Сб. Апр 27th, 2024
маяк, иоре

55 стихотворений о великих чудесах света: Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей в Геликарнасе, Пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса, Храм Артемиды в Эфесе.

Висячие сады Семирамиды

  • Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес античного мира, которое представляло собой инженерное сооружение в Вавилоне с каскадом многоуровневых садов, где росли многочисленные породы деревьев, кустарников и виноградных лоз, производившее впечатление большой зелёной горы. Единственное из Семи чудес, местонахождение которого окончательно не установлено и, более того, подвергается сомнению сам факт его существования, поскольку не сохранилось никаких вавилонских текстов, в которых упоминаются эти сады, описания садов имеются лишь у поздних древнегреческих и римских авторов, а археологические раскопки в районе предполагаемого местонахождения садов также не дали результатов.

55. В садах Семирамиды…

Людмила Владимирская

В садах Семирамиды благоуханье ветра…
Порхают души эдельвейсами средь лепестков…
Улыбкой приласкает приветливое солнце
и птичий хор в прозрачной кисее средь облаков.

Там ручейков медвяных животворящее дыханье,
златые рыбки веселятся день за днем,
и шлепается в воду спелый плод,
окрасив губы ярким померанцем….

Там песни звонкие, там радужные струи.
С утра амброзией роса благоухает.
А со стрекоз стекает дождь из перламутра.

Добро и благодать в садах Семирамиды.
Свет лучезарный, неземной блистает на заре.
Мир и покой в тени олив благоуханных,
Приют для душ безгрешных, бездыханных…

В серебряных садах Семирамиды…
Быть может, сам Господь там отдыхает.
В озерах изумрудных глаз хрустальных
Быть может ждет любимая моя…

  • (Амброзия (греч. ambros;a) в древнегреческой мифологии «пища богов» (нектар «напиток богов»).
    По библейскому преданию, Семирамида — легендарная Ассирийская царица. Греческие историки (Диодор и др.) рассказывают, что именно для любимой цаприцы царем Навуходоносором были построены «висячие сады» в Вавилоне.
    Сады Семирамиды древний мир считал одним из «семи чудес света». Отсюда выражение «сады Семирамиды» — нечто чудесное, великолепное, благоухающее, недостижимое, романтическое, проявление наивысшей степени любви мужчины к
    ее красоте, дестсвенноти, неприкосновенности и ангельской чистоты.
    Померанце — сладкий плод, похожий на апельсины)

54. О садах Семирамиды…

Наталья Спасина

Приснись, волшебный сон, приснись!
Под солнцем пристальным, горячим
Прелестный Вавилон, явись!
Я так желаю, это значит:
Да будет так! Взгляни! Сады
Между землёй и светлым небом,
Изящный символ красоты,
Однажды превращенный в небыль,
Среди прозрачных облаков,
И птиц в блестящем оперенье,
Парк из невиданных цветов,
И удивительных деревьев…

«Семирамида…здесь ли ты?
Хозяйка…ветреница…фея!
Тобой взращенные цветы
Мой взгляд задумчивый лелеют!»
Фиалки шепчут:»Амитис…
Та несравненная царица,
Что лицезрела свой каприз
В тенистых ветвях кипариса…»

Какие ароматы вкруг…
Мелодий чары…несравненных,
Ступени вверх ведут, а вдруг…
Взлечу я птицей? Непременно!
Мелькают в танце лепестки,
И бабочек лиловых стаи…
Коснувшись крыльями руки,
В немом восторге замирают…
Хрустальной влаги зеркала,
Фонтанов королевских бисер…
Пустыня! Как же ты мала
В сравненье с этим чудом жизни!

Приснись, волшебный сон, приснись!

53. Висячие сады Семирамиды

Терешкова Галина

Чудное творение красоты волшебной:
В воздухе повисли райские Сады.
Навуходоносор* для своей любимой
Приказал собрать здесь дивные цветы.

В пыльном Вавилоне, на холме высоком,
Поднялися башни, как по волшебству,
Стройные колонны не окинуть оком,
Всё подвластно разуму, воле, мастерству.

На террасах сада в шахматном порядке
Высажены пальмы, кипарисы, кедр;
Залиты асфальтом, с илом, как на грядке,
Корни тех деревьев проросли до недр.

Вот зацвёл тенистый самый первый ярус,
Травы луговые, водных струй напев.
По ступеням выше, как под небом парус,
Поднялась зеленая шапка из дерев.

И хотя историки не сошлись во мнении:
Были или не были «висячие» сады,
По веленью времени, всем на удивление,
Снова распускаются волшебные цветы!

  • Висячие сады Семирамиды построены в Вавилоне по велению правителя Навуходоносора*, жившим в 4 веке до н. э. , для своей жены Семирамиды, которая была родом из зеленой и цветущей Мидии и очень тосковала по красотам своей родины.

52. Сады Семирамиды

Жанна Баринова

Я по садам Семирамиды,
Еще пройдусь когда-нибудь.
Не сотвори себе обиды,
И ты узнаешь древний путь.

В садах весна, как вечный праздник,
Деревья в накипи цветов.
Веселый попугай проказник,
Гостей приветствовать готов.

Я поднимусь повыше к небу,
Чтобы увидеть мир с небес.
И встречу там красавца Феба,
Седьмое чудо из чудес.

Под звуки струн своей кифары,
Мне станет песни петь сам Феб.
Пустыня расцветет Сахары,
И раздадут голодным хлеб.

Царица выйдет на террасу,
Смахнет слезинку со щеки.
А с вишен розовою массой,
Сорвутся ветром лепестки.

В садах живительная влага,
Фонтаны бьют наперебой.
Нужна решимость и отвага,
Ума и сердца непокой.

Пойду по осени и зимам,
Пойду по лету я к весне.
Сады висячие незримы,
Сады, открывшиеся мне.

51. Висячие сады Семирамиды

Иван Есаулков

Жизнь в пыльном Вавилоне
Была невыносимой,
И потому (известно
От Геродота!) встарь
Царь Навуходоносор*
Для женщины любимой**
Решил сады построить,
Чтоб не вдыхать той гарь,

Не изнывать от зноя,
Совсем не видеть грязи,
Чем славился в то время
Столичный Вавилон.
Создали инженеры
Проект под тот оазис.
Возвысились платформы
Среди больших колонн.

Тростник, смола и плиты
Свинца, ещё две кладки
Кирпичные, а сверху
Огромный слой земли.
Цветы, кусты, деревья
Рассажены на грядки…
И вот сады Амитис
Роскошно расцвели.

И не Семирамидой***
Царицу эту звали —
Трудились для Амитис
Строители-рабы.
Произошла ошибка,
Да и сады свисали****,
А вовсе не висели
По прихоти судьбы…

Но пролетели годы —
И закрепилось это
Название. Готовы
Поверить мы в него…
Прославлено навеки
Седьмое чудо света,
В котором проявилось
Рабов тех мастерство!

  • * Навуходоносор II — царь Нововавилонского царства, правил с 7 сентября 605 по 7 октября 562 года до н. э., из X Нововавилонской (халдейской) династии. Сын Набопаласара.
  • ** Сады были построены для жены Навуходоносора Амитис, дочери мидийского царя, скучавшей по родной природе, полной зелени.
  • *** В истории название садов ошибочно закрепилось за ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.
  • **** Сады свисали с четырёх платформ, возвышавшихся на высоких колоннах. Висячими они стали из-за неправильного перевода с греческого.

50. Висячие сады Семирамиды

Владимир Смирнов

Когда-то процветала Атлантида,
Потом Христос воистину воскрес.
Висячие сады Семирамиды —
Одно из восхитивших свет чудес.

Легенды, мифы пользуются спросом
И древний Вавилон легендой был.
А правил там царь Навуходоносор
Второй. Он удивлять жену любил.

Она была мидийскою принцессой
И тосковала по родным садам.
Тогда решил построить сад чудесный
Царь, чтоб он возносился к небесам.

Висячие сады Семирамиды
Построил царь, чтоб угодить жене.
Они напоминали пирамиду
С балконами, террасами на ней.

Растения свозились отовсюду
И расцвели, как в неземном раю,
И даже Македонский это чудо
Любил, как резиденцию свою.

Но вдруг землетрясение случилось
И город Вавилон разрушен был,
А с ним и это чудо развалилось.
Никто его, однако, не забыл.

Второе чудо света будет первым
Из всех семи известных нам чудес.
Другие описать смогу, наверно,
Коль будет к ним проявлен интерес.

49. Висячие сады

Владимир Трофимов

Скучала царица и слёзы текли
Но вот мастера чудо ей возвели
Среди Вавилона сады вознеслись
Ты Семирамида не плач веселись

Так царь для любимой своей приказал
И чувства и мысли её угадал
На сводах террасы искусно сложили
Асфальтом кирпич они сверху покрыли

За ярусом ярус поднялся каркас
Земля же жирна в Междуречье у нас
Возили её на асфальт настилали
Деревья растения позже сажали

Трудились умельцы в прекрасных садах
И вот появилось оно на глазах
Великое и небывалое чудо
Зелёные листья тянулись повсюду

Закрыли собой желтизну кирпича
Качались по воздуху словно крича
Парим мы как птицы над этой землёй
Незнающим так и казалось порой

Как будто повисли сады в вышине
Такое не виделось даже во сне
А тут наяву перед взором твоим
И даже вода изливалася к ним

По трубам её подавали туда
Воды в изобилии было всегда
Сады напоить и прохладу создать
Приятней чтоб было царице гулять

По свету уже прокатилась молва
Не верили люди конечно сперва
Паломники видели и подтвердили
Сады эти правда Висячие были

По прихоти женской и слову царя
Создали умельцы сады те не зря
Века своей славою переживут
И память напомнит они были тут.

