Пн. Апр 29th, 2024
Воронцовский дворец
Александр Балинченко
Где море на берег швыряет брильянты прибоя,
И горы искрятся под небом бездонным,
Среди величавого парка покоя,
Встречает рассвет, джентельменом влюбленным;
Мечтает под шум черноморской волны,
Не молод уже,а когда он был юным,
Был гордостью Графа Великой страны,
Искрилась здесь жизнь,хороводом безумным,
Балы и приемы в столице слышны!
О, сколько он видел и счастья и горя
И шепот признаний у темной стены,
Ему, словно стражу у синего моря,
До самых глубин наши души видны!
Одетый во фрак, диабазовый, ладный,
А над сединою — Ай Петри венец,
У ног его львы, гимн звенит водопадный,
Прекрасен и мудр Воронцовский дворец!
Львы Воронцовского дворца
Борис Шмуклер
У самого моря,
Раздвинувши лес,
Стоит в одиночестве
Крепость-дворец.
А сзади дворца
Крымских гор силуэты:
Как пять тетраЭдров —
Корона Ай-Петри.
С фасада дворца
Мавританская арка.
Дворец в окружении
Дивного парка.
Прекрасен дворец,
ПохвалАм нет конца,
Но речь здесь пойдёт
Об «охране» дворца.
Дворец охраняют
Два лёвы стоящих,
На смену готовы вступить
Два сидящих.
Двоих же, лежащих,
Сменил караул,
Один из лежащих
Уж сладко уснул.
И страж, от усталости
Мирно уснувший,
С гримасой на морде
Весьма добродушной.
Из мрамора львы,
Я открою секрет.
И кажется мне,
Лучше львов этих нет.
Воронцовский дворец
Валерий Стегачёв
Особняком средь всех творений
Стоит Алупкинский дворец.
Как дорогое украшение,
Как всех семи чудес венец.
Построен он из диабаза
Руками челяди дворовой,
Сверкая гранями алмаза
В усадьбе графа Воронцова.
Английский архитектор Блэр
Переработал стиль готичный
И на глазах его шедевр
Свой облик принял романтичный.
Ансамбля западная часть
По духу все же ближе к зАмку.
Маэстро потрудился всласть,
Дав стилю новую огранку.
Но северный парадный двор,
Что роскошью гостей встречает,
Исполнен в стиле был Тюдор,
И замысел лишь оттеняет.
А в формах южного фасада
Сквозят индийские мотивы.
На невысоких колоннадах
Встречают львы вас молчаливо.
Столь необычное решенье,
Ландшафт и местная натура,
Все вместе сделали творенье
Образчиком архитектуры.
Дворец как будто вырастает
Из окружающей природы.
И красотой взгляд поражает,
Как эталон тогдашней моды.
Убранство комнат предвкушает,
Любой предмет ласкает взор
И потолки сплошь украшает
Затейливый лепной узор.
Резная мебель и скульптуры,
Фарфор, хрусталь и малахит.
Цветастых вышивок ажуры
Все роскошью былой манит.
Благодаря веЯньям новым,
Граф из коллекции своей
В огромных комнатах дворцовых
Создал прекраснейший музей.
За счет огромного желанья
Светлейший Князь М. Воронцов
Дополнил личное собранье
Шедеврами других дворцов.
Легко соседствует здесь рядом
Больших художников плеяда.
Полотна русских и фламандцев,
Панно французов, итальянцев.
Здесь Айвазовский и Роббер,
Шедрин, де Влита и Нетшер,
Здесь Рокотов и Чернецов,
И целый ряд других творцов.
Граф обладал натурой тонкой
И шел по жизни в ногу с веком,
Собрав для будущих потомков
Прекрасную библиотеку.
В числе его приобретений
Труды ученых и безумцев,
Тома собраний сочинений
Всех величайших вольнодумцев.
Всего в коллекции сейчас
Десяток тысяч экспонатов.
И это вовсе без прикрас —
Ценнейших антиквариатов.
Старинный парк вид украшает,
Как неизменный антураж,
Собой достойно дополняет
Прекрасный сказочный пейзаж.
Дворец сей, выбран не напрасно,
И выделять его мы вправе.
Он бриллиантом стал прекрасным,
В чудесной Ялтинской оправе.
Воронцовский дворец
