Балет и балерины
Балерина
Борис Цветков
Репетиция под скрипку:
ты спокойна и свободна,
но в движениях покорна,
и меж вами все так зыбко,
что, рукой касаясь робко,
на него взглянула кротко,
и…осталась непреклонна,
подавив полуулыбку.
Репетиция под скрипку:
тоже магия искусства,
от которого чуть грустно,
но, дает душе подпитку
насладиться тем напитком,
и без права на ошибку,
изливаешь свои чувства,
в танце, что любовью выткан…
История Русского Балета
Вера Кемская
В семнадцатом веку по воле Алексея
В Прибрежном около его дворца
Балет впервые показали русской знати,
Где танцы исполняли французов образца.
В «Хоромине», театре летнем царском
Сады, пруды служили декорацией прекрасной.
На Масленицу у Николая Лима постановка получилась,
И музыка от Щютца в танце замечательно сложилась.
И царь Петр Первый внёс свой вклад в балет,
Заставив досконально изучать свой новый этикет.
Тогда, танцуя на приёмах менуэты и контрансы,
Придворные учили все балета выкрутасы.
Затем и «Сухопутный Шляхтный Корпус» появился,
И настоящий русский там балет родился.
А танцмейстером зачислили Ланде,
Он основал впервые класс в Зимнем Дворце.
Набрав двенадцать небольших детей,
Он обучал балетной мудрости своей,
Так появилась труппа постоянная в России,
Артисты танцевали всё, чему их научили.
Екатерина, как известно, из Европы родом
И знала толк, как надлежаще петь балету оды.
С её времен традиции хорошие открылись,
Помещичьи театры в России появились.
Нащокин из помещиков особо отличился,
Своим театром он воистину гордился,
Артистов он прекрасных подбирал,
И высший класс его театр предпочитал.
Царь Анджолини в Императорский театр направил,
Он в танец русского звучания добавил,
И ввёл в него свой новый русский колорит,
Считал, что так прекрасней музыка звучит.
И надо должное отдать Дидло,
Его из Франции в Россию занесло.
При нём балет достиг немыслимых красот,
Рукоплескания, аншлагов и высот.
И расцвели отечества таланты
Во времена правления Второго Александра,
На сцене появились новые балеты
По русским сказкам ставились сюжеты.
Нельзя не вспомнить Михаила Фокина,
Его блестящий постановочный восход,
Как воплощал в балет драматургию,
Обдумав каждый мелкий эпизод.
А сколько в те года талантов процветало,
Как Анна Павлова прекрасно танцевала!
Истомина у Пушкина восторг от танца вызывала,
Карсавина в Мариинке в классике блистала.
Кшесинская Матильда в русском танце хороша!
Не зря Романовых князей сводила танцами с ума,
И до восьмидесяти лет её отец на сцене жил,
Он лучшим исполнителем мазурки слыл.
Нам не забыть прекрасных балерин,
С каким восторгом восхищался ими мир,
Неповторимым лебедем Уланова плыла,
Прыжок «кольцо» Плисецкой помним мы всегда.
Наследие прекрасное в балете русском
Пришло к нам с тех далеких дней,
И продолжает молодое поколение с успехом
Все лучшее вбирать от тех корней.
Балерина
Владимир Бордюгов
Она войдёт, как рыцарь на турнир,
Как Жанна на костёр, расправив плечи,
Прекрасная, с изяществом ампир,
Чтобы блистать на сцене в этот вечер.
Аншлаг, аплодисменты, и — антре,
И блеск в глазах, и дерзкая улыбка,
Большой балет, не танцы варьете,
Она одна здесь прима, прочь — ошибка.
Бризе, полёт над сценой, фуэте,
Мельканье ног под лёгкий стук пуантов.
Не сводит взгляд всё знающий партер,
Как-будто видя россыпь бриллиантов.
И вот уже решающий гранд па,
Оркестра завершающая кода,
От боли иль от счастия слеза,
Цветы, как знак признания народа.
