Пт. Апр 19th, 2024
Коровин Константин Алексеевич — Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи. Главный декоратор и художник московских театров.
Картины — «В лодке» (1888), «Северная идиллия» (1892), «Геммерфест. Северное сияние» (1894-1895), «На даче» (1895), «Бумажные фонари» (1896), «Цветы» (1913), «Гурзуф» (1914), «Москворецкий мост» (1914), «Зимние сумерки» (1916), «Рыбы, вино и фрукты» (1916) и другие.
Портрет Шаляпина
Агапи-Галина
Здесь, через открытое окно видны,
пышной зелени деревья и кусты,
рядом ваза, с свежим букетом цветов,
графин, бутыль и бокалы с вином!
— Мастером запечатлённая, картина:
на холсте — благобразный мужчина,
расслаблена поза, немного вольяжный
энергичный, сильный и статный!
Портрет Шаляпина, — великого артиста,
— лицо озаряет, яркий свет, лучистый!
дыхание воздуха, — мягких полутонов,
палитра чувств, свежих красок холст!

Коровин К.А Портрет Ф. И. Шаляпина в Виши. 1911

К. Коровин. Париж. Площадь Бастилии 
Альберт Кудаев 
Луна над мокрой мостовой
И над Июльскою колонной
Несет к реке фонарик свой,
Дрожит, как будто пес бездомный.
Брусчатка в сеточке морщин
Политых кровью и водою
Запоминает шепот шин.
Запоминает нас с тобою.
У мостовой своя судьба
Копить людскую боль и скуку.
По ней и принца и раба
Вели на плаху и на муку.
Неумолимый приговор
Иль королевское прощенье.
Священник, рыцарь или вор.
Теперь лишь в камне отраженье.
И нет Бастилии следа,
И короли теперь не в моде.
Луна по небу иногда
Холодным призраком проходит.
К. Коровин. Парижское кафе 
Альберт Кудаев 
Париж весенний, пробудился к жизни.
Бульвары в белом, словно под венцом.
В кафе за столиком ты вспомнишь об Отчизне.
Взгрустнешь немного и вздохнешь тайком.
Весна парижская — приют для меланхолий.
Искусств подруга и поэзии сестра.
В кафе среди камелий и магнолий.
Ты мог бы просидеть хоть до утра.
Но вот уже спешит гарсон учтивый
Белеет фартук, слышен дамский смех.
В кафе Парижа, жизнь нетороплива.
Лишь он один торопится за всех.
К. Коровин Розы и яблоки 
Альберт Кудаев 
Летний Крым, похожий на Прованс,
Небо выплеснул лазоревым зонтом.
Он сумеет удивить и вас,
Позабыть заставит о былом.
Моря высь и неба глубина,
Белый парус на краю судьбы.
Над бокалом крымского вина
Чуть смутившись, наклонились вы.
Легкий бриз, ласкающий вуаль,
Слов нескромных остужает пыл.
Я такой вас до сих пор не знал.
Но такой я вас и полюбил.
И букет бесстыжих алых роз
Между нами — нас не разделил.
Летний Крым ответил на вопрос.
Только я вопрос тот позабыл.
На выставке Коровина 
Андрей Пустогаров 
Когда ничего впереди,
и сердце трясется от злости,
пойди в будний день погляди
в музее Коровина Костю.
Сначала лужок, ручеек,
чаёк на веранде на даче,
но цепкий хватает зрачок
Марсель и Печенгу в придачу.
Век скачет, как старый сатир,
но зорок, хотя чуть рассеян,
в мозаику сложит дробящийся мир
любитель парижских кофеен.
Кружит балерины волчок,
в фаворе волшебные сказки.
Кричит золотой петушок
и быстро сгущаются краски.
Красуется в поле война,
цветут над окопами взрывы,
и выдавлен тюбик до дна —
цветы твои слишком крикливы.
Слепая пожалует смерть…
Царапая глаз ротозея,
что видел ты, будет висеть
на стенах в московском музее.
Бумажные фонари. худ. Константин Коровин 
 