48. Семь чудес света Сады Семирамиды

Геннадий Шеховцов

Царь Навуходоносор для царицы
Построил эти дивные сады,
Чтоб для любимой утром пели птицы
Средь роз цветущих, яблонь молодых.

Царь умер, наступило запустенье,
И заросли сады, как дикий лес.
И в год, когда случилось наводненье,
Навеки этот памятник исчез.

Шесть ярусов, парящих над землёю,
Там, где сады дурманяще цвели,
Разрушены могучею волною,
Но статус чуда света обрели.

47. Сады Семирамиды

Евгений Глушаков

Озеленил Навуходоносор
Печальные ущелья Вавилона…
И в час плодоношенья, в час урона
Нисходит ливень персиковый с гор.

На головы распутниц молодых,
Спасающихся в хохоте при этом,
Веселье плещет, сорванное ветром,
И слаще пляски всякой бегство их.

Проносятся, не помня о простуде,
По жиже тёплых персиковых луж.
И персями подрагивают груди,
Едва их тронет персиковый душ.

Как будто, штурмом вал преодолев,
Ворвался в город рыжий неприятель
И не щадит ни пышных кос, ни платьев,
И лапает бегущих с визгом дев,

Чьих ножек босых узкие следы
Сродни давильщиц танцу в пьяном чане…
Кустов, деревьев, крыш, террас качанье!
Да здравствуют висячие сады!

Тут солнце не в зените, а — кругом,
Как только море для существ подводных,
Едва ударит персиковый гром,
Садам висячим предвещая отдых.

Тогда, вакханкам перепоручив
Мятеж ветвей и ветра нетерпенье,
Сады уйдут, как всякий дождь — в ручьи,
Сады уйдут, как всякий ливень — в пенье.

И город станет липко-розоват;
Так сочно залит персиковой кровью,
Как будто низкий пагубный разврат
Очистился высокою любовью.

46. Висячие сады Семирамиды

Александр Терек

НавуходонОсор Второй — царь и Бог Вавилона ,
И военный искусно союз заключен —
Царь Мидийский союзником стал без препонов —
Воевать с Ассирией согласился и он

Их победа сплотила — Вавилон и Мидию ,
И победный союз решено закрепить —
Дочь царя Амирис вышла замуж впервые —
И жених Вавилонский поклялся любить

И влюбился в неё муж и царь Вавилона,
Тосковала супруга по родимым краям,
И на солнце — пыли загрустила влюбленно —
По горам по зелёным и тенистым садам

Сад — дворец для неё муж построил огромный —
Пирамидой высокой из стройных колонн,
И четыре яруса сада и дома —
Высотою сто метров — он водой орошен

Поднималась вода вверх деревьям под кроны ,
Колесо для подачи крутили рабы ,
Вниз текла самотеком по трубам колонны —
Орошала деревья, траву и цветы

Ручейки- водопады журчали красиво,
Отдыхала царица спокойно душой,
И царя из походов ожидала счастливо —
Средь мидийской природы — и тень, и покой

В Вавилонии знойной было то чудом света,
Всё палящее солнце выжигало до тла,
И Навуходоносор подарил жене это —
Амирис наслаждалась прохладой тепла…

45. Висячие сады Семирамиды

Александралт Петрова

Мой друг, да ты не видел Вавилона,
Когда сам центр мира прямо там!
Благословенна будь его корона,
Попутный ветер счастья парусам!

Висячие сады Семирамиды
Давно признали чудом из чудес,
Как холм зелёный в форме пирамиды,
Хотя почти нет зелени окрест.

В жару ужасно пыльно на равнине,
В оазисе же воздух свеж и чист,
Фонтаны бьют, как будто на картине,
Блестит в цветущих кронах каждый лист.

Жене любимой милостивый царь
Дар приподнёс на вечности алтарь!

44. Висячие сады Семирамиды

Владимир Запотоцкий

Предистория
Уставший от нашествий Вавилон
Где была власть Навуходоносора
С царём Мидийским, без каприз и спора
Поделят землю, сохраняя трон
И чтоб союз был прочным и не тленным
Ведёт дочь Киаскара под венец
И строит ей божественный дворец
При помощи рабов скупных и пленных

Сад
Среди колючей пыли и песка
На солнцем обжигающей равнине
Когда то Вавилон стоял века
И был там храм,цветок среди пустыни

Волшебных ароматов райский сад
Дубы, чинары, кедры, кипарисы
Свисали прямо с неба на фасад
Как волосы прекрасной Амитисы

Там бабочки пород императриц
Меж лотосов кружили и пархали
И разливались трели дивных птиц
Которых там в помине не видали

Статуя Зевса

  • Статуя Зевса в Олимпии — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Мраморный храм Зевса превосходил по размерам все существовавшие на тот момент храмы.

43. Статуя Зевса в Олимпии

Александр Терек

Олимпийские Игры — это игры в честь Зевса ,
Персонаж из мифов, и без Храма он был,
Громовержец как Бог вызывал интересы-
На вершине Олимпа обитал он и жил

Бог Богов, стыд и совесть и молния с громом ,
Возвещает о том, что приносит судьба,
Охранитель законов, семей и их дома-
Древнегреческий Бог охранитель добра

Олимпийские Игры шли давно и успешно,
Горожане собрали эти деньги все там,
И из мраморных блоков построен неспешно
Величавый открытый торжественный Храм

И сам Зевс восседал на высоком на троне,
И казалось, что встанет и крышу снесет,
Так высок и огромен хранитель Закона —
Архитектор тот Фидий — весь талант призовет

И глаза Громовержца так ярко сверкали —
У подножья свет солнца отражался в воде
И лучи эти блеском на статуе играли —
Золотой перелив исходил по земле

Деревянный каркас, из слоновой верх кости ,
Золотая одежда, верх волос золотой —
Красотою скульптуры восхищались все гости —
И Калигула тоже потерял свой покой

Приказал — разобрать, с Олимпии доставить ,
Эту голову Зевса на свою поменять,
И себя возвеличить, в Риме восславить —
Императора чтоб божеством показать

Привело Христианство эти Храмы в забвение ,
Грабежи и война поразрушили всё,
И скульптура сгорела — создание гения —
То, что Фидий создал — больше нету её…

42. Зевс Олимпийский (Статуя Зевса в Эрмитаже)

Александралт Петрова

В надежде воскресить поток событий,
Заглядывая мысленно в архив,
Я вижу как осматривает Фидий
Скульптуру громовержца, завершив.

Величественный бог сидит на троне,
Фигуру Ники держит золотой,
Он в огненно-сияющем хитоне,
Тяжёлый жезл разящий под рукой.

К творению слова возносит мастер:
«Доволен ли моей работой, Зевс?»
Гром грянул, полыхнул небесный факел,
Пол треснул в довершение чудес.

Согласием ответил — ясно стало,
Из сердца беспокойства вынув жало.

41. Статуя Зевса в Олимпии

Владимир Смирнов

Я об архитекторе Фидии
Хочу рассказать в стихах этих,
О статуе Зевса в Олимпии,
Одним из семи чудес света.

Верховный Бог Зевс нам запомнился
С Истории древнего мира.
И вот, архитектор настроился
Создать монумент для кумира.

Слоновую кость приготовил он,
Чтоб тело, как солнце, светило
И храм восхищал всех, как Вавилон,
Где чудо известное было.

Ему для величия статуи
Семнадцати метров хватило.
Громадина та необъятная,
Как солнце, в том храме светила.

Пред статуей вырыт бассейн и в нём
В зеркальной оливковой глади
От солнца лучи отражались днём.
И это — иллюзии ради.

Когда было всё подготовлено,
Знамения лишь не хватало.
Фидий помолился угодливо
И молния в пол вдруг попала.

С тех пор в месте том чаша медная
Стояла, как напоминание,
Что Бог сам о чуде том ведает
И чаша — Его в нём признание.

Почти восемьсот лет в сиянии
То чудо четвёртое было.
Религий противостояние
Ту статую и погубило.

40. Зевс Олимпийский

Владимир Трофимов

На северо-западе, тут
Зевса, особенно чтут
Олимпия-город известный
Своею статуей чудесной
В Олимпии, Зевс утверждался
Здесь он и с Кроном сражался
Его победивши, потряс
Сестёр и братьев чем спас.

Это легенды Эллады
Но Зевса прославить надо
Вот храм ему создают
А при храме же, тут
Статую Фидий умелый
Талантливый мастер и смелый
Собрал из частей воедино
Зевса-Кронова сына.

Святыня города, храм
Святыня же храма там
Творение Фидия славного
Статую Зевса Державного
На троне Бог восседает
Величье своим поражает
Прекрасен без всяких прекрас
Он молний не мечет сейчас
Спокоен Властитель, не давит
Скорей Доброту излучает
На кУдрях, из лавра венок
Плащ прикрывает часть ног
Волниста его борода
Красив и Велик, как всегда.

Воистину Фидий творил
Но он и рачителен был
Из дерева сОздал основу
Верный данному слову
Драгоценное, не расточать
Но и шедевр создать.

