Ботичелли С. (1445 — 1510)

Ботичелли С. (1445 — 1510)

Сандро Боттичелли — Итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Автор «Весна», «Венера и Марс» и давшей художнику мировую знаменитость «Рождение Венеры».
 
Рождение Венеры картина Сандро Боттичелли 
Анна Ковалёва -Мулик 
Манит земное, завлекает
В дарах шелков — соблазн велик…
Но ветер, как судьба, спасает
Лишь душу похищает — сердца крик…
Волос Венеры путь заметен —
Земля, вода, полёт мечты…
Объединяя всё на свете —
В объятьях — ласки, теплоты…
И выбор просто очевиден —
Вся собственность — в руках судьбы…
А власть, что щёки раздувает —
Начало схватки — миг борьбы…
В полёте нежность замирает —
Цветы, роняя вглубь воды…
Жемчужиною жизни воскресает —
В ней скромность, счастье, мир звезды…
От ревности небес все тучи —
Предгрозовые чудеса…
Ничтожность жизни — час попутчик…
Лишь вечность — преданность, мечта…
Неискушённое — в великом…
От простоты желаний — лес…
Там духи — в ожиданье тихом,
Плетут из веток новый крест…
К картине С. Боттичелли Весна 
Белый Филин 
Божественная невесомость,
И всей земной Природы ход
В тенистом апельсиновом саду
Пред нами предстает.
Здесь Возрожденье Жизни и Природы,
И зарожденье новой жизни и Любовь.
Сама Весна здесь правит балом,
Вселяя жизнь в нас вновь и вновь.
И вдохновенье можно черпать бесконечно.
Сие творенье — это чувства в красоте,
Что в лицах, очертаньях проявились,
И так призывно нас влекут к себе….
К картине С. Ботичелли Рождение Венеры 
Белый Филин 
Со дна Вселенского океана,
Из тайны тайн, из Тишины,
Вся облаченная в сиянье
Свой лик явила миру ты.
Звездой проявлена на небе,
И совершенством на Земле,
Свет созиданья в женском теле,
Вся мощь, присущая Весне.
И всё вокруг тебя светилось,
Всё ликовало и цвело,
В земную плоть Любовь спустилась,
Чтоб сеять жизнь, творить Добро.
БЛАГОухало вдохновенье
Эфиром сотен тысяч роз,
Ты жизнь сама! Ты возрожденье!
Всё лучшее в тебе сплелось.
Жемчужиною мирозданья
Из раковины бытия
Ты к нам пришла для созиданья,
Сквозь Космос проявив себя.
И в нежных отблесках рассвета,
Светорождённою звездой
На нашу бренную планету
Луч пролила нетленный свой!
Весна 
Валерий Штормовой 
 
Этюд на картину Боттичелли
 
Хариты в белоснежном одеянье
Ведут красивый плавный хоровод,
Зефир бежит за Хлорис в ожиданье
Любовных ласк, что дарит нам Эрот.
Гермес стоит и жезлом кадуцея
Прочь отгоняет тучи в небесах,
А Афродита, в красном пламенея,
Стоит с улыбкой легкой на устах.
Сама Весна в нарядном белом платье
Торжественно вступает в этот мир,
Что широко ей распахнул объятья,
Ее красу вмещая в свою ширь.
Ботичелли. Весна. 1482 год 
 