Валерия Суворова
Четыре каменных ступени
Два века прожили в Крыму.
На них едва ложатся тени.
Приняв безропотность саму.
И каждый день сдувает ветер
С них роз увядших лепестки,
По ним беспечно скачут дети
И тихо сходят старики.
Четыре каменных пророка
Встречают многие следы,
Истерты поручни до срока,
Молчат дворцовые сады.
А древний камень своенравный
Всё служит, словно смерти нет,
И спорят с ним почти на равных
Седые волны и рассвет.
И так величие безмерно,
И жизнь до мелочи проста.
А смерть, и вправду, эфемерна,
Чтоб с чистого начать листа.
Воронцовский дворец в Крыму
Зинаида Торопчина
Гора Ай-Петри, море рядом —
Чудесный южный колорит!
Вписался замок с дивным садом
В прекрасный этот крымский вид.
Средневековый замок строгий
Стоит, как неприступный страж.
Зубцы на крыше, гор отроги —
Единый, красочный пейзаж!
Не только замок он старинный,
А пышный, сказочный дворец.
Объединить в ансамбль единый
Строенья все сумел творец.
Вдохнул он жизнь в строенья эти,
Слились Европа и Восток.
Труба — как минарет мечети,
А сверху крышка — как цветок…
Был знатным Воронцов, богатым.
Он не жалел ни средств, ни сил
На свой дворец и на затраты,
Всех лучших мастеров свозил…
Шесть львов на лестнице в дозоре —
Они хранят дворца покой.
И парк роскошный есть у моря,
Он создан творческой рукой.
Годами длились насажденья
Растений с разных мест Земли.
В тенистом парке с наслажденьем
Укрыться гости в зной могли.
Ключом кипела жизнь здесь летом,
Гостям дворец был рад всегда:
Певцы, артисты и поэты
Спешили с радостью сюда.
Вот пронеслась над замком чайка,
Съезжаются коляски в срок.
Гостеприимная хозяйка
С улыбкой вышла на порог.
Уставшие от зноя, тряски,
Здесь гости просто как в раю:
Дворец шикарный — словно в сказке,
В волшебном солнечном краю.
Нарядных комнат анфилада,
Их во дворце — сто пятьдесят!
Не оторвать от каждой взгляда,
В них роскошь и уют царят.
Из комнат нет и двух похожих,
И стиль в них разный, и узор,
Где — пороскошней, где — построже,
Но все приковывают взор.
Из окон можно видеть море,
А из других — величье гор.
А как красивы утром зори!
Куда ни глянь — какой простор!
…За годы долгие немало
Известных лиц, вождей, князей
И любопытных побывало.
Теперь Дворец для всех — МУЗЕЙ!
Знаменитый Воронцовский дворец находится в Алупке (Крым) у подножия горы Ай-Петри. Это — потрясающий по красоте, окружённый чудесным парком дворец, летняя резиденция губернатора Новороссии Михаила Воронцова. Его отец был российским послом в Англии, детство Михаила прошло в Лондоне, поэтому у него был такой интерес ко всему английскому. И дворец построен в духе английского замка. Он создан в 1828-1848 г.г. Автор проекта — придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор. Южный фасад обращён к морю, там знаменитая «Львиная терраса». Северный фасад выполнен в стиле средневекового замка и обращён к горе Ай-Петри. В одном сооружении совмещены различные архитектурные стили, но выглядит — как целостный и неповторимый ансамбль. Не менее прекрасен и необычен парк. Тут и дикая природа (каменные глыбы, водопады), и пруды, поляны, тенистые рощи, деревья и цветы со всего мира. И в самом дворце есть Зимний сад — с разнообразными редкими растениями, цветами и мраморными скульптурами. Дворец построен из местного камня — диабаза, он по прочности в два раза превышает гранит. Даже его серо-зелёный цвет вписывается в крымский пейзаж.
С 1921 года Воронцовский дворец — МУЗЕЙ.
Воронцовский дворец
 