Борис Ханин 
Уж вечереет. Темная листва
Дом окружила и террасу.
А на террасе с фонарем она.
Фонарик розовый, для глаза,
Контрастен по сравнению с другим,
Лежащим на полу дощатом.
Он голубой. Малиновый, что с ним
Лежит, уже слегка примятый.
И в ярко-красной кофточке она
В саду сияет, как фонарик.
То Анна, в будущем его жена,
Любовь ему свою подарит.
Как элегантна героиня здесь,
Что держит розовый фонарик.
В ней даже скрытая загадка есть.
И ждешь, что праздник нам подарит.
Контрасты ярких красок фонарей,
На фоне зелени и неба,
Подходят к декорациям скорей
Для пьесы, где так ночь волшебна.
Константин Коровин 1915 Гурзуф 
Владимир Нехаев 
Широкими мазками
Радость цвета
И черноморской свежести простор
Художник предложил для взора нам,
Где волны, небо, свежий воздух, лето
С фантазией, с настроем пополам…
Импрессия и поиски, —
При этом,
Нас погрузив в игру теней и света,
Он приглашает нас на разговор:
— Любуйтесь!
Как прекрасно море!
Как девушки воздушны —
что цветы!
И парусник причал покинет вскоре
Искать за горизонтом
цель мечты!..
… Ещё империи устои не шатались,
Ещё художник строил планы
В три версты,
Его мазки не всеми признавались
И он включился в оперный декор,
Перенося на сцену
С этих пор
Свой с критиками непокорный спор…
Но здесь,
На черноморском побережье,
Затем не раз он мысленно бывал,
Когда в Париже
Он осколком от России прежней
Свой век оставшийся с семьею коротал,
За край родной
Душой переживал,
Храня в душе и
Веру и
Надежду,
Во Франции как гость
Он пребывал…
Картины крымских
Черноморских видов,-
Широкими мазками —
Цвет и свет! —
С тех пор
С любовью отмечает зритель
В музеях мира
И — через интернет…
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), великий русский художник, пейзажист, портретист, театральный, писатель-мемуарист. В 1923 году вынужденно эмигрировал во Францию. Перезахоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем (Франция) в марте 1950 на средства, собранные русскими эмигрантами. 
Коровин К. А. Северная идиллия. 1886 
Владимир Нехаев 
У белых северных ночей
Своя есть нежность и безбрежность,
Как есть у северных людей
Своя к своим краям прилежность,
И песен ширь и доброта,
Поступков правильность и строгость…
Врагам давно известно: трогать
Их безнаказанно нельзя!..
1.
Пейзаж написан не с натуры,
Художник не был в те года
На Севере…
Его душа
Стремилась с юношеским пылом
Своё
О Родине сказать,
С академическим размахом,
Но и с любовью показать….
2.
Всё это было,
было,
было…
С родных российских мест сметён,
Как лист осенний сорван он
Прожорливою черной силой
И на разлуку обречён…
Там, на закате дней своих,
В Париже плакал он уныло
О тех березках дорогих,
О всём, что сердцу было мило…
3.
В Сен-Женевьев-де-Буа
Много покоится русских.
Очень печальна глава
Дней тех и ярких, и тусклых:
Вот и лежат вдалеке
От милых российских просторов
Те, кто так крепко любил
Эти леса, реки, горы,
Эти луга и поля,
Эти, в сплошной красоте,
Нивы, леса, косогоры…
 
К. А. Коровин «Северная идиллия»1886 г. 113х153 , ГТГ, Москва
Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.
Его жизнь также, подобно сотням других российских талантов, была поломана революцией 17-го года, в 1923 году он был вынужден уехать за границу и умер во Франции,потеряв Россию, как источник вдохновения…Да и зрение подвело в конце.Мог только писать прозу. 
 
По картине Коровина. Девушка в саду
Дмитрий Суханов 4
Золотые листья опадают,
Парк старинный в дрему погружен.
Девушка, застывшая в печали,
Здесь одна на фоне золотом.

В чем причина грусти незнакомки?
Может брак её не по любви?
Потому так сердце давит ноша,
И померкли солнечные дни.