Владимир Нехаев 
Знал художник Ботичелли,
Для какой он пишет цели:
Был заказ и знал он точно,
Где забьют крюк в стену прочно
И повесят здесь картину
Украшать жилье Лоренцо,
Век картины будет длинным,
Для подобных нету пенсий…
И воздушных всех героев
Автор нам в сюжет построил
В апельсиновом саду,
Здесь герои все парят
Вкруг Венеры встали в ряд:
Ветра бог Зефир бушует,
На Хлориды платье дует,
Та — за Флорой (станет Флорой она, видно, очень скоро),
Так богинею цветов
автор нас дивить готов.
Здесь цветов — полсотни видов!
Все прописаны дотошно ,
четко, с чувством, осторожно,
разноцветные цветы —
воплощение мечты!
Для Весны (читай — Венеры)
нет важнее боле дела,
чем цветы растить умело,
чем надеждой окрылять,
жизнь весною пробуждать!
Три Хариты перед нею
в танце грациозно шеи
повернули, думать смея,
что весны — красы приход
даст продлить и людям род…
Сверху целит в них Амур,
Через миг стрелой проткнул
Сердце девушки, она
От любви лишится сна…
Впереди стоит Меркурий,
Меч не зря ему вручен,
Им разгонит тучи-бури,
Солнце вниз польет теплом.
Был искусен Ботичелли,
Воплотил все мысли так,
Чтобы все их разглядели:
И знаток, богач, бедняк.
Шесть веков уже вот так
Говорит с людьми картина!
Век картины будет длинен,
Знать, художник был мастак!
Сандро Ботичелли.Весна.1482. итал. Primavera
Доска,темпера. 203х314 см
Галерея Уффици, Флоренция 
Весна. Картина Сандро Боттичелли 
Галина Лычковская 
Чтоб повторить сначала жизнь, с нуля,
Венеры Дух, Меркурия, Зефиры
сойдут одновременно с корабля,
и принесут с собой для мира мирру*.
Смотри, как возрождается Весна.
Здесь каждое мгновение загадка.
Возвышенна и трепетна она,
любовь к ногам бросает без остатка.
Рождение, цветение, полёт;
Дух радости блуждает по Вселенной
и пробуждая жизнь вокруг, поёт,
творит и создаёт одновременно
всю красоту возвышенной любви,
мелодию живого совершенства.
Взрастив волшебный плод и сохранив —
замкнёт свой круг в восторге и блаженстве.
*Мирра — это масло просветления и отречения от суеты, получаемое из растений рода Коммифора.
Возвращение Юдифи 
Галина Лычковская 
Сегодня день, труднее в жизни нет; —
промолвила Юдифь служанке тихо.
В горах давно забрезжил божий Свет,
я радуюсь, что среди мёртвых лихо…
В руках Юдифи меч. Печаль в глазах.
Задумчиво лицо. Летит, как птица.
Служанка молча молит небеса;
В корзине голова царя ютится.
Закончена ещё одна глава.
Сияет глянцем утреннее небо.
Юдифь, как воин, (девушка-вдова),
спасла сегодня город от набега…
Был Олоферн жесток и похотлив.
Царь Ассирийский так любил утехи —
любой из городов поработив,
в гарем красавиц забирал со смехом.
Мужчин без сожаленья убивал…
В чужой земле господствовал умело.
Тела бросали воины за вал
и развлекались гуртом, оголтело.
И завтра мог на зорьке молодой
оставить всё таким же бездыханным…
И в городе Витулия покой
потерян был. В раздумье постоянном
старейшины. Почтенной сединой
рискнуть готовы, только мало толку —
горячности иль выдержки одной
здесь мало, и кричали без умолку.
К старейшинам в час споров роковых
вошла Юдифь. Повергнув их в смятенье
одевшись куртизанкой. Грозовым
им кажется готовое решенье:
— Во славу Бога я смогу сама,
спасти народ от страшного тирана.
Приду пророчицей и наведу туман, —
не разглядит и не поймёт обмана.
Отправлюсь в стан врага. Там Олоферн
захочет знать тропу сюда сорочью.
Стремится к ускоренью перемен,
вот и испорчу шкуру его волчью.
Три дня кружил царя роскошный пир.
Три дня Юдифь была перед глазами,
твердив: — защиты Бог давно лишил
всех иудеев, что под небесами…
В восторге царь, при взгляде на неё.
Затребовал немедленно в покои,
и строит план, как острое копьё
вонзит в израильтян извечный воин.
Сон усмирил и стражу, и царя.
Вот меч его. Сверкает сталь при свете.
Лишь взмах руки… и яростью горя,
промолвила: — таким не жить на свете!
И выскользнув спокойно из шатра
служанке в руки сунула корзинку.
Спала вся стража крепко до утра
и ошалела, обозрев картинку…
Над городом на крыльях облака
летели озаряемые солнцем
и уносила страх людей река
туда, к полоске синей горизонта…
*К картине Сандро Боттичелли «Юдифь». 
Рождение Венеры 
Димитрий Кузнецов 
 
