Пт. Апр 19th, 2024

Балерина

Борис Цветков

Репетиция под скрипку:
ты спокойна и свободна,
но в движениях покорна,
и меж вами все так зыбко,
что, рукой касаясь робко,
на него взглянула кротко,
и…осталась непреклонна,
подавив полуулыбку.

Репетиция под скрипку:
тоже магия искусства,
от которого чуть грустно,
но, дает душе подпитку
насладиться тем напитком,
и без права на ошибку,
изливаешь свои чувства,
в танце, что любовью выткан…

История Русского Балета

Вера Кемская

В семнадцатом веку по воле Алексея
В Прибрежном около его дворца
Балет впервые показали русской знати,
Где танцы исполняли французов образца.

В «Хоромине», театре летнем царском
Сады, пруды служили декорацией прекрасной.
На Масленицу у Николая Лима постановка получилась,
И музыка от Щютца в танце замечательно сложилась.

И царь Петр Первый внёс свой вклад в балет,
Заставив досконально изучать свой новый этикет.
Тогда, танцуя на приёмах менуэты и контрансы,
Придворные учили все балета выкрутасы.

Затем и «Сухопутный Шляхтный Корпус» появился,
И настоящий русский там балет родился.
А танцмейстером зачислили Ланде,
Он основал впервые класс в Зимнем Дворце.

Набрав двенадцать небольших детей,
Он обучал балетной мудрости своей,
Так появилась труппа постоянная в России,
Артисты танцевали всё, чему их научили.

Екатерина, как известно, из Европы родом
И знала толк, как надлежаще петь балету оды.
С её времен традиции хорошие открылись,
Помещичьи театры в России появились.

Нащокин из помещиков особо отличился,
Своим театром он воистину гордился,
Артистов он прекрасных подбирал,
И высший класс его театр предпочитал.

Царь Анджолини в Императорский театр направил,
Он в танец русского звучания добавил,
И ввёл в него свой новый русский колорит,
Считал, что так прекрасней музыка звучит.

И надо должное отдать Дидло,
Его из Франции в Россию занесло.
При нём балет достиг немыслимых красот,
Рукоплескания, аншлагов и высот.

И расцвели отечества таланты
Во времена правления Второго Александра,
На сцене появились новые балеты
По русским сказкам ставились сюжеты.

Нельзя не вспомнить Михаила Фокина,
Его блестящий постановочный восход,
Как воплощал в балет драматургию,
Обдумав каждый мелкий эпизод.

А сколько в те года талантов процветало,
Как Анна Павлова прекрасно танцевала!
Истомина у Пушкина восторг от танца вызывала,
Карсавина в Мариинке в классике блистала.

Кшесинская Матильда в русском танце хороша!
Не зря Романовых князей сводила танцами с ума,
И до восьмидесяти лет её отец на сцене жил,
Он лучшим исполнителем мазурки слыл.

Нам не забыть прекрасных балерин,
С каким восторгом восхищался ими мир,
Неповторимым лебедем Уланова плыла,
Прыжок «кольцо» Плисецкой помним мы всегда.

Наследие прекрасное в балете русском
Пришло к нам с тех далеких дней,
И продолжает молодое поколение с успехом
Все лучшее вбирать от тех корней.

Балерина

Владимир Бордюгов

Она войдёт, как рыцарь на турнир,
Как Жанна на костёр, расправив плечи,
Прекрасная, с изяществом ампир,
Чтобы блистать на сцене в этот вечер.

Аншлаг, аплодисменты, и — антре,
И блеск в глазах, и дерзкая улыбка,
Большой балет, не танцы варьете,
Она одна здесь прима, прочь — ошибка.

Бризе, полёт над сценой, фуэте,
Мельканье ног под лёгкий стук пуантов.
Не сводит взгляд всё знающий партер,
Как-будто видя россыпь бриллиантов.

И вот уже решающий гранд па,
Оркестра завершающая кода,
От боли иль от счастия слеза,
Цветы, как знак признания народа.

Зал встал и рукоплещет в полный рост,
И первый педагог и лучший зритель…
Ей скупо аплодирует и тот,
Кто рад стекло в пуанты ей подсыпать…

Балерина

Галина Дядина

Не столяр она, не токарь,
Грациозна и тонка,
В день сыта стаканом сока,
Хоть работа — у станка!

