Пт. Апр 19th, 2024

Янтарное чудо Царского Села

Александр Норенков

Янтарный декор переливом играет.
Панели Вильгельма* в основу легли
Чудесного мира. Узор украшает
Стенные проёмы… сверкают огни

В просторных палатах дворца неземного.
Растрелли* с Мартелли* создали шедевр.
Участие Бельского* в деле — огромно.
Открыта в мир образов тайная дверь.

Фольга* составляет природу эффекта,
Её серебро оживляет янтарь.
Фарфор из Китая искрит самоцветом,
Потомкам всё это «ссудил» государь*.

Строитель великий, мыслитель, новатор,
Вперёд на века добродушно смотрел.
Он был для России и друг, и куратор.
Он славы и мира России хотел.

От дивных видений мутится сознанье,
Блестит апельсиновым цветом узор.
К нему будут вечно идти на свиданье,
Здесь чувствовать можно духовный простор.

Мозаика стены покрыла. Картины
Пленяют красой своей, сводят с ума.
На них любовалась сама Катерина*.
Послов принимала, беседы вела.

Впоследствии много работ проводилось,
В России хватает таких мастеров.
Янтарная комната — времени милость!
Слагается много об этом стихов.

Сегодня шедевр красоты и искусства
Встречает красой своей, радует глаз.
Он мир потрясает. Нежнейшие чувства
В душе возникают. Всё это — для нас!

*Фридрих Вильгельм I (1688 – 1740) — король Пруссии. Преподнёс в подарок Петру I панели. Они легли в основу Янтарной комнаты.
*Б. Растрелли (1700 — 1771?) — русский архитектор, представитель стиля барокко. Ему, императрица Елизавета Петровна (1709 — 1761), повелевает спроектировать новую янтарную комнату.
*А. Мартелли — итальянский мастер. Работал над восстановлением Янтарной комнаты в 1743 году.
*И.И. Бельский — русский художник. Создавал Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.
*Фольга — для усиления световых эффектов под янтарь подкладывалась серебряная фольга.
*Государь — Пётр I (1672 — 1725).
*Катерина — Екатерина II (1729 — 1796).

Янтарная комната

Александра Дмитриева-Костина

Я вхожу в этот зал с замиранием сердца
Надо мной, подо мной словно солнца лучи.
Так красива резная изящная дверца,
А на столике хрупком от дверцы ключи.
Рукотворное чудо! Ажурные тени!
Навсегда отпечатались в сердце моем.
А часы все идут, отмеряя мгновенья
Ярких, светлых свиданий с живым янтарем.

Как прекрасны волшебные эти минуты!
Очарована солнечным камнем душа.
Может глупым покажется это кому-то,
Но сиянье его словно смех малыша.
А внутри янтаря-то стрекозы, то мошки.
Так застыли когда-то в смоле навсегда.
А теперь они здесь. Насовсем. На года!

Екатерининский дворец

Валентин Клементьев

Площадь аллей и прекрасные своды,
Аллея цветов кружева небосвода,
Огромный фасад в развороте времён
И, может быть, это не явность, а сон?

Дворцовый картуш и пилястры, как свечи,
Брожу по дорожкам в божественный вечер
И слушаю классику каменных див,
Играет в душе благородный мотив.

Тона голубые небесной палитрой,
И стены впитали искусство, как сито,
Бежит, словно песня интрига дворца
И замирают блаженством сердца…

Растрелли работа оформила грани,
Продольная ось воплощением дани,
И протяженность больших анфилад
Мазками картины привносит парад.

Масштаб нарастает, подчеркнуты тени,
Наличники окон, как действие сцены
И выступы ритмом больших колоннад
Достойны признанья и высших наград.

Пространство динамики, яркий декор,
Оформлен прекрасно торжественный двор,
Подчёркнутым стилем атланты богов,
Фронтоны гербами далеких веков.

Величием церковь, пять солнечных глав!
Крыльцо по параду оркестром октав
И золотом купол, на шпиле звезда,
Небесная ширь, как сама бирюза.

Лепнина — прекрасна, пленит антураж,
Здесь всё превосходно, как сам Эрмитаж!
И ярусы форм создают глубину,
А шарм воплощает любовь, старину.

Скульптурные группы — бесценным рассветом
Уводят меня в бесконечное лето,
И поглощает природный янтарь…
А я все стремлюсь в неразлучную даль.

