Вт. Май 7th, 2024
Эжен Делакруа — Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Он возглавил национальную французскую романтическую школу, отступив от четких правил академизма. Шёл к официальному признанию многие годы, и его искусство было признано лишь в конце его жизни, Делакруа стал кумиром многих молодых художников Франции. «Свобода, ведущая народ» принесла художнику мировую известность, став одним из наиболее узнаваемых полотен в истории.
 
Э. Делакруа. Медея
Адольф Зиганиди
Будь проклят и Коринф, и муж — Ясон! —
Медея не находит места в гневе,
её любовь и честь разрушил он,
супружество с соперницей затеяв.
Он предал всё: любовь, своих детей,
и жертвенность, и преданность в ненастьях,
всё то, чего пришлось лишиться ей,
покинувшей страну, корону власти.
Неблагодарный! Трепещи теперь —
детей своих ты больше не увидишь,
ты захлебнёшься горем от потерь,
за всё, что я оставила в Колхиде.
Добытое Руно пошло не в прок,
ты содрогнёшься ужасами мести,
как все права утратил на Иолк,
так сгинешь в одиночестве, безвестен.
А я уйду, покинув телеса,
душой в покои Гелиоса — деда
на колеснице быстрой в небеса,
послав тебе проклятье напоследок!
 
Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ
Адольф Зиганиди
Воздет триколор рукояткой от швабры
рукою несильной, но трепетной ввысь,
народ, опьянённый Свободою, храбро
поднялся очистить бурбонскую слизь.
С окраин до центра, от Бреста до Лувра
ему со Свободой теперь по пути,
и в страстном порыве, безудержно-бурном,
с сознанием братства слились как один.
Свобода, как символ судьбы и начала,
свою обнажив материнскую стать,
на гребне людского и грозного вала
дерзнула себя самою защищать.
И отрок Гаврош в своих детских ручонках
зажал пистолетов холодную сталь,
с мушкетом поэт, рядом с саблею звонкой
в едином строю работяга-коваль.
Идёт на алтарь и живою и мёртвой
сынов, дочерей обагрённая плоть,
а знамя над ними в дыму распростёрто
и люди уверены: с ними Господь!
Уляжется это безумство не скоро,
по крови пройдёт Марианны стезя,
промчатся года, обернётся повтором,
на новом витке деспотизму грозя.
И третьей Республикой Франция станет
и миру подаст благородный пример,
и символом будет Гаврош-оборванец,
сподвижник Свободы, её пионер.
Свобода
Александр Булынко
 
Свобода приходит нагая…
В. Хлебников
 
Мне вчера дали свободу —
Что я с ней делать буду?
Вл. Высоцкий
«Свобода приходит нагая»,
Не скована грузом одежд,
Голодная, злая, босая,
Обидой полна и надежд.
Быть честной она обещает
И справедливость творить.
Сама ещё точно не знает:
Как верить, что делать, с кем жить?
И требует хлеба, и зрелищ,
И вин дорогих с погребов,
Канонизирует грешных,
Меняя иконы богов.
Расчистила путь к пьедесталам,
И, лишь разойдётся толпа,
Лихим, беззастенчивым малым
Себя отдаёт без стыда.
С испугом окрест озираясь,
Глядит, не заметил ли кто?..
Свобода приходит нагая, –
Уходит в собольем манто.
Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ (Свобода на баррикадах)» (1830).
Эжен Делакруа
Антонов Валерий
Решил изобразить Делакруа
свою Свободу с обнажённой грудью.
Она спешит отстаивать права
и не страшится грохота орудий.
Делакруа. Алжирские женщины
Борис Межиборский
 