(картина Сандро Боттичелли)
 
Прежней жизни тайные следы,
Сердцем сбережённая картина:
Девушка выходит из воды,
Словно обнажённая ундина, —
Вспыхнет бело-синяя звезда
В дымке, оседающей несмело,
И вздохнёт горячая вода,
Отпустив божественное тело.
Только пена на морском песке —
Образ зародившейся Венеры.
Это было в дальнем далеке,
Миллионы лет до нашей эры.
Рвались волны, наступали льды,
Длились бури солнечной системы,
А богиня вышла из воды
На картины, в песни и поэмы.
Мифы о героях и царях —
Лишь мерцанье на летейском бреге,
Но живёт в космических морях
Совершенство грации и неги.
Лёгкое касанье душ-планет,
Робкой ласки лунные качели…
Голубой звезды далёкий свет
Сохраняют краски Боттичелли.
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь». Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции». В римской мифологии Афродита именовалась Венерой. Планету Венеру солнечной системы отличает голубое свечение.
Галерея. На картину Сандро Боттичелли Дерелитта
Евгения Громчевская
Брошеная женщина,брошена,
Снегом — вьюгою запорошена.
Для чего ее сердцу проснуться весной,
Ведь душе ее быть навсегда одной.
Брошеная женщина,брошена,
Дерелиттою жестоко подкошена.
На ступенях горько рыдает одна,
С плеч платочек скользнул,
Как морская волна.
За воротами город страстями кипит,
Дерелитту в грехах неусыпно винит,
А она, как дитя, на ступенньках рыдает…
Много тех, кто камнями в других бросает.
 

Сандро Боттичелли Рождение Венеры 1483-1484 год

Елена Ярина 
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1483-1484 год
 
На раковине преогромной
Венера стоит обнаженной.
Ее целомудренны жесты.
Рождение богини-невесты.
Она смущена до предела
Как будто стыдится за тело.
И тень на лице меланхолии
Мы видим, такая история.
Волос золотое сияние
Дает ей свое обаяние.
Невинное и неземное.
Красива Венера, не скрою.
Бог Ветра взялся с содроганием.
Ракушку толкает дыханием.
И к берегу гонит ее.
Застыло на миг бытие.
А нимфа, спешащая справа,
К Венере она величаво,
Свои направляет стопы…
Поверх покрывала — цветы.
Прикрыть, как богиням пристало,
Набросить на грудь покрывало,
Где нитью златою цветы,
Волшебные сны и мечты.
Венера чиста, беспристрастна.
И все ж смущена и напрасно.
Прозрачность холодных тонов
Рождение дарит без слов.
Боттичелли. Венера и Марс. 1482-1483
Иван Есаулков
У Венеры есть над Марсом власть —
И она свирепый нрав смягчает,
В сердце бога разжигая страсть.
Их союз Гармонию рождает.
На своём плаще Марс крепко спит,
А любви богиня села рядом —
На супруга спящего глядит
Любящим и откровенным взглядом.
О подушку оперлась рукой
И о чём-то, видимо, мечтает,
А, пока Марс спит, его покой
Ласково и нежно охраняет.
Между тем, за дело за своё
Принялись резвящиеся фавны:
Потащили малыши копьё —
Им затея кажется забавной!
На глаза наполз у фавна шлем —
Вызывает это взрывы смеха,
А другой фавн спрятался совсем
В Марсовы военные доспехи.
В раковину третий затрубил,
Залезая Марсу ею в ухо,
Только спящего не разбудил,
Словно у того потеря слуха!..
Боттичелли. Мадонна с книгой. 1480-е
 
Иван Есаулков
Чтение — всему основа! —
Мудрецы так говорят.
И сначала было Слово,
А затем деяний ряд.
Букву к букве приставляют —
Получается в ответ,
Что деянья оживают,
Превращаются в Завет…
Мать Младенца обучает
Чтению, глядит с тоской,
А Христос благословляет
Книгу правою рукой.
Венчик тёрна на запястье
Ручки маленькой Христа,
Гвозди — символы несчастья
И грядущего креста.
Но, конечно же, не лишни,
В круге символов Страстей,
На картине этой вишни —
Символ рая для людей*.
* Вишни призваны символизировать обетованный рай, дверь в который открылась для верующих во Христа.