Или может накануне свадьбы,
Передумал в брак жених вступать.
Потому померкло все пред нею,
И не может радость в жизни знать.

К. А. Коровин Бумажные фонари. 1898 г
Иван Есаулков
Посмотри, мой зритель, посмотри,
Как горят, сияют фонари!
Женской ярко-красной кофте в тон
Был фонарик девушкой зажжён!
Жанр… портрет ли… или натюрморт?
Не понять… Но звучен так аккорд!
Интенсивен очень колорит —
Даже зелень, кажется, горит!..
И слиянье, и контраст цветов
Здесь Коровин совместить готов!..
Девушка, что изображена,
В будущем — художника жена*…
* Считается, что на картине художник изобразил свою будущую жену А.Я. Фидлер.
К. А. Коровин Гаммерфест. Северное сияние
Иван Есаулков
Не сможешь найти ты здесь русской избы:
Дома высоки и узки, как столбы,
На малом пространстве друг к другу теснятся…
А сколько их? Может быть, штук этак двадцать!
Не скажешь: норвежский простой городок
На севере диком на скалы прилёг!
Нет, он пред суровой природой ярится
И хочет взлететь, словно вольная птица!..
А между домами ты видишь канал,
Что лодки в себя, как одежды, вобрал,
Как будто сумеет немного согреться.
Вот он не взлетит! Ему некуда деться!..
Сияние северное расцвело
Жар-птицей и небо собой обвело,
А отблески света дрожат и мерцают,
По стенам скользят и в воде тихо тают…
К.А. Коровин Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895 гг.
К. А. Коровин. Гурзуф. 1914
Иван Есаулков
Коровин в полотне объединил
Веранду виллы, где тогда он жил,
Портрет и замечательный пейзаж.
Картину оживляет персонаж —
Гражданская Коровина жена
Им рядом с креслом изображена.
На нём букет красивых роз лежит.
Свет по фигуре женщины скользит,
По креслу и по полу, по цветам.
Видна тень на полу густая нам.
Внизу же виден небольшой причал —
Он к берегу приморскому пристал.
Правей его три лодочки видны.
У мыса камни все освещены,
И живописец там изобразил
Тот домик, где когда-то Чехов жил.
А парусник, красив и невесом,
Плывёт. Уют и тишина кругом.
И не колеблется морская гладь.
Картина излучает благодать!
К. А. Коровин. Зимние сумерки. 1916
Иван Есаулков
Поэтический, интимный вечер
Романтично красками расцвечен.
Женщина присела у окна,
Замерла в бездействии она.
Есть какая-то в картине тайна,
И совсем Коровин не случайно
Полотно ноктюрном называл…
В профиль дан лица её овал.
И мерцает у неё одежда,
И струится на листок надежда,
Только замерла сейчас рука —
Нет, не получается строка!
Смотрят на пустой листочек очи.
Вызревает тихо сумрак ночи
И уже темнеет за окном.
Замерла рука с карандашом.
Все её раздумья перед нами
Обозначены размашисто мазками.
Перед нею на столе цветы
В вазе — и прекрасны, и чисты!
К. А. Коровин Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911 г
Иван Есаулков
Изображён Шаляпин летом,
Погожим августовским днём, —
И залита терраса светом,
И воздух напоён теплом.
Артисту тесно здесь как будто…
Хотя окно отворено,
Но душновато, и к кому-то
Его лицо обращено.
Певец сидит в свободной позе;
Пред ним — бутылка и графин;
В изящных вазах — фрукты,розы;
В бокале искрится рубин.
Нет пересказа здесь натуры —
Всё подчиняет солнца свет:
И лепку фона и фигуры,
И зелени садовой цвет!..
Как сочетается с пейзажем
Певца величественный вид,
И натюрморт слит с персонажем,
И живописен колорит!..
К. А. Коровин. Северная идиллия. 1886
Иван Есаулков
Широкий луг и белые ромашки;
Лесок вдали, и крыши изб видны…
Три девушки, три русские милашки
Стоят, в мелодию погружены;
Покачиваясь, тихо подпевают.
Задумчивый напев ведёт свирель —
На ней, разлёгшись на траве, играет
Знакомый по «Снегурочке» нам Лель.
Послушать песню даже месяц вышел,
Поднявшись из леска на небосклон,
И озирает облака и крыши,
И луг, который лесом окаймлён.
Плывёт напев… И кажется, что вроде
Лесок примолк, дыханье затаив,
Что замерло всё в северной природе,
Услышав незатейливый мотив…
Бумажные фонари
Ирина Полесская
Тихий вечер прощается с солнцем,
Размывая все краски заката,
И оранжево-тёплые пятна
Оплывают с земли полусонно..
Понемногу сгущаются краски:
Малахитово-тёмная зелень;
К светлой охре добавился серый..
Свет небес и бледнеет, и гаснет..
Уж свежо!.. Подступает прохлада..
Любит час этот Аннушка очень,-
Чтобы в лунную ласковость ночи
Прогуляться с любимым по саду.
Приоделась: карминная кофта
Выделяется яркостью пышной..
Тишина.. Только можно услышать
Шёпот листьев о чём-то..о ком-то..
«..Всё о нём», — это Аннушка знает,
Сердце бьётся в предчувствии встречи..
Как красиво и празднично свечи
Зажигают бумажный фонарик!
«..Этот, — с красным оттенком, — прелестен!..»
Любо-дорого чудо с Востока!..
Как же радостно ей, черноокой,-
Как же весело думать: невеста!..
Вот сейчас уж фонарики эти
Засияют магически ярко!..
И художнику будет подарком
Милый образ в таинственном свете..
Звук шагов…скрип калитки.. и так уж
Сразу всё: поцелуи, объятья!..
Он напишет портрет её к свадьбе..
И она за него выйдет замуж..
На картине «Бумажные фонари» Константин Коровин изобразил Анну Яковлевну Фидлер, хористку мамонтовского театра, ставшую его женой.
 

