Пн. Май 6th, 2024
Раскол Русской церкви — церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. Связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.
Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650-1680-х годах. Противники реформы, впоследствии получившие название «старообрядцы», были преданы анафеме. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.
 

Патриарх Тихон

Дмитрий Суханов 4
Судьба патриарха,
Как символ борьбы.
Начало упадка
Церковной души.

Закрытие храмов,
Аресты, суды.
Для церкви настали
Тяжёлые дни.

Однако, не сломлен,
Борьбу продолжал.
Духовных основ
Он защитником стал.

В дальнейшем прославлен
Святителем был,
Поскольку духовность
Народа хранил.

 
Боярыня Морозова 
Иван Есаулков 
«Смотри, какая у нас гостья!» —
Воскликнул радостно палач:
«Ты отречёшься здесь, Федосья,
Хоть сколь терпи, хоть сколько плачь!»
— На это ты и не надейся,
Терзай хоть сколько грешну плоть…
И хоть в лепёшку ты разбейся,
Но охранит меня Господь!
И утро переходит в вечер,
И снова утро настаёт.
Бессвязнее и жарче речи,
А избавленье не идёт.
— Прости, Господь, их неразумных
За всё, что здесь они творят…
Метался взгляд её безумный,
Не зная, сколь часов подряд.
Уже и палачи устали
(Кнут и дыба, моральный груз!),
А губы женщины шептали:
— Нет, всё равно не отрекусь!
Царь злился: «Как она упряма,
Не признает свою вину!» —
И повелел: «Бунтарку — в яму,
А всё имущество — в казну!»
Царю во всём подвластна Дума:
«Разделит участь с ней сестра.
Чтоб позабыли Аввакума,
Их в яму — и давно пора!
Пускай её терзает голод —
Не сметь и корочки простой
Давать! Пусть терпит лютый холод! —
Не прослывёт она святой!»
Наказ исполнен точно царский,
Хотя задумка не сбылась
И не был сломлен дух бунтарский —
Боярыня не отреклась!
Из ямы доносилось пенье,
Моленья звуки до поры,
Когда закончилось терпенье
Федосьи и её сестры:
Недолго без воды и хлеба
Они прожили… Час пробил,
И взял обеих Бог на небо,
И их за веру возлюбил!
Боярыня Морозова 
Илья Будницкий 
Болярыня — почто не сбереглась? —
Спешишь в закат, разбрызгивая грязь,
На розвальнях иконописным ликом —
Не уподобить губ твоих гвоздикам… —
Чего ты добивалась, открестясь,
Провидя только малое в великом? —
Нет будущего, прошлому темно,
И око вынуть требует оно,
И денег, и смирения, и веры —
Когда покорна — отчасти черна,
Люби теперь былые времена,
Как спелую клубнику аматеры.
Страстей тебе хватило через край —
В борьбе за рай себя не проиграй —
Не плоть смирна — гордыня непомерна,
Кого благословляешь, возносясь —
Глумится над раскольниками Князь —
И плоть людскую пожинает скверна,
А дух истрачен плотью на войну,
Ты, уходя, срываешь пелену
Не с глаз иных, но с полного забвенья —
Останешься историей, судьбой,
И мученицей веры, и рабой —
И века, и любви, и откровенья.
Но кто бы ни смотрел тебе вослед —
Не снег ему мерещится — Конь Блед,
Раздор, чума на оба наших дома —
Небесный с куполами и земной,
И пена на губах у пристяжной,
И в розвальнях сбивается солома.
Раскол 
Николай Тимченко
Бунташный век и веру не обходит —
Внутри неё раскол произошёл.
Нововведения к тому приводят.
Противников всех Никон превзошёл.
В святых писаньях переписчик каждый
Вносил ошибки. Суть менялась книг.
Единый текст не мог быть встречен дважды.
В умы людей сомнений дух проник.
По греческим сверять решили тексты…
Венеция те книги издаёт.
О споре с Византией знать уместно.
Всё то католицизмом отдаёт.
Но патриарх великий реформатор.
Царь Алексей реформы поддержал.
Собор церквей, как истинный новатор,
Раскольником назвал, кто возражал.
Трёхперстием креститься люди стали,
И «аллилуйя» трижды шло из уст.
Теперь девицу девой называли.
И Бог наш Иисус, а не Исус.
Раскольников бояр в Сибирь сослали.
В глуши скиты раскольничьи растут.
Бывало, там себя с семьёй сжигали,
Узнав, что в скит каратели идут.
Тишайшим назван Алексей позднее,
Но в царствие «тишайшего» царя
До океанов выросла «Расея»
И бунтов по Руси неслась заря.
Боярыня Морозова 
Новоселов Лев Сергеевич 
Год тысяча шестьсот пятидесятый.
Весна, снег таял. Наступил апрель.
Боярин Глеб Морозов — самый знатный
Владелец многих Костромских земель.
Царь Алексей Михайлыч, с ним встречаясь,
Журил, — Смотри-ка, в зеркало вглядись.
Стареешь, холостяцкой жизнью маясь,
Как родственнику, говорю — женись !
Ты посмотри, какой Федосья стала,
Соковнина, гляди — какая стать.
Я, был бы холостым, во чтоб ни стало
Её бы поспешил в царицы взять !
И вскоре, женихом завидным ставши,
Скрепить пред Господом Союз сердец,
Глеб шёл, свечу в одной руке державши,
Другою вёл невесту под венец.
Но счастье молодых недолго длилось,
Одиннадцать счастливых лет. Весной,
Так, видимо, судьба распорядилась,
Федосья, плача, сделалась вдовой.
В неполных тридцать лет — уже вдовица.
Как жить теперь — в слезах, молясь, страдать.
Она томила тело власяницей,
Но скоро та не стала помогать.
В разгаре лето, голуби воркуют.
А грудь сжимает от сердечных спазм.
О Господи, на что мне жизнь такую,
В которой по ночам берёт соблазн
Всё бросить и бежать. Куда… Кто знает,
Не в монастырь же…Не уйти от дум,
Во имя Господа жить наставляет
Её духовный пастырь, Аввакум.
Учил — дай от себе больным и нищим
Хоть хлеб, хоть грош, но не оставь в беде.
Дай полотна им, чтоб прикрыть гноища
И не жалей, Господь воздаст тебе.
Всем, чем могла, она благотворила
Им — жаждущим, голодным и слепым,
Впускать нуждающихся разрешила,
Чтоб накормить их, за столом своим.
Не только накормить, но Божьим словом
Утешить и воздать всем, чем могла
Внушая, что Любовь — всему основа,
К ним, сирым и несчастным жертвам Зла.
В церквах — раскол. Став патриархом, Никон
Канонам старым объявил войну.
Всё, им внесённое, казалось диким,
Не нужным Господу, и никому.
Сам Аввакум, как светоч Старой веры,
Был осуждён, от церкви отречён
Как еретик, разящий адской серой,
Собором, патриархом и царём.
Как быть с Морозовой ? Царь в размышленье —
Знатна, богата, чуть ли не родня,
Крестясь по старому в упрямом рвеньи,
Реформы порицая и браня.
Зовя к непослушанью, заводила,
Глашатай Аввакумовых идей,
Немало тех, кого она смутила.
Уж Никон приходил — что делать с ней ?
«Тишайший » царь решил её заставить,
Усовестить, простив в последний раз.
Христу молясь, тремя перстами славить…
Нет ! — был её решительный отказ.
И, наконец, в железо заковавши,
В холодной камере — ни есть, ни пить,
Три дня, успеха палачам не давшим,
Уверились — её им не сломить.
Кричали — Хоть бы сына пожалела,
Ведь он болел, до нынешнего дня,
А ты…- На дыбе вздёрнута, висела
Не слыша их, безмолвие храня.
В решетчатом окошке видно небо,
Вечерней пеленой и вдаль, и вширь…
На жбан воды и на краюшку хлеба
Заключена в Печорский монастырь.
Разграблен дом, имения раздали.
Сын умер, золото пошло в казну.
В окно, если подняться, видно дали,
А по ночам — сиявшую луну.
А позже — Боровск. В земляном остроге,
Где даже днём в углах таиться мгла.
Глаза не видят, болью сводит ноги…
В зловонной тьме Федосья умерла.
——
Гонимая за веру… Сколько ж боли,
Мучений гордый дух её стерпел.
Что может быть страшнее женской доли,
Той, что в картине Суриков воспел…

