Чт. Апр 18th, 2024
Стихи об искусстве: Живопись и рисование

36 стихотворений о живописи, ее видах, рисовании, картинах.

36. Рисунок

Марина Барщевская

Рисунок… Абрис, перспектива,
Обманность плоского объёма
Сквозь свето-тени блик игривый,
Намёк, — и вот уже знакомым

Казаться станет контур нежный,
Посыл графического смысла,
Фантазий автора безбрежных…
Сеченья золотого числа

Подвластны магии таланта,
Значенье термина «красиво»
Найдут в пространственной константе.
Рисунок… Абрис, перспектива…

35. Абстракционизм

Леонид Герт

В веселом озорстве искусств,
Где куст так густ,
Ты не найдешь намека тени –
Без тени темы.

Там нет скрещения дорог,
Где торг – оброк.
Пространство сузилось некстати,
А вы представьте.

И гроздья грёз и гроз в мазок –
Еще разок.
Как много странных измерений
И точек зренья.

Бессмыслица заподлицо,
Коль нет отцов.
Их безотцовщина на веки,
Нет даже Мекки.

Есть краски — музыка для чувств:
Учусь, лечусь.
Не сразу всех увидишь в танце,
Но есть повстанцы.

А в целом абстракционизм,
Как организм.
Не слышно пусть рукоплесканий,
Но их искали.

В конце концов, крутой квадрат
На сто карат.

34. Кубизм

Верат Олоз

В расщепах и сколах кубизма
Дробится им познанный мир,
Где твердой ценой катаклизма
Заквашен живой эликсир.
В нем сцепками резких скрещений,
Прорывов сквозных чехардой,
Контактами рваных смещений
Порядок рисуется свой.
Сеть разнообразных сечений
Ведет карусель плоскостей
От кажущихся упрощений
К бессчетности сложных затей.
Становится формой пространство,
Испод – лицевой стороной.
Движения непостоянство
Вторгается в стройный покой.
В разъятости ребер и граней
Родящийся заново ритм
Сигналами иносказаний
Проходит по лезвиям бритв.

33. Нарисуй меня на фоне окна

Елена Миронова

Нарисуй меня на фоне окна —
Ветер настежь распахнул его в дождь.
И как будто я сегодня одна,
И как будто ты уже не придёшь.

Нарисуй меня костром на ветру —
И узнаешь ты,как нежен огонь.
Догораю и погасну к утру,
Догораю, не согрета тобой.

Нарисуй меня в агонии дня,
И однажды, через тысячу лет,
О, Худжник, не любивший меня,
Ты полюбишь мой печальный портрет.

32. Рисовала девочка на стекле…

Колмакова Ольга

Рисовала девочка на стекле
На узорно-зимнем да голубом,
Оставляя пальчиком теплый след
Из прозрачно-радужных облаков…
Рисовала девочка, не спеша…
Из-под шапки выбился завиток…
В облака стремился воздушный шар…
Улыбался где-то на Солнце Бог…
Рисовала девочка… Мчал трамвай
В беспокойно-снежную круговерть…
На окошке стылом качался май…
И хотелось нам на него смотреть…
И хотелось верить малышке той,
Ждать весну и просто на свете жить,
Из трамвая выбежать всей толпой
И смеяться весело, от души…
И ловить снежинки, и падать в снег…
Породнившись разом… и навсегда…

Рисовала девочка на стекле…
И стекала струйками вниз вода…

31. Рисование. Первый урок

Людмила Венедиктова

Рисование. Первый урок.
Стул, мольберт и в руке карандаш.
Лист на кнопках… Ах, будет ли прок?..
Мастерство – как далекий мираж.

Просто линия… Криво и вкось.
Есть резинка – подруга в бою.
Раза с пятого выйдет, небось…
На листе я квадрат создаю.

Пополам и еще пополам
Я делю пресловутый квадрат,
И скользит по соседним столам,
По рисункам соседей мой взгляд.

Клетки шахмат рисую с трудом,
И неровно ложатся штрихи —
Потемней, посветлей. Странный дом…
За какие такие грехи?..