Зал встал и рукоплещет в полный рост,
И первый педагог и лучший зритель…
Ей скупо аплодирует и тот,
Кто рад стекло в пуанты ей подсыпать…
Балерина
Галина Дядина
Не столяр она, не токарь,
Грациозна и тонка,
В день сыта стаканом сока,
Хоть работа — у станка!
Помогает балерине
Стать воздушнее станок,
Обозначить плавность линий,
Отточить носочки ног,
Чтоб на сцене, словно в сказке,
Ей порхалось вверх и вниз,
Чтоб столяр и токарь в маске
Ей из лож кричали: «Бис!»
Балет
Где царство музыки и танца.
Без перевода иностранцу
Расскажет молча о любви дуэт.
Понятна нам безумная Жизель
В отчаянии безотчётном,
В стремлении души полётном
Уланова — парящая газель.
Плисецкая -Кармен, сплошной экстаз,
В волшебном «Лебеде» у Майи руки
Струятся, как печали звуки
И соблазняют в «Вешних водах» нас.
Спартак-Васильев и Лиепа-Красс
Сошлись в дуэли беспощадной
И с музыкой незаурядной
Влекут к себе без громких фраз.
——
Представить не могу себе, что вдруг
Бессмертной классике балета
На сцену не дадут билета,
И не услышу я пуантов лёгкий стук…
Балерина
Григорий Крылов
Вместо серого, скучного текста
Колесом изогнула пуант,
Руки, с нежною плавностью теста,
Осторожно затронули бант.
И легка и мягка, как перина,
И спиною играет сюжет.
Краем глаз и носком балерина
Посылает галерке привет.
А луна за кулисы стремится,
На полу умирает твой принц.
И уменье рыдать пригодится
Полукружью испанских ресниц.
Только занавес быстро изменит,
Всех восторгов закончится зной.
И печально заноют колени,
А еще возвращаться домой.
О большом балете —
Я хороший ученик,
Лучше всех на свете:
Начитался вдоволь я
О Плисецкой Майе.
Об Улановой, друзья,
Тоже много знаю.
Книги есть о Петипа,
Павловой Надежде —
Я вчера всю ночь не спал,
Чтоб не быть невеждой.
У меня таланта нет —
Не бывать на сцене.
Ну, а я люблю балет
до самозабвенья!
Хореограф — мой отец.
Раз не быть таким же,
Чтоб услышать «молодец!»,
Начитаюсь книжек.
Елена Анирусс
Балерина на пуантах —
Невозможно неземная, —
Замирали оркестранты,
От восторга нот не зная.
Под огнями рамп победно
легкой бабочкой кружилась, —
Укрывал костюм балетный
Ног натянутые жилы,
Незаметные для глаза,
Обретали смысл в движеньях
Из зеркал ее танцкласса
Миллионы отражений.
Балерина
Жанна Борисова
Танцевавшая в спектакле, балерина — в свете рампы.
Взрыв оваций, крики браво, жар растёкшегося грима,
И на сцену, всю в букетах, на поклон выходит прима.
В глубине закрытой ложи кто-то прячется в овале,
Потирая молча руки в аплодирующем зале.
Все артисты — принадлежность «Карабасов Барабасов»,
Выбирают их для встречи словно кукол из пластмассы.
Перед зеркалом в гримёрной балерина отдыхает.
К ней с конвертом и цветами входит юноша, вздыхая.
На колени встав, заплакал, руки ей целуя страстно:
«Откажи им, дорогая, пригласили — и напрасно!»
«Не поехать… Разве можно? Если только вскрою вены!
В худшем случае — посадят, в лучшем — выгонят со сцены…»
Постепенно гаснет люстра, вечер кончился волшебный.
Торопясь, спешат артисты в двери выходов служебных.
Опустел театр и площадь с отъезжающим народом.
Только чёрные «Маруси» продолжают ждать у входа.
От машин в ночном молчанье веет страхом грозной власти…
И балетная фигурка исчезает в тёмной пасти.
Игорь Григоров
Публика. Нелепый
Привкус декаданса.
Умирает лебедь
От руки Сен-Санса.
Разве выбирает
Он судьбу такую?
Лебедь умирает.
Публика ликует.
