Ван Гог (1853-1890)
В. Ван Гог. Подсолнухи
Альберт Кудаев
Я повесил на своей стене.
Стало в доме солнечней немного,
Стало легче, солнечнее мне.
Посмотрю на них – в душе теплеет.
И уже не так печален свет.
В зимний вечер солнышки согреют,
Защитят от горестей и бед.
Ни секунды не стоит в покое
Желтых лепестков круговорот.
И в ответ им Солнце золотое
Сквозь окно игриво подмигнет.
Даже у последнего порога,
По дороге в лучший из миров,
Маленькие солнышки Ван Гога
Были б мне милее всех цветов.
К картине Ван Гога Звездная ночь
Белый Филин
И Созидание и Неизбежный переход, —
Все это существует Бесконечно,
И даже в тот момент, когда,
Беспечно спит под звездным небом, убаюканный Луной,
Простой французский городок……
Автопортрет с отрезанным ухом. Винсент Ван Гог
А людям всё не спится…
Валентина Гладыш
Уж ночь. А людям всё не спится.
Кому-то хочется с друзьями говорить,
Кому-то хочется напиться и забыться,
Кому-то шарик на бильярде усмирить.
Кафе ночное щЕдро на услуги.
Грусть в миг пройдёт.Открыто и тепло.
Кафе возьмёт всех снова на порУки
И можно ликовать судьбе назло…
Подсолнухи
Золотые солнышки,
Семечки внутри.
Жёлтые подсолнухи,
Словно фонари.
Меж собою весело,
Славно говорят,
Напевают песенки
Обо всё подряд,
Бесконечно радуют
Мир своей красой,
Без причины балуют
Ласкою земной.
Сонет Ван Гогу
Вера Балясная
В себя была погружена.
Поэзии полотен власть,-
В безумье он не мог не впасть…
Видений рой витал над ним-
Так вдохновенно он творил.
Был одиночеством гоним —
Никем ни признан, не любим…
Шедевры он хотел создать-
Когда писал, лишь мог дышать.
Талант его не защитил —
Он рано наш оставил мир…
Ушёл- душа не умерла-
В картинах, в вечности жива.
Ботинки Ван Гога
Стоят у порога…
Их помнит дорога в Париж.
Их помнит зной Арля,
Впитавший, как марля,
Текущее марево с крыш.
Ходили по свету
В пыли и заплатах,
Прошитые ветром,
Как цветом — закаты,
Прошитые болью,
Как ниткой суровой,
Как души — юдолью,
Как исповедь — словом.
Ван Гог
Григоренко Наталия
это поле, омытое ливнем, лазурную высь,
ту повозку (глаза опустила бегущая лошадь).
Всё пронизано светом… Она восхитительна — жизнь!
Не застыла она, а всегда продолжается дальше.
Колесо на картине — как символ грядущих времён…
На другом полотне — тёплый сумрак. Фруктовая чаща.
Тихий фермерский домик, что полем большим окружён.
А на этих холстах так задорно сияет подсолнух!
(Что за счастье — творить! Столько дерзких желаний и сил!)…
Он забрал с собой боль, ибо мир его грубый не понял.
Он ушёл одиноким, а людям любовь подарил.
Винсент ван Гог
владел, безумствуя, Ван Гог?
Предвидел ли исход фатальный
в запутанном узле дорог?
Стезя вела неумолимо
к суровой правде без прикрас,
героев из простолюдинов
творец картин искал не раз.
Не броской, будничной, не праздной
Винсенту виделась их жизнь.
Мазки из невесёлых красок
спешил на холст он положить.
Во тьме блуждая, воскресала
его мятежная душа:
искала, чтоб начать сначала.
Хотелось жить, любить, дышать…
Его, как бурною рекою,
несло в незнаемую даль —
туда, где он желал покоя,
где расцветал весной миндаль,
где синевой сквозило небо
и плыли, плыли облака —
куда? В те выси, где он не был…
Мелькала кисть в его руках,
рождались новые творенья:
в них — солнца ярко-жёлтый свет
в подсолнухах.
Ван Гог цветеньем
и жаждой жизни был согрет.
Ирис
Одно прикосновенье,
И на холстине чистой —
Застывшее волненье.
Пленительный рисунок —
Растение — цветок.
О, Ирис вечно юный!