Рождение Венеры Боттичелли

Ирина Миролюбова
О, юная девица Симонетта!
Красою яркой,чистой, неземной,
художника и пылкого поэта
волнует, восхищает образ твой!

Пенорожденная, пленительные руки
и солнечное золото волос,
а губы-лепестки, и тают звуки
как песнь небес на фоне дивных роз!

Зефир, дыханием касаясь прядей
Венеры юной нежно и легко
томленьем полн,в ее таится взгляде
мерцанье звезд,что светят высоко!

Жемчужиной из раковины белой
явилась ты на шелк зеленых трав
Любуясь девой стройной и несмелой
мир замер, вмиг прекрасней став!

Твои подруги Грация и Флора
участием полны. К твоим ногам
летят цветы и, распускаясь скоро,
они ковром растут по берегам

Гармонии и красоты царица!
Ты — образ страстной, чувственной любви
Твоя душа как чудная жар — птица
зовет,поет:»Лети, люби, живи!»

Весна. По картине А. Ботичелли 
Людмила Ревенко 
Улыбаясь, из подола
Раздаёт цветы,
Пробудились лес и долы,
Зацвели сады.
Виртуозно выступая,
Побежал ручей
Разносить повсюду песни,
Созывать друзей.
В танце грации воздушны,
Лепестком у ног
Белых платьев шёлк, и травы
Создают венок.
Это — юность, это — вечность.
К жизни автор звал
Милой Симонетты память…
Чтобы ты мечтал.
Покинутая. По картине А. Ботичелли 
Людмила Ревенко 
Почему тебя прогнали?
Почему закрыли дверь?
И, наверное, кричали…
Ты не видишь всех потерь.
Платье сорвано. В разлёте
Горестно скрещенных рук,
Слёзы пусть и на излёте,
А каких ещё ждать мук?
Стынут плиты. Вечереет,
И куда идти теперь?
Кто твою печаль развеет,
Распахнёт ли к ночи дверь?
…Не борьба ли то Медичи,
Как прошедшего итог:
От «Весны» — в её полёте —
К паре пыльных босых ног?
Боттичелли 
 
Наталья Солошенко 
Сандро-гений Ренессанса
И Высокого Романса.
О Медичи и Боккаччо
Создал он сюжет удачный.
О Юдифь и Олоферне,
О рождении Венеры,
Поклонении волхов
И Божественных стихов.
Венера Ботичелли 
Ник Мамаев 
Венеру создала Природа,
Поддержка близких и друзей.
Не недород и не невзгода,
А восхищение народа —
Запомните феномен сей.
Венеры идеал не новый —
Она давно волнует нас,
Как небосвод зари багровый,
Как розы лепесток махровый,
Власа её чаруют глаз.
Её лелеять не зазорно
И в восхищении любить,
Когда на сердце чисто, вольно.
В любви ни чуточку не больно
Миг вожделения ловить.
Пускай рождаются Венеры,
Чтоб не казалась жизнь пуста.
Округлость форм, её манеры,
Все чувства, бьющие без меры,
Что раскрывают нам уста.
Сандро Боттичелли Рождение Венеры
Николай Колобаев
 
Размышления над картиной Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Прекрасен лазурный берег.
Олимп в сонме ждёт Венеру,
Чтоб Мир мог в Любовь поверить,
Богов усладив непременно.
И всё, всё вокруг накануне
Великого этого Чувства.
Зефир в напряжении дует
И пенятся волны послушно.
Под ветром плывёт Афродита,
Открытая Солнцу и Миру.
И сыплет цветами Хлорида,
В объятиях крепких Зефира.
Ведь знает, что Флорою станет,
Лишь ею Зефир овладеет,
Вот, вот это время настанет,
И ждёт этот миг с умиленьем.
Выходит на берег Богиня
Пленяя своей красотою,
И дарит любовную силу.
Божественною наготою.
Три Грации рядом с ней будут
У моря одна лишь встречает,
Паря над землёю как будто
В одежды её облачает.
Любовь на Земле появилась.
Для брачных союзов и счастья,
На радость дана эта милость,
Божественного сопричастья.
Мадонна с книгой 
Нина Шендрик 
 