Балетный танец
Инесса Митина
Взлететь есть силы, как в мечтах,
Где руки — крыльев обладание,
А ножки разбежались — ох! и ах!
Все смотрят в упоении на чудо,
Взлетая выше с ним в мечтах,
Приходит наслаждение, откуда?
Неужто просто от — ох! и ах!
Балет нас учит, будоражит,
Поднимет выше облаков,
Фигурой, силуэтом всех уважит,
Балетный танец — он таков!
Маленькие балеринки
Лара Кочубеева
Маленькие балеринки —
Так воздушны, как пушинки!
Занимаются балетом:
Реверансы, пируэты,
Па де ша, плие, батман,
Грациозность, гибкий стан!
Пусть они ещё все крошки,
Подрастут совсем немножко
И прославят на весь свет —
Знаменитый наш балет!
Балерине
Лидия Дунай
Мне обо всём расскажут руки,
они, как два живых крыла,
и под космические звуки
от них идёт волна тепла.
Мне всё расскажут эти пальцы,
пойму все чёрточки души,
в Вас есть и милая приятца,
и всё, чем дорога мне жизнь.
О, Ваша магия движенья,
слежу, как вор и не мигаю,
Вы — наслажденье, наважденье…
я Ваши руки воспеваю!
Балет
Людмила Галкина 2
Балет в театре, музыка играет,
Зал замер от немого восхищенья.
Легко по сцене девушки порхают,
Смотреть на них- большое наслажденье.
Изящны балерины, грациозны,
Отталкиваясь, в воздухе парят.
В них не влюбиться- просто невозможно,
Движения о многом говорят.
Вот Прима мягко делает прыжок,
А вот она уже на одной ножке,
Себя раскручивает, будто бы- волчок,
И с нею закружились все немножко.
Эмоций много танец выражает,
В нём, страсть, огонь и вечная любовь.
А музыка лишь, чувства добавляет,
Зал замирает от восторга вновь…
Балет — высокое, изящное искусство,
В нём танцы утончённы и прекрасны,
Поставлены всегда с отменным вкусом,
Балет мы с Вами любим не напрасно.
Балет
На сцене исторический балет.
И будто, как из моря Афродита,
Волной выходит весело мюзет.
Интриги и роскошные наряды,
Волынки чуть плаксивый разговор.
Жеманство вкуса фрукта авокадо,
Все то, чем занят был французский двор.
Легкий вздох из ложи бельэтажа,
Герой воздушно девушку кружит,
Мастерство любовного коллажа —
Тема впечатлительной души.
Талантливо, старательно танцоры
Делают синхронный пируэт,
Сверху ожидает Терпсихора,
Когда король прибудет, менуэт.
Закончены дворцовые сюжеты,
Овации, цветы, в восторге зал…
Ах, если б в мире не было балета,
То Бог бы все равно его создал.
Стук привычных кастаньет,
Грация мадмуазели,
Ярко-красный платья цвет.
Каблучковое дробленье
И причудливый узор
Добавляют настроенья
В нарастающий мажор.
Глаз припал к телодвиженью,
Танец скотчем держит власть.
Не торопиться к паденью
Целомудренная страсть.
Все в внутри ингредиенты,
Снаружи мелкие штрихи.
Потом цветы, аплодисменты,
А на фуршет вино, стихи.
Адью, до будущих мистерий,
Спасибо вам, мадемуазель,
За показ своих феерий.
И вам мерси, месье Равель.
Искусства любви — Балет
Людмила Лесных
Выдать совсем не сложно.
Главное, чтоб суете
Не поддаваться обложной,
Чтоб, накружившись всласть,
Не вылететь из орбиты.
Я, кажется, сорвалась.
Но мы, наверное, квиты…
Служителям Мельпомены
Изнанка козней закулисных.
Служить искусству — так светло,
Но нелегко служить в артистах.
О рифмах про любовь и кровь,
Здесь знают все не понаслышке.
Но об актёрстве вновь и вновь
Девчонки грезят и мальчишки.
Мечтает каждый стать звездой,
Ведь он талантлив, значит, избран.
Любой статист — в душе герой,
И верует, что в нём есть искра.