О, мастер кисти,
Бог!
Ван Гог Автопортрет. 1887-1888
Уже довольно зрелых лет,
Мешки под грустными глазами…
Правдивый, искренний портрет
Чуть лысоватого мужчины,
Что светло-рыж и бородат.
Заметны на лице морщины,
Тоскующ и испуган взгляд.
Ван Гог предельно озабочен —
Возможно, ничему не рад,
На творчестве сосредоточен,
Чтоб жизнь не превратилась в ад.
Он с каждым днём себя сжигает,
И близок жизненный итог!
Пока работа помогает,
И отвлекается Ван Гог
От приступов своей болезни
Хотя бы иногда, слегка,
Но вскоре встанет перед бездной,
Оставшись… с нами на века!
Ван Гог. Аллея в Люксембургском саду. 1886
В саду довольно много
Гуляет парижан —
Им отдан средний план.
Хотя в разгаре лето,
Они тепло одеты,
Коль ветерок подул
Вдоль всех аллей в саду.
Заметим мы в картине
Идущего мужчину
И пару перед ним —
Тем хорошо одним!
Все люди отдыхают:
Одни из них гуляют,
Другие же сидят
И на реку глядят.
Ван Гог Ирисы. 1889 г
А позади зелёный луг.
Такими яркими цветами
Он в Сен-Реми лечил недуг.
Роскошная природы спелость,
Мир несравненной красоты.
Ван Гогу сразу захотелось
Перенести на холст цветы.
Контрасты синего с зелёным,
Но в то же время и их связь.
Земля к себе растенья клонит,
Те рвутся вверх, на свет стремясь.
Вот слева вырос белый ирис,
Цветок по-своему красив.
Голубоватый справа вырос,
Бутон на солнышке раскрыв.
Явленье дивное природы —
Любой написанный цветок.
И полотно «громоотводом
Болезни»* называл Ван Гог.
Ван Гог Куст сирени в Сен-Реми. 1890
Мазком вибрирующим лепит
Прекрасный сада уголок,
Куста сирени нежный трепет.
Юг Франции. Прекрасный день.
Гимн расцветающей природе
Создал художник. Нас сирень
На мысль тревожную наводит,
Что тяжело Ван Гог страдал,
Что напряжён он до предела
Болезнь свою переживал —
Устали и душа, и тело…
Густые травы и цветы,
Цвет чрезвычайно интенсивный.
Во всём столь звучной красоты!..
Пейзаж божественный и дивный!..
Ван Гог. Подсолнухи. 1888
Красивый солнечный цветок,
Писал подсолнухи утрами,
Вставал работать с ними рано,
Пока цветы те не завяли…
Известными полотна стали.
В Париже, в Арле он писал,
Шедевров много там создал.
И стала знаковой картина
Вот эта. С кистью, с мастихином*
Работал он над полотном,
Слой краски наносил ножом.
Цветы при этом оживают
И из картины выступают.
Та желтизною вся пылала
И жизнью, кажется, дышала!
Художник мастерски при этом
Играл любимым жёлтым цветом!
Подсолнухи его живут,
Свеченье словно издают,
На полотне жизнь проживают —
Растут, цветут и умирают…
А мы любуемся: цветы
Ван Гога — дивной красоты!
Ван Гог
Когда б представить только мог,
Что окажусь я в Амстердаме,
И сам загадочный Ван Гог
Откроет двери перед нами.
Пусть кто-то скажет: «Что за вздор?
Совсем ты, парень, обкурился!»
Но грустных глаз его укор,
И оппонент остепенится.
А он посмотрит со стены
На толпы мимо проходящих
И тихо крикнет из страны
Беззвучным голосом, молящим.
Из той страны, которой нет,
Но ирисы цветут там точно,
Встает над пашнями рассвет,
А душу уж накрыло ночью.
И прилетело воронье
На поле золотой пшеницы,
И он ушел в небытие,
И весь в картинах растворился…
Стихотворение написано после посещения музея Винсента Ван Гога в Амстердаме.
Ван гог баржи
Гордясь трудом своим нелегким,
Минуют рифы и мысок
С нуждою в вечной непосильной гонке,
Плывут по малахитовой воде,
Не поддаваясь неустанной качке…
Их вдохновляет в тягостном труде
Флаг Франции, что вывешен на мачте.