Дом без крыши, без окон, пустой.
Черных клеток зияет дыра.
«Пешка в дамки» — осталось мечтой.
Шашки-шахматы — жизни игра.

Добела «растяну» черный цвет,
Превращу грусть в улыбку мечты.
Жизнь-рисунок, прекраснее нет,
Начинается с первой черты.

30. Рисование. Второй урок

Людмила Венедиктова

Делим лист мы чертой пополам —
Сверху вниз (со второго захода).
Нынче тема-задание нам:
«Симметричные формы природы»

Муравей, таракан, стрекоза,
Жук, кузнечик и божья коровка.
Симметричные крылья, глаза,
Ножки, пятна рисую неловко.

Росчерк влево и сразу направо,
Крылья бабочки, усики, лапки…
…Полечу над рекой и дубравой
На простор, где ромашек охапки.

В легком танце кружась над цветами,
Буду жить я светло, беззаботно.
Окрыленная снами-мечтами
Запорхаю легко и свободно…

Только крыльев с листа не поднять,
Заштрихованы намертво крылья…
А как хочется вновь научиться летать,
И мечту сделать радостной былью!

29. Рисование. Третий урок

Людмила Венедиктова

На стуле ваза, на неё мы смотрим издалёка,
Она красива и стройна, и в меру одинока.

Соотношение сторон далёкого предмета
Как нам найти, измерить как? Кто нам подскажет это?

Здесь нам поможет карандаш, его берём мы в руку:
Визирование — это метод, а может быть, наука.

При помощи карандаша пропорции проверим,
Прищурив глаз, «на карандаш» мы ширину измерим,

Потом всё просто: высота – две ширины, не больше,
А горлышко в два раза у’же, и даже чуть потоньше.

Теперь попробуй на бумаге изобразить всё это,
Стараясь повторить пропорции далёкого предмета.

Рука дрожит. Бумага терпит. Ах, помоги, резинка!
Плетётся робких тонких линий сплошная паутинка.

И постепенно, шаг за шагом, конечно же, не сразу,
Но на листе посередине вдруг вырастает ваза.

Она красива и стройна, и в меру одинока,
И даже выглядит неплохо (для третьего урока).

28. Рисование. Четвертый урок

Людмила Венедиктова

Урок четвертый. Круг-овал.
В пространстве, выше, ниже,
Овалов танец — карнавал,
С наклоном, дальше, ближе.

Основа форм округлых всех,
Объёмности основа,
Овал — ждет слава и успех —
Рисуем вновь и снова.

И на седьмом или восьмом
Овале замечаю,
Что в детство светлое свое
Я в мыслях улетаю.

Ребёнок рос и рисовал
Сначала просто линии,
Потом зигзаг, потом овал,
Луга и небо синее.

Но время шло. Жизнь-карусель
Так быстро закрутилась.
Карандаши и акварель
Попали вдруг в немилость.

А может, просто он забыл
Свои мечты цветные,
Вложил свой божий дар и пыл
В намеренья шальные.

В борьбу за деньги и кусок,
Который пожирнее,
Под солнцем тёплый уголок,
Лужок позеленее.

Где та звезда, которой он
Улыбку рисовал?
Где тот весёлый синий слон,
И солнышка овал?

Где круг друзей, квадрат стола,
Весёлый звон струны?
Где свет и тьма добра и зла
Неведомой страны?

На дальней полочке в тени
Лежит твоя мечта.
Возьми ее и жизнь начни,
Как с белого листа!

27. Рисование. Пятый урок

Людмила Венедиктова

Сегодня перед нами — керосинка
И нечто странное — не знаю, как назвать.
Получится прикольная картинка…
Ну, что же — начинаем рисовать.

Формат листа, основы композиции,
Симметрия, пропорции, объём.
Соединяем всё. Серьёзны наши лица,
Впервые натюрморт мы создаем.

С натуры пишем странные предметы:
Кувшин (?) жестяный (сколько ж ему лет?)
На ткани, брошенной на плоскость табурета,
И керосиновая лампа (раритет!) .