Янтарная комната

Валентин Клементьев

Янтарная комната — время империй,
Высоких побед, к совершенству стремлений…
Воздвигнута ярким искусством творца —
Для царских особ, приближенных двора.

Менялись сословья, эпохи, века,
Сгущались на небе порой облака,
Но солнечный камень манил, как магнит,
Екатерины — живой фаворит!

И, вот, в Саарской Мызе уже кабинет,
Янтарной игрой преломляется свет…
В дворце симметрично панели висят,
Изящные формы, как будто парят.

Целительной силой насыщены стены,
Поникнул снобизм европейской арены,
Вписался под рамой рисунок герба,
И музой весенней поют зеркала.

В тончайшей органике хрупкой структуры,
Медовым оттенком застыли фигуры,
Орнамент узоров — сияющий строй,
Глаза покоряют чудесной мечтой.

Панно живописны, а сколько в них сцен,
Глубоких познаний, души, перемен!
Нельзя угадать чуткий жанр янтаря,
В котором есть сила любви, бытия.

Резьба золочёная, яшма, агат,
Мозаикой стиля создали парад.
И свет канделябров, сквозь горный хрусталь,
Опять зажигает природный янтарь.

Вальс камни поют, и восходит звучанье,
На миг прерывается нота молчанья,
Шедевр ожил первобытным огнём,
И слёзы скользят по панно янтарём!

Екатерининский Дворец. Царское Село

Виктор Архангельский

И вот я пред дворцом. Волнение в душе….
Не видел в жизни я такое диво.
Здесь тайны прошлого на каждом этаже,
Могущество, величие и сила.

Въезд ко дворцу — из золота врата!
Металла царского узоры кружевные
Гирлянды, звёздочки ажурные, витые,
Имперский вид двуглавого орла.

А за орлом фасад. Невольно дух захватит!
Подъезд к нему вдоль розовых цветов.
И вся стена насколько взгляда хватит,
Красуется в наряде золотом.

Герои мифов вдоль стены стоят,
Дворец несут уверенно и дружно.
Огромен он! Но выглядит воздушным!
Таким построен он все триста лет назад.

Вошёл я во дворец — Как всё красиво!
Такое может быть лишь у царей-
Сияет золото со всех сторон игриво,
Чарует глаз палитра янтарей.

Парадная. По ней цари ходили!
Князья вели, под ручку милых дам,
Когда был бал, приёмы проходили,
Сиял всей роскошью, сей танцевальный зал.

А зал велик! Таких в столице мало:
И блеск вокруг: паркет и зеркала,
Высокие стены и длины совсем не малой,
Бесчисленных фигур злачёная резьба.

Весь потолок расписанный, в картинах,
Где больше сцен из жизни не земной,
Герои их живут только в былинах.
Я очарован этой красотой!

Картинный зал. Баталии, сражения
Великих мастеров бесценные холсты
Растрелли зодчего бессмертное творение!
А роспись потолка — не виданной красы!

Янтарный кабинет. Какое чудо света!
Я вам советую самим всё посмотреть.
Сокровище! От рук людских при этом.
Зарёй янтарною ему в веках гореть!

Им любоваться дальним поколениям,
И восхищаться работой мастеров,
Которые, создав это творение,
Искусство славят волею богов.

Да, на земле всё сделано руками,
Но мысли, и талант даёт нам всё же Бог.
Неправы те, кто говорит: « Мы сами!».
Накажет ОН — покинет их чертог.

Гостиными иду — вот Голубая.
Для Павла 1 задумана она.
Царица-мать, Екатерина 2я
Ему с супругою Марией отвела.

На стенах шёлк, рисунки в нём набиты.
Сияет фриз, меж окон зеркала.
Паркетный пол рисунками набитый,
На потолке: всё роспись, кружева.

Китайская — и тоже голубая!
Здесь шёлк нежнейших голубых тонов,
Рисунки дивные, не близкого нам края,
Начертаны художником на нём.

Тот шёлк везли из самой поднебесной —
Веление царицы таково.
В войну теряли дар мы сей чудесный,
Но воссоздали мастера его.

Подсвечники и золотые стулья,
Камин необычайной красоты,
Тончайший фарфор, пол — как соты ульев,
Обивка мебели небесной синевы.

Опочивальня. Опять хочу сказать:
Своими надо видеть всё глазами!
Колоны из фаянса здесь стоят,
Панно вдоль стен, камины с изразцами.