То, что взору открыто
И плащом не обвито
Слоновою костью покрылось
Крючками, гвоздями крепилось
К основе той, деревянной
Славный мастер был, славный
Искусно всё сделал тогда
А волосы и борода
Венок и плащ и сандалии
Золота тяжесть узнали
Глаза, из каменьев драгих
Точно сиянье от них.

Трон же, из кедра точён
Как и фигура, весь он
Золотом, костью покрыт
Словно цельный на вид
Ножки трона увиты
Фигурками знаменитой
Богини Ники танцующей
От своей Победы ликующей
На спинке, Хариты красавицы
Красотою, ею и славятся
Дочери Зевса и Геры
Прекрасные просто без меры
И сфинксы там пребывали
Они ручки трона держали.

А около пьедестала
Чтобы масло стекало
Бассейн выложен малый
Элевксинским камнем и мрамором
Ведь за статуей следили
Регулярно маслом кропили
Обновляя, её натирали
А в бассейн, остатки стекали.

От шедевра, все без ума
Им восхищались весьма
И потомки особо ценили
Несравненный они говорили
Воплощенье самой Красоты
Человечности и Доброты.

Вот Новая Эра настала
Статую на месте стояла
Казалось, везде христиане
Но, императоры сами
Перевезли в Византию
Как и шедевры иные
В Константинополе дале
Они во дворце пребывали
Только дворец то, сгорел
Шедевр, не уцелел
Немного пластин костяных
Да золота слиток при них
Всё, что осталось, а это
Чудом было целого Света.

39. Статуя Зевса Олимпийского

Иван Есаулков

Может быть, красиво люди врут…
Только вызывает интерес,
Что, когда закончил Фидий* труд,
Он спросил, доволен ли им Зевс.

Громовой удар, ему в ответ,
После этих слов произошёл,
Молнии изломанной лёг след,
И у ног колосса треснул пол.

Скульптором доволен, значит, бог —
Очень он величественным был…
Фидий жизни и труда итог
Громовержцу Зевсу посвятил.

  • * Фидий — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.

38. Статуя Зевса в Олимпии

Терешкова Галина

В Олимпии* седой, в честь бога Зевса,
Построен был величественный храм,
И Фидий,* из Афин, для громовержца
В нём статую возвысил к небесам.

Историки твердили: Храм — огромен,
В дверях из бронзы открывался путь
На стенах барельеф из камня встроен,
Входивший, на Геракла мог взглянуть.

Из мрамора массивные колонны,
Богов любили греки прославлять,
Немало скульптор здесь ночей бессонных
Провёл, чтобы творение создать.

Фигуру сделал из слоновой кости,
Накидку сверху золотом покрыл,
Возможно, ожидал прихода в гости
И, Зевса, он, на троне усадил.

Скамья в ногах. Вновь слышатся литавры,
Два льва стоят, склонив свои главы,
Танцующие Ники и кентавры,
Тесей, плетущий шнур для тетивы.

В руках у Зевса скипетр из металла,
Орёл готов, в любой момент, взлететь,
И Ника* с золотого пьедестала,
Преграды все поможет одолеть.

А самым дивным было созерцанье,
Разящих молний из огромных глаз,
Луч света отражал это сиянье,
Так сделано народу напоказ.

Судьба творенья Фидия печальна,
Землетрясений выдержав удар,
И, видно, предначертано астрально,
Но, уничтожил статую — пожар.

  • * Олимпия — город в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776
    года до н. э. по 394 год н. э. каждые четыре года проводились олимпийские игры.
  • * Фидий — древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником
    древности. Фидий был уроженцем Афин.
  • * Ника — в древнегреческой мифологии богиня победы.

Храм Артемиды в Эфесе

  • Храм Артемиды в Эфесе — греческий храм, посвящённый местному культу богини Артемиды. Находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии, в настоящее время — около города Сельчук на юге провинции Измир в Турции.
    Летом 356 года до н. э. храм Артемиды, являющийся одним из 7 чудес света, был сожжен жителем города Эфеса. Имя поджигателя храма — Герострат. По его собственному признанию, он сделал это для того, чтобы войти в историю и навсегда увековечить свое имя. Несмотря на то, что его казнили за это злодеяние, имя Герострата действительно дошло до наших дней.

37. Храм Артемиды Эфесской

Александр Терек

Артемида — богиня плодородья у греков,
Опекала растения и диких зверей,
Скот домашний и семьям желала успехов —
За рождением следила здоровых детей

И в честь Артемиды Эфеса те жители
На деньги богатых построили Храм,
Лидийский царь Крез дал те средства строителям —
Херсифрон — архитектор — проект создал сам

Год до эры до нашей — пятьсот пятьдесятый,
Завершают огромный готовый дворец,
Лет сто двадцать — так строили люди когда — то
Продолжалася стройка — завершилась вконец

И большой и красивый встал Храм у Эфеса,
Он сто десять длиною, шириной пятьдесят,
Грандиозным масштабом вызывал интересы —
Но себя чтоб прославить — его сжёг Герострат

Александр Великий в этот день народился —
Артемида при нём неотступно была
Ну а храм от пожара — почти развалился —
Без присмотра остался — судьба подвела

Разобрали весь Храм и поставили новый ,
Македонский правитель свой вклад преподнёс,
Александр Великий возродил его снова —
Основание лишь выше он немного подрос

Высотой двадцать метров, и снова красавец,
И сто двадцать красивых под крышу колонн
Артемиде молились и малый, и старец —
Простоял лет пятьсот и разрушился он

Был разграблен вождями нахлынувших готов ,
Культ богини значение свое потерял,
Лишь колонна осталась и держалась за что — то —
Христианский наш век на Земле наступал…

36. Храм Артемиды Эфесской

Александралт Петрова

Прекрасный храм богини Артемиды
Прославил древнегреческий Эфес,
Мне жаль, что сохранились чуда виды
В рисунках только, волею небес…

Когда-то рукотворную святыню
Предал огню безумный Герострат,
Который ублажив свою гордыню,
Познал ужасной славы аромат.

Однако, был искусно восстановлен
Трудами самых лучших мастеров
И вновь великолепен он, огромен.
Увы, вердикт истории суров…

Хотя не гаснет памяти кадило —
Чудесный храм болото поглотило…

35. Храм Артемиды в Эфесе

Владимир Трофимов

Славный город был Эфес
Порт и мачты точно лес
Храмы стелы колоннады
И театр есть отрада

Артемида помогала
Все несчастья отражала
Только храм богини мал
Видом он не идеал

Горожане же мечтали
И стремлением пылали
Ей построить храм иной
Величавый да большой

Чтобы он века стоял
Красотою поражал
И среди всей Ойкумены
Не сыскалось бы замены

Ну а чудо сотворить
Надо золотом платить
Город средства собирал
И соседей призывал

А в строительстве помочь
Каждый эллин был не прочь
Семь античных государств
Артемиде часть богатств

С радостью тогда отдали
Тоже рвением пылали
Да и царь лидийский Крез
В это дело так же влез

Дал и денег и даров
Ну а Крез то он каков
Признавал один металл
Золотое посылал

Прибыл вскоре мастер с Крита
Многоумный знаменитый
Мыслями не обделён
И с душою начал он

Возводить в Эфесе храм
Применил сноровку сам
Место выбрал укрепил
Чтоб фундамент прочен был

Колебания земли
Очень просто ведь могли
Уничтожить все труды
Если ошибался ты

Экономил он как мог
Был рачителен и строг
Но и делу не во вред
Не «ремесленник» поэт

Мрамор в рифму превращал
Он шедевр создавал
Лучше чем они мечтали
Это позже все признали

Нет подобия на Свете
И одни колонны эти
Что поставил в два ряда
Изумили всех тогда

Долго храм потом стоял
Гордостью Эллады стал
Но нашёлся человек
Что его на смерть обрек

Горожанин Герострат
Мыслей чёрною богат
Он прославиться решил
И прекрасное сгубил

Ночью храм поджёг внутри
Ты Великий вот гори
Пусть хоть так но моё имя
Тоже прогремит отныне

Только люди не смирились
И в беде объединились
Покровительнице нашей
Восстановим храм и краше

Город складывался весь
Без разбора кто ты есть
Кто чего имел тот нёс
К сердцу приняли всерьёз

Дело принципа уже
Каждый понимал в душе
Уж беда всеобщей стала
Помощь слали и немало

Вот и Македонский сам
Побывал в то время там
Внёс и он посильный вклад
Хоть тогда был не богат

Началось восстановленье
Были впрочем измененья
Больше стал храм и богаче
Красивей а как иначе

Крыша мрамором сияла
Статуя внутри стояла
Поражала Артемида
Словно бы живая с вида

Ярких мастеров творенья
Украшали без сомненья
Новый и прекрасный храм
Лучшие собрались там

И сочли они за честь
Вдоволь поработать здесь
А когда восстановили
Все тогда провозгласили

Это чудо равных нет
Не один певец- поэт
Гексаметры посвящал
Совершенным величал

Очень пышно храм открылся
Весь Античный Цвет явился
Что ни гость был то фигура
Хоть с самих лепи скульптуру

Кстати с многих и лепили
И философы там были
Мудрецы Цари поэты
Съехались смотреть на это

Храм жрецы оберегали
Им и деньги отдавали
На хранение от бед
Лучшего и места нет

Тут и города казна
В храме целиком она
Под защитою богини
Стало золото отныне

Городской архив здесь был
Все секреты храм хранил
И библиотека тоже
Размещалась там похоже

Жизнь вокруг него бурлила
Это правда это было
И стояла Артемида
Будто бы живая с вида.