Сегодня мы усердны, словно дети.
Шуршит, стираясь, острый карандаш.
Урок итоговый за четверть и, заметьте,
С оценкой — сразу объявил учитель наш.

И снова улетают мысли-птички
В края, где детство партою скрипит,
Пятёрки-двойки, бантики-косички,
Доска и мел, дневник и алфавит.

Ах, мысли-мысли, никуда от вас не деться.
Щебечете и, перьями шурша,
Уносите меня на крыльях в детство,
Где на уроки школьники спешат.

Как много вас, воспоминанья-птицы,
Сбиваясь в стаи, мечетесь опять,
Из памяти выдёргивая лица
И время поворачивая вспять.

Я снова прогоню вас и закрою
Окно воспоминаний о былом.
Зачем грустить? Мечта моя со мною
И будущее пробует крыло.

26. Уроки рисования

Надежда Афромеева

За мольбертом, как художник,
Я рисую реку, мост,
Сизый вечер, летний дождик,
Человека в полный рост.

Свет и тень… Движенье оси
И округлость колеса…
В паутинках тонких осень
И прозрачные леса…

Чёрный грифель так послушен!
Вот набросок, вот сюжет.
Вырисовываю душу,
Хрупкую, как лунный свет.

Мягкость тени, чёткость линий.
Как достичь таких вершин?
И морозит белый иней
Ненаписанных картин…

25. Живопись

Надежда Радченко

Живопись — живого воплощение —
Вызывает наше восхищение.

Может мастер красками и кистью
Показать, как ветер шепчет в листьях,
Как искрится снег, как дождь рыдает,
Как герои любят и страдают…

А ещё нам душу тронуть может,
В жизни кое-что понять поможет,
Пробуждает мысль, тревожит чувства.
Живопись — великое искусство!

24. Живопись

Наталья Мартишина

Живопись — странное счастье!
То ли одна маята,
То ли святое причастье
К тайным пространствам холста.

Долгие поиски света,
Спор с подступающей тьмой…
Горькая доля поэта
Жить в круговерти земной.

Сладкая честь летописца
Видеть законы сердец…
Знать, с живописцами кистью
Сам поделился Творец,

И, выпуская на волю
Души, что станут творить,
Самою лучшею долей
Смог их Господь одарить:

Творчество — самосгоранье.
…Лишь бы при этом суметь
Ближнего — на расстояньи —
Не опалить, а согреть.

23. Живопись — это молчанье. Магистрал

Наталья Мартишина

Живопись — это молчанье,
Ангелов реющий хор.
Или же это случайный
Красочных нот разговор?

Живопись — предначертанье,
Чьей-то судьбы влажный взор,
То, что словами-речами
Не рассказать до сих пор…

Живопись — это подарок
Или назначенный крест?
Так удивительно ярок
Колер вдали и окрест!

Словно парнасская лира —
Живопись — избранность мира!

22. Колонковая кисть

Регина Маскаева

Колонковая кисть колонка рисовала:
Кто такой колонок — она даже не знала,
И не ведал зверёк, на куницу похожий,
Что он связан с рисующей кисточкой тоже.

Так любила она синеву небосклона,
Силуэты холмов, их зелёные склоны,
А теперь колонку свою нежность дарила:
Колонковая кисточка чудо творила…

21. Нарисую окно…

Юрий Дадекин

У подъезда зима по щекам отметелила хлёстко.
И душе перепало, но мне это всё не впервой,
Нарисую окно, а за ним молодую берёзку
И весёлых стрижей хоровод над согретой рекой.

Если вдруг загрущу, суетой повседневною маясь —
Отключу телефон, и на школьных, в линейку, листах
Нарисую волну, а над нею трепещущий парус,
И почувствую свежесть солёных ветров на губах.

Полыхнёт ли закат, над усталой землёй догорая:
Если тесно в груди — всё равно неумелой рукой
Я тетрадку свою изрисую от края до края,
Даже если художник совсем из меня никакой.