Помогает балерине
Стать воздушнее станок,
Обозначить плавность линий,
Отточить носочки ног,

Чтоб на сцене, словно в сказке,
Ей порхалось вверх и вниз,
Чтоб столяр и токарь в маске
Ей из лож кричали: «Бис!»

Балет

Галина Турчина

Предпочитаю опере — балет,
Где царство музыки и танца.
Без перевода иностранцу
Расскажет молча о любви дуэт.

Понятна нам безумная Жизель
В отчаянии безотчётном,
В стремлении души полётном
Уланова — парящая газель.

Плисецкая -Кармен, сплошной экстаз,
В волшебном «Лебеде» у Майи руки
Струятся, как печали звуки
И соблазняют в «Вешних водах» нас.

Спартак-Васильев и Лиепа-Красс
Сошлись в дуэли беспощадной
И с музыкой незаурядной
Влекут к себе без громких фраз.
——
Представить не могу себе, что вдруг
Бессмертной классике балета
На сцену не дадут билета,
И не услышу я пуантов лёгкий стук…

Балерина

Григорий Крылов

Вместо серого, скучного текста
Колесом изогнула пуант,
Руки, с нежною плавностью теста,
Осторожно затронули бант.

И легка и мягка, как перина,
И спиною играет сюжет.
Краем глаз и носком балерина
Посылает галерке привет.

А луна за кулисы стремится,
На полу умирает твой принц.
И уменье рыдать пригодится
Полукружью испанских ресниц.

Только занавес быстро изменит,
Всех восторгов закончится зной.
И печально заноют колени,
А еще возвращаться домой.

Я люблю балет…

Доляна
В нашем доме много книг
О большом балете —
Я хороший ученик,
Лучше всех на свете:
Начитался вдоволь я
О Плисецкой Майе.
Об Улановой, друзья,
Тоже много знаю.
Книги есть о Петипа,
Павловой Надежде —
Я вчера всю ночь не спал,
Чтоб не быть невеждой.
У меня таланта нет —
Не бывать на сцене.
Ну, а я люблю балет
до самозабвенья!

Хореограф — мой отец.
Раз не быть таким же,
Чтоб услышать «молодец!»,
Начитаюсь книжек.

Балерина

Елена Анирусс

Балерина на пуантах —
Невозможно неземная, —
Замирали оркестранты,
От восторга нот не зная.

Под огнями рамп победно
легкой бабочкой кружилась, —
Укрывал костюм балетный
Ног натянутые жилы,

Незаметные для глаза,
Обретали смысл в движеньях
Из зеркал ее танцкласса
Миллионы отражений.

Балерина


Жанна Борисова
Нежно-розовая пачка и атласные пуанты,
Танцевавшая в спектакле, балерина — в свете рампы.
Взрыв оваций, крики браво, жар растёкшегося грима,
И на сцену, всю в букетах, на поклон выходит прима.

В глубине закрытой ложи кто-то прячется в овале,
Потирая молча руки в аплодирующем зале.
Все артисты — принадлежность «Карабасов Барабасов»,
Выбирают их для встречи словно кукол из пластмассы.

Перед зеркалом в гримёрной балерина отдыхает.
К ней с конвертом и цветами входит юноша, вздыхая.
На колени встав, заплакал, руки ей целуя страстно:
«Откажи им, дорогая, пригласили — и напрасно!»

«Не поехать… Разве можно? Если только вскрою вены!
В худшем случае — посадят, в лучшем — выгонят со сцены…»
Постепенно гаснет люстра, вечер кончился волшебный.
Торопясь, спешат артисты в двери выходов служебных.

Опустел театр и площадь с отъезжающим народом.
Только чёрные «Маруси» продолжают ждать у входа.
От машин в ночном молчанье веет страхом грозной власти…
И балетная фигурка исчезает в тёмной пасти.

Лебедь

Игорь Григоров

Публика. Нелепый
Привкус декаданса.
Умирает лебедь
От руки Сен-Санса.

Разве выбирает
Он судьбу такую?
Лебедь умирает.
Публика ликует.

Балетный танец


Инесса Митина
Откуда в маленьком создании
Взлететь есть силы, как в мечтах,
Где руки — крыльев обладание,
А ножки разбежались — ох! и ах!

