, вам скажу,
Могут быть или большие,
Или малые. Пишу…
Все, как есть, они простые.

Самый первый интервал:
Ведь секунда (после примы).
Тон — в большой я записал.
В малой — полутон любимый.

После — терция слышна.
Две бывает, посмотрите:
В малой тона – полтора,
А в большой вы два впишите.

Дальше мы уже прошли.
И не будем вновь, сначала —
Кварта, квинта. Знаем мы
Те два «чистых» интервала.

Так, до сексты мы дошли.
В малой там четыре тона.
Полутон добавим и
До большой дойдём, без стона.

Вот и септима уже.
Пять тонов — совсем не мало.
А в большой, так там, вообще,
С половиной пять звучало.

Вот и всё, мои друзья.
В заключении — октава.
Но о ней поведал я,
Повторим же всё сначала.

Теория музыки — интервалы — примеры


Яков Сапожник
Дважды пишем ноту «ля» —
Нет ни тона, ни пол тона.
Интервал зовут тогда —
Чистой примой камертона.

А, к примеру, нотка «ми»…
К ней добавим нотку «фа» мы.
— Интервал? Все хором и…
— Малая секунда.
…………………………- Правы!

Дальше, скажем, нота «до»…
«Ре» за ней идёт, играя.
Между ними тон давно.
То — секундочка большая.

K ноте «ми», добавим «соль» —
Нет не ту, что в суп кидаю.
Интервал зовётся, Поль, –
Малой терцией…
……………………….-Я знаю.

Нота «до» опять звучит,
Ноту «ми» затем играю.
Интервал тот заучи –
Это терция большая.

Но когда мы к ноте «ми»,
Ноту «ля» добавим звонко,
Получить тогда должны
Кварту чистую — и только!

Но, а если, к той же «ми»
Ноту «си» мы добавляем?
Вот подумай-ка возьми!..
— Квинта чистая.
………………………..- Играем.

Вот уж мы диез должны
Прикрепить к какой-то ноте.
Иль бемоли нам нужны…
Нет, бекар пока в пролёте.

Дальше-больше — ноту «ре»
С нотой «си бемоль» играем.
Кто ответит быстро мне? —
— Секстой малой называем.

Значит так — начнём мы с «си»…
До бемоля понижаем.
До большой, до сексты мы
«Соль» добавим и сыграем.

Вам от «до» до «си» бемоль
Посчитать теперь придётся.
Пять тонов, скажи пароль
— Малой септимой зовётся.

«До» с диезом вниз до «ре»? —
Говорю я вопрошая.
— Отвечайте поскорей!..
— Верно — септима большая.

Как в начале нота «ля»…
Тут другая «ля». О, слава!!!
Так урок закончу я
— Это чистая октава!

Теория музыки — нотный стан

Яков Сапожник
«До», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» –
Ты не знаешь — так спроси.
Расскажу я вам о том,
Где пол-тона, а где тон.

Между нотой «до» и «до» —
Ноль — там нету ничего.
Между нотой «до» и «рэ» —
Тон один, поверьте мне.

Между нотой «ре» и «ми» —
Тон один — как есть прими.
Между «ми» и «фа» — не тон.
Там, запомни, — полутон!

Между «фа» и «соль», момент…
Снова тон. Пиши студент.
Так же между «соль» и «ля»
Затесался тон, друзья.

Снова тон, меня прости,
Между нотой «ля» и «си».
Завершаем — «си» и «до»
Полутон там — вот и всё.