Снега ушли, очистились дороги.
Смотрите, люди, как цветет миндаль!
Ведь им любуются весною даже боги!
Художник, веточку поставивши в стакан,
Запечатлел души своей движенье.
Красы природной сказку — наважденье,
И я ее прочувствовал, профан.
Леонид Адрианов
Словно свечки стоят тополя,
Фитили их — ревущее пламя.
Как гирляндой увита земля
В неоконченной Господа драме.
Идеально прямые стволы –
Им бы мачтами стать быстрых бригов,
Им устраивать в поле весною балы,
Попирая дождей здешних иго.
Утонченно стройны, безупречно ровны,
Они встали шеренгою прочной.
Будто стражи любимой своей стороны,
Безусловно, красивой и мощной.
Крестьянская, оплаканная доля
Оттенки зелени, омытые дождями.
Ландо, застрявшее в дорожной грязной яме.
Откосы крыш. «Дела минувших дней».
Пейзан живет в заботах и делах —
Сажает хлеб и возится в навозе…
По горизонту смелый паровозик
Вагоны тащит совести не в страх.
Передо мной пленительный Ван Гог
Раскрыл, раскрасил Франции картину.
Его теперь я сердцем не отрину,
А извлеку продуманный итог:
Покоем дышит сельских утр уют.
Умчались тучи орошать иное поле.
Крестьянская, оплаканная доля —
Ручной, тяжелый, безнадежный труд.
Ван гог парк ансерис
Фигура дамы в шляпке и плаще.
Бордовый цвет его — изысканная прелесть,
Скрывающая низменность вещей.
Деревьев ряд осеннего накала
Обстал тропинку и уходит вдаль.
Куст барбариса спит в листве опалой.
Над всеми небо. В небе — этуаль*.
Ван гог рыбалка
В уютной лодке предан созерцанью.
Удилище. Изношенный рюкзак.
Воды речной под бликами мерцанье.
Ему, по сути, важен не улов —
От пары б рыбок он не отказался! —
Его пленил ракит прибрежных кров,
И тихой дремы счастье в ритме вальса.
его подсолнухи наивны и прекрасны,
они — как солнца луч, и ярки, и чисты,
такое видим мы отнюдь не часто,
я обмираю от «импрессии»… а ты?
миг впечатления неуловим и краток,
его «поймать» — большое мастерство,
и кто учтет при этом сердца траты,
и знает кто, те траты — для чего?!
Ван Гог
(Винсент Ван Гог)
Он рыжий дьявол был, не так ли?
Но плоть Адама, видит Бог!
В глазах раздуты были угли
Он жил вне тела — он Ван Гог!
Как так возможно? Пастор церкви,
Что ждал смиренное дитя
Увидит, дух из табакерки —
Отец поймёт, его крестя..
Но для чужих он был радушен
И сострадателен весьма
В разрыве духа он гнетущем,
За солнцем рвался, там где тьма
Владел прекрасно языками
Но одинок был до тоски
Теолог… и абсент ночами..
И ярость — вере вопреки!
С Гогеном дружба до разрыва
Огонь и страх в его глазах
И изобилием надрыва
Кричит с полотен кисти взмах
Неряшлив с виду и несдержан
И контур линий искривлён
Винсент, для жизни.. безнадёжен..
Отрежет ухо, пулю в сердце.. Гений он…!!!
Надежда Никищенкова
Я не поеду в Питербург,
чтобы смотреть квадрат иль круг.
Я по Ван Гогу лишь тоскую
и не ценю мазню любую…
Пускай Малевича все любят
и пялятся в его квадрат.
Психически больных не судят,
за ними даже не следят…
Они законам не подвластны,
больных на суд не приведут.
И в живописи не опасно
их изучать упорный труд…
Возможно, головой больна —
раз я в Ван Гога влюблена…
Любой здесь лишний
Винсенту Ван Гогу после посещения Изобразительного музея им. А.С. Пушкина. 1969
Мог бы жить обычным клерком,
Но предназначенье взЯло верх.
Не подойти к искусству с общей меркой:
Сумасшедший темп — с ним рядом грех.
Грех безумца, в нищету влюблённого,
Грех души, отсекшей ухо-талисман.