Елена Зяблева
Свободно рисует мазками наброски
Кисть памяти в ярком мерцании красок…
И в первом этюде — Дворец Воронцовский,-
Одна из красивых и истинных сказок.
Хранят до сих пор дух истории чинно —
И белый рояль в золочённых узорах,
Бесценные залы в убранстве старинном,
И лики с портретов, и судьбы во взорах.
«Ай Петри» — гора смотрит так же, вдыхая
В мощь арок и стен красоту своей стати,
И дух замирает, с сознаньем играя,
И запах цветов окрыляет объятьем.
Сад зимний, плющом тех столетий обвитый,
В нём — девочки каменной нежность живая.
Морские прелестные, чудные виды…
В них нет до сих пор ни конца и ни края.
Колонны со львами, сидящими строго,
Манящие таинством снова и снова.
Мазок для восторга — и мало,и много…
Но как он прекрасен — Дворец Воронцова!

Притча Воронцовского дворца

Леонид Юдников
Воронцовский парк с дворцом
Многостилевым —
К морю Чёрному лицом,
Горы с тыла там.

На терассе дремлют львы,
Беломраморны.
И, наверное, правы
Мелодрамовы

Те сказания времен
Приснопамятных,
Когда балом правил он
И регламентом —

Граф вельможный Воронцов,
Их сиятельство.
Звал гостей со всех концов,
Звал приятелей.

Был среди его гостей
Неприкаянный,
Как исчадие страстей.
В роли Каина

Сочинитель молодой,
Очень влюбчивый.
И остался с бородой
Граф улыбчивый,

А, верней, с рогами он
Стал повенчанным:
Сочинитель занял трон
С его женщиной.

А потом писал стихи,
Ядовитые,
За свои же за грехи
Резал бритвою, —

Мол, полуневежда он,
И так далее…
На чужих был падок жён,
И скандалил он.

Что тут скажешь? — Он поэт
Силой Божией.
Для него запретов нет,
Но ничтожеством

Граф его тогда назвал,
Просто выставив.
Не зыбыла то молва,
Вечность выстояв.

А какая в этом суть,
Заповедная? —
За грехи такие суд
Божий следует.

Потому и ревновал
Всех к Наталии.
Рано так окончен балл,
Жаль его.

Парк Воронцовского дворца
Людмила Скребнева
Над горою Ай-Петри роскошные тучи
Вечерами клубились, и пахло дождем.
Мне в далекой стране гулкой крышей озвучен
Этот дождь пел тягуче о чем-то своем.
Вспоминаю опять и отчетливо слышу
Шум морского прибоя, стрекотанье цикад.
По ступенькам крутым поднимаясь все выше,
Попадали мы в самый причудливый сад.
Как продуман искусно его беспорядок:
И тенистых аллей, и прозрачных озер.
Девятнадцатый век на изыски был падок
И любил услаждать свое сердце и взор.
Вечер с гор опускался таинственно синий,
Обливал серебром мягкий свет фонарей
Силуэты притихшие царственных пиний,
Шелестевших во тьме веерами ветвей.
А внизу затаившимся зверем лежало
Море, сонно ласкаясь к ногам,
Белолапыми волнами билось о скалы,
Дыбом шерсть подставляя ветрам.
И лукаво от берега вдаль увлекало
Неизменно волнующей древней игрой,
То лебяжьего пуха нежней обнимало,
То блестящей змеиною жгло чешуей.
А над морем стоит, этот парк украшая,
На высоком холме, словно дивный венец,
И эклектикой смелой подчас изумляет
Столько лет — полузамок и полудворец.
По-домашнему теплый, уютный и добрый,
Ни на грош в нем холодной помпезности нет.
Но с какою любовью так ловко подобран
И чарующе сказочен каждый предмет!
В зале — окна на юг с витражами цветными,
Над паркетом резным всюду радужный свет.
По утрам здесь садовник руками большими
Ставил в вазу пахучий и влажный букет.
Ну а тот, кто однажды придумал такое,
Человеком мечтательным был.
Это все позабыто. Мир запомнил другое:
Только то, что жену его Пушкин любил.
Закрываю глаза. Пусть мне ночью приснится
Шум морского прибоя в далекой стране,
Белый мраморный лев, рядом спящая львица
И жемчужный фонтан на зеленом холме.
Воронцовский дворец
 
Николай Проценко
Закоулками
нас
по горам,
наконец,
Привезли
рассмотреть
Воронцовский
дворец.
Чтоб не врать,
вам скажу:
— Там,
где прежде
бывал,
Я подобных дворцов,
никогда
не встречал.
В окружении гор,
рос
заманчивый парк.
А создатель его,
славный немец
— Кебах.
И в назва-а
нии горы
заметно изумление.
— Ай-Петри-и!
Ах!
Ай-Петри!
В нём даже восхищение.
—-
Из камня местного дворец.
Зовут сей камень — диабез.
А рядом скалы. Рядом лес.
И взгляд мой в тень дворца полез.
Туда, куда спешил народ,
И ждал всех нас экскурсовод.
——
Горы,
море,
скалы,
пляж,
Лес
и
запахи дурмана!
Новороссийскому царю
здесь не иметь именье,
Странно.
(Пожалуй, «странно» — невпопад.
Не подходящее тут слово.)
А «неприлично»?
Лучше так.
Для чина
графа Воронцова!
Конечно, Киевская Русь,
на той земле,
была не новой.
После нашествия Орды,
вновь,
оказалась под Короной!
Затем и Крым,
в объятьях Сини!
А он — огрызок Византии.
Какой пейзаж!
Какие виды!
Алупка — голос из Тавриды.
Дворец
Олег Воротынский
 