И роспись золотом на всех входных дверях,
Венцы колон — златые каннелюры,
Красивый фриз, статуя на часах,
Паркетный пол — цветной и весь в фигурах.

Парадная столовая. Мой друг,
Представь на миг, что за столом — Царица!
Сидит, обедая, вся в окружении слуг,
Вокруг князья, внимательны их лица.

Столовая для высших кавалеров:
Красиво всё! Под отблески свечей,
Шёл разговор, да и шутилось в меру,
Пред тем как встать пред взглядами царей.

Зелёная столовая. Античных лет краса:
На стенах: всё лепные украшения,
Изящество во всём, из мифов чудеса.
Уют, тепло от этого творения.

Парадный кабинет. Из мрамора колоны.
Златые кубки, люстры и камин,
Вся мебель царская под бархатом зелёным.
А свод расписан видами картин.

Указы здесь писались и законы.
Верша историю, работали цари —
Судили, миловали, источали громы
Здесь власть жила, внимательней смотри!

Вот галерея — зодчий Камерон.
Поэма в камне, шедевр архитектуры!
Из древней Греции сенаторов фигуры.
Бюст Ломоносова меж них поставил он.

Агатовые комнаты — из каменных пластин:
Яшма и мрамор разных всё расцветок,
Из них полы. Здесь статуи поэтов.
Скульптура ангела вся в окружении нимф.

Я вижу в комнатах оружие, одежду
И вещи личные последних из царей.
В судьбе своей большие мы невежды,
Коли не видели красы вот этой всей.

И хорошо, что есть у нас дворцы:
Ведь хижин наших многи миллионы,
Царям нести, нелёгки венцы,
Чтоб был покой в стране, да и блюлись законы.

Гостей заморских надо здесь встречать,
Вести беседы с ними, разговоры,
Для пользы Родины союзы заключать,
Вести к согласию возникшие раздоры.

И гость наш, видя мощь и красоту,
Проникнется своим к нам уважением,
И если мудр — решат всё «по уму»,
А коли, глуп — послушают с терпением.

И пусть стоят дворцы эти в веках
Как символ мощи и величия державы,
А мы гордиться будем её славой,
Нести любовь к ней, уважение в сердцах.

И помнить прошлое, чтоб правильно идти,
В преемственности только наша сила.
Беречь историю и правду в ней блюсти.
Работать так, чтоб жизнь была счастливой!

И выйдя из дворца, все, обойдя вокруг,
Ещё один я сделал снимок славный,
Смотри, читай мой неизвестный друг.
Гордись страной своей — Россиею Державной!

О царских парках, прежде я сказал,
Пейзаж вокруг, поверьте мне: небесный.
Мой стих о нём правдив, от сердца честный
Я это вам на фото показал.

И рассказал про Царское село,
Оно одно такое лишь в России.
Ему историей самою так дано —
Главнее быть столиц иных красивых.

И я даю свой дружеский совет,
Тебе, читатель мой, мне в жизни незнакомый:
Скопи деньжат, возьми себе билет,
И приезжай. Смотри. Всё сам. Ещё раз, снова.

Екатерининский дворец

Владимир Винников 7

Он зодчего злотой венец,
Екатерининский дворец.
Из окон, словно льется свет,
И нам с тобой дает совет:

— Все осмотри, запоминай,
Семнадцатый век вспоминай.
Екатерину и Петра,
Но встать нам в очередь пора.

Минут пятнадцать всего ждали,
Вошли, нам тапочки всем дали.
Народ молчит, шагнул к двери,
Фотографируй да смотри.

Вот белый мрамор под ногой,
Окно из золота дугой.
Парадной лестницей шагаю,
На полках вазы, полагаю

Им всем веков по двадцать шесть,
А вот, напротив, еще есть.
Мы входим в двери, Тронный зал,
Экскурсовод нам рассказал

Здесь золото и зеркала,
Внучка прислушалась, пошла
К стене, поближе к середине,
К огромной на стене картине.

Императрица и венец,
Она, конечно, молодец,
Из прачек, стала ведь царицей.
Нам не просить и не молиться,

А добиваться самим надо,
И всем достанется награда.
Не сказка это, так бывает,
Кто очень хочет, твердо знает.

Екатерининский дворец

Груданов Евгений

На горнем, самом видном месте,
Как пышный, сказочный венец,
Украсивший убор невесты,
Сияет золотом дворец.