Мозг до края в чувствах доведённого
Живописца: пуст его карман…
Но подсолнухи, от солнца пожелтевшие
И зовущие в безумный жёлтый мир,
И глаза, от горя затвердевшие,
И в душе оплёванный кумир?
Как понять тоску его несбывную,
Что взрывает гладкость полотна?
Как принять любовь его наивную,
Где зло, горечь и печаль до дна
Выпотрошат лишь душу обнажённою,
Что больна, от творчества больна?..
И слезу горючую солёную
Проглотит из желчи вся слюна…
Краски драгоценными камнями,
Брошенные кистью на панно,
Так горят, сжигают осознание,
Что шершавость портит полотно.
Выпуклы и гибки очертания.
И рабочий люд коряв и сер…
И доходит быстро до сознания
Жизнь страшна, когда в руках фужер.
А в фужере женщины абсент,
Как последняя услада в жизни.
Страшен и пленителен момент —
Пьющая одна: любой с ней рядом лишний…
Мои любимые полотна!..
К 150-летию со дня рождения великого живописца Винсента Ван Гога
Я тоскую по Ван Гогу…
И в Москву теперь дорогу,
Где живут мои друзья*,
Оплатить не в силах я…
Чтоб увидеть в сгустках красок,
Полных свежести и ласки,
Тот пейзаж в Овере скромный,
Что с потоками воды
Необычной чистоты,
Нам предстал, как мир огромный.
Наводнения следы
Отразили бед черты,
Чтоб наплыв из массы жёлтой
Месивом на полотне
Подчеркнул, как распростёрты
Перед Богом в новизне
Края дальнего широты!..
Рядом капельками пота —
«Виноградники в Арле»,
Как гранаты на стекле,
Вспыхнули и отразились
Пурпуром в заре багровой.
И окраской необычной
Расплескался день пунцовый.
Так с небес вино нам льёт
Бог, дающий людям плод
Кистью влажной и тяжёлой
То янтарной, то лиловой,
То вишнёвой, то кровавой…
Ягод выпуклых кораллы
Тяжелы и перезрелы
И торопят виноделов,
Чтоб быстрее гроздь отжать,
Чтоб вину бродить из сока,
И шипеть струе в глубоком
Тёмном, матовом стакане.
Разливаясь солнцем в гранях
Старого уже стекла,
Жидкость стала весела
И как мёд к себе влекла
Краской жгучей, как смола.
Чтоб ужалил, словно шмель,
Будоражащий нас хмель.
И чтоб тело зазудело
От лозы, что так горела
У Ван Гога на картине,
Изжелто-кровавосиней…
Чтоб в Арле в кафе ночное
Позвало вино хмельное
Вновь прохожих к огоньку
На последнее экю.
* Где живут мои друзья, — друзья, картины Винсента Ван Гога.
Ты пил, чтоб видеть краску жёлтую
Винсенту Ван Гогу
Ты пил, чтоб видеть краску жёлтую,
Какой не знал тогда весь мир.
И, охру растирая твёрдую,
Ты жёлтый цвет, как жизнь, просил
И говорил: «Дай силы мне
Побольше жёлтого познать!»
И желтизна тебя скосила:
Шёл в жёлтый дом ты умирать!..
Эпилептические взрывы,
Голодной жизни желтизна
Забрали в живописце силу —
Он умер. Только новизна
Его полотен жёлтых, ярких
Вдруг озарила белый свет.
Мы поняли: желток твой жаркий
Озолотил в картинах цвет.
Среди подсолнечников жёлтых
И жёлтых бликов фонарей
Идёт цена походкой твёрдой
Вслед гениальности твоей.
И платит мир, сверх потрясённый,
Вновь цветом красок покорённый,
За каждый блик твой золотой
Монетой очень дорогой
Посмертно, денег не жалея.
И меценат мечту лелеет
Ван Гога как-то получить
И цены на торгах скосить…
Сверх покупаемый в Европе!
Ты, взросший средь сплошных утопий,
Мир сверх гротеска подарил.
И для гармонии высокой
Сам в дисгармонии творил.
И восхищённые поэты
Тебе поют повсюду гимн,
Слагают стансы и сонеты
О том, как стал ты золотым.
И солнце жёлтое нам светит
Наплывом краски на холсте.
