Пн. Июн 17th, 2024
шут

«С самоваром чай вкуснее и беседа веселее!»

Сценарий чаепития

Действующие лица:

  • Хозяин
  • Хозяйка

Реквизит:

  • Аудиозаписи для оформления мероприятия — народные и частушечные мелодии, песни про чаепитие — по вашему выбору.
  • Костюмы для Хозяина и Хозяйки в народном стиле.
  • Слайды или видео, иллюстрирующие историю чая по тексту (не обязательно).
  • Большой самовар и разное угощение для чаепития.
  • Расписной картонный сундучок с пряниками.
  • Призовые конфеты и сладости для победителей в конкурсах.
  • Хлеб-соль — каравай на подносе, покрытом вышитым полотенцем.

Звучит народная песня «Самовар». Хозяин встречает гостей, рассаживает за накрытым к чаепитию столом.

Хозяин:
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждем–поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!

Выходит Хозяйка с караваем на полотенце. Обносит гостей, предлагая угоститься хлебом-солью. Затем ставит каравай на стол.

Хозяйка: Будьте как дома!

Хозяин: Мы рады приветствовать вас на наших посиделках «С самоваром чай вкуснее и беседа веселее»!

Хозяйка:
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

Хозяин:
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гости отвечают.

Хозяйка: Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде! На Руси посиделки начинались с 1 сентября и продолжались до Благовещения, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.
Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения.

Хозяин: Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под пыхтение самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился очень долго кое-где до наших дней. Вся семья собиралась за столом, на который водружалась домашняя выпечка, пироги, бублики, сахар, варенье мёди, конечно, самовар. В каждом доме и на каждом столе красовался крутобокий посудный царь, ни одна трапеза без него не обходилась. И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
(Несколько концертных номеров на тему самовара, чаепития, угощения — по вашему выбору)

Хозяйка: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари.
Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения.

Хозяин: Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был единственной ценной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом и уксусом, чтобы блестел.
Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Хозяйка: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.

Хозяин: Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. По одной из книг, чай возник во время творения земли и неба. По другой легенде, один из императоров Китая попробовал напиток, который получился из листьев, случайно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать эти листья и издал указ о применении его по всей стране.

Хозяйка: Сначала чай употребляли правители и священнослужители как целебное питье, снимающее усталость, дающее силы и укрепляющее зрение, или в составе мазей, например, от ревматизма. В шестом веке чай — напиток знати, но в десятом – это уже национальный напиток в Китае и, естественно, предмет торговли. В 1664г. купцы английской ост-индской компании привезли в подарок королю два фунта чая. Дар был принят, напиток оценен по достоинству, и началось триумфальное шествие чая в Европе.

Хозяин: Так сложилось, что чай в России долгое время был городским напитком, особенно московским. Даже в Санкт-Петербург, столицу, чай ввозили из Москвы, и до середины XIX века в Санкт-Петербурге был лишь один специализированный чайный магазин, а в Москве – их было более сотни.

Хозяйка: К началу XIX века в России сложился чайный этикет. Появился особый вид приглашения в гости «На чай». К чаю подавали кренделя, пряники, леденцы. Чай пили из самовара. Самовары царили на столах всех сословий — от простолюдина до аристократа.

Хозяин: Чай – это прекрасный полезный напиток. Он хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб. Ну а вы любите чай?
Гости отвечают.

Хозяйка: А сейчас мы с вами поиграем. Призами для вас будут бублики, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали бублики и баранки.

Конкурс загадок

Хозяйка проводит конкурс загадок и раздает конфеты или пряники тем, кто ответил первым.

1. Черненько, горяченько, а все любят.
(Чай)

2. Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! – кричит.
(Чайник)

3. Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар)

4. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)

5. Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри —
Угощение внутри!
(Сахарница)

6. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог)

7. Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(Самовар)

8. Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают?
(Блин)

9. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем.
(Бублик)

10. Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его …
(Лимон)

Конкурс поговорок и пословиц

Хозяин: А сейчас вспомним пословицы и поговорки. О чае у каждого народа имеется их немало. А какие пословицы и поговорки знаете вы? Предлагаю вам собрать пословицы, «рассыпанные на столе».

Звучит музыкальная композиция «Хорошо сидим» гости пьют чай и вспоминают поговорки. За каждую поговорку Хозяин вручает сладкий приз.

Пословицы:

  • В Тулу со своим самоваром не ездят.
  • Выпей чайку — позабудешь тоску.
  • За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
  • Коль чаем угощают, значит, уважают.
  • Самовар кипит — уходить не велит.
  • Чай пить — не дрова рубить.

Хозяин: Вот и пополнилась наша копилочка знаний крылатыми выражениями. Какие вы все молодцы!

Хозяйка: На Руси чаепитие отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные разговоры.

Хозяин: За нашу любовь к чаю нас называли водохлебами. Похрустывая крендельками, гости, и хозяева незаметно выпивали до 10 стаканов чаю. Приглашая «пожаловать на чай», хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно, «без церемоний».

Хозяйка: Чтобы вы, гостюшки, не скучали, мы приготовили для вас игру. Ну, давайте, присоединяйтесь без церемоний.