34. Храм Артемиды

Наталья Спасина

Среди болот и мраморных руин,
На некогда заброшенной равнине,
Где только ветер селится отныне,
Он помнит всё, земли беспечный сын,
В долине удивительной реки,
Где маки раскрывали лепестки,
И пары лебедей селились там,
Стоял великолепный древний храм
В убранстве дорогом, из кости…злата…
То Артемиды светлые палаты,
Из мрамора, что как-то пастухи
Нашли неподалёку и случайно….
О, храм был так хорош, необычайно,
Все арки белоснежны и легки…
Колонны подпирали неба свод,
Казалась…храм на облаке плывёт…
У смертных вызывало восхищенье
Сие неповторимое творенье,
Что, неспроста, прозвали чудом света,
Что долгие служил бы людям лета…
Мог прослужить… но некий господин,
Не ведаю дословно, чей он сын,
Одно известно…звали Геростратом,
Так вот…однажды…дивные палаты
Решил поджечь…зачем?
Да кто же знает?
Ведь сумасшедший сам не понимает,
Что он творит…и в чём его вина,
Свершил он тайный замысел сполна…
Не ведомо…возможно в одиночку
Быть может ясным днём… а ,может , ночью
Он совершил поджег бесчеловечный…
Священный храм горел…огромной свечкой…

Обрушились и арки и колонны…
Остатки храма спрятало болото…
Но люди помнят…нет красе забвенья,
Великое античное творенье…

33. Храм Артемиды в Эфесе

Терешкова Галина

Предание гласит, что Артемида*,
Заботу проявляя обо всём,
Дарила счастье в браке, не для вида,
Благословляя первенца потом.

Сестрицею была для Аполлона,
С Олимпа опекала лес и скот,
Не пользовалась рамками закона,
Стараясь уберечь всех от невзгод.

И так любили в Греции богиню,
Ну как такую было не любить?
За процветанье и дела благие,
Решили дивным храмом наградить.

И в Лидии, на царстве, был заметен
Богатый Крез, что в честь богини той,
Пожертвовал на храм, ведь был не беден,
Да Артемиду сделал золотой.

А Герострат, желая вечной славы,
Зажёг тот храм, не ведая тогда,
Что за пределами родной державы
Дурную приобрёл он навсегда.

Промчалось время… Как оно несётся!
Разрушен храм. Так уж случилось с ним.
Но в памяти навечно остаётся
История, что мы — боготворим.

  • • Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция).
  • • Статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.
    Размеры храма:
  • Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.
  • • В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Великие пирамиды

  • Комплекс пирамид в Гизе — комплекс древних памятников на плато Гиза в пригороде Каира, современной столицы Египта. Находится на расстоянии около 8 км по направлению в центр Ливийской пустыни от старого города Гиза на реке Нил, примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира. Принято считать, что постройки были созданы в Древнем царстве Древнего Египта во время правления IV-VI династий (XXVI-XXIII века до н. э.).
    Пирамида Хеопса (Хуфу) является единственным сохранившимся до наших времён памятником из семи чудес древнего мира. Также является национальным достоянием Египта.

32. Пирамида Хеопса

Наталья Спасина

О,чудо света… гений мысли бренной…
Среди сплошных песков…лучей палящих…
Великолепный разум всей Вселенной…
В безмолвии о диве говорящий…

Хранилище всех древних эталонов…
Модель времён…деталей…измерений…
Загадочная тайна для учёных…
Полярности миров и разных мнений…

Скажи же…кто возвёл тебя? Атланты?
Пришельцы с удивительной планеты?
Египетский феномен…сказка…мантра…
Палата мер…весов…времён и света…

Возможно…что-то молвишь ты ночами,
Наедине…общаясь с звёздным миром?
Сигналы принимает древний камень…
Послания…небесного эфира ?!

А, вероятно, всё гораздо проще…
То…рабский труд…тяжёлый изнурённый,
И светятся во мгле людские мощи,
А из гробниц взирают фараоны…

О…Чудо света! Гений мысли бренной!

31. Пирамида Хеопса

Терешкова Галина

Из семи чудес на свете,
На сегодняшний момент,
Сохранился только этот
Самый древний монумент.

На холме из камня, в Гизе, *
«Авеню из пирамид» **
И в ночном прохладном бризе
Встреча с чудом предстоит.

По приказу фараона,
Что ХЕОПСОМ греки звали,
Знать, для возвышенья трона,
Дивный комплекс создавали.

Будь — то опытный строитель,
Резчики, каменотёс,
Архитектор – вдохновитель…
Каждый в дело вклад свой внёс.

В той гробнице три палаты,
Нет здесь надписей на стенах,
Сном бессмертия объятый
Саркофаг стоит нетленный…

Долго эта стройка длилась,
Известняк, базальт, гранит…
В мире всё переменилось,
А она, взгляни, стоит!

  • Пирамида фараона Хуфу (Хеопс — греческий вариант этого египетского имени) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.
  • * Комплекс пирамид находится на плато Гиза в пригороде Каира. Этот комплекс древних памятников находится на расстоянии около 8 км по направлению в центр пустыни от старого города Гиза.
  • ** дорога Шариа аль-Ахрам («Авеню пирамид») ведёт из Каира в пригород, где находятся пирамиды.
    Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146,6 м, однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138,8 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет. Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков; цемент или другие связующие вещества не использовались. В среднем блоки весили 2,5 тонн, но в «Камере Царя» есть гранитные блоки массой до 80 тонн.

30.Пирамида Хеопса

Александралт Петрова

Возможно ли аналог пирамиды
С той техникой, что есть у нас теперь
Построить, подогнав столь точно плиты,
Чтоб древней тайны приоткрылась дверь?

Кто истинный творец — создатель чуда —
Мистической загадки всех времён,
Пропорций геометрия откуда
Гробницы, где Хеопс был погребён?

Как выточены каменные вазы
Изысканных, но слишком сложных форм?
Вопросами насыщены рассказы,
Бушует без конца фантазий шторм.

Таинственного много на планете
Для путников, бредущих в лунном свете.

29. Пирамида Хеопса

Владимир Смирнов

Двадцать лет сто тысяч человек
Это чудо света возводили,
Чтобы ни один минувший век
Камни дух Хеопса сохранили.

Чтобы дух правителя мог жить
После смерти, верили в Египте,
Тело его надо сохранить
В толще пирамиды в лучшем виде.

Был вес блока около трёх тонн,
Их два миллиона в пирамиде.
С треугольных четырёх сторон,
Как ступени, их строитель видел.

Ну а блоки из известняка
Те ступени тут же закрывали.
Белым цветом многие века
Грани пирамиды ослепляли.

Ввысь взметнувшись на сто сорок семь
Метров, пирамида восхищала
И напоминала тут же всем,
Что на свете первым чудом стала.

Время разрушает известняк,
Блоки постепенно исчезали.
Лишь ступени в белых облаках,
Словно в первозданном виде, стали.

Из семи чудес, известных нам,
Только это чудо сохранилось
И ведут ступени к небесам,
Чтобы Бог свой гнев сменил на милость.

28. Пирамиды

Владимир Трофимов

Белый песчаник гладит рука
Очень неровный на ощупь пока
Бронза снимает куски и пласты
Всё монотонно аж до тошноты

Ты не один вас здесь много таких
Трудятся все разговоров пустых
Нет и в помине и времени нет
Лишь разогнёшься немного в обед

Блоки да блоки и так без конца
Пыль от ударов не сходит с лица
Важное дело и трудное дело
Действуют люди толково умело

Камень везли они издалека
Здесь ничего нету кроме песка
Сколько усилий и сколько труда
На тысячилетия не на года

Встанут они усыпальницы эти
Много чудесного будет на свете
Здесь же в Египте своё сотворят
Блоки ложатся послушные в ряд

Точно подгонят и отполируют
Смотрит Египет Египет ликует
Солнце её белизну осенит
И пирамида вся будто горит

Грани что лезвия очень остры
В небо вонзаются вроде стрелы
Точность везде и надёжный расчёт
Кверху сужаясь громада растёт

Тысячи трудятся тут добровольно
Это почётно и это достойно
Строить для Бога ему угождать
Славу Египта тем преумножать

Зорко писцы за работой следят
Всё по науке а не на угад
Мудрые люди задумали это
Первое Чудо тогдашнего Света

Вот и вершина видна вся страна
Лентой у Нила лежала она
Синее небо и зелень полей
Родина благочестивых людей

Джоссер Хеопс Хуфу и Микерин
Каждый из них Бога Ярого Сын
Власть их Божественна очень важна
И пирамиды достойна она

Лишь для того люди тут собрались
Чтобы Чудесное прянуло в высь
Чтобы душа фараона неслась
И без помехи к Отцу добралась

Время всесильно но так получилось
Что пирамидам оно поклонилось
Тысячилетия будут стоять
И окружающих всех изумлять.

27. Семь чудес света Пирамиды

Геннадий Шеховцов

Из всех чудес, что радуют нас ныне,
Лишь пирамид египетских покой.
Здесь город мёртвых выстроен в пустыне
Правителем, ушедшим в мир иной.

Вот для Хеопса первая гробница,
Над ней трудились целых двадцать лет.
Вершина в небо синее стремится,
Как и душа умершего ей вслед.

