Пт. Апр 12th, 2024
Нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Один из самых талантливых последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.
 
Ян Вермеер
Антонов Валерий
В его картинах пятна света
на лицах так необходимы,
ведь выявляют те приметы,
что так художником любимы.
Ян Вермеер — 2
Антонов Валерий
Вермеер Ян, талант бесспорный,
настроен был на лад минорный.
И слабость нам его видна —
писать красавиц у окна.

Горит любови огонёк…

Валентина Гладыш
 
Навеяно картиной Вермеера «Девушка за верджинелом»
Мила, живА, сентиментальна,
Играет — соловей поёт…
Чего желает снова тайно,
Что ей тихонько душу рвет?
О ком задумалась невольно,
Кто преподал ей сей урок?
…А за улыбкою фривольной
Горит любови огонёк…
Вермеер Молочница
Елена Лог
Неспешно льется молоко
Взбивая кружевную пену
Свет, проникающий в окно
Ложится бликами на стену
Хлеб свежей выпечки лежит
В мерцаньи ноздреватых точек
В коробке на полу стоит
С остывшим угольком горшочек
Изящная округлость рук
Ресниц пушистых трепетанье
Такой покой и мир вокруг
Что слышно девичье дыханье.
Вермеер. Гитаристка
Марина Барщевская
Псалтырь и библия — в сторонку,
Как и коклюшки с кружевами.
Румянец на щеках девчонки,
Порхают пальцы над ладами
Испанской новенькой гитары.
Заучены табулатуры,
Хоров звенящих струны-пары
Давно настроены.Фигура
Слегка изогнута. Кокетство
В живых глазах.А с ожерельем
Соперничают зубки. Детство
Играет на губах весельем.
Одно закончит — и сначала,
Мотет Корбетты, иль де Визо
Кадансы гордых мадригалов,
Мелизмов нежные капризы.
Во взгляде пристальном на дочку
Любовь и гордость торжествуют.
Мазок, ещё мазок на щёчку…
Отец её портрет рисует.
Франческо Корбетта и Робер де Визо — гитаристы эпохи раннего возрождения. 
Вермееровская девушка
Марина Барщевская
Пылится лютня с клавесином,
И жемчуг брошенный — не нужен….
На старом кресле у камина
Забыт моток голландских кружев.
Что ж в зеркала не улыбнётся
Хозяйка рыжей шевелюры?
Небрежно локон подберётся —
Смутна в стекле окна фигура.
Готовы персики скатиться
На бархатистую постель…
Загадкой полнится светлица,
Оконных слышен скрип петель.
Кто кавалер, герой безвестный?
Все мысли девичьи-о нём.
Печали полон лик чудесный,
Скупые слёзы над письмом.
Вермеер. Служанка с кувшином
Марина Барщевская
В сакральной тишине журчанье молока,
Густой струёй — из гладкого кувшина.
Фарфоровым теплом — дородная рука
Сжимает на весу сосуд из глины.
Величие, покой и бюргерский уют,
Сплетённые из воздуха и света.
Волнений жизни — нет, тут страсти не живут,
И странно, что они бывают где-то.
Простая гамма средств свободного мазка,
Мерцание и перекличка цвета.
Глядишь — и не поймёшь:в чём таинство холста?
И чем заворожило чудо это?
Девушка с жемчужной серёжкой
Натали Наумова
Из дальней глубины прошедших лет,
Из темноты откинутой завесы
Плывёт навстречу нам её портрет
Голландской Монны…Имя неизвестно.
Картины строг и сдержан колорит —
В нём настроение сурового приморья.
И только лента синевой горит
И с тишиной коричневою спорит.
В пол оборота взгляд…Но на кого?
Вот-вот заговорит, промолвит слово…
Тюрбан из шёлка, сине-голубой
С не ярким,светло-палевым, подбоем..
Лицо и лоб прохладны и бледны,
Лишь губы, по девичьи — свежи, ярки.
Бликует в ушке капелька луны —
Серёжки жемчуг светится во мраке…
Прелестны чистый лоб и нежность губ,
И взгляд её, задумчивый и грустный…
Жизнь не проста и быт угрюмо груб.
Натурщицей попала в «круг искусства».
Прислугою была — мила, бедна.
Художник рисовал её, влюблённый.
Любовь хозяина — была её беда.
Без прав служанка…Господам покорна…
Да, это вымысел*…Три века утекло…
Она не названа никем и неизвестна.
Глядит на нас сквозь времени стекло
И в юности своей всегда прелестна.
*»Вымысел» взят из одноимённого фильма режиссёра Питера Веббера 2003г. 
Ян Вермеер Дельтфский голландский художник 17 го века — золотого века голландской живописи.
Картина » Девушка с жемчужной серёжкой» написана им в 1665 году.

Девушка, читающая письмо у открытого окна
Наталья Спасина 2
Послание читаю в сотый раз,
В нём нежность в каждой букве,
Каждой точке…
Неблизко Вы…, одно я знаю точно-
Что мыслите лишь обо мне сейчас…Я ласточкой бы вырвалась на волю
Из тусклой кельи, если бы могла,
Туда, где всякий вечер тень орла
Кружит над замком, озером, над полем…

Пастельной кистью на закате дня,
Душа слетает веером на строчки.
Мой ангел, Вам судьбу вверяю ночью,
Клянитесь же, что любите меня!

Обнажена пред Вами, и пред Богом…
Прошу лишь счастья…это так немного.

(картина Яна Вермеера 1657 год)

Молочница Вермеера
Нина Шендрик
 
Картина Вермеера «Служанка с кувшином молока»
Средь тишины и мирного покоя,
Все краски утра ярки и чисты,
Служанка со склоненной головою
Исполнена спокойной красоты.
Простой кувшин из красноватой глины,
Поддерживает женская рука,
Румяный, свежий хлеб лежит в корзине,
Мы те же, что в минувшие века.
Не отрываю взгляда от картины,
И на душе отрадно и легко,
А время истекает из кувшина,
Густое, как парное молоко
Сводница Яна Вермеера
 
Соловьёва
Как жаль девчонки в жёлтой блузке.
Споили.В первый раз споили. —
Взгляд любопытный, плотский, узкий, —
Захвачен сам художник, с силой
Влекомый: что же дальше будет?
А пригласили деву к чаю…
А можно ль взглядами принудить
К тому, в чём радости не чаять?
Но почему глаза закрыты?
Ей стыдно! Значит, не блуднИца.
Влечёт Эрато, не Киприда? —
ЗамутненА вином девица!!!
Во всём виновна только сводня?! —
Лицо и взгляд её корыстны. —
И сделка удалАсь сегодня.
Но был ли в деве взгляд нечистый?
А что солдат? — Он жаждет страсти.
Здоров, и чувствен, и не ангел.
Но хочет он любви и счастья?
А сам не может сделать шага?!
Грудь захватил он, как хозяин.
Не раз солдат играл сосками?
Знавал уже любовь окраин
И вихрь судьбы кружил страстями?
А что художник? — Любопытен:
Он изучает всех природу.
Но в жизни выше всех событий

Всё ж ценит творчества свободу.

Женщина, читающая письмо. Ян Вермеер

Яков Соловейчик
Мужья воюют неустанно,
Уходят в море, в океан,
И пропадают в дальних странах,
«Где много диких обезьян».А жены ждут, детей рожают,
Растят потомство без отцов,
Голландцам это не мешает —
Настроят, в будущем, дворцов.

Вермеер знал о жизни много,
(Его отец держал трактир),
И быт, не бедный, но убогий,
В своих картинах воплотил.

Какая скудная палитра!
И жизнь у женщины скудна.
Письмо читает, как молитву,
Опять беременна она.

Вернется суженый, погибнет,
Сбежит в Америку — как знать?
Но быт простой семьи незыблем,
Финал не трудно угадать.

«Женщина, читающая письмо», Ян Вермеер, 1663-64, холст, масло, 46,6 х 39,1 см.
Рейксмюзеум, Амстердам, Голландия.

Любовное письмо. Ян Вермеер

Яков Соловейчик
Прилично ли подглядывать за дамой,
Читающей любовное письмо?
В обычной жизни это будет странно,
И стыдно, и неловко, и смешно.Служанка и девица с мандолиной,
Гардины, щетка, обувь, темный фон.
Пространство так сужается в картине,
Что комната похожа на вагон.

Картинка бытовая в интерьере
Мещанского убогого жилья.
Вермеер в романтической манере,
Оставил нам «частичку бытия».

Одно понять в картине я не в силах,
(Ни сердцу не прикажешь, ни уму),
Всегда рисуют девушек красивых,
И все мы понимаем — почему.

Но здесь художник явно напортачил,
(А может быть, жестоко пошутил),
Посмотришь на «красотку» — и заплачешь,
Исчезнет навсегда любовный пыл.