Его роскошные чертоги
Влекут к себе издалека.
Здесь часто сходятся дороги
У всех, идущих сквозь века.

Душа дворца полна видений
И в ней по-прежнему живёт
Его творцов великий гений,
Событий, лиц круговорот.

Он всё хранит и умножает…
Ни лихолетья, ни беда
Его души не разрушают
И не разрушат никогда.

Перенесёт он все напасти,
Какая б участь ни ждала.
Он — вечный символ высшей власти
И сердце Царского Села.

Агатовские комнаты

Ирина Ващенко

И там, где мрамор голубеет
Среди больших дворцов колонн,
Где двери росписью пестреют
И тишины прекрасен звон,
Где своды в ласке изумрудны
И стен прекрасен светлый вид —
Так вновь в Агатовские залы
Сама история манит.
Средь статуй муз и Аполлона, Эрота,
Тайны Камерона,
Что восхитительно создал
Великолепный чудный зал, —
Все привлекает вечным светом —
Искусства радостным сонетом,
И вновь душа упоена:
Так прелесть яркая сильна.

Екатерининский дворец

Людмила Зверева 2

Невольный возглас удивленья
И восхищенья красоты.
Нет больше в мире повторенья
И воплощеннее мечты.

И мягкость женских нежных линий,
И вычурных узоров блеск.
Здесь был дворец Екатерины.
Она жила, ходила здесь.

В огромном танцевальном зале,
Какой не снился никогда
Здесь иногда балы давали,
Кружились в вальсе господа.

Барокко стиль.Он всех ворожит,
Симметрия больших зеркал
Их в отраженье будто множит,
И свечи освещают зал.

Кругом волнующие лица,
Чарует эта красота.
Вот-вот сама императрица
Войдет и разомкнет уста.

Екатерининский дворец

Оксана Сыченко

Понятно мне твое величье,
Екатерининский дворец.
Пленяет пышное обличье,
Сияй, барокко ты певец.

Растрелли сделал шаг безумный,
До сель, не ведомый стране,
Добавил цвета зодчий умный,
Придав акцента белизне.

И злата здесь вполне хватает,
Декоративных маскарон,
Атлантов, картушей, окон,
Скульптур прекрасных и колонн.

Екатерининский дворец

Римма Шеньшина

По тронному залу иду осторожно,
Обув свои ноги в бахилы иль тапки…
И в виде таком, мне представить несложно,
Наряды цариц: туфли, модные шляпки,
И платья, в которых царица седая
Посланцев стран оных радушно встречала,
Те платья, в которые, точно не знаю,
Слуг двое, иль трое, её облачало.

Здесь дамы ходили, как птицы порхая,
На взоры царица кивала устало.
Княжон, горделивых, воздушная стая,
Смущённо зардевшись, о чем-то шепталась.
На праздник любой и по случаю бала,
Родители дев, не теряя надежды,
Лишь дочь бы красавицей первою стала,
Из тканей заморских справляли одежды.
И каждый стремился, чтоб милое чадо
Представлено было Высочеству — лично!
Улыбка уст, строгих, была всем наградой
Достойной и доброй, по светски приличной.

Вхожу в галерею — задумчивы своды…
Парады картин оживлённые светом…
Как царственны взгляды «особ от природы» —
Знак власти скрепленной данным обетом.
Десятки гостиных, где чопорно гости
Садились за стол для беседы и чая.
Здесь мылись кому-то с пристрастием кости,
Здесь словом сражались с кокетством, играя.
И пилось вино, и шампанское лилось,
Рвались кавалеры с напутствием в бой,
А сколько идей в этих залах родилось,
И стало историей русской, судьбой.

Вот двери в покои великой царицы,
Где плотским утехам она предавалась,
И сбросив обличье суровое львицы,
Она просто женщиной здесь оставалась.
Ей ведомы были интриги и страсти,
Познала предательства горечь, обман.
Хоть многое было в её царской власти,
Но срок быть счастливой ей Богом был дан.

Екатерининский дворец

Светлана Шаляпина

Как хороши творения Растрелли!..
Идут века, спешат за днями дни.
Дворцы ветшали и в огне горели,
Но жизнь, как Феникс, празднуют они.
Недальний поезд в город муз доставит.
Как золотятся церкви купола!
То не воздушный замок — не растает,
А украшенье Царского Села —
Дворец! — пышней его и нет на свете,
Чей облик царственный неповторим,
Чья роскошь отдана Елизавете,
Но помнит он и двух Екатерин.

