Вт. Апр 16th, 2024

Крепостная Россия

Валентина Гладыш

Навеяно картиной В.Перова «Тройка»

Крепостная Россия,
Много боли и слёз…
Обижали и сильно,
Бесконечно, всерьёз
И больных, и здоровых
Без тюрьмы, без цепей,
Заставляли работать
Беззащитных детей…
Их родители были
Так бесправны, беднЫ,
Что совсем уж забыли,
Про нормальные дни,
И детей отдавали
В услужение жить…
Хоть, наверное, знали,
Что придётся тужить
Об их доле несчастной,
Беспросветной судьбе,
Были сами причастны
К той великой беде…
По другому же сделать
Невозможно, нельзя…
И детей без предела
Забирала нужда…
И вот детская тройка
Бочку снова везёт,
Непосильно и стойко
Всё вперёд и вперёд.
И никто не поможет
Им ни Бог, ни судья.
Пробирают до кожи
Голод, труд и беда…

Василий Перов. Тройка

Владимир Гусев Тульский

1866 год

Стена глухая. Ночь. Туман клубится.
Тонов холодных тягостная грусть.
Троих детишек измождённых лица,
Которые тяжёлый тащат груз.

Прекрасный холст Василия Перова.
В оцепененье перед ним стою,
И возникает ощущенье снова,
Что он печаль нарисовал мою.

Смысл той картины, что передо мною,
Я до конца постигнуть не берусь,
Мне кажется, что страшною стеною,
Разорвана на части наша Русь.

Там за стеной живут в тепле и свете,
Устраивают шумные пиры,
А в этом мире голодают дети,
Им не до праздников, не до игры!

Там за стеной дворцы, фонтаны, скверы,
Те, у кого земных богатств не счесть,
Чиновники без совести и веры,
Властители, забывшие про честь!

А здесь, живя в холодном полумраке,
От водки и чахотки люди мрут.
Притоны, тюрьмы, кабаки, бараки,
С утра до ночи непосильный труд!

С печалью я гляжу на эти лица,
Детишек, что страдают без вины.
Беда их в том, что не пришлось родиться
Им с той, благополучной стороны!..

Промчалось полтора почти что века.
Сбылось ли то, о чём Перов мечтал?
Что в жизни изменилось человека,
Быть может, милосерднее он стал?

Мы любим погулять, повеселиться,
И не желаем бедных замечать.
Вглядитесь повнимательней в их лица,
Увидите отчаянья печать!

Безумные нас не пугают траты,-
Для прохиндеев славный век настал!
А нищие ведь сами виноваты,
Коль обрести не в силах капитал.

Ребёнок на глазах у мамы тает,
И на лекарства денег больше нет.
Взывает к людям скорбь её святая,
Не получая ничего в ответ.

Вон старики. Едва на ладан дышат,
Передвигаются с большим трудом.
И пол прогнил, и прохудилась крыша…
Никто не хочет починить их дом!

Не можем примирить дворцы и хаты,
Ведь в русских душах испокон веков
И жадность неуёмная богатых,
И ненависть к богатым — бедняков!

Россия-мать, поговори со мною
Я не тебе пишу стихи в укор!
Скажи, кто наградил тебя стеною,
Что нас разъединяет до сих пор.

С тобою столько бед узнали вместе!
Пишу я без обид на той стене:
«Я не богат лишь потому, что честен!
И совесть продавать противно мне!»

Судьба моя поэта и солдата
Что получал от жизни, тем и жил:
Трудился за ничтожную зарплату,
За скромное довольствие служил.

А жизнь вертела мной, как королева,
Но не ругаю я свою Судьбу…
В перовской «Тройке» я, который слева,-
Тащу её на собственном горбу!