Отзыв на «Мадонна с книгой» Боттичелли 
 
С младенцем молодая мать,
Она, как лилия, над книгой,
Незримо ангелы хранят,
Дыхание слилось с молитвой.
Все солнечно вокруг нее,
Мир озарен нездешним светом,
И в сердце не вошло еще копье,
Начало Книги Нового Завета.

Картина Сандро Боттичелли Весна

Татьяна Верейская

Цветок Флоренция, тут очередь в Уффици*.
Память шедеврами великих напитать,
Искусством вечным здесь желают насладиться,
Восторженной толпой по залам пробежать.

Вот знаменитая картина Боттичелли
« Весна» средь апельсиновых садов,
В ней времени беспечное теченье
Не старит лиц античности богов.

Летит Зефир – бог западного ветра.
Нимфу преследует он, страстию томим,
Но став женой божественного мэтра,
Богинею цветов предстала перед ним.

Наполнен розами подол у Флоры,
Дарит земле роскошные цветы.
На нежном платье васильков узоры,
Невиданной доселе красоты.

В танце сплелись прекрасные хариты**,
Здесь Наслажденье, Целомудрие, Любовь.
Головки локонами светлыми увиты.
Ваш взор влекут и будоражат кровь.

Сама Весна с Мадонны ореолом
Приветствует и Флору и харит.
Любовь слепа: Амур с закрытым взором,
Из лука целясь, над землёй парит.

Ткань тонкая со златом украшений
И алый плащ — пленительно всё в ней,
Склонённая глава и стан в движении
Таят любви божественный елей.

Рядом Меркурий, то Богов посланник,
Придерживает сонмы облаков.
Есть меч, крылатые сандалии — он охранник
Сада цветущего средь глубины веков.

Года идут, но вечно неизменен
К картине Боттичелли интерес.
Талант художника был временем проверен
Искусству истинному в славу лишь прогресс.

Живёт любовь в картине Боттичелли….

*Уффици — Картинная галерея во Флоренции, основана в 16 веке. Собрание итальянского искусства эпохи Возрождения , западно — европейской живописи и
графики.
**Хариты — В греческой мифологии три богини красоты и изящества: Аглая, Ефросина и Талия.

Картина Сандро Боттичелли Весна 
Элла Гоник 
В этом празднике вечной весны и любви
Кто, скажи, душе твоей нежной милее:
Иль Весна вся в цветах, в свете юной зари,
Иль Венера, чей облик земной всё ж теплее?!
Меланхолии светлой не чужд сей пейзаж, —
Краски нежные, словно светом струятся,
И звучат, как прекрасный и дивный пассаж,
В тихой музыке Боттичеллевских граций.

Сандро Боттичелли

Юрий Краснокутский 2
Смотрю картины Боттичелли,
И просто чувствую в раю,
А звуки струн виолончели
Уже до сердца достают.

Его «Рождение Венеры»
Всё в лепестках прекрасных роз,
А фантазийные манеры
Давали пищу для угроз.

Там, в Флорентийской галерее
Давно покоится «Весна».
Его искусство не стареет
И цель для творчества ясна.

И на библейские сюжеты:
Юдифь, Мадонны, Рождество.
Все в краски лучшие одеты,
Где проступает естество.

Так флорентийку Симонетту
Он в божество себе избрал.
И не за звонкую монету,
Для вдохновенья идеал.

Его картин по миру много,
У итальянцев больше всех.
Недолгий век труда земного,
И ослепительный успех.

Горда Сикстинская капелла,
Уффици, Лувр, Неаполь, Рим.
Вот здесь Россия не успела,
Но мы потом поговорим.

Обсуждение закрыто.