Твои полотна, словно дети,
Так совершенны в простоте…
С пытливостью сверх многогранной
Ты отразил наш сложный мир.
При жизни слыл ты шарлатаном —
Теперь музеев всех кумир.
Ты с интересом в жизни странным
Несовершенство прожигал
И красотою сверх гуманной
Уродство жизни познавал…
Извилисты, быстры и грубы
Мазки. Петляя по холсту,
Стволы деревьев краской бурой
Ползли из тюбиков к кресту,
К кресту, шершавому и алому,
Наплывом красок закрепив
Всю в барельефе нервность малую,
От страсти жгучей отличив.
Взволнованность, шероховатость
И капли краски вместо звёзд…
Воображение с усталостью
В прожилках неба разлилось.
И волосы, как комья мази.
И желтизна усталых лиц.
И облака старинной вязью
Над крышей в сгустках черепиц.
Брусчатка чешуёю рыбьей.
Колышется на волнах грязь.
И взгляд пустой, прикрытый зыбью,
Нам говорит: «Нет я — не мразь.
Я — человек! Но жизнь сломила,..
Я — лишь отверженный пока,
Судьба меня с особой силой
Схватила нынче за бока.
И скулы у меня худые,
Что ж! Ем лишь хлеб да воду пью…
Но руки! Руки золотые!
Я ими жёлтый цвет ловлю,
И наношу на грунт пространство,
Чтоб красотою покорить,
Чтоб жёлтым ярким постоянством
Безумство сердца укротить…»
Звёздная ночь Ван Гога
Следы комет — свечений клочья.
Штрихами — натяженье струн,
И свет и тень в аккордах ночи …
Страж -кипарис. Луны лучи
Над спящим городком Прованса
Ночь не тиха …Она звучит
Органом космоса… Согласно
Мазки ложатся в перехлёст —
Лазурь, индиго с фиолетом.
Не краска — ночь покрыла холст
Таинственным волшебным цветом.
Послушно следуя руке,
Определяет кисть движенье
Текущей пО небу реке —
В ней вдохновений завихренья
И звездопад…Звучит орган
Божественной вселеннской фуги.
Ван-Гог творит…У грани — мгла,
Но кисть послушна и упруга.
Пока ещё…
Ещё пока.
Винсент Ван Гог «Звёздная ночь»
В осиннике
Тропа, укутанная в тени,
Уводит в настоящий лес.
В обитель фей и привидений.
С зеркальных утренних небес
Луч, зацепившись среди веток
Просеивает жёлтый дождь
В осинник, странно, каждой клеткой
Я ощущаю листьев дрожь.
Фантастика, не чудо ль это?
Не вижу разницы большой-
Прованс… всё то же солнце светит…
Всё тот же сладостный покой…
Тот преломлённый свет в монетках
Листвы… в соцветьях купины,
В салатных розочках манжетки,
В колючей поросли сосны.
В берёзках — тоненьких девчонках,
Мелькающих, то там, то тут,
В их локонах, в кудрявых чёлках-
Как быстро юные растут.
Уже не слышно соловьиных,
Зато протяжен сойки свист…
Уже алеет кисть рябины,
Но так упруг, так зелен лист…
Ветряная мельница на Монмартре
Как ясен небосвод, как светел тёплый день,
И парк наполнен птичьим щебетаньем,
Чуть-чуть, ещё чуть-чуть, и зацветёт сирень,
И ландышевых снов благоуханье
Окутает Монмартр, таверну на холме,
Особняки, богемные кварталы…
Утонет солнца луч в зелёной бахроме.
Весна! Как это много… или мало?
А яблоне сухой не зацвести уже,
Удел её неласков и ничтожен.
Ступень преодолев, замри на рубеже…
И нам не стать ни краше, ни моложе.
Ушёл в небытие Ван-Гога прошлый век,
Перила сбиты… *мельница сгорела.
Лишь неба зеркала глядятся в рыхлый снег
Вне времени вселенной, вне предела.
*Мельница уничтожена в пожаре 1967г., на её месте отстроена новая
Ирисы
по картине Ван Гога 1889 год
Комар назойливо про лето,
Стою, любуюсь, чуть дыша…
И трепетом, и тихим светом,
И негой полнится душа.
Шмель ворожит в кустах жасмина,
И выткав кружевной узор,
Бархотки в жёлтых пелеринах
К себе приковывают взор.