Сам фараон указывал то место,
Где возводить гробницу для него.
Он не жалел не сил людских, ни средства,
Не слушая порою никого.

Рабы из камня блоки вырубали,
По Нилу отправляли в дальний путь.
На месте их другие шлифовали,
Порой не смея даже отдохнуть.

Дух фараонов зорко охраняет
Владенья в век копьютерных страстей,
И чужаков в свой мир не допускает,
Карая всех непрошенных гостей.

Но города всё ближе подступают,
Грозя последний памятник стереть,
Они седьмое чудо разрушают,
Поэтому спешите посмотреть.

Мавзолей в Геликарнасе

  • Галикарнасский мавзолей — гробница карийского сатрапа Мавсола, сооружённая в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (ныне — Бодрум, Турция). Мавзолей простоял более 16 веков, выдержав набеги пиратов в 62 и 58 годах до н. э., но затем был разрушен серией землетрясений, из-за которых рухнули колонны, а бронзовая колесница свалилась с крыши здания. К 1404 году только основание мавзолея было ещё узнаваемо.

26. Мавзолей в Галикарнасе

Владимир Трофимов

Прекрасен Галикарнас
Прекрасен без всяких прекрас
У побережья расцвёл
Правит там царь Мавсол

Очень могучий и славный
Строит он волей державной
Гробницу себе самому
Так захотелось ему

Закончить увы не успел
Умер среди этих дел
Тело царя сожжено
И в урну помещено

Гробница ж не доведена
Не в лучшем виде она
Но вдова царя Артемис
Сказала жизнь мне не жизнь

Ежели в память супруга
А мы любили друг друга
Гробницу ему не дострою
И урну в ней не упокою

И слову царица верна
Достроила всё же она
Великую эту гробницу
Хвалу заслужила царица

По форме там всё необычно
Красиво и непривычно
Сооруженье оно
Из кирпича само

И белым мрамором сковано
Снаружи внутри облицовано
На солнце слепило сверкало
А в высоту достигало

Метров шестидесяти
Надо суметь возвести
Первый этаж парадный
Видом как куб громадный

Там урна с прахом стояла
Но это только начало
Есть и этаж второй
Он с колоннадой большой

Снаружи ей обведён
Великолепен был он
Своё имел предназначеье
Жертвы хранил подношенья

А третий этаж пирамида
Собою ступенчата с вида
Скульптурой венчалась она
Мавсол и его Жена

Квадригою там управляли
И словно в небо взлетали
Торжественно и красиво
Миру всему на диво

Гробницу ту как увидали
То к чудесам приписали
К отделке и украшению
Лучшие ведь без сомнения

Привлечены мастера
Это их мыслей игра
А кто мастерством знаменит?
Скопас и Бриаксид

Сам Леохар там творил
Македонскому что послужил
Скульптор придворный царя
И уж поверьте не зря

Платон Леохара ценил
Хвалебно о нём говорил
Чудо умельцы создали
Римляне затем имя дали

Гробнице той Мавзолей
Дожило до наших дней
Название и послужило
А чудо разрушено было

Две тысячи лет простояло
И никому не мешало
А вот крестоносная рать
Привыкла она разрушать

Руку свою приложила
Всё растащила разбила
Где ты Галикарнас
Нету града сейчас

И Мавзолея нет
Но он свой оставил след
Гробницы так называют
Куда вождей погребают

Да что там Галикарнас
Когда в Москве есть у нас.

25. Мавзолей в Галикарнасе

Наталья Спасина

Царь Мавсол был строг и знатен…
Злобен …не лицеприятен…
Деспотичен и жесток…но богат…
И в некий срок,
Понимая, что не вечен…
Он решил увековечить
Прах…и выстроил гробницу
Для семьи…жены-царицы…
В центре стольного царь-града…
Для угоды…для отрады…
Услаждения себя…
Самого себя любя…
Не гробница, а дворец…
Светлый мраморный ларец…
Трёхэтажная махина…
Арки…статуи…лепнина…
И дворец назвали сей
В честь героя…Мавзолей…

А на крыше, словно птица
В запряжённой колеснице
Мчится царь через века,
Знать дорога далека…

И молва пошла по миру…
Фараоны и эмиры…
И цари и короли
Изумлялись,..как могли…
Усыпальницы такие
Есть, конечно, и в России…
Мода далеко идёт…
Любит идолов народ…

24. Мавзолей в Галикарнасе

Александр Терек

В четвёртом веке до нашей до эры,
Жил Мавсол — царь — правитель провинции Персии,
С женой Артемисией он строил и верил —
Мавзолей — усыпальницы — создали версию

Трёх ступенчатый цоколь, три яруса в здании,
Середина — колонны, а верх — ступенями,
Красота бесподобна, грандиозно создание —
Архитекторов лучших они наняли сами

Колесница — четверка скакунов запряжёна,
Царь с царицей на ней — на века, как на троне,
Возвышаются сверху силуэтом знакомым —
Вознеслись над Землёй в усыпальнице — доме

Мавзолея постройка стройна и высока,
Подпирали колонны пирамидную крышу ,
Колесница царей на вершине далёкой-
И казалось — несётся все выше и выше

Храм Мавсола — стояла скульптура тогда,
Поклониться царю, отошедшему в вечность,
И царица два года без него прожила —
От любви и тоски — вслед за ним в бесконечность…

Восемнадцатый век — затряслася земля,
Поразрушился Храм — время так быстротечно,
Артемисия — Мавсол, колесница царя —
Их скульптуры в музее — вдвоём и навечно…

23. Галикарнасский Мавзолей

Александралт Петрова

Венчает царственная пара
Галикарнасский Мавзолей —
На колеснице чувств пожара
Летит Мавсол с женой своей.

Они на пике пирамиды,
Что устремилась в небеса,
Фасады фризами* увиты —
Шедевров славится краса!

Здесь колоннада и скульптуры,
Тяжеловесность и полёт,
Особый стиль архитектуры
Парадность формам придаёт.

В руинах ныне чудо света —
Творит фантазия поэта…

  • *Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

22. Мавзолей в Галикарнасе

Владимир Смирнов

Когда учился в школе в пятом классе,
О пятом чуде света я узнал.
И вот вновь мавзолей в Галикарнасе
Мне темой для стихов теперь уж стал.

С царицей царь Мавсол решил однажды
Увековечить память о себе
И памятник создать многоэтажный,
Который бы вознёсся до небес.

Из Греции двух зодчих пригласили.
Сатир и Пифий возводили храм
В три яруса, чтоб на вершине были
На колеснице царь с царицей там.

Из кирпича и мрамора был цоколь
В три уровня и статуи вокруг,
Как стражники, стояли одиноко, —
Из греческого эпоса их круг.

На цоколе — храм в мраморных колоннах.
Их тридцать шесть насчитывалось там.
Они держать должны определённо
Последний ярус, что венчал тот храм.

Он в виде пирамиды изготовлен,
Ступени к колеснице ввысь вели.
Мавсол был монументом тем доволен,
Какой ему при жизни возвели.

Он девятнадцать пережил столетий,
Но крах землетрясение несёт.
Напомнит лишь о пятом чуде света
Бодрум, турецкий город и курорт.

Колосс Родосский

  • Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Простоял чуть более полувека, пока не был разрушен землетрясением.

21. Семь чудес света: Колосс Родосский

Геннадий Шеховцов

Он утром выезжал на колеснице,
Открыв ворота, Гелиосу вслед
Махала долго милая сестрица —
Богиня Эос, празднуя рассвет.

Устав за день от солнечного плена,
Бог в океан спускался отдохнуть,
Садился в чёлн и бледная Селена
С улыбкой освещала его путь.

Ему придётся со стихией биться,
С волною спорить, хоть и тяжело,
Чтоб снова на востоке появиться,
Отдать Земле и свет свой и тепло.

Мы знаем, статуя откуда родом,
Не знаем, правда, кто её «отец»,
Двенадцать лет трудился год за годом,
Над исполином бронзовым творец.

Так, видимо, угодно провиденью —
Колосс стоял лишь шесть десятков лет,
И был разрушен в день землятресенья,
И навсегда утратил чудный свет.

20. Колосс Родосский

Иван Есаулков

Корабли скрывались в море. Были жители все рады,
Что была так неудачна слишком долгая осада,
Что осадные машины воинам Полиоркета*
Не смогли помочь — успеха не достиг он в это лето.

Не смогла решить задачу даже гелеополида**.
И терзали полководца и досада, и обида.
Покидая Родос-остров, гелиополиду бросил.
Радостные горожане задались тогда вопросом:

Что же делать им с железом? И придумали решенье
Гелиоса*** возвеличить статуей в знак избавленья,
И работу поручили люди скульптору Харесу.
Тот же принялся за дело с превеликим интересом.

Покровителя стоящим сделать мастер предлагает.
Тридцатишестиметровой постепенно вырастает
Статуя, в венце лучистом. Далеко видать колосса!
И прославился в античном мире статуей тот остров.

Но уже через полвека сильное землетрясенье
Гелиоса повалило — были слабыми колени****.
Снова на ноги поставить покровителя пытались,
Только статуи останки много лет лежать остались…

  • Наконец, купцу***** продали. И вот девятьсот верблюдов
    Увезли для переплавки части статуи отсюда…
  • * В 305 году до н.э. главный город острова Родос был осаждён сорокатысячным войском Деметрия Полиоркета. Осада была неудачной, хотя продолжалась почти год.
  • ** Гелеополида – осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта. Обитую железом гелеополиду приводили в движение три тысячи четыреста воинов.
  • *** Гелиос считался покровителем Родоса.
  • **** Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».
  • ***** Тысячу лет пролежал расколотый колосс у Родоса, пока нуждающийся в деньгах арабский наместник не продал его купцу, который разрезал колосса на части и отвёз железо и бронзу на 900 верблюдах.