Покой и всплеск — как ритм организован!
Пускай здесь бились волны трех веков,
Гармонией небесно-бирюзовой
Душа спасется от земных оков.
Ликует дух, свободен и беспечен!
Размах и блеск — превыше всех наград!
Здесь каждый шаг — предчувствие и встреча,
А нить времен легко ведет назад.
Сбрось суету — волшебный миг единый
Перенесет тебя через века.
Век восемнадцатый… Его средина
Как сердцевина яркого цветка.

Среди боскетов, кружевных партеров,
Скульптур, блестящих водяных зеркал
Цветут улыбки дам и кавалеров…
Из парка мы войдем в роскошный зал.
Дворцовый рай — земных богов услада!
Продлится в глубине зеркальных волн,
Как тайна, Золотая анфилада,
Где солнца луч узорами пленён.
Оттуда, как в живом калейдоскопе,
Видением, блестящим миражом,
Растущим на глазах, являлась вскоре
Царица, и любой заворожён.

Пусть вы посол, а вы — простой вельможа,
Я — фрейлина, мы все осознаём,
Как на бессмертных смертная похожа
В торжественном величии своём.
Но, шествуя привычно важно мимо
Голов склонённых к трону своему,
Вдруг улыбнется по-земному мило
И вам, и мне, и всем, и никому.
Но мы-то знаем, как недолговечна
Вся эта милость с барского плеча.
Привет всем нерасчетливо-беспечным,
Кто волю чтит, кто сам себе свеча!

С уютом царским разве мы не сладим?
Чертог всеобщий, распахни нам вход!
Вот мы идем, вольны, по анфиладе…
Нет, не вольны — ведет экскурсовод,
Из прошлой жизни тайны излагая,
«Не прикасаться!» — строго говорит.
И оживает рядом жизнь другая:
Фарфор, картины, бронза, малахит.
Узоры на стенах цветут игриво,
Под позолотой — тонкая резьба.
Барочные мотивы прихотливы
И зыбки, как неясная судьба.

В одежде непонятного фасона
Там, в зеркалах, мелькнула чья-то тень…
О, это, видно, знатная персона!
Какой сегодня век? И что за день?
Каким гостям — изысканность сервиза?

Барочный блеск раздвинул грани стен.
Дворец собой бросает миру вызов.
Пространству. Временам. И смертным всем.

В Царскосельском парке зимой

Татьяна Кульматова

Скульптуры закрылись в домишках,
В скворечниках, словно бы пташки,
И лиственниц мелкие шишки
Над ними — как будто мурашки.

К листам приникаю железным:
За ними всё тихо, молчанье,
И лишь Амфитриты прелестной
Едва уловимо — дыханье.

Сквозь дымку метели маячит,
Волнуясь морскою волною,
То смутно, то бледно, то ярче,
Играя со мной глубиною,

Дворец нарисованным небом —
Так редко зимой голубое
Увидишь. Обласканный снегом,
Смиряешься с ветреной мглою.

Екатерининский дворец

Улекса фон Лу

Екатерининский дворец
с янтарной комнатой чудесной,
здесь перестройку вел Растрелли,
дворец прекрасною стал песней.

Красивый ордерный фасад,
и выступами — колоннады,
барокко русскому ты рад.
Как чуден сад для променада!

Парадный радостный ансамбль,
лишь не хватает здесь оркестра,
и реставрации леса —
как продолженье кружев лестниц.

На крыше — статуй целый ряд,
прекрасны нимфы и богини,
ансамбль парковый — наряд…
Дворец- открытой чуда книгой!

Янтарная Комната

Юлия Шамлова

детское

Мне сказали у царя
Был кабинет из янтаря.
Немцы щедро подарили
Нашему царю Петру
И, конечно, угодили,
Петр часто по утру
В кабинете появлялся
И с царицей восхищался.

Его дочь Елизавета,
Посмотрев на всё на это,
Призвала скорей Растрелли
И сказала: «В самом деле,
Надо здесь добавить яшмы,
Да к тому ж ещё пелястры,
Роскоши, ещё зеркал
Чтоб ещё изящней стал!’

Пронеслись года, столетья,
Грабежи и лихолетья,
Вот фашисты наступают.
С шумом в кабинет влетают
И увозят весь янтарь,