Картина В. Перова. Тройка

Дёмина Наталья

По улице зловещей, мрачной, тёмной
В суровую, холодную метель
Везут огромный чан с водой… на «Тройке»…
Усталых, измождённых,… но… детей…
Вода, выплёскиваясь, быстро замерзает,
Сосульками свисая до земли.
А стужа зимняя, ехидно «улыбаясь»,
Ещё сильнее… заметёт следы…
И крайний слева мальчик оступился.
Тяжёлый труд лишил последних сил.
Рука висит безвольно, напряжение…
Он безысходность эту … заслужил?
В упряжке девочка… Глаза полузакрыты,
Холодный ветер треплет нежный стан.
Тяжёлые, огромные ботинки,
Как кандалы сковали: » Не отдам…
Не выпущу на волю, не надейся.
Невинность, хрупкость заберу себе…»
А ветер всё сильнее завывает
И пробирается под кожу и к тебе…
Центральная фигура поражает —
Он самый старший, сам ещё дитя,
Но, боль и холод, всё ж превозмогая,
Всю тяжесть страха принял на себя.
Играет роль, подбадривая взглядом,
И видом не покажет, что устал…
Весь устремлён вперед, к свободе, к шансу,
К тому, что Бог, возможно, им не дал…
Недетские глаза… Глаза страдальцев,
Но милосердие, как видно, не в чести…
Ведь, чтобы выжить, нужно отказаться
От чести, совести, достоинства, души.
С плеча чужого — вовсе не одежда,
А жизнь, что должен будешь ты прожить.
Вода холодная. Но только не напиться,
Её в вино Он должен превратить,
Но чан замерз, Пророка не дождавшись,
И души тянут лямку, но молчат…
А монастырская стена, как символ смерти…
Что за оградой? Скорби лишь обряд…
Молитвы, отпевание и холод,
Чистилище, дорога в ад иль рай…
И кто-то подтолкнёт немного сзади,
Напомнив фразу: «Место своё знай».
Ни шубы, ни тулупы не согреют,
Когда любви и Бога нет в душе.
И тянешь свою лямку или терпишь,
Но сам не знаешь, что же ждёт в конце.
Совсем не весел пёс, бегущий рядом.
Он словно Ангел, терпит всё с тобой,
Оскалившись на холод, тьму и голод,
Сопровождая, защитит собой.
Но на него, увы, никто не смотрит,
Свет лишь на лицах, в дымке всё вокруг.
И сковывает страх не эфемерный,
А самый настоящий крик-испуг…
Такой, что птицы вверх стрелой взметнулись,
И небо оживилось, пусть на миг…
Снег серый, грязный, жёсткий под ногами,
Разбросан хворост… Болью всё «сквозит»…
Обледеневшая душа к теплу стремится,
Но только безысходность её ждёт,
Ведь если Веры нет, то нет Надежды…
Но Он себя сам в жертву принесёт…
Три Ангела на землю опустились.
Их, унижая, в «Тройку» запрягли…
Но ношу из грехов, смирясь, тянули
И не роптали, мучаясь, они…
А где-то впереди забрезжит утро
И тьма отступит, проиграв в борьбе.
Живой Источник наполняет Душу
Любовью… и подарит Жизнь тебе…

Тройка. Ученики мастеровые везут воду. В. Перов

Елена Казанцева 4

Порою жестокой бывает судьба.
Как выбор падёт? Кто ответит?
Одним жизнь как праздник, другим же — борьба,
Таким, как несчастные дети.

…Тяжёлые сани с водой ледяной —
Не детская это забава.
И тройка из хрупких фигур под стеной —
Свидетельство подлости нравов!

Смеркается. Ветер лютует, мороз…
А дети в лохмотья одеты.
Рассматривать их невозможно без слёз —
Так красноречивы портреты.

Покрепче мальчонка* по центру стоит
В тулупчике рваном и тонком,
С лицом отрешенным вперёд он глядит,
И это лицо — не ребёнка!

А справа собрат по несчастью обмяк,
Сурова мальчишечья доля.
Блуждают глазёнки, ему б на тюфяк,
Отъесться и выспаться вволю…

Девчушка, что слева, покрепче чуток,
Да силы её на исходе.
Не греет в мороз старый, в дырах, платок,
Но крепко сжимает поводья.

Невесел и пёс, что с санями бежит,
Компанию детям составив.
На холод он скалится, тоже дрожит,
Но держится верности правил.

Какой-то прохожий детей пожалел
И сани втащил на пригорок.
А дальше — до дома**, где множество дел,
И отдых наступит не скоро.

Здесь мрачные краски Перов выбирал,
Всё серо и грязно-уныло.
Тем самым внимание он привлекал
К страданиям, жизни постылой.

Бедняцкие дети, по сути — рабы,
Хотя на бумаге — свободны***.
Чтоб вырвать в дальнейшем себя из нужды,
Так, тройкой, ходили по воду,

С ученьем своим постигали они
Тяжёлую русскую долю.
И бегали «тройки» детей по Руси,
Как лошади, гибли в неволе…

* — С мальчиком Васей, позировавшим Перову, связана целая печальная история.
** — Имеется в виду дом, где дети работали в услужении и постигали ремесло.
*** — Крепостное право уже было отменено в 1861г.

В. Г. Перов Тройка 1866 год

Елена Ярина

Перед картинами Перова
Склоняю низко я главу.
Вот так писать! Как жизнь сурова!
Все образы как наяву.

И дети в «Тройке» — это диво,
В портретах лица передать.
Их лики ангельски красивы.
Так на Руси могли страдать!

Досталась тяжкая им доля.
И сколько силушки ни быть…
Доколе, Бог, скажи доколе?
В России рабство будет жить!

В. Г. Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду

Иван Есаулков

Морозный сумеречный вечер.
И из-за каждого угла
Зарядами стреляет ветер,
Кружится в снежном вихре мгла.

Детишки бочку тащат в гору,
В ней плещет через край вода.
Громада — лошади бы впору,
И той — совсем не без труда!

Качает сани на ухабах.
Детишки выбились из сил.
И, пожалев усталых, слабых,
Прохожий им помочь решил,

Своим плечом толкая бочку.
А сдвинуть сани нелегко.
Хотя не видим мы воочью,
Но понимаем: далеко

Ещё тянуть из всех силёнок…
Что можно рассказать про них?
Один, совсем ещё ребёнок,
Весь обессилевший, поник.

И девочка полузакрыла
Глаза, печальна и смугла,
Что надо делать, позабыла
И тоже вся изнемогла.

