Сб. Апр 27th, 2024
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа — Французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
 
Мулен Руж Лотрека…
Александр Кузьмин 9
Зал переполнен, жжёт кан-кан,
За столиком Тулуз Лотрек —
Наполнен коньяком стакан,
И карандаш творит сюжет!
Танцовщиц прёт адреналин,
Беснуется зевак толпа,
Взлетает юбок кринолин
И панталоны с каждым па
Смущают благостных мосье,
Лорнирующих взмахи ног,
А дамы теребят колье,
Ревнуя публики восторг!
Бумаги лист запечатлел
Мгновенья жизни на века,
И каждый, кто плясал да пел
Не остановится, пока
Лист не истлеет от времён,
Иль не сгорит в огне судьбы…
Так Мулен Руж был оживлён
Лотрека даром ворожбы…
Тулуз-Лотрек
Александр Стоянов
Особый мир — плетенье разных судеб,
улыбок дрожь — изящная игра.
Взглянув туда, мы сказку не забудем,
их праздность нас сведёт с ума.
Как яркий цирк и ярмарок цветенье
вздымает плоть живую на холсте.
Немой восторг стороннего прозренья,
павлин расправил образ на хвосте.
Любовь и плоть — две стороны медали.
Проста мораль: кто любит, тот и прав.
Игра теней бывает крепче стали,
художник смехом смерть попрал.
Изгиб ноги, наклон живого тела
и чёлка, вдруг упавшая на лоб.
Какую песню это тело спело,
чтоб соблазнить влиятельных особ!
Движенье, ночь коктейли из эмоций,
другая жизнь как будто в полусне.
Плывём вперёд, не разбирая лоций
держись старик поправь своё пенсне!
Анри де Тулуз-Лотрек

 

Борис Требин

Ночь уходит, погашена лампа,
В окнах мутным пятном проступил рассвет.
На пастельном наброске эстампа
Спит модель, завернувшись в лоскутный плед.

День — пролетевшим фиакром…
Ночь — блеск огней над Монмартром…
Жизнь — бесконечных страстей юдоль.
Взгляд жалит острою спицей…
Штрих препарирует лица…
Вновь соль остроты скроет глухую боль.

Пав на дно, без надежды подняться,
И к «домам у вод» обращая взгляд,
Написать простоту девиаций,
Скорбью смеха расцветить веселья ад.

Жизнь — не сцена театра…
Дождь по крышам Монмартра
Бьет, словно слезы, отмыв налет.
Боль — ужимками мима…
Чувств закружит пантомима,
Но алкоголь выпишет длинный счет…

Слово «бордель» происходит от франц. «bord d’eau» — у воды.

 
На смерть Тулуз-Лотрека

Борис Требин
Глядит с плаката улыбкой бледной
Усталый мим.
Флер декадентства стихов Верлена
Впитался в грим.
Горящий сахар роняет, плавясь,
В абсент капель.
В тени мольберта застыла, маясь,
Мадмуазель.
Тугие кольца змеей свивает
Табачный дым.
Монмартр блики огней бросает
По мостовым.
Эрзац минувший шального века —
Фонарный газ…
В родном поместье Тулуз-Лотрека
Талант угас.

Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен Руж
Владимир Мялин
Восхитительно-вульгарна
Эта рыжая мадам.
Что за чудо танец парный,
Волю давший сапожкам!
Красным шёлковым чулочкам
И натруженным икрам!
Кавалер дошёл до точки,
Сдержан страстно, как Адам.
Мулен Руж не отдыхает;
Пахнет потом и духами.
Тулуз-Лотрек
Владислав Морев
Мир Обречённых пишет Обречённый,
Мир Красоты израненной — Ущербность:
Жива Фривольность Взглядом напряжённым —
И из Руки рождается усердной.
Острей Цвета — но Краски не ложатся:
Они Канкан отчаянно танцуют;
Фигуры в резких Контурах кружатся,
И безысходно мечутся, тоскуют…
На Праздник Жизни! Словно на Вокзале,
Свет Суеты всё смазывает ловко:
Здесь преходяще трепетное Гала,
Что приходящих Лиц сбивает с Толку.
Кино уже рождается, снимая
С застывших Фото каверзную Ретушь,
Но Кисть Рука — как Сердце Жизнь — сжимает,
И ты её Страданиям поверишь…
Жизнь прожита — ещё и не начавшись,
Смерть вкушена — в Пирушках полуночных:
Безумье Грузом брошено на Чаши —
Вес Легкомыслий будет познан точно.
Изнанка — вот! Сокрыта под Исподним —
Как Суета в Объятьях с Суетою:
Ведь наша Жизнь — распущенная Сводня,
Что под Личиной прячется Простою…
Тулуз-Лотрек — прикрытых трепет век…
 