Боярыня Морозова

Сергей Соколов
Рассвет жемчужно-розовый
Упал на серый наст.
Боярыня Морозова,
Куда же ты от нас?

Звон сыпят колоколенки:
Раскол, раскол, раскол…
Бредут, ползут раскольники:
Кто — в ссылку, кто — на кол.

Так раскололи Родину
Да веру во Христа!
Тебе вослед юродивый
Глядит-то неспроста.

Двумя перстами крестятся,
Тремя ли — все одно:
Найти на небо лестницу
Не каждому дано.

Как звери, вы в безверии
Рванётесь к топору…
А где ж любовь? — На вервии
Качает на ветру.

Вдруг синеву морозную
Пронзили два перста.
Боярыня Морозова,
Как верой ты чиста!

Глаза твои запавшие
Да иссушенный лик,
На сани тело павшее…
Но дух-то твой велик.

Пусть Никон бьёт иконами
Старинными об пол,
С обрядами исконными
Мы побредём в раскол.

Но дело здесь не в Никоне,
Хоть и жесток весьма.
В иконы верим с ликами
Мы старого письма.

Дубовой хлопнув дверкою —
От веры, не со зла —
Ушла ты староверкою,
Не сломленной ушла.

Следит очами ярыми
С иконы древней Спас.
Зачем же ты, боярыня,
Осиротила нас?!

Сжав зубы, между плахами
Бредём мы за крестом:
Облаяны собаками,
Обласканы Христом.

А было ведь знамение
Решить кровавый спор:
Наслал Господь затмение
Да и повальный мор.

Бредёт старообрядчество
В сибирские скиты…
Что ищется — обрящется,
Пока в душе — кресты!

На перевалах стыли мы,
Буянили в бреду.
Дай волю, олатынили б!
А остальных — на дуб.

Закат распятый, бронзовый
Зажжёт иконостас.
Боярыня Морозова,
Куда же ты от нас?

Весна ударит грозами,
Из тьмы взойдёт трава…
Боярыня Морозова,
А может, ты права?

Боярыня Морозова 
Татьяна Вишнякова 5 
Попы по-новому молиться
велели … не уместен спор;
щепотью не желавших окреститься,
ату… их всех… ату… и на костёр!
Грозился Никон: «Староверов
реформами забью, сгною!»
Не устрашился пострадать за веру
двуперстную, родимую, свою,
общинный люд. Но…, видя, быстро
растущий коготь Сатаны,
бежали тайно, поселились скрытно
в стране и за пределами страны.
Кто супротив — тому не выжить…
и ей — опальной — свой черёд;
с раскольницей в Москве проститься вышел
сочувствующий праведный народ.
Мороз крепчал, скрипели сани…
«В острог!» — звенели кандалы.
Дремучими калужскими лесами
бродила твердь седеющей луны…