Алжирские женщины в своих покоях
О чём мечтают женщины в покоях,
Когда устав, от игр и от забав,
Они ласкают нежною рукою,
Свои тела, лишённые всех прав.
Им ни к чему дареные колечки,
Что подарил супруг или купец,
Они смирны, как на лугах овечки,
Которых пас, когда-то их отец.
Ну а сейчас, супруг во всём довольный,
Им время дал на отдых и обед,
Чтоб вечерком улыбкой ободрённый,
Воздать достойный для людей привет.
И мчатся в танце женщины Алжира,
И исполняют танец живота,
Они так ждут, когда отпустят с миром,
И к ним придёт покой и темнота.
Делакруа. Портрет Паганини
Борис Межиборский
Ноги чуть раздвинув,
Видно не впервой,
Бьётся, Паганини
Над одной струной.
А смычок танцуя,
Что-то говорит,
Он сердца волнует,
Он в сердца проник.
Пальцы очень длинны
И от тех длиннот
Брать они повинны
Все созвучья нот.
На устах улыбка,
А в душе печаль,
Ах, как плачет скрипка,
Мне той скрипки, жаль.
Картина Делакруа Свобода, ведущая на баррикады
Вадим Константинов 2
Кому-то Она…
Став мерилом
И мерой…
Покажется голой,
Бесстыжей
Мегерой!..
Кому-то, богиней…
Зовущей
Народ
Стряхнуть навсегда
Ненавистное
Бремя!..
И чудилось мне
То, что был,
В свой черёд
На тех баррикадах
Я вместе
Со всеми!..
Делакруа
Владислав Морев
Сон Отверженных в Мире Признанья,
Боль Признаний в Намёках скупых:
В необузданном Бегстве Сознанья
Отражён Мир Желаний слепых.
Слепота, погружённая внутрь,
Созидает свой собственный Мир:
Эти Грёзы возносит под Купол
Тот Фундамент, что всё породил…
Созиданье слагается долго —
Словно Ткань, Гобелен иль Ковёр:
Отражения в каждом Осколке
Собираются в Призрачный Хор.
Вереницы Эпох и Народов
Адом Дантовым обречены:
Бойня Львов под хмельным Небосводом,
Где все Участи предрешены…
Незаконченный Лик — недосказан:
Образ Грёзы не знает Преград;
Этот Мир — не «конечная Масса»,
Но Идей заколдованный Сад.
Из Кошмаров Шедевры восходят —
Словно Ягоды или Цветы:
В них — Прозренья, что служат Свободе —
В её Бегстве из Пут Слепоты…
Портрет Паганини
Леонид Адрианов
 
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА «ПОРТРЕТ ПАГАНИНИ»
Невозможно безобразен,
Худощав и угловат,
Он возник из грязи в князи —
Всяк ему кричит виват!
У него живая скрипка.
Она плачет и поёт.
На его ж лице улыбка
Никогда не расцветет.
Так — усмешечка кривая
Словно яростная плеть
На губах слегка играет,
Исполняя пляску ведьм!
Как сверкает он глазами
Словно дьявол во плоти!
Что выделывает с нами
Виртуоз смычка, бандит!
Почитаем и поныне
Сей трюкач, ловкач, лихач —
Паганини, Паганини —
Композитор и скрипач.
Делакруа. Антоний и Клеопатра
Марина Барщевская
Кого так страстно, безоглядно
Антоний- римский сибарит
Любил самозабвенно, жадно,
О чём легенда говорит?
Изиду новую, царицу
В жемчужном блеске красоты?
Александрийскую блудницу,
Чернее африканской тьмы?
В чём сила птоломейской дщери?
Искусность ласк? Игра ума?
Какою чашею измерить
И осознать, за что судьба
Даёт способность быть любимой?
Египетской загадки суть
Понять мечтают нестерпимо
Все женщины когда-нибудь….
Претензии к Делакруа
Марина Барщевская
 
Свобода на баррикадах
Весь ужас в том,
Что кровь-то льётся,-
Свобода ж глупая-смеётся…
Пора б ей, дуре, перестать
Свободно лгать и убивать…
Да не поймёт Делакруа…
Тогда ещё была пора
Начал, задорная игра…
Хотелось им кричать «УРА!»…
Тогда не знали наши «пра…»
Где грань свободного»добра»
Делакруа. Шопен и Жорж Санд
Марина Барщевская
Та часть портрета, где он смотрит в вечность
Куда-то мимо нас, — давно знакома…
А вот её умильная беспечность,
Кошачая довольная истома
Желанье будит прошептать на ушко
Тихонько, меж пассажей виртуозных:
«Погубит, Фридерик, тебя подружка!
Оставь её, пока ещё не поздно!»…
Делакруа
Наталья Солошенко
Великий гений романтизма,
Свободы творческой души,
И созданная им палитра многоцветна,
Как оттенки состояния души.
В «Божественной комедии» гиганта
Черпая вдохновенье и сюжет,
Он написал шедевр «Ладья Данте»
Как символ своих будущих побед.
Идя вперед к своей огромной славе,
В душе художник и поэт,
Он создал «Смерть Сарданапала»
Как нарицательный сюжет.
Воспев великий гимн свободе,
Создав «Резню на острове Хиосе»
И «Битву при Пуатье»,
Он призывал людей к свободе,
Борьбе с рабством в жизни и душе.
Его творенья динамично экспрессивны,
Сюжеты гениально хороши,
И потому всё до реальности правдиво,
Что есть меж тем гармония души.
Венцом творений, творчества, таланта
И символом на все века
Является «Свобода, ведущая народ»
На баррикады во имя жизни на века.