Игра «Сколько пряников?»

Хозяйка выносит сундучок, показывает гостям.

Хозяйка:
Сундучок есть у нас,
он, конечно же, для вас!
Сундучок не простой,
сундучок расписной!
В нём – к чаю пряники
не большие и не маленькие!
Кто верное количество пряников назовёт,
тот их всех с собой заберёт!

Гости по очереди (или по желанию) называют предполагаемое количество пряников в сундучке. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не назовет правильное число.

Хозяйка: Молодчина, вот, держи! Угостишь своих родных и друзей на домашнем чаепитии, ведь пряники были всегда одним из самых любимых лакомств у русского народа!

Хозяин: Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев, надо изучать их истоки. Если мы не будем знать и почитать традиции наших предков, то через несколько десятков лет просто позабудем свою культуру, утратим ее, а значит и уважение других народов тоже потеряем.

Хозяйка:
Вот и подходят к концу наши посиделки.
Посиделки–вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Хозяин:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!

Хозяин и Хозяйка (вместе): До свиданья!

Автор: Марьёхина И.Д.

«Петрушка и Забияка на» сценка

Сценка для детей и школьников на Масленицу.

"Петрушка и Забияка на" сценка, Сценка для детей и школьников на Масленицу.

Для живой сценки можно добавить несколько музыкальных номеров (танцы, частушки) в исполнении главных героев либо массовки. Также можно включить мини-викторину, загадки или небольшие игры для детей (например, гонки на деревянных лошадках вместе с Петрушкой).

Действующие лица:

  • Ведущий — читает основной текст. Может быть в образе рассказчика, сказительницы, скомороха, хозяина балаганчика.
  • Петрушка — веселый скоморох, тряпичная кукла.
  • Матрёшка — кукла-матрёшка в пышном сарафане в пол.
  • Сёстры Матрешки — несколько девочек в похожих сарафанах, подобраны по росту так, чтобы была заметна разница.
  • Забияка — злой персонаж, кукла из балагана.
  • Городовой — толстый смешной полицейский, кукла из балагана.
  • Айболит — доктор-ветеринар, кукла из балагана.
  • Ряженые — массовка в масках и ярких костюмах.
  • Медведь — ярмарочный мишка, можно с элементами одежды: шляпа, жилетка.

Реквизит:

  • Аудиозаписи для оформления сценки — подходящая музыка на ваш выбор, звуки (по ходу сценки).
  • Костюмы для всех персонажей.
  • Декорация в виде ярмарочного балаганчика с подвижной шторой, из-за которой появляются персонажи.
  • Деревянная лошадка — голова коня на палке, можно украсить яркими лентами.
  • Большой барабан и колотушка к нему.
  • Стол прилавок с самоваром, блинами, бубликами и пр.(не обязательно)

Играет веселая народная музыка. На сцене стоит расписной ярмарочный балаганчик, рядом прилавок с самоваром и блинами. За прилавком один актер из массовки, остальные прохаживаются по сцене, изображая гуляющую публику (либо маленький вступительный танец)

Ведущий:
Самовар кипит, сияет.
Масленица приглашает:
Подходи народ честнОй,
Покупай блины с икрой!
А продолжит наслажденье
Кукольное представленье!
Шут ударил в барабан,
(раздается барабанная дробь)
И открылся балаган.

Публика расходится по сторонам. Открывается занавес балаганчика, на сцену выскакивает Петрушка.

Петрушка:
Я — здесь главная игрушка,
И зовут меня Петрушка.
Я — остряк и весельчак,
На мне с кисточкой колпак!
(трясёт головой, звенит бубенцами)
Злых и глупых обличаю,
Cлабым, бедным помогаю.
Защищаю я людей
От ворОв и от властей!

На сцене появляется Матрёшка, плавно движется, «плывет» к Петрушке.

Петрушка:
А красавицу в сапожках
Величают все Матрёшкой.
У неё, как на подбор,
Много младших есть сестёр.

Из балаганчика появляются сестры-матрешки, плавно проходят цепочкой по сцене и выстраиваются полукругом позади Петрушки и Матрёшки.

Петрушка:
С балалайкой и гармошкой
(раздаются звуки инструментов)
Выступаем мы с Матрёшкой.
Взгляды суженой ловлю —
Очень я её люблю!
(Посылает Матрешке воздушный поцелуй)
Видя нас, народ ликует.
Я — пою, она — танцует.
(поёт, Матрешка приплясывает)
«Барыня, барыня,
Барыня-сударыня!»
(Обращается к Матрешке)
На тебе, душа-девИца,
Очень я хочу жениться!
(Прижимает руки к сердцу)
Купим к свадьбе сарафан,
Домом будет — балаган.

Матрёшка:
Я, Матрёна — балерина.
Для волненья есть причина:
(Петрушке)
Как же ты возить меня
Будешь, Петя, без коня?

Петрушка:
Не волнуйся, моя крошка,
Раскрасавица Матрёшка!
Я клянусь: на склоне дня
Приведу тебе коня!