Коровин

Кондрат Припаркин

Живопись Коровина прелестна,
Как венец возвышенных искусств.
И природа на холстах чудесна,
С выраженьем сочной гаммы чувств.

С ним Шаляпин стал заметно ближе,
И Большой театр восславил он,
А за «Берендеевку» в Париже,
Орденом Почёта награждён.

Цветы и фрукты Натюрморт Коровина 
Надежда Никищенкова 
 
Публикация рецензии на «Цветы и фрукты Коровина»
А я лишь вижу голубой цвет с синим рядом.
Цветы и фрукты на панно сокрыв от взгляда,
Запляшет только ветерок по синим краскам,
Тьмы яркий с вазой уголок взрыв буйства с лаской,
Что дарят зрителю цветы так робко, нежно,
Средь поднебесной синевы томясь небрежно?..
Наверно, радость и любовь, с небес сошедших,
Они волнуют только кровь в нас сумасшедших!..
К. Коровин Шаляпин 
 
Светлана Ламбина Лана Веточка 
Цветущий сад, дыхание цветов
Вино Италии и фрукты.
Смеётся гений и рассказывать готов,
Как Мефистофель в шутках, прибаутках.
Бумажные фонари. Константин Коровин
Светлана Леснова
В зеленых сумерках в саду
Огни фонариков зажгутся,
Загадочности привнесут,
Возможность к тайне прикоснуться, —
Экзотике далеких стран.
В Китае свадебное платье,
В России красный сарафан —
Символикой цветов на счастье.
Фонарь при входе красный — знак,
Что в доме бракосочетанье.
Коровин словно предрекал
Судьбу картиной о свиданьи.*
Как теплый свет преображал
Любви волшебной ожиданье!
Казалось бы, бумажный шар,
Но изменялось мирозданье…
Душевный трепет и листвы.
Стена бревенчатого сруба, —
Избы надежность не избыть,
Но быть действительности грубой:
Жена с фонариками, но
лучом не стала в его царстве
И Форнариной**, но тепло
Ее любви дороже страсти…
Как много дев внутри картин
в уютном комнатном пространстве.***
Невесты же портрет -один,-
В преддверьи жизнепостоянства.
Бумажные фонари.1895г. Константин Коровин.
*Считается, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер.
** Форнарина — возлюбленная,муза Рафаэлея (Сикстинская мадонна)
***У Константина Коровина большой цикл картин «у окна».