А в центре — паренёк щербатый,
В глазах — смертельная тоска.
Вот так и тащатся ребята,
И некому их приласкать!..

Картина эта монохромна:
Холодно-серые тона,
И тянется громадой тёмной
Вдаль монастырская стена…

О картине Перова Тройка

Иван Есаулков

Картина им писалась бойко —
Давненько замысел возник:
Тащила сани в гору «тройка»,
Но… не вписался «коренник».

А он в картине много значит —
Вниманье зрителя на нём.
Сюжет нельзя переиначить,
И замысел «горел огнём».

Однажды позднею весной
Перов гулял в денёк погожий
И рядом с женщиной одной
«Натуру» встретил средь прохожих.

Был мальчуган точь-в-точь таким,
Какого и искал Перов,
И познакомился он с ним,
Найдя немало нужных слов.

Разговорились. Из Рязани
Шла в монастырь с сыночком мать,
И скоро вечер уж настанет,
А негде переночевать.

Перов привел их в мастерскую,
Свою картину показал.
«Ищу натуру я такую
Давно!» — он матери сказал:

«Свою вы окажите милость
И разрешите мне портрет
Писать». И Марья согласилась:
«Пишите. Почему бы нет?»

Пока Перов работал кистью,
Он слушал горестный рассказ
И познакомился с их жизнью,
Крестьянской жизнью без прикрас.

Про нищету, про горе вдовье
Поведала Перову мать,
Сказала с искренней любовью:
«Сыночка надо подымать!»

И написал художник сына —
Отличный вышел «коренник»…
О детстве каторжном картина
Нам говорит получше книг.

Тройка. По картине В. Перова

Людмила Ревенко

Для тебя и для меня
Не однажды детство,
К памяти опять маня,
Подарит в наследство

Череду тех светлых дней,
Что давно умчались…
Вспоминаешь, и живей
Всё припоминаешь. —

…»Тройка» мчится всё в пути,
Миновали годы…
Что искать им и найти
При любой погоде?

Что же жизнь так запрягла?
Выбились все трое…
Впереди одна лишь мгла.
Рабство поневоле…

Забирает в плен тоска,
Вдвое тяжелее…
Не за партой, где доска,
И слова белеют,

А под лямкой, словно конь
Каждый… Силы много…
И такой вот был «закон»…
Как крута дорога…

Тройка Перов В. Г

Людмила Фершукова

Картина Перова с названием “Тройка”,
О, сколько в нем скрыто иронии горькой!
Тут дети, как лошади, тащат телегу.
Как в голову это пришло человеку,
Детишек запрячь, чтобы бочку с водой
Тянули (как тройка) они за собой?

Негоже над детством вот так измываться.
А может быть, некуда было деваться
Тем детям-сиротам, им хочется есть,
И некому их накормить и согреть.
Дорога неровная: горки и снег.
Телегу помог подтолкнуть человек,
Он держит с трудом тяжеленную бочку.
(Наш Мир не без добрых людей, это точно).
Вглядитесь внимательно в детские лица:
Какое страдание во взглядах таится.
С них ветер студёный срывает одежки,
А обувь едва защищает их ножки.
Не детский мучительный каторжный труд!
Недолго, наверно, они проживут.
А если не сгинут, то этот народ
С оружием на баррикады пойдёт.

Сермяжная правда в картинах Перова
Острее, понятней, доходчивей слова.

В. Г. Перов Тройка

Ольга Суслова

Душа болит, когда картина
Притягивает в зале взгляд —
Никто пройти не может мимо.
С печалью смотрят все подряд.

На ней жестокость бессердечна —
С ней бес играет в поддавки,
И бьёт детей она картечью —
Маэстра видим мы мазки.

Холодный ветер донимает,
Безлюдны улицы зимой,
Мороз дыханьем ублажает —
Он не в ладу и сам с собой.

Стал расползаться мрачный вечер
У стен обители святой.
Не раз бывали с «Тройкой» встречи,
Везущей груз, как крест чужой.

А измождённые ребята,
Как бурлаки идут с баржой,
— Скажи, судьба, в чём виновата,
Что рождена в семье, не в той?

Ах, лямки эти не по силам,
Одежда рваная, стара,
Кровь жидкая идёт по жилам,
Забыта детская игра.

Вода стекает при надрыве
И замерзает на санях,
И лишь собака, в этом мире,
Бежит свободно, не в цепях.

Картина Василия Перова Тройка

Эдель Вайс

Зима. Холодный ветер. Стынут ноги,
Морозом сводит руки у детей…
И тянется промёрзшая дорога,
И снег в лицо швыряет им метель…

Согреться б и горячего напиться,
Но в бочке только стылая вода.
Бледнеют замерзающие лица…
Не кончится дорога никогда…

Тряпьём укутав маленькое тело,
Бредут они уж больше сотни лет…
Так горькая судьба им повелела,
А на судьбу у нас законов нет…

Идут и падают, как птицы, замерзая…
Да разве изменилось что с тех пор?!
Всегда у беспризорных жизнь такая:
Нести с собой свой смертный приговор…