19. Колосс Родосский

Валерий Соколов

Держава Македонского распалась.
И Птоломей на царство встал.
Союз с Родосом заключённый,
Ключом торговли меж Египтом стал.
Да что Египтом, всем Средиземноморьем.

Деметрий первый Македонский,
Хотел Родос завоевать, но Птоломей
Своей армадой, Заставил Македонского
Сбежать, оставив множество трофеев.

Народ Родосский, те трофеи решил продать.
На деньги брошенных орудий,
Поставить памятник на век.
Бог солнца Гелиос, заступник здешних мест
И божество всего Родоса.

И Харес, лучший ученик Лисипа,
Ваял его двенадцать долгих лет.
Одной лишь глины, меди и железа
Ушло аж восемь тон, в конец.
И вот творец создал Колосса.
Могучий монумент стоит
При входе в гавань с моря.

На широко расставленных ногах,
Могучим торсом одаренный,
Стопами в белый мрамор утверждённый,
Красивый юноша стоял, и лавровый венец
На голове сиял, как золотой на солнце.

Прошло полвека, и беда в Родосе приключилась.
Земля дрожала, море взбеленилось,
На берег хлынула волна.
Не выдержал Колосс удара и рухнул в море,
Развалился по частям, позднее продан был арабам.

Тому прошли немалые века,
Но вот уже и в нашем с вами веке,
Колосса возродить хотят уж снова,
И сделать выше и прочней.
Стоять ему уж предстоит века
И быть еще одним,
Из главных чудес света.

18. Колосс родосский

Владимир Пипченко

Сам Гелиос из волн извлёк Родос
И наделил завидною судьбою,
Но есть всему начало и конец.
Не стал и этот остров исключеньем.
Деметрий вещий, македонский царь
Однажды попытался взять измором,
Да не осилил крепость, отошёл.
На радостях воздвигли горожане
Святого покровителя из меди,
Держащего над головою факел.
Колосс был выше Зевса и Афины,
А потому недолго простоял.
Скопировать его Нерон пытался,
Но, как известно, копия всегда
Слабее своего оригинала.
А в средние века власть крестоносцев
На острове надолго укрепилась.
Командовали всем иоанниты,
Но рыцари, мы знаем, тоже смертны.
Двенадцать лет Колосс сооружали,
А на земле лежал веков двенадцать,
Пока халиф Дамаска не продал
Металлолом еврею из Эдессы.
Языческие боги в тень ушли,
Но мы о них порою вспоминаем.
Не удивлюсь я, если на Родосе
Колосс в ином металле возродится
Друзьям на радость и на страх врагам.

17. Колосс Родосский

Владимир Смирнов

«Колосс на глиняных ногах»,
Колосс Родосский, чудо света,
Легендой долго жил в веках,
И я поведаю об этом.

Деметрий Первый целый год
Держал в осаде этот город.
Казалось, что Родос падёт,
Но отступило войско вскоре.

Бог Солнца Гелиос помог, —
Решили горожане, в этом,
А, значит, в монументе Бог
Быть должен, новым чудом света.

Так скульптор Херес монумент
Тот возводил из бронзы с глиной.
И вот, через двенадцать лет,
Колосс Родосский был воздвигнут.

У входа в гавань он стоял,
С ближайших островов был виден;
Рост человека превышал
Аж в двадцать раз в огромном виде.

Но через шестьдесят пять лет
Землетрясение случилось, —
В ногах сломался монумент,
И чудо это завалилось.

Все девятьсот лет пролежав,
Колосс арабами был продан,
Навеки чудом света став,
В легендах древнего народа.

16. Колосс Родосский. Часть 1

Владимир Трофимов

Здесь меня сильнее нет,
Так сказал Полиоркет
Я Деметрий, Господин
Над всей Сирией один!
Да и Азия вокруг
Кормится из этих рук
Остров Родос непокорен
Только я весьма упорен
Раздавлю, пятой своей
Этих островных людей.

Вот уже и мощный флот
На судах своих везёт
Войско, технику для боя
Море придавив собою
Да не вышло у царя
И бахвалился он зря
Жители войска отбили
Те, с позором отступили
Побросали без затей
Много хитростных снастЕй
Боевое снаряженье
Кинули, без сожаленья
Лишь бы, ноги унести
И не их, себя спасти.

Все родосцы ликовали
А ликую осознали
Это Гелиос, их Бог
В битвах победить помог
Он Защитник, Покровитель
Лучезарный Небожитель
Небывалое создАть
Этим, Бога ублажать
Возмечтали, восхотели
Оглянулись, в самом деле
Вот же, рядом, есть трофей
Технике военной всей
Назначение, в продажу
Там была и башня даже
Чудо, Гелиополида
Велика махина с виду
СнабженА тараном сильным
Катапультами обильно
Нашпигована она
Для осады так нужна.

И действительно продАли
После деньги подсчитали
Получилось, через край
Родос! К делу приступай!
Скульптор Харес прИбыл вскоре
НАчал возводить у моря
Грандиозный монумент
Коему подобья нет.

И двенадцать лет трудились
Части бронзовые лИлись
Белый мрамор подвозили
Холм они соорудили
А внутри его леса
Прямо ввысь, под Небеса
Поднимался Исполин
Лишь у них такой один
Как закончили работу
Посмотреть явились, что там?
Гости, ото всех краёв
Островов и городов.

Холм рабочий разобрали
Перед взорами предстали
Части, собранные вместе
Восхищались все, без лести
Величавая картина
Гелиоса Исполина
Мрамор на себе держал
Бог размером поражал
Бронза солнце отражала
Бога голова сияла
Потому что, нёс на ней
Венец-тиару из лучей
Глаза рукою прикрывал
Точно даль обозревал
У входа в гавань возвышался
И под час, живым казался
А у ног его вода
Мимо в порт идут суда
Дух захватывает сразу
От души, не по приказу.

15. Колосс Родосский. Часть 2

Владимир Трофимов

Колосс Родосский стоит
Слава же о нём бежит
И нарочно приезжали
Одолевши дальни дали
Лишь, то Чудо лицезреть
Станут гости ездить впредь
Много, много, много лет
Глядь, а чуда то и нет
Рухнет Колосс к сожаленью
Сгинет от землетрясенья
Под колени подломИться
И придётся разлучиться
Богу-Гелиосу с морем
Родосу на страх и горе
Вот отсюда поговорка
Лишь громада рухнет только
Говорят о тех делах
Мол на глиняных ногах.

Лишь полвека простоял
Срок конечно, очень мал
Части ж, бронзового тела
Что взнеслось под Небо смело
На земле теперь лежали
И предания рождали
Говорили ведь тогда
То, что к гавани суда
Меж ногами проплывали
Так, столетия шагали
И уже в десятом веке
Бронзовые части эти
ПрОдал, явно не за грош
Из арабских из вельмож
Кто-то Властию Большой
И хватило, бронзы той
Девятьсот верблюдов чтобы
Нагрузивши до утробы
Перевозкой озадачить
Тонны ведь выходят значит.

И недаром Плиний Старший
О падении узнавши
Те, все части изучал
После в книге написал
Точности держася строго
Нет, не каждый мог у Бога
Палец даже обхватить
Чудо, что тут говорить.

14. Колосс Родосский

Александр Терек

Из воды легендою остров Родос родился —
На поверхность поднял из морей Гелиос
Покровителем стал — порт богатый открылся
Торговали там всем — на торговле возрос

И из власти во власть проходил тихо — мирно,
И там жизнь цвела, хоть сменялись цари,
Отошел Птолемею — Деметрию обидно —
И решил захватить островок той земли

Год осады прошел, а захват не удался,
Не спасла и работа осадных машин,
И Деметрий ушёл — Солнца Бог тут вмешался —
Спас свой остров тогда Птолемей — господин

И решили родоссцы победу восславить —
И в честь Гелиоса скульптур заказать,
И Колосса Родосского миром поставить —
Гелиоса величье на века прославлять

Где стоял и как выглядел Колосс — вопросы,
Неизвестно то точно сейчас до сих пор
На земле ,не на море постамент был Колосса —
Рядом Храм Гелиоса и ученых всех спор

Обнаженный стоял, и красивый ,и стройный
Колоссальный величьем — тридцать шесть высотой
Облицованный медью — загорался достойно —
Весь от пламени солнца и блестел под луной

В его левой руке находилась накидка,
Что на землю спадала и опорой была,
И кудрявого юноши сердце так пылко
Колотилось — казалось скульптура жива

А вторая рука — козырьком над глазами —
В Эгейское море далёко смотрел
И скульптура на солнце сверкала над нами —
Полированной медью, как Харес захотел

А внутри- там каркасом находилось железо,
Пустоту заполняла смесь глины — камней
И не выдержал Колосс огромного веса —
Шестьдесят лет спустя — рухнул тяжестью всей

Затряслася земля, обломился наш Колосс,
По коленям сломался и на землю упал,
Простоял он чуть чуть, его юный был возраст —
Архитектор Харес — с расчётом сплошал…

Больше тысячи лет пролежали обломки,
И добычей арабов в конце стали концов —
Переплавили медь, и осталась потомкам
Лишь легенда одна недосказанных слов…

13. Колосс Родосский

Александралт Петрова

Три дня носило штормовое море,
Едва корабль ни потопило наш,
Спасаясь, со стихией гневной в споре,
Порядком обессилел экипаж.