Геннадий Кагановский
Тулуз-Лотрек —
прикрытых трепет век,
венозный сгусток рек,
сетчатка ручейков,
общественный альков…
Таков и не таков
мазков твоих сумбур:
стального взгляда бур,
подспудный отблеск бурь,
рисковых скачек крен
в овациях арен,
ревю-каскад-рефрен,
фантазмы Мулен Руж,
миазмы знойных душ,
манерный неуклюж
манежных клоунад,
салонный рай и ад.
Художник — под… и над…
Анри де Тулуз-Лотрек. Мулен Руж. Ла Гулю
Ирина Полесская
Взгляды мужские грубы
В пошлом ночном мирке;
Плещется в пене юбок
Ножка в цветном чулке!
Пляшет Луиза Вебер
(Прозвище — Ла Гулю*).
Музе художник верен:
«Танец взрывной люблю!»
Кровь закипает в жилах —
Страсть возрастёт стократ!
Знает: движений живость
Выплеснет на плакат!
Жить на Монмартре просто:
Студию снял — пиши!
Карлик, не вышел ростом,-
Смейся, кути, греши!
Горд. Но — больной, нелепый…
Граф де Тулуз-Лотрек.
Что же, судьба, так слепо
Ты сокращаешь век!
Есть же талант в избытке,
Да тяжела юдоль…
В горьком топить напитке
Будет он сердца боль.
Но полетят плакаты! —
(Скорость руки дана)…
Будет он завсегдатай
Всех заведений «дна»,
Будет любить азартно
Ветреный Мулен Руж;
Духу аристократов
Станет навеки чужд.
Выпишет на портретах
Жизни неброский миг…
Кистью его воспетый,
Будет светлее мир!
-«Смерть, ты не справедлива,-
Молод, и жизнь люблю!»…
Пляшет канкан игриво
Рыжая Ла Гулю…
Ла Гулю* -«обжора». Луиза очень любила поесть.
Именно Ла Гулю посвящены лучшие картины художника «Танец в „Мулен-Руж“» и «Ла Гулю, входящая в „Мулен-Руж“». Маленькая, рыжая, чувственная женщина была вызывающе вульгарна в своём наряде с глубоким декольте. На сцене Ла Гулю танцевала канкан, который нередко называли «сумасшествием ног». Вскоре она стала самой знаменитой танцовщицей кабаре в Париже.
Граф Анри де Тулуз-Лотрек (1864- 1901) принадлежал к старинному аристократическому роду Франции. По причине травмы в детстве у него перестали расти ноги , и он остался карликом на всю жизнь.
В борьбе с тяжёлым недугом он с ранних лет стал искать утешение в том мире, где его могли понять и принять как своего. Понимание Тулуз-Лотрек нашёл в кабаре на Монмартре, где по ночам собирались сутенёры, девицы из борделей, приезжие матросы. Анри приходил туда и любовался весёлыми страстными танцовщицами и легкодоступными женщинами. Он не обвинял их, а старался усмотреть в их образе «нечто глубоко человеческое».
Направление, в котором работал Тулуз-Лотрек , известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму. Художник был мастером психологического портрета и зачинателем искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете.
Умер Анри де Тулуз-Лотрек в возрасте 36 лет от алкоголизма и сифилиса.
На грани
Ирина Полесская
Взлети на тоненькую нить,
Судьбой играя…
Тебе так нужно сохранить
Баланс на грани!
Струна каната — это твердь,
Вокруг же — пропасть.
Весь путь без страха одолеть!
И будут хлопать…
Следит твой ангел с высоты.
Дрожат поджилки…
Сегодня в выигрыше ты?
Простишься с жизнью?
Смелее взгляд, шагни вперёд,
Крылами — руки!
Сорвёшься — публика взревёт!-
Сюрприз от скуки…
Сорвёшься…Эти мысли — прочь,
Пляши азартно!
И телу дух готов помочь,