Сёстры-матрешки на заднем плане переглядываются, шепчутся, потом окружают Матрешку и убеждают ее соглашаться.

На сцену галопом выезжает на деревянной палочке-лошадке Забияка. Матрешки отодвигаются подальше, с опаской поглядывая на Забияку.

Ведущий:
Затевая вечно драки,
Злой насмешник Забияка
В балагане этом жил.
Он Петрушке предложил…

Забияка:
Продаю! Купи, Петрушка,
Лошадь, юную резвушку.

Забияка слезает с коня, передает лошадку Петрушке. Тот садится, делает круг по сцене (скачет). Он не слишком доволен, с подозрением осматривает лошадь.

Петрушка:
Ищешь, видно, дураков?
Ведь коняшка без зубов!
Разозлил меня ты шибко,
Что подсунул мне фальшивку.
Вместо денег за коня
Шиш получишь от меня!
(показывает Забияке кукиш)

Ведущий:
Лошадь, хоть была старушка,
Мигом сбросила Петрушку.
(Петрушка падает, отбрасывая деревянную лошадку)
На снегу лежал больной
Шут, с ушибленной ногой.

Матрешка и сестры окружают лежащего Петрушку, охают, ахают, качают сочуственно головами, громко зовут доктора.

Ведущий:
Все Петрушку пожалели,
ДОктора позвать велели.
А пришел ветеринар
Вместо доктора. Кошмар!

Появляется Айболит и пытается осмотреть Петрушку.

Петрушка (орёт, отбивается):
Я — не конь!!!

Ведущий:
Кричит Петрушка,
Потому и заварушка:
Коновал целИт коней,
А пришёл лечить людей!
Кто-то свистнул вдруг украдкой —
(раздается звук судейского свистка)
Появился страж порядка.
(Выходит Городовой)
Он Петрушку подозвал,
Грозно клоуну сказал…

Городовой грозно смотрит на Петрушку, и жестами подзывает. Тот с трудом встает и приближается к Городовому.

Городовой:
Я — начальник полицейский!
Ты свистел в свисток судейский?
Предъяви-ка свой портрет,
Чую, пашпорта-то нет?

Петрушка:
Есть! Не лох я, а Петрушка —
Паспорт же не финтифлюшка.
Я по паспорту — Петров
Пётр Петрович. Будь здоров!

Вытаскивает из кармана паспорт, передает Городовому. Тот внимательно рассматривает документ, сличая фото с Петрушкой. Потом удовлетворено кивает и возвращает документ.

Городовой:
Ты ж, Петруша, меру знаешь.
Сам всегда всех защищаешь,
Забияка тут при чём?

Петрушка:
Обмануть хотел с конём!
Он в театре всех кривляет,
Задирает, оскорбляет…

Ведущий:
Тут начальник не стерпел,
В балаган уйти велел.

Городовой раздраженно отмахивается, жестами велит всем идти в балаган, затем уходит сам. Петрушка грустно плетется куда велено. Забияка, кривляясь, следует за ним.

Ведущий:
И опять пришлось Петрушке
Слушать едкие частушки.
Забияка не отстал.
Задирая, вслед кричал:

Забияка (поёт):
Эй, ой, юшечка!
Ты, Петрушечка!
Поцелуй ты меня,
Кума-душечка!»

Ведущий:
А Петрушкину невесту
Забияка нежным жестом
Стал на танцы приглашать,
С нею вальсы танцевать.

Забияка увлекает Матрешку в вальс, кружит с ней по сцене.

Ведущий:
Тут не выдержал Петрушка.
Барабанной колотушкой
Изловчился метко — раз! —
Забияке между глаз:

Петрушка выхватывает здоровенную барабанную колотушку, догоняет вальсирующую пару и с размаху бьет Забияку по лбу трижды, сопровождая удары словами.

Петрушка:
Вот — укроп, а вот — петрушка,
Вот тебе и вся пирушка!
Съел, задира, блин с икрой?
И катись к себе домой!
(Дает Забияке пинка).

Звучит мелодия «Вдоль по Питерской», на сцене появляются ряженые с медведем, сёстры-матрёшки и разная публика.

Ведущий:
«Вдоль по Питерской!» вприпляску
Пошли рЯженые в масках.
Стал от радости реветь
На цепИ танцор-медведь.
(медведь пляшет, размахивая лапами)
А Петрушка с барабаном
Влез на крышу балагана.

На крыше балаганчика появляется Петрушка с большим барабаном. Проговаривая свои слова, периодически ударяет в барабан.

Петрушка (кричит):
Никого я не боюсь,
Знаменит я на всю Русь!
Не укроп я огородный,
А любимец всенародный.
Я — бессмертный, удалой
Русский кукольный герой!
Все преграды одолею,
Всех сильней я и смелее!

Ведущий:
Закричала детвора
В честь Петрушечки…

Зрители и актеры:
Ура!

Сценку можно закончить веселым танцевальным номером, в котором солируют Петрушка и Матрёшка (либо Петрушка бьет в барабан в такт музыке, остальные пляшут).

Автор стихов: Леонид Зуборев
Разработка сценки: «Парафраз детворе»

Источник