Со штилем все заснули крепко ночью,
Я ж вахтенным остался на посту,
Рассвет потряс увиденного мощью —
Бог солнца появился на свету.

Земли пока не видно, но над гладью,
Расплёскивая золото лучей,
Стоит он, поражая дивной статью,
Размером, блеском, красотой своей.

Гермес — души подсказывает голос,
Вот-вот увижу славный остров Родос!

Александрийский маяк

  • Александрийский маяк (Фаросский маяк) — маяк на острове Фарос около египетского города Александрии. Был построен во время правления Птолемея II Филадельфа (280-247 до н. э.).
    Маяк был сильно поврежден в результате землетрясений в период 796-1323 годов нашей эры, остатки его конструкции частично сохранялись до 1480 года, после чего были использованы для строительства цитадели Кайт-Бей на этом месте.В 1994 году французские археологи обнаружили фрагменты маяка на дне Александрийской восточной гавани.

12. Александрийский маяк

Владимир Смирнов

У берегов Египта Фарос есть, древний остров,
И град Александрия там рядом процветал,
И, чтоб судам торговым держать курс было просто,
Маяк Александрийский им в этом помогал.

Он строился недолго, пять лет Состратом Книдским;
Почти в сто тридцать метров три башни он вмещал
И волны отражали огонь его не низкий, —
На тридцать миль в округе он море освещал.

В просторной нижней башне солдат взвод размещался,
Рабочие, а также хранился инвентарь.
По башне восьмигранной вверх пандус поднимался.
Вручную поднимали дрова для топки встарь.

А в самой верхний башне с большими зеркалами
Горел огонь ночами, распространяя свет,
И освещало море пылающее пламя,
Судам не позволяя, на рифы налететь.

А днём дым поднимался и виден был всем тоже,
И так тысячелетье спасал маяк суда,
Но он землетрясеньем почти был уничтожен.
Султан Кайт-бей построил там крепость в те года.

Сейчас стоит там база египетского флота.
Маяк восстановить вновь у власти нет причин.
И, вспоминая чудо, нам грустно отчего-то,
Хотя построек много огромных величин.

11. Александрийский маяк

Александралт Петрова

Я на осле вожу наверх дрова,
Тружусь, как раб, но горд своей работой —
Что может про маяк сказать молва,
Не ведая достоинств части сотой?

Среди колонн скульптуры — флюгера
Показывают как направлен ветер,
Куда он увлекает дым костра,
Какой предпочитает нынче веер.

Трубой, что приближает небеса
Нередко восхищается астролог,
Подолгу наблюдая чудеса,
Фиксируя, трактуя каждый сполох.

Задолго часовой увидит флот
Когда коварный враг войной пойдёт.

10. Александрийский маяк

Анна Ковалёва-Мулик

Построен был маяк,
у берегов Александрии,
отсюда и название в веках,
которое живёт доныне…
За восемьсот серебряных талантов,
заказ, от Птолемея воплотив,
Сострат — великий архитектор,
Александриевский маяк соорудил…
Седьмое чудо света, он построил,
прославил на века…
Но расскажу совсем другую,
историю сегодня я…
На берегу Александрии,
построен был маяк,
стоял красавец, спасал жизни,
огнём маячил кораблям…
На протяжении веков — как воин,
охранник он чужой судьбы…
Но вот беда — влюбился в море,
(Надрыв до глубины души)…
И в шторм бушующей стихии,
свои сигналы посылал,
и ровный луч — как нить надежды,
подальше в море отправлял…
Стоял так одиноко и уныло,
на страже ветра и волны…
Судьбы сплошные измененья,
опасность моря — как магнит…
Так привлекательно всё было,
пока ответ не получил…
Однажды разразилось море штормом,
то был любви прекраснейшей порыв…
И белый мрамор оббивая,
ласкало волнами его,
и бурю с ветром посылая,
прося взаимности ещё…
Но гордость от признанья-
взяла, конечно, верх,
и он, мерцая зеркалами,
лишь думал, что он царь навек…
Землетрясение вмешалось,
разрушен был маяк,
и на основах возрождаясь,
стал крепостью Кайт — Бей
(за просто так)…
И темнота лишь помогала,
скрыть все мечты
о страсти той морской,
а море, всё не унималось,
ища любви своей большой…
И никаких останков не найдя,
спокойно штилем умолкало,
так отступая нехотя,
в отчаянье страдало…
На месте маяка
стоит в наш час лишь крепость,
Но море —
все по — прежнему штормит…
И в лабиринтах времени теряясь,
всё маяку любимому кричит,
лишь о своих надеждах, вере,
любви и нежности порой…
А он молчит и скалит зубы,
Ведь он же крепость,
Он герой…
Но временами —
тоска нахлынет на него,
воспоминания о прошлом —
все тянут в бездну, глубоко…
Мечты о море поглощают,
он чаще вспоминает обо всём,
порой судьбу всё проклинает,
желая вновь увидеть шторм большой…
В порыве танго чтоб ласкала,
вдруг набежавшая волна,
или сознание теряла,
в чудесном вальсе всё кружа…
И засыпая в томный миг,
лишь о любви шепча,
мечтает, чтобы возродится,
и снова облик свой принять,
чтоб море вновь смогло его узнать…
И непростые отношенья,
Взорвутся брызгами любви,
И шторм огромною любовью,
Подарит счастье для его души…

9. Фаросский маяк

Владимир Пипченко

Из всех Александрий прекрасней эта.
Ворота в мир. Египта главный вход.
Из маяков один лишь — чудо света,
Древнейший страж священных нильских вод.

Сострат создал его при Птолемее,
Себя навек в историю вписал.
Не повторили чудо и ромеи,
Хоть каждый цезарь о таком мечтал.

Вслед за тележкой, что ослы тащили,
По пандусу взошёл к огню наверх
И зеркала надолго ослепили,
Воистину они сильнее вер.

Увидел Карфаген и скалы Крита,
Рим и Афины, Иерусалим,
Дорога в море мне была открыта.
Велик Египет и непобедим.

Со дна морского статую Исиды
Мы подняли близ острова Фарос,
Простит богиня старые обиды?
Или накажет? Но кого? Вопрос…

Ни храма, ни покоев Клеопатры,
Лишь крепость там, где высился маяк,
Скучающе рассматривают пары,
Да пишется элегия моя.

8. Александрийский маяк

Александр Терек

Александрийский — Фаросский чудо маяк —
Высотой величайший, размером огромный
Птолемеем — царем всё задумано так —
Кораблям далеко чтоб светил бесподобно

Направление давал скал среди и рифов,
И светил далеко — шестьдесят километров
И там факел горел — не жалели их, дров —
Ну а днём дым летел, разносимый по ветру

Архитектор великий ему — Книдский Сострат,
За пять лет что возвел — бесподобно то чудо,
И сам порт так расцвел — царь египетский рад —
Александрийский порт — богател с ниоткуда

И на острове Фарос находился маяк ,
Четырёхгранная призма — была той основой
Восьмиугольной башни, отстроенной так —
Что над нею огню место было готово

И цилиндр из бронзы дров свет отражал,
И построен маяк как огромная крепость,
Далеко свет видать отраженных зеркал —
Почти тысячу лет простояла та древность

Шестьдесят — это ярус основ высоты,
Сорок метров — второй, а цилиндр — он третий ,
Беломраморных стен тот закон красоты —
Бог морей Посейдон на вершине приметен

Был маяк высочайшим в мире тогда —
Высотой под сто сорок, размером огромный —
Монумент и как память о жизни царя —
Жил такой Птолемей и как царствовал — вспомним…

7. Александрийский маяк

Геннадий Шеховцов

Маяк Александрийский, он с Фароса,
Там наверху костры горят всегда,
И даже утром в мареве белёсом
Он, словно путеводная звезда.

Едва видна вершина великана —
Сто восемьдесят метров высотой,
Пробив завесу плотного тумана,
Он морякам укажет путь домой.

И целых полтора тысячелетья
Маяк тот добросовестно служил.
Для кораблей он — символ долголетья.
Землетрясенья, жаль, не пережил.

6. Александрийский маяк (Легенда о маяке)

Наталья Спасина

Мне нравится море, дыханье волны,
Гудки пароходов, крик трепетных чаек…
Я слушаю бриз, словно пенье струны,
Тот миг удивителен, необычаен…

О, песни вечернего моря, они
Одни мне промолвят сказанья и тайны
О том, как блистают в тумане огни,
Огни маяка, что влекут не случайно…

Легенда печальная здесь родилась:
Где берег скалистый, у самого моря
Когда-то давно деревенька жила,
Здесь люди познали и радость…и горе…

Мужчины рыбалили в каждой избе,
А жёны растили детишек, и ждали
Любимых из плаванья…знаешь, тебе
Несложно понять их заботы, печали…

Её звали Эльза…его звали Таг,
Их тёплая нежность с годами крепчала,
Он, как остальные, был просто моряк,
Она, как морячка, ждала у причала…

Случилось, однажды, пришёл ураган,
Взяв в плен рыбаков в той бушующей бездне,
Не видно ни зги, волн безумный вулкан,
Все лодки, как щепки, неслись в неизвестность…

А женщины молча палили костёр,
Но ветер гасил это пламя надежды,
Стихия вела сокрушительный спор,
Огонь потушив, заливая одежды…

И, Эльза взмолилась: «О, бог Посейдон!.
Приму я любое условье, без слова!
Скажи мне, где муж мой, мой Таг, где же он?
Ты путь укажи ему к дому родному!»