Чтоб встретить «завтра».
Что это: с дьяволом пари,
Орёл иль решка,
Привычка зрителям дарить
Эмоций резкость?
Рискуй же! Нет пути назад.
Гудит арена.
Прыжок… шпагат… ещё шпагат…
Щекочет нервы!
Сегодня ты успех сорвёшь-
Предел желаний!
А завтра вновь в коленях дрожь.
И жизнь на грани…
Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Канатная плясунья». 1899г.
В начале 1899 года мать художника после очередного приступа белой горячки настояла на том, чтобы сын лёг в психиатрическую лечебницу, расположенную неподалёку от Парижа.
Доктора считали, что одним из симптомов болезни была потеря памяти. Тулуз-Лотрек, чтобы убедить докторов в выздоровлении, по совету друга начал по памяти писать сцены из жизни цирка. Таким образом, в 1899 году появилась картина «Канатная плясунья», и в этом её уникальность.
Картина хранится в Национальном Музее Швеции, Стокгольм.
Тулуз — Лотреку
Наталья Солошенко
Тулуз -Лотрек
Был одарённый человек
И знатностью
происхожденья
Мог вызвать зависть,удивленье!
Но Бог вселил в него талант
И воплотил в судьбу как знак.
И стал художником Лотрек,
Прославив Францию вовек.
Взял псевдоним-Анри Трекло,
Чтобы о нём не знал никто,
И родились на свет творенья
На зависть всем и восхищенье:
Автопортрет в шестнадцать лет,
Портрет Иветт и Буало,
Наездниц цирка «Фернандо»,
Брюона из «Амбассадор»-
Владельца кабаре «Мирлитон»,
Всех знаменитостей и франтов
Из «Мулен Руж»,что на Монмартре.
Все узнавали и хвалили
Портрет Лендер и Мессалины.
Его шедеврам поклонялись,
Порой кляли иль восторгались,
Но равнодушных- никого!
За что ж обидел Бог его
И ростом и телосложеньем?
Не обделил лишь вдохновеньем:
Творил он столько, сколько мог,
Печален был его итог,
Но не бесславен, видит Бог!
И созданные им творенья
Приносят радость, без сомненья
Тулуз -Лотрек. Кафе Мие. Никчемные
Марина Барщевская
Струя на Мельнице играет,
Луч преломляя золотой;
Под колесом-провал зияет.
Там омут с чёрною водой….
А вотр санте, лукавый мельник!
Шампанское без всяких норм
Лакает сомилье -бездельник
При даме рубеновских форм.
Лотреку ты, Гибер, Вергилий:
В парижском чреве, как в аду.
Как хочется, чтобы любили,
Хоть понарошку, хоть в бреду…
Тулуз- Лотрек. Рыжая
Марина Барщевская
Как высохший цветок гербария
Прекрасен тленной красотой,
Так тело этой рыжей парии
Пленяет хрупкой наготой.
Ни покаяний, ни стыдливости-
Не остаётся ничего,
Что может вспомнить без брезгливости.
Она устала от всего.
Ещё блистает оперением,
Из пыльных выпорхнув кулис,
А дальше-бедность и забвение.
И жизнь не повторишь на бис….
Канатная плясунья. Анри Тулуз Лотрек
Юрий Рехтер
Нащупав шаткую опору,
Плясунья сходит на верёвку
И, будто с тяготеньем споря,
Баланс выдерживает ловко.
И отработанным движеньем
Стан поворачивает гибкий,
Стараясь сгладить напряженье,
К губам приклеенной улыбкой.
Но воздух страхом переполнен
И электричеством искрится,
Тревоги излучая волны,
Вокруг канатной танцовщицы.
Оркестр выдаёт стаккато,
В партере тишина таится
И у гимнастки меж лопаток
Бегут мурашек вереницы.
Но, под собою ног не чуя,
На кураже входя в крещендо,
Она танцует и танцует,
Срывая гром апплодисментов.