Красавец, щёголь и всеобщий любимец Константин Коровин был несчастлив в браке. Так во всяком случае считал он сам. Его законная супруга, бывшая хористка Анна Фидлер, с которой он познакомился в мамонтовской опере, была предана художнику и прожила с ним вплоть до его смерти в эмиграции, но Коровин не раз упрекал её в мещанстве и безучастности к своему творчеству. Его жизнелюбие и оптимизм были обманчивы, на самом деле жизнь Коровина была полна невзгод: самоубийство отца и смерть матери, смерть первого ребенка и потеря родного брата-художника, инвалидность младшего сына и болезнь супруги. Всё это больно ранило Константина Алексеевича. За два года до смерти он с горечью говорил о жене: Она ничего не понимает! Я одинок. Поймите: я — одинок!.
На террасе. К. Коровин
 
Светлана Леснова
Тёплый свет вечернего Парижа,
Свежестью и роскошью цветов,
Трепетной взволнованностью дышит,
Ароматом чувственным духов.
Словно «Махи» Гойя на балконе
Нежно-ослепительны цветы,
Манкие, под сумрака конвоем,
В кружевных мантильях темноты.
Маленькая Розочка напротив,
На террасе дома, смотрит вниз.
Как же высоко любовь возносит
Экспрессивной кисти романтизм!
В серо-серебристой гамме буден —
Праздничная музыка огней.
Лепестками розово припудрен,
Свет Парижа — нежности нежней.
Константин Коровин Терраса. Париж
На юге Франции. Константин Коровин
Светлана Леснова
«На юге Франции». Коровин.
Почти ван-гоговский мазок.
Но в подражанье невиновен
Ни он, ни лёгкий ветерок.
В нём нет трагизма и надрыва —
Небрежно- быстрый, озорной,
Кораблик — домик у обрыва
Качнёт над вспененной волной
Оливы старой серебристой,
В ладу и с миром, и с собой, —
Коровин импрессионистом
Родился — с русскою душой!
К. Коровин «На юге Франции». 1908г.
Портрет М. К. Тенишевой. К. Коровин
Светлана Леснова
Задумчивой, в сиренях Врубеля*, —
Она привидится весной
в санкт-петербургских светлых сумерках,
в Париже встречена тобой
в голубовато-нежно-палевом,-
/припомнишь репинский портрет!/,
на броши яркой и эмалевой
изящным вензелем — МТ.
Но есть картины, как предчувствие
предназначения души, —
в том сила личности, искусства ли,-
разбередить, наворожить.
Благословенна кисть смятённая
в благоговении пред той,
Талантами непревзойдённою,
Княгиней с русскою судьбой!
Портрет М.К. Тенишевой. 1899 г. К. Коровин
Черёмуха
 
Светлана Леснова
Твои глаза смеются, боль скрывая…
Коросту ледяную не пробить,
Но заскорузлые бинты срывая,
Весна даёт надежду слову «Жить».
Мерило счастья — прожитое горе,
Ты создаёшь весы из «может быть»
И прячешься в ромашковое поле —
Так, не гадая, проще разлюбить.
Мне до ромашек нынче, как до моря,-
Черёмуху охапками несу
В чугунную, хрустальную неволю
И сердцем с ней расстаться не могу.
Черёмуха. 1912 г. К. Коровин
Черный кот на подоконнике 1902 К. Коровин
Светлана Леснова