Пред Мельпоменой, видит Бог,
Я встать готова на колени.
Не будь же, добрый зритель, строг,
К тому, кто пред тобой на сцене.
Цветов, оваций, криков «бис!»
Не пожалейте для артиста,
Ведь часто путь его тернист,
И пуст карман, хоть труд неистов.
И улыбайтесь, господа,
Когда он вас смешит на сцене,
За годы тяжкого труда,
За поклоненье Мельпомене.
Пусть хоть на миг, забыв о суете,
Перенесёт сквозь время и пространство
Прикосновенье к дивной красоте
Воздушного, загадочного танца.
И как хрустальный, сказочный ручей,
Пусть льётся тихий свет из ниоткуда.
А шорох пачек, словно крыльев фей,
Приворожит того, кто жаждет чуда.
Не позабыть рождественскую ель,
Да злых мышей невидимые норы…
И как страдала бедная Жизель…
И как любила юная Аврора…
И спиночку, пожалуйста, держи
Ты исполняешь это,без промашки
Освободи себя, и с легкостью кружи!
Блестящая эстетика сюжета
Либретто восхитительно свежо!
И вариация — жемчужина балета
Ах, как красиво пройдено, легко!
имело б значение,
когда б означало
лишь темп — замедление.
Но есть и значение
большего веса:
адажио — это отдельная пьеса,
звучащая медленно
и благородно.
В балетных спектаклях
оно превосходно!
Нелли Вахрушева
Батман тандю и фоете,
Из миллиона повторений,
Натянутость самих движений,
В небесно-лёгкой красоте.
Прыжки воздушны и легки,
Вмиг зрелище собой поглотит,
Биенье музыки и плоти,
До дрожи вытянув носки.
Волнение, сцена и триумф,
Где силы, будто на исходе,
Всем только, кажется в полёте,
Всех этим видом обманув,
Усталость болью по спине,
И рук изнеможенных плети,
За годы тренировок, плечи,
В прозрачно-хрупкой худобе.
За сценой многолетний труд,
Упрямство, долгое терпение,
Пройти, чтоб через все мучения,
Но только в танце так живут.
Бетховен, Бах звучит в висках,
Те заколдованные звуки,
Протяжно ноты тянут фуги,
Мир балерины на носках.
В балетном классе
тем, чего не может быть,
билась музыка о стёкла,
продолжая в танце жить.
Эту жизнь творили руки —
два трепещущих крыла…
Встречи, встречи и разлуки —
росчерк быстрого пера.
И, казалось — в зал бросает
солнце радужный букет.
И, вот-вот, возьмёт растает
класс балетный…
Нет, нет, нет —
не успеть за чародейкой!
Кисть устала свет ловить.
Подскажи, какой линейкой
измерять богатства нить?!
…
Вновь бинтуются пуанты.
Лучик в танце жить готов.
Русь богата на таланты,
как, наверное, никто!
Балет
Рита Лященко
Музыка звучит и есть движения.
Руки, ноги пишут предложения.
Ясно действо, хоть ни слова нет.
Есть язык у танца — то…балет.
Майя Плисецкая
Людмила Лидер
Сен-Санс… затих внезапно зал.
Забилось сердце в ожидании,
Свет рампы тихо замерцал,
Перед трепещущим свиданием.
Из тайны чёрной немоты,
Колечко света выплывает,
А в нём любимица Земли —
Неподражаемая МАЙЯ!
Широкий шаг, высокий мах
И вот она уже в полёте,
Плывёт на ласковых волнах,
И фуэте водовороте!
В алмазных радужных тонах,
Её величия свечение,
Красивых рук, волшебный взмах
Приводит душу в изумление.
Лебяжьей шеи белый снег,
И ног послушных совершенство,
Уносит в сказочный ковчег,
И дарит радости блаженство.
Сен-Санс… и рукоплещет зал,
На сцене «лебедь умирает,»
Таланта яркий пьедестал,
Бриллиантом сказочным сверкает!
Гармония и красота
Её Божестванных движений,
Не повторится никогда,
Она — неповторимый гений!