И когда я осилю горбушку последнюю хлеба,
Улыбнусь образам, чтобы было прощаться не жаль,
Нарисую мечту, синей птицей парящую в небе,
Или просто дорогу, сквозь жизнь уходящую вдаль.

20. Мы рисуем

Юрий Ардреев

Жизнь, что холст и красок много,
Мы рисуем — кто Луну,
Кто-то звёздную дорогу,
Кто-то просто тишину.
Кто-то красит чёрной краской,
Кто-то кисть макает в кровь,
Кто-то розовой о сказке,
Кто-то жёлтой про любовь.
Жизнь горит палитрой красок,
Яркой радугой в грозу,
Маскарадом шоу-масок,
Цветом яблони в саду.
Блеск дождинки на ресницах,
Сок малины на губах,
Сон счастливый будет сниться,
В светлых, радужных тонах.

19. Рисунок

Юлия Борисова Из Питера

Одушевлённые штрихи,
Как слёзы быстрые бежали,
И рифмовались, как стихи.
И успокоенно дышали.

Вот брови — мудрая строка.
А вот морщинка-запятая.
Вела художника рука,
Лицо по-своему читая.

Жила художника рука
Своей совсем особой волей,
Накинув мягкий тюль штриха
На слезоточия и боли.

Пусть тело мучалось, греша
Но не предав себя ни разу,
В рисунке том жила душа,
Росла невидимая глазу.

Легко душе в рисунке жить,
Став для злословий незаметной
И миролюбие хранить.
В защитной рамочке корректной.

18. Я рисую, как умею

Татиана Северинова

Я рисую… Как умею.
За мазком кладу мазок…
Вот — распахнутые двери,
Тут — потеря, там — урок…
Что-то краска сыровата…
Вышел не мазок -потёк…
Где-то есть шероховатость,
Где-то кто-то мне помог…
По накату… креативно…
Где-то так, а где-то сяк…
Под вуалью, чтоб не видно…
Иль в глаза души бардак…
Я рисую… Кистью-строчкой…
Вам решать… Сизифов труд?
Болью-солью многоточья…
Кто оценит? Ну а вдруг?…

17. Палитра

Татиана Северинова

Я рисую себя из подаренных вами мне красок.
За палитру любую с поклоном молитву творю…
Что ж для вас — неожиданность резких мазков и окрасок?
Что дарили — без скупости вам от души отдаю…

Я б по тучам для вас — восходящее тёплое солнце…
Я б для вас рисовала в росинках траву и цветы…
Я бы… счастье для вас… Чтобы в каждое ваше оконце…
Апельсиновый сок… Как стакан доброты и мечты…

Я б для вас… Пропитала свой холст только вечной любовью…
Как дыханье души… По холсту моя тонкая вязь…
Коль палитра пуста… Заменяю слезами и кровью…
Не судите меня… Если вдруг не по вкусу пришлась…

16. Графика

Тамара Евлаш

Вспомните рисунки,
Что вы рисовали.
Красками конечно
И карандашом.
Не подозревая,
Занимались графикой.
Может, приходилось
Рисовать углём.
Вы встречались с графикой
Так же и в газетах.
В книгах иллюстрации,
На стене плакат.
То, что в типографии
Было отпечатано.
И на выставках картины
В залах что висят.

15. Как легко рисовать картину

Юрий Рехтер

Как легко рисовать картину,
Будоражит холста изыск,
Краски, тюбики, мастихины,
Карандаш предваряет кисть.

Проступает из тьмы вчерашний
Ослепляющий солнца круг,
Будто грузно взрезает пашню,
Закалённым металлом плуг.

А за ним, с высотою споря,
Поднимается на флагшток
Над сверкающей бездной моря
Шелестящий от ветра шёлк.

Тонким контуром обведённый,
Привлекательный, как искус,
Сердца ритмом неугомонным
Цветомузыки бьётся пульс.

И звучит парохода зычный,
К горизонту зовущий крик,
Из гнезда вылетает птичка…
Замирает прекрасный миг.

14. Много красок у меня

Каретникова Наталия

Чудесен солнца жёлтый цвет!
Ему нигде замены нет!
А я люблю ещё зеленый:
Он, как кузнечик, удивлённый.