Константин Коровин «Черный кот на подоконнике». 1902г.
Палитрою Осени — стол… Интерьер-
Жёлто-коричнево-синий,
Подчёркнут легко, на французский манер,
Этюдной экспрессией линий
В стремительном ритме: высокий букет,
Рассыпаны яблоки в спешке,
Скатился скатеркою свет на паркет,
отставлено кресло небрежно,-
Минутку назад здесь хозяйка была, —
лишь вьется листва по дорожке.
Минорною ноткою черной кота
Покинутость дома тревожит.
Рефреном — любимый мотив: у окна*
Поэзия в облике дивы
С цветами, подругою или одна
В пространстве уютном картины.
Коровин писал СОСТОЯНЬЯ портрет
Созвучьем тонов колорита
И двух одинаковых, в принципе, нет,
Чертами неясны, размыты.
Безбрежность картины, как мира, холстом
Старался всегда ограничить,-
Защита — незыблимость стен и основ
Без внешних препон и различий.
Писал не себя,- окружающий мир
Сквозь радужность призм ощущений,
Что не в декорациях созданных жил,
А пел радость жизни крещендо.
Картины его музыкальны на слух,-
Так Моцарту вторил Шаляпин,-
За легкостью видимой — оперный дух
На все времена, а не шлягер.
* Большой цикл картин — у окна. 
Картина Коровина Белая ночь в Северной Норвегии 
Элла Гоник 
Плавится золотом пламя заката,
Хрупкая белая ночь наступила,
Барки застыли в молчаньи. Соната
Моря вечернего, словно застыла.
Тишь цепенело стоит над лагуной,
Марево нежно висит над водою…
Ветер затих. И умолкли вдруг струны,
Стало не слышно морского прибоя.
В лёгких мазках сей руки вдохновенной,
В трепетном и светоносном пейзаже,
Словно душа воплотилась нетленно
В волнах волшебных и лёгких пассажей.
Сколько же света в прекрасной картине,
Сколько сияния, сколько пространства,
Плавных и нежных, чарующих линий,
Словно манящих нас радостью странствий?!
Картина Константина Коровина В России 
Элла Гоник 
Матушка-Россия, зимнею порою
Как ты хороша всегда, свежа,
Снег пушистый землю ласково укроет,
Льдинки колокольчиком дрожат.
Радостен, спокоен городишко русский,
Жизнь проходит тихо, не спеша,
Улицей широкой, по крутому спуску
Мчится лихо русская душа.
Лёгки на просторе сани с лошадёнкой,
Серебристый снег из-под копыт,-
В воздухе морозном от церквушки звонкий
Колокольный перезвон стоит.
Радостный и яркий выдался денёчек,
Радуются все зиме такой…
И из труб выходит весело дымочек,
И во всём отрада и покой…
Картина Константина Коровина На террасе 
Элла Гоник 
Солнцем согретые, светлые, нежные
И погружённые в яростный зной,
В дымке невидимой моря безбрежного
Двое прелестниц вкушают покой.
Роз ароматы волнуют и радуют,
Плещется тихо морская волна,
Лица их светятся нежно и матово,
Прелестью тихой картина полна.
Яркие, звучные краски художника,-
Словно мозаики дивной игра…
Как витражей тех старинное крошево,
Будто имрессионистов пера…
Картина Константина Коровина Осень 
Элла Гоник 
На ковре из листьев золотистых —
Королевой праздничного бала
В платье розовато-серебристом
Девушка прекрасная стояла.
Вниз направлен взгляд её лучистый,
Где сияет мягко позолота,
И на лике — свет улыбки чистой,
Видно, дева вспомнила вдруг что-то.
Так прелестна юная фигурка,
Тонок хрупкий стан, изящны руки,
Словно после двух-трёх па мазурки,
Замерла она, внимая звукам.
Создан образ или был реален, —
Нам художник тайну не откроет,
Но портрет красив и уникален,
И восторга нашего он стоит.
Картина Коровина Осень. Аллея в Жуковке 
Элла Гоник 
Вся в опавших листьях тёмная дорожка,
Хмурость и туманность в небесах, —
Под зелёной крышей ветхая сторожка,
Осени прощальная краса.
Тихая аллея — вестница печали
И приют унылый кратких дней,
За дождливой дымкой не увидеть дали,
И пронзает грусть ещё сильней.
Замерла природа в тишине прощанья,
Хоть пока краса её видна…
И какой-то удивительною тайной
Вся картина грустная полна.