Все смотрят в упоении на чудо,
Взлетая выше с ним в мечтах,
Приходит наслаждение, откуда?
Неужто просто от — ох! и ах!

Балет нас учит, будоражит,
Поднимет выше облаков,
Фигурой, силуэтом всех уважит,
Балетный танец — он таков!

Маленькие балеринки

Лара Кочубеева

Маленькие балеринки —
Так воздушны, как пушинки!
Занимаются балетом:
Реверансы, пируэты,
Па де ша, плие, батман,
Грациозность, гибкий стан!
Пусть они ещё все крошки,
Подрастут совсем немножко
И прославят на весь свет —
Знаменитый наш балет!

Балерине

Лидия Дунай

Мне обо всём расскажут руки,
они, как два живых крыла,
и под космические звуки
от них идёт волна тепла.

Мне всё расскажут эти пальцы,
пойму все чёрточки души,
в Вас есть и милая приятца,
и всё, чем дорога мне жизнь.

О, Ваша магия движенья,
слежу, как вор и не мигаю,
Вы — наслажденье, наважденье…
я Ваши руки воспеваю!

Балет

Людмила Галкина 2

Балет в театре, музыка играет,
Зал замер от немого восхищенья.
Легко по сцене девушки порхают,
Смотреть на них- большое наслажденье.

Изящны балерины, грациозны,
Отталкиваясь, в воздухе парят.
В них не влюбиться- просто невозможно,
Движения о многом говорят.

Вот Прима мягко делает прыжок,
А вот она уже на одной ножке,
Себя раскручивает, будто бы- волчок,
И с нею закружились все немножко.

Эмоций много танец выражает,
В нём, страсть, огонь и вечная любовь.
А музыка лишь, чувства добавляет,
Зал замирает от восторга вновь…

Балет — высокое, изящное искусство,
В нём танцы утончённы и прекрасны,
Поставлены всегда с отменным вкусом,
Балет мы с Вами любим не напрасно.

Балет

Людмила Куликова 2
Звучала музыкальная сюита,
На сцене исторический балет.
И будто, как из моря Афродита,
Волной выходит весело мюзет.

Интриги и роскошные наряды,
Волынки чуть плаксивый разговор.
Жеманство вкуса фрукта авокадо,
Все то, чем занят был французский двор.

Легкий вздох из ложи бельэтажа,
Герой воздушно девушку кружит,
Мастерство любовного коллажа —
Тема впечатлительной души.

Талантливо, старательно танцоры
Делают синхронный пируэт,
Сверху ожидает Терпсихора,
Когда король прибудет, менуэт.

Закончены дворцовые сюжеты,
Овации, цветы, в восторге зал…
Ах, если б в мире не было балета,
То Бог бы все равно его создал.

Болеро

Людмила Куликова 2
Ритм, размер и ритурнели,
Стук привычных кастаньет,
Грация мадмуазели,
Ярко-красный платья цвет.

Каблучковое дробленье
И причудливый узор
Добавляют настроенья
В нарастающий мажор.

Глаз припал к телодвиженью,
Танец скотчем держит власть.
Не торопиться к паденью
Целомудренная страсть.

Все в внутри ингредиенты,
Снаружи мелкие штрихи.
Потом цветы, аплодисменты,
А на фуршет вино, стихи.

Адью, до будущих мистерий,
Спасибо вам, мадемуазель,
За показ своих феерий.
И вам мерси, месье Равель.

Искусства любви — Балет


Людмила Лесных
В любви тридцать два фуэте —
Выдать совсем не сложно.
Главное, чтоб суете
Не поддаваться обложной,
Чтоб, накружившись всласть,
Не вылететь из орбиты.
Я, кажется, сорвалась.
Но мы, наверное, квиты…

Служителям Мельпомены

Марина Беляева
В пуантах — битое стекло,
Изнанка козней закулисных.
Служить искусству — так светло,
Но нелегко служить в артистах.

О рифмах про любовь и кровь,
Здесь знают все не понаслышке.
Но об актёрстве вновь и вновь
Девчонки грезят и мальчишки.

Мечтает каждый стать звездой,
Ведь он талантлив, значит, избран.
Любой статист — в душе герой,
И верует, что в нём есть искра.