Будучи в Крыму, в июле 2011 г., я посетил Воронцовский дворец, расположенный в г. Алупка у подножия горы Ай-Петри. Дворец строился с 1828 по 1848 год, как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края, наместника царя на Кавказе, графа М. С. Воронцова. Михаил Семенович был настоящим вельможей, героем войны 1812 года, образованнейшим человеком своего времени, государственным и военным деятелем, человеком чести и достоинства.
На дивных берегах Тавриды величавой,
Где горы рвутся вверх, в своей красе.
Дворец, воздвигнутый Российскою державой,
Раскинулся у моря на скале!
Завитый камень в кружева на старых стенах,
Резные окна, каменные львы.
В расшитых золотом прекрасных гобеленах,
Чуть видимы прошедших лет следы.
Герой войны — наместник царский на Кавказе
Тебя князь Воронцов прославить смог.
Несёшь ты гордо, на своём резном фасаде,
Арабской вязи светлый, вечный слог.
Воронцовский дворец
Ольга Суркова-Шевкунова
 
«Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я…»
                                                  А. С. Пушкин
Да, тайна графского дворца
Всегда величием манила…
Здесь по велению Творца
Хозяйка Пушкина пленила.
Поэта в мир любви ввела
По тропке чувственной и зыбкой.
Была графиня так мила
Очаровательной улыбкой!
Поэт в любви всегда горит
До исступленья вдохновенно.
Какая дама устоит
Пред ним, коленопреклоненным?
И позабыв про крепость уз,
Про вечность брачного завета,
Явилась лучшею из муз
Для гения Елизавета.
Разлуки верная стезя
Ждала их во спасенье чести.
Знаменьем неба им нельзя,
Им не дано остаться вместе…
И только все его стихи
До смерти были рядом с нею.
В них и сейчас её грехи
Цветами жизни пламенеют!

Воронцовский дворец

Павел Егоров Энтлор
Вековой английский замок
Растянулся вдоль шоссе,
Ряд дубовых, в лаке рамок
Узких окон во дворце.

Мавританская альгамбра
Торжеством чарует глаз,
Перевернутою лампой
Стала долькой на показ.

Тонких луковиц плеяда
Азиатский вид придав,
Дополняет верх фасада.
Образ крепости — анклав.

Вертикали легких башен —
Камнетесов мастерство,
Облик с юга еще краше,
С духом Азии родство.

Стены русских кабинетов,
Роскошь графская сияет,
Стародавние портреты
Тускло бликами играют.

У подножия Ай-Петри
Замок сказочный стоит,
Что встречает с юга ветры,
След истории хранит.

Воронцовский дворец
Юрий Штенников
В Алупке (Крым) из диабаза
В ногах Ай — Петринской горы
Дворец построен, назван сразу
Он Воронцовским, статуй львы
Из мрамора, как страж стоят,
Террасу с парка охраняют,
На море смотрят, часть рычат-
Нас к прошлым временам взывают.
Ступени белые ведут
Чрез арку в комнаты дворца,
Они своих хозяев ждут
От созиданья до конца
Вот Воронцов сейчас придет
В свои прекрасные владенья,
Туристам он преподнесет
Свой труд мечты и вдохновенья.
Дворец чудесен ,слова нет.
Работы делались вручную,
Труд крепостных за 200 лет
Не развалился, зачастую
Работали здесь мастера
Отделки каменных соборов
И крепостные, что тогда
Таскали камни из забоев.
Работы делались вручную,
Был примитивен инструмент,
Каменотесы жизнь такую
Познали все в один момент.
Но постепенно появлялись
У замка части корпусов,
Нам в память, как музей, достались
Труд зодчих Крыма двух веков.
Английский стиль, но иногда
Здесь есть восточные мотивы,
Рисунок тюдоровского цветка
И лотоса мотив едины.
Шесть раз повторена по фризу
С арабской надписью с размаха,
Других религий не унижу —
«И Бога нет кроме Аллаха».
Аллеи в памяти хранят,
Как в парк кареты приезжали,
По ним под солнечный закат
Цари с придворными гуляли.
Огромный парк вокруг дворца,
Здесь фильмы разные снимались,
И у парадного крыльца
В любви друг другу признавались.