Волшебный ирис тянет стрелы,
Окрасив батик лепестков
Лиловым, васильковым, белым-
Как будто стая мотыльков
В саду присела на мгновенье,
Наполнив сказкой всё вокруг.
Шагнёшь… исчезнет наважденье.
Умчатся эльфы в дальний луг…
Паук теней гирлянду длинных
Сплетает в солнечный гамак…
И пахнет ирисом, жасмином,
Так сладко, что сойти с ума…
Откровение
по картине Ван Гога «Оливковый сад» 1889г.
Словно трещины в синем — корявые ветки,
Осыпается небо на кроны олив.
Как же вырваться мне из судьбы мрачной клетки?
Леденяще безмолвны столетние предки,
Оставляют на сердце безумные метки,
Что-то тайное в нём пробудив.
А до осени ближе, чем просто до дома.
Да и где он, мой дом, как не здесь?
Тучи… тучи, ветра, как всё это знакомо.
То печаль, то тоска, то внезапно истома.
Я иду миражами по центру разлома.
Пью тревоги осеннюю взвесь…
Три Дороги
Наталья Спасина 2
По картине Ван Гога «Пшеничное поле с воронами 1890г»
По-над полем кружатся вороны,
Спелый колос гнётся на ветру.
Тьма зловеще укрывает склоны.
Я один, как тополь на юру.
Три дороги… к Богу, или к дому?
Непроглядье, неизвестность, грусть…
По- над полем кружатся вороны,
Близится гроза. Ну, что-же… пусть…
Три дороги. Как нелёгок выбор!
Надо лишь осмелиться, шагнуть.
По какой из трёх сегодня вы бы
Предпочли продолжить в завтра путь?
Путается мысль… что медлишь, Зевс?
Вот я пред тобой! Я снял свой крест…
(картина написана за пару недель до гибели Винсента Ван Гога)
Звёздная ночь Винсента Ван Гога
Как звёздный рой невольно
Над городом кружил…
Я видела довольно,
И сердцу стало больно:
Так месяц ворожил,
Вплетал дыханье в ветер,
И в тёмное на свете
Все краски разложил.
И мучилось сознанье,
Горело мирозданье
Там, где Винсент творил.
Картина Винсента Ван Гога. Звездная ночь, 1889.
Но то же настроенье,
Метанья и сомненья,
И истинная дрожь.
Мир светел, сочен, ярок.
И поезд без помарок
Уходит от меня
Как из-под ног земля.
И тихая повозка —
Как в чьей-то жизни сноска —
По лужам и следам,
И по моим годам.
Картина Винсента Ван Гога Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом). 1890г.
Выросло деревце, всё в серебре.
На зелёной земле —
Домик маленький в миндале.
По дороге шли
Грудой пьяною горы-годы.
А под небом текли
Реки чёрные, все невзгоды.
Было поздно.
картина Винсента ван Гога «Миндальное дерево в цвету» 1888г.
Разгадаев
горбушкой вечер падает на стол.
Картофель к чаю- не от жизни сладкой
один на нашу трапезу пришёл.
И мы давно иной не знаем доли,
как вилкой бок варёный протыкать.
Не суждено нам большего позволить
и вкусы неземные ощущать.
В глазах нет света, нет просвета в окнах,
но нам привычна эта темнота.
Здесь тишина не держится от вздохов-
разбилась чашкой давняя мечта
о сытой жизни с сахаром и хлебом,
и колбасой голландской на краю…
Картошкой мы живём под серым небом,
и каждый день- сплошное дежавю.
Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 г.
Звездная ночь Ван Гога
Разгадаев
в окнах пляшут кадрили огни.
Манит август, как яркая снасть
убежать от подушек и книг.
Опусти эту ночь на мольберт,
где луна словно око совы.
Нарисуй мне светил первоцвет
среди этой густой синевы.
Не сорвать их на Млечном пути,
что свернулся лилейным клубком.
Как же хочется счастье испить
к спелым звёздам сбежав босиком.
Море в Сент-Мари Ван Гога
Разгадаев
тугую рыбу в пенном море.
Ты много слышала историй
про сеть счастливую мою.
Но правда истинная в том —
я счастлив не от ловли рыбы.
Какие в Сент-Мари приливы!