Пред Мельпоменой, видит Бог,
Я встать готова на колени.
Не будь же, добрый зритель, строг,
К тому, кто пред тобой на сцене.

Цветов, оваций, криков «бис!»
Не пожалейте для артиста,
Ведь часто путь его тернист,
И пуст карман, хоть труд неистов.

И улыбайтесь, господа,
Когда он вас смешит на сцене,
За годы тяжкого труда,
За поклоненье Мельпомене.

Балет

Марина Терентьева

Мариинскому театру…

Пусть хоть на миг, забыв о суете,
Перенесёт сквозь время и пространство
Прикосновенье к дивной красоте
Воздушного, загадочного танца.

И как хрустальный, сказочный ручей,
Пусть льётся тихий свет из ниоткуда.
А шорох пачек, словно крыльев фей,
Приворожит того, кто жаждет чуда.

Не позабыть рождественскую ель,
Да злых мышей невидимые норы…
И как страдала бедная Жизель…
И как любила юная Аврора…

Какая пластика!

Марина Тимкина
Какая пластика, прекрасная растяжка!
И спиночку, пожалуйста, держи
Ты исполняешь это,без промашки
Освободи себя, и с легкостью кружи!

Блестящая эстетика сюжета
Либретто восхитительно свежо!
И вариация — жемчужина балета
Ах, как красиво пройдено, легко!

Адажио

Мовшович Анатолий Григорьевич
Адажио даже
имело б значение,
когда б означало
лишь темп — замедление.
Но есть и значение
большего веса:
адажио — это отдельная пьеса,
звучащая медленно
и благородно.
В балетных спектаклях
оно превосходно!
Балет

Нелли Вахрушева

Батман тандю и фоете,
Из миллиона повторений,
Натянутость самих движений,
В небесно-лёгкой красоте.

Прыжки воздушны и легки,
Вмиг зрелище собой поглотит,
Биенье музыки и плоти,
До дрожи вытянув носки.

Волнение, сцена и триумф,
Где силы, будто на исходе,
Всем только, кажется в полёте,
Всех этим видом обманув,

Усталость болью по спине,
И рук изнеможенных плети,
За годы тренировок, плечи,
В прозрачно-хрупкой худобе.

За сценой многолетний труд,
Упрямство, долгое терпение,
Пройти, чтоб через все мучения,
Но только в танце так живут.

Бетховен, Бах звучит в висках,
Те заколдованные звуки,
Протяжно ноты тянут фуги,
Мир балерины на носках.

В балетном классе

Олег Гринякин
Птицей, птицею залётной,
тем, чего не может быть,
билась музыка о стёкла,
продолжая в танце жить.

Эту жизнь творили руки —
два трепещущих крыла…
Встречи, встречи и разлуки —
росчерк быстрого пера.

И, казалось — в зал бросает
солнце радужный букет.
И, вот-вот, возьмёт растает
класс балетный…

Нет, нет, нет —
не успеть за чародейкой!
Кисть устала свет ловить.

Подскажи, какой линейкой
измерять богатства нить?!

Вновь бинтуются пуанты.
Лучик в танце жить готов.
Русь богата на таланты,
как, наверное, никто!

Балет

Рита Лященко

Музыка звучит и есть движения.
Руки, ноги пишут предложения.
Ясно действо, хоть ни слова нет.
Есть язык у танца — то…балет.

Майя Плисецкая

Людмила Лидер

Сен-Санс… затих внезапно зал.
Забилось сердце в ожидании,
Свет рампы тихо замерцал,
Перед трепещущим свиданием.

Из тайны чёрной немоты,
Колечко света выплывает,
А в нём любимица Земли —
Неподражаемая МАЙЯ!

Широкий шаг, высокий мах
И вот она уже в полёте,
Плывёт на ласковых волнах,
И фуэте водовороте!

В алмазных радужных тонах,
Её величия свечение,
Красивых рук, волшебный взмах
Приводит душу в изумление.

Лебяжьей шеи белый снег,
И ног послушных совершенство,
Уносит в сказочный ковчег,
И дарит радости блаженство.

Сен-Санс… и рукоплещет зал,
На сцене «лебедь умирает,»
Таланта яркий пьедестал,
Бриллиантом сказочным сверкает!

Гармония и красота
Её Божестванных движений,
Не повторится никогда,
Она — неповторимый гений!