Мне мил ещё и тёмно-синий
Со звёздами пунктирных линий.
И красный — аленький цветок,
Оранжевый — с утра восток.

Мне дорог также фиолет,
Но голоубого краше нет!
Цвета все радугой — дугой,
Так, что мы выберем с тобой?

Всё краски собраны в кружок.
Кого забыли мы, дружок?
Да вот они: мой уголёк
И белый маленький мелок!

13. Как появилась живопись

Марина Андреева-Доглядная

Дикие люди в пещере сидели,
Тоскливо на серые стены глядели:
Оттуда, из мрака к себе их манила
До этого им незнакомая сила!

Схватив уголёк, что-то с чем-то смешили,
И вот, от души рисовать они стали:
Охоту, рыбалку, войну и семью.
И смыслом напомнили вмиг жизнь свою!

12. Живопись

Юрий Михайлович Агеев

Хоть всё вверх дном изобразите —
толпе плевать на эпатаж.
Пресыщенный экраном зритель
лениво входит в вернисаж.

Полотен — сотни, краски — тонны,
возможно эту светотень
оценят позже в миллионы
в какой-нибудь прекрасный день,

или в запасники задвинут,
не вспомнив даже в юбилей,
во времена, что тоже минут,
хотя их не было подлей.

В какие творческие муки
не ведал ты, в какой вираж
тебя затянет, взявши в руки
своё оружье — карандаш.

У кисти и резца заложник,
весь век свой каторжный трудись,
но лишь воистину художник
тот, кто преображает жизнь.

Нас встретят в зале благосклонно
запечетлённый вертопрах,
или сикстинская мадонна
с младенцем грустным на руках…

Напрасно критик распинает,
один талант другим круша, —
да кто ж на свете этом знает:
на что откликнется душа?

11. Люди Искусства

Руби Штейн

«Ван Гог не был сумасшедшим — он просто принимал ошибочно прописанный ему препарат»
/Циттлау Йорг/

Песни поэту диктуются музами,
«Скрытое» водит художника руку…
Разум тому и другому не нужен —
Без напряжения всё и без мУки…

Могут без «я» своего обходиться,
Словно они — продолженье Природы,
Где интеллекта, вообще,- ни крупицы…
Люди Искусства — особой породы!

Нет в них, конечно, ни капли божественного!
Но, чтобы глаз сделать острым,
Ухо отрежет… себе непосредственно…
Лишь настоящий художник…

10. Китайская живопись

Ольга Альтовская

О, сколько грёз и волшебства,
Великой тайны мастерства —
Полмира в оболочке тесной!
Соцветий радужных купель :
В картинах тушь и акварель
Ведут рассказ о Поднебесной.

Цветы и птицы, и бамбук –
Всё будто бы плывёт из рук,
Скользит за призрачной вуалью.
И, утопая в дымке, вид
Туманных гор – к себе манит
И дружит с каждою деталью.

И каждый мах, и каждый штрих
Наполнен смыслом — чуден, тих.
В манере — умиротворенье.
Будь то журавлик иль трава —
Во всём флюиды естества —
В движенье, в птичьем оперенье…

Тончайший флёр, тончайший вкус –
И эфемерен плоти груз
Вдали от суетности быта.
И за волшебной пеленой —
Оттенки краски неземной.
В каких краях она добыта?

Мир плотный, грубый, злой, как сыч!
Тебе движенья не постичь,
Ты обречён на постоянство.
Тут – интуиция и слух.
Тут обитает нежный дух
Заворожённого пространства.

9. Живопись — избранность мира

Наталья Мартишина

Живопись — избранность мира.
Толпы народов глядят:
Там, на картине кумира —
Изобразительный ряд.

Краски своё говорят,
Как под рукой ювелира —
В них минералы горят,
Точится светлое миро.

В красках живёт, чуть дыша,
Всё, что украсит картину:
Время, судьба и душа
Слитны, навечно едины,
Связаны Горним свиданьем…
Живопись — это молчанье…

8. На картинах выгорают краски…

Людмила Ревенко

На картинах выгорают краски,
Кракелюры старят полотно,
Поновленья ожидают фрески,
Записи прошлись по ним давно.