Как волны шепчут в унисон!
Да! я люблю их тихий плач
от ветра, что шутливо пляшет
по волосам и душам нашим,
толкая в омут неудач.
Но он, хватая сеть из рук,
не видит гордый жёлтый парус.
Я ни за что не распрощаюсь
с безбрежной синевой вокруг.
Не разлюбить морскую гладь,
когда живёшь под вольным небом,
и чумовая эта небыль —
такая Божья благодать!
И ты без устали смотри
на это море в Сент-Мари…
Винсент Ван Гог «Море в Сент-Мари», 1888 г.
Разгадаев
мне задаться вопросом простым суждено:
что насыщенней- кофе с корицей в бокале
или неба в кристальных орехах сукно?
Что волшебней — воздушный пирог с облепихой,
испечённый madame для желанных господ,
или эти дома, уходящие тихо
за невидимый к новым мирам поворот?
Ярким, жёлтым огнём согревает терраса,
словно огненно-терпкий глоток коньяка.
Этот миг без прикрас назову я прекрасным,
мне бы слиться с ним в пряном коктейле, но как?
Здесь меняется всё, что находится рядом,
здесь дурманит гостей апельсиновый свет.
Что вкусней, подскажи, профитроли с кастардом
или этот пейзаж ? … Я не знаю ответ.
«Ночная терраса кафе», Винсент Ван Гог, г.Арль, 1888 год
Выставка Ван Гога
Софья Шумская
И ту дорогу осень украсила листвой.
Играл в саду оркестр, народу было много,
А я шагала чётко довольная собой.
В тиши музейных залов с шедеврами искусства
Портрет Ван Гога-солнце среди картин своих.
И каждая картина душевна и искусна
И каждая картина — легенда или миф.
В картинах тех загадка и правда давней жизни.
Природа, буйство красок и мыслей круговерть.
В них много непонятно, в них праздник есть и будни,
Но тянет те картины ещё раз посмотреть.
В свой эпилептоидный мистраль,
Бушевал, ярился: «Нарисуй мне
Всё, чем в сумме характерен Арль:
Мглу, ночную, мрачную террасу,
И сливовый, белоцветный сад,
Напиши, как будет убираться
В Монмажуре красный виноград!..»
Слово Божье прозвучало всуе,
Но талант — не ссуда под процент…
«Я тебя, конечно, нарисую, —
Восторгаясь, обещал Винсент, —
Мглу, ночную, мрачную террасу,
Твой сливовый, белоцветный сад,
Покажу, как будет убираться
В Монмажуре красный виноград!..
Вечность никогда не повторится
В зыбком отраженьи миража…
Стану, словно притчу во языцех,
Каждодневный труд изображать!»
В этой правде много дикой страсти,
Соединены рисунок, цвет,
И преувеличено отчасти
То, чего в действительности нет.
На ветру прибитый холст трепещет,
Словно на верёвке простыня,
Голова обожжена зловеще
Местью ослепительного дня!
Всё равно уберегла тренога
Искушенья Арля, все подряд…
Страшные подсолнухи Ван Гога,
Как драконьи головы, горят!
Картина Ван Гога Пшеничное поле с кипарисом
Элла Гоник
Сей пейзаж создать мог лишь один Ван Гог.
Навела вновь осень на щеках румянец,
И хозяйкой стала всемогущей в срок.
Захмелев от страсти, став лихой и пьяной,
Как шалава, шлялась по лесам пустым,
Завлекла в объятья, завладев обманом,
Сумасшедший ветер, обнимаясь с ним…
А потом настало горькое похмелье,
Показалась жизнь ей, как пустой стакан…
И, не продолжая прежнее веселье,
Завязала осень свой хмельной роман.
Ван Гог. Вороны над пшеничным полем
Жёлтый дом. Ван Гог
Яков Соловейчик
Мы все так в детстве рисовали,
Но живописцами не стали,
(Да и поэтами — с трудом).
Так в чём же кроется секрет,
С ума сошедшего Ван Гога,
Чей культ подобен культу бога,
Других художников там нет?
Быть может, тяжкая судьба?
Фортуна с ним была груба,
Блудлива трепетная муза.
Ни славы, денег, ни любви,
Хоть душу в клочья разорви,
Для близких — горе и обуза.