И вот засиял ослепительный свет
Сквозь тучи и мрак, и бурлящую пену,
Вдруг бури растаял неистовый след,
Ветрила стихал не спеша…постепенно…

И берега клин приближался во мгле,
Родная деревня, всё близкие люди
Встречали…крестясь, преклонялись к земле,
Казалось, желанней момента не будет…

Суровые слёзы текли по щекам,
Да, каждому было без слов всё понятно,
Тот призрачный блик, что светил рыбакам,
Струился навстречу тепло и приятно…

Лишь Таг долго в лодке любимую ждал,
Она не пришла мужа милого встретить,
Напрасно глядел он на тёмный причал,
Любимой подруги он след не заметил…

А там, на скале, отрешённо, одна
Из мрамора скорбно фигура стояла,
Была напряжённа она, как струна,
И сердце, сквозь камень, как факел, сияло…

Она до сих пор на гигантской скале
На ленные волны с печалью взирает,
Неистово светится сердце во мгле,
Заблудшие лодки ночами встречая…

А Таг над любимою чайкой кружит,
И плачет, и стонет от боли и горя,
Маяк в полумраке, как факел, горит,
И слышатся песни вечернего моря…

5. Фаросский маяк

Владимир Пипченко

Из всех Александрий прекрасней эта.
Ворота в мир. Египта главный вход.
Из маяков один лишь — чудо света,
Древнейший страж священных нильских вод.

Сострат создал его при Птолемее,
Себя навек в историю вписал.
Не повторили чудо и ромеи,
Хоть каждый цезарь о таком мечтал.

Вслед за тележкой, что ослы тащили,
По пандусу взошёл к огню наверх
И зеркала надолго ослепили,
Воистину они сильнее вер.

Увидел Карфаген и скалы Крита,
Рим и Афины, Иерусалим,
Дорога в море мне была открыта.
Велик Египет и непобедим.

Со дна морского статую Исиды
Мы подняли близ острова Фарос,
Простит богиня старые обиды?
Или накажет? Но кого? Вопрос…

Ни храма, ни покоев Клеопатры,
Лишь крепость там, где высился маяк,
Скучающе рассматривают пары,
Да пишется элегия моя.

4. Александрийский маяк

Владимир Смирнов

У берегов Египта Фарос есть, древний остров,
И град Александрия там рядом процветал,
И, чтоб судам торговым держать курс было просто,
Маяк Александрийский им в этом помогал.

Он строился недолго, пять лет Состратом Книдским;
Почти в сто тридцать метров три башни он вмещал
И волны отражали огонь его не низкий, —
На тридцать миль в округе он море освещал.

В просторной нижней башне солдат взвод размещался,
Рабочие, а также хранился инвентарь.
По башне восьмигранной вверх пандус поднимался.
Вручную поднимали дрова для топки встарь.

А в самой верхний башне с большими зеркалами
Горел огонь ночами, распространяя свет,
И освещало море пылающее пламя,
Судам не позволяя, на рифы налететь.

А днём дым поднимался и виден был всем тоже,
И так тысячелетье спасал маяк суда,
Но он землетрясеньем почти был уничтожен.
Султан Кайт-бей построил там крепость в те года.

Сейчас стоит там база египетского флота.
Маяк восстановить вновь у власти нет причин.
И, вспоминая чудо, нам грустно отчего-то,
Хотя построек много огромных величин.

3. Фаросский маяк

Владимир Трофимов

Египет Он захватил
Власть свою утвердил
Великий дальше идёт
А уже через год

Город в дельте возник
Александр привык
Имя своё им давать
И Александрией назвать

Этот он повелел
Достроить вот не успел
В Египте наследники правят
Но не они прославят

Город заложенный тут
Разум прославит и труд
Что вложат в него мастера
О чуде расскажем пора

На море город стоял
Он богател торговал
Столица это не мало
И самое время настало

Морскую торговлю поднять
Путь судам указать
Вести их средь мелей и скал
Чтоб путь безопасен стал

Столичная гавань она
Отменною быть должна
И Первый решил Птолемей
Маяк построить скорей

А строить где вот вопрос
Да вон же остров Фарос
На восточной его оконечности
И встанет Маяк как Вечность

Могучий светящийся ясно
Величественный прекрасный
Семь стадий от Александрии
С моря отлично виден

Построили небывалый
Сто тридцать метров немало
Была высота маяка
И строился он на века

По мощи и равных нет
Виден спасительный Свет
На сто километров вокруг
Путеводитель и друг

Квадрат основание было
Площадь большую покрыло
По тридцать метров она
Каждая та сторона

Призма четырёхгранная
Нижняя часть главная
Шестидесятиметровая
Дело в строительстве новое

Плоская крыша там
Украшения есть по углам
Тритона статуи тонные
Изящные хоть и огромные

А внутренним помещениям
Тоже есть предназначение
Там инвентарь хранили
Словом склады это были

На крыше призма другая
Восьмигранная тоже Крутая
Она сорокаметровая
Беломраморная новая

То средняя часть маяка
Блестят её грани бока
А верхняя часть той громады
Цилиндрическая колоннада

Восемь колонн встали тут
Купол колонны несут
Увенчан тот купол Фигурой
Бронзовою скульптурой

В семь метров высится он
Владыка морей Посейдон
Внутри колоннады костёр
Во стороны все распростёр

Лучи свои путеводные
Яркие людям угодные
Стоят зеркала специальные
С их помощью и дали дальние

Видят свет от костра
Скорость света быстра
Летят лучи заколдованы
Бронзой той полированной

А может там линзы были
Иные и так говорили
Главное это свойство
Хитроумные оба устройства

Лестница есть внутри
Словно винт посмотри
Она широка и полога
Горючего нужно ведь много

Наверх доставить по ней
Здесь не надо коней
Резвых и рвущих вперёд
Ослик упрямый везёт

На высоту повозку
Тяжёлую и громозкую
Ослик силён монотонен
Он то ка раз тут и годен

Горючее чтоб подвозить
По лесенке этой кружить
И в течении многих веков
Маяк спасал моряков

Их в гавань сопровождал
И верный ход задавал
Но страшное землетрясение
Прекрасное сооружение

Разрушило до основания
Оставив воспоминания
А впрочим не только их
Извлекли же из вод морских

Плиты от маяка
На одной чья-то рука
Надпись оставила нам
Мол посвятил богам

Сострат этот чудный маяк
Чтобы каждый моряк
Видел и восхищался
Я ради них старался

Тогда не писали имён
Мастер был не при чём
Правителя имя писалось
И вот ведь как оказалось

Мастер находчивый был
И штукатуркой покрыл
Автограф свой для веков
Ну однако Каков!

А на щтукатурке той
Он же своею рукой
Имя правителя вывел
Чтобы тот не обидел

Но Птолемею что ж
Маяк то очень хорош
И имя его красуется
Вот он и не волнуется.

2. Александрийский маяк

Иван Есаулков

Деловита эта гавань и всегда оживлена,
Только очень неудобна — мелководная она!
И сюда, в Александрию, ежегодно массу ила
Приносило половодье разливавшегося Нила.

Потому здесь мелководье, и средь мелей и камней
Нужен был умелый лоцман с каждым годом всё сильней.
А вблизи Александрии остров Фарос находился,
И вот дамбу протянули — полуостров получился.

Там маяк решили строить. За строительство был рад
Взяться видный архитектор — не забыт людьми Сострат*.
За пять лет маяк построен — то шестое чудо света! —
В форме трёхэтажной башни, высотой сто двадцать метров.

В основании квадратный, и величественный вид
Был внизу из камня сложен, из огромных, мощных плит.
Выше башня восьмигранна. Третья же на ней держалась,
В той костра горело пламя, зеркалами отражалось.

На ослах дрова ввозили** для огромного костра.
В башне той приборы были, и часы, и флюгера…
Годы шли… Всё обветшало, и остались лишь руины —
Встроенные были в крепость, существуют и поныне…

  • * Сострат — архитектор родом из Книда, что в малоазийской Карии. Наиболее известным творением Сострата Книдского является знаменитый Маяк в Александрии, высота которого по разным сведениям составляла от 111 до 180 м, а свет был виден на расстоянии в 50 – 60 км (по некоторым сведениям – за 100 км).
  • ** Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряжённые ослами.

1.Александрийский маяк

Полина Петроченко

Морское блестит в лучах солнца стекло,
Прищурившись, смотрит моряк.
На тот, что царапает неба колпак,
Александрийский маяк.

Он высится грозно, стремясь к небесам,
Почти до Луны доставая.
И море пытается что-то сказать,
Волнуясь от края до края.

Горит в маяке том сигнальный огонь,
Чтоб судна во тьме не плутали.
И для того, чтобы все моряки
Его без труда узнавали.

Он центр Земли, перепутье морей,
Для яркого света обитель,
Для всех кораблей и людей, что на них,
Безмолвный, серьезный спаситель.

За разом вновь раз приближается ночь,
На море спускается мрак.
Зажжется, не дав тьме пугать моряков,
Александрийский маяк.

 

Источник