Ходим мы вокруг их оживлённо,
Думаем: — А так бы мы могли?
— Нет, конечно, — скажут удивлённо, —
Мало так талантов у земли. –

— Как же мало, если все мы помним,
«День Помпеи», скачет Пересвет,
Струйскую, ворочает Пётр камни,
Град чтоб на Неве явить на свет.

А вокруг то «Мокрый луг» в тумане,
А то «Рожь» качается у ног,
С детства что впитали и взираем
На путях и странствиях дорог.

И несутся в двадцать первом веке
Белого движения «Исход»…
Из Кабула и Чечни калеки,
С Крымских гор сошедший Дон Кихот.

Выгорят когда-то эти краски,
Трещины лучами пробегут,
Но холсты представят жизнь по-русски
На века — не несколько минут.

7. Искусства любви — Живопись

Людмила Лесных

Нарисовал любимую художник,
Портрет ей показался непохож.
«Другой рисуй! А этот — уничтожь!» —
Был приговор любимой непреложным.

Ослушаться приказа не посмев,
Художник холст терзал и так, и этак, —
Ее он рисовал ню и одетой,
Анфас и в профиль… Бился, словно лев,

Но были тщетны все его усилья.
В конце концов, холст тоже не скала —
Он разорвался, — пала и Бастилия!
Любимая — к фотографу ушла.

6. Картины 1

Леонид Герт

Картины висят молчаливо,
Неся в своих рамках судьбу.
Не любят, и в этом причина,
Кричащего строго судью.

Ты можешь их громко охаять,
А можешь восторженно петь.
В ответ отраженья оскалят
Иль трещинок выпустят сеть.

Люблю я картины в изломе,
Пространством закрученный след.
Они не приводят к истоме:
Измятый лирический бред.

Мне нравятся сонмы парящих
(А кто-то бормочет — вот бред),
Люблю я гулящих, но спящих,
Сомнамбульский тихий обет.

С восторгом сезановских яблок
Люблю отправляться в полет,
Где цвет не особенно ярок –
Сетчатку мою не протрет.

Ты скажешь, что это виденье
И ждет в желтом доме постель.
Отвечу, что это везенье,
Коль чувства не спрятал я в тень

5. Картины 2

Леонид Герт

Вдоль очередью картины
Предлинными галереями —
Квадратные ориентиры
Расписаны кистью, перьями.

Портреты и натюрморты,
Абстракции и реалии,
Святые лики и морды
Задорные или вялые.

Виднеется сеть морщинок,
Как тест приличного возраста,
Но время не истощило
Вдохновенного образа.

Ты взглядом водишь блуждающим
По тем распахнутым окнам.
Их, столько лет ожидающим,
Не хочешь окутать оком.

Ты ждешь только узнавания,
С трудом может, вспомнив автора,
Хранишь лишь завоевание
Добытое там, за партой.

Они в ответ улыбаются,
То отсвет твоей улыбки.
Они ведь не ошибалися,
Тут не было их ошибки.

«Всмотрись, будто смотришь заново.
Не бойся, мы не ужалим.
Увидишь новое зарево —
Мы все-таки возмужали».

4. Живопись

Инесса Митина

Мазок к мазку ложится строго,
Картину долго кистью создавать,
Терпения, упорства надо много,
Чтобы творить и холст не замарать.

Художник — Космос на Земле,
Такие же объёмы, краски,
Они поднимут высоко,забыв о дне,
Примерить всем дадут другие маски.

И, побывав в иных мирах,
Не выходя из дома,своей кожи,
Искусство избегает даже крах,
Столкнувшись с маской «рожи».

Само искусство многолико —
Рождается оно ль на материке
Или в глухой деревне Пуэрто Рико,
Ведь настоящее трогает везде.

Оно захватывает в плен,
И не отпустит на свободу,
Пока не обратится злое в тлен,
Добро войдет да вечно в моду!

3. О живописи

Елена Заутренникова

А что собой представляют немые картины?
Вот чью-то жизнь, раскрытую в мазках.
Или душевные прозрачные витрины
С искринкой сердца, мыслью на висках.

Что в замыслах художника? Подсказки
Какие нам несут на полотне
Живые, восхитительные краски?
Так нелегко с восторгом спорить мне

О том. Пейзаж ли, может быть портреты
Так душу трогают, и утопает взгляд.
Деревья, облака и силуэты…
Эмоций, впечатлений, дум парад.

О, живопись! Таишь под дивной кистью
Шедевр, что навеки отражен
В воздушном облаке красы духовной выси.
И наповал ценитель был сражен.

2. Купите картину

Владимир Бордюгов

Который же час? А то люди проходят,
Посмотрят, поойкают и отойдут.
Конечно, такие картины не в моде,
На них всё понятно, к тому же — дебют.

На них всё понятно: вечернее небо,
И церковь шатром, да свисающий крест,
И бабка с горбом, что проходит бесцельно,
Из тех, что не бросят насиженных мест.

Другая — на выжженном поле травинки,
А дальше — косцы, даже «слышен» их вздох,
И солнце искрящее плавит тропинки,
И, кажется, видишь, как «катится» пот.

Купите картину, недорого просит:
На краски, на кисти, на холст, на мечту…
А время так быстро, так быстро уносит,
И зря не купили вы ту «простоту»…

Листок каталога, начальные цены,
Под номером десять отмеченный лот…
И карточки — вверх, и опять перемены,
И снова — на шаг, и открыл, было, рот

Тот самый, что ойкал, купить не решивший
«Картинку с церквушкой», что мимо прошёл…
Купил бы картину… да взгляд уж остывший…
Где взять столько денег… напрасно прочёл…

1. Искусство. Живопись

Александр Ченин

И, что бы там не говорили; — насколько были мы умны,
Однако, всё же Атлантиду пока ещё что не нашли.
В советской школе нас учили, что Дарвин точно доказал,
Какими раньше люди были и что их труд объединял.

А в коллективе суть мышления, — потребность думать, говорить
Всё началось с изображенья; — как бы еду себе добыть…

Костёр, пещера, тени пляшут. В звериной шкуре человек
Сидит, гадает; — тени скажут, как надо зверю умереть.
И, вдохновлённый тем, что знает! Углём на камне начертил,
Где он копьём его пронзает! Рисунок первый сотворил!

Он был тогда, как Раффаэлло! Он первым мысль изобразил!
И этот дар, возможно с Неба, — нас от зверей и отличил.
С огнём родилось и Искусство. Сейчас гадать не стану я
Что было первым. В жестах чувство или картина от угля.

Рисунки первые на камне понятней нам, чем тот квадрат,
Что нам в двадцатом веке стали, как образец преподавать.
Какому Дереву начало когда-то дал тот уголёк!
Как расцвело, могучим стало и нам плоды свои даёт.

Мы по рисункам узнавали, как люди жили, что могли,
Как Мир, — себя в нём открывали и в мастерстве своём росли.
Художник; — это Маг, Волшебник! Он кистью, краскою, мазком
Для нас создаст изображенье, о чём он думал, знал лишь он.

И стала мысль материальна и дух в ней есть, и красота.
Несёт Божественную тайну, что в нас войдёт от полотна.
В картинах всё! Покой пейзажа, с портретов пристальны глаза
И всех сражений кровь, отвага, и совесть будят образа.

Кино, дизайн, архитектура, одежда, техника: — всегда
Увидеть мысль свою в натуре, — поможет след карандаша.
Материальна мысль! Я верю! Нельзя словами передать
И не доступно это зверю; — фантазию нарисовать!

Я покажу лишь два примера, как мне художник доказал,
Что мысль свою он так умело и точно в душу передал.
Из глубины былых столетий один Мадонну мне послал,
А современник неизвестный на стенке дома рисовал.

Я благодарен им обоим и многим тысячам таких,
Но выше всех! И он достоин, — углём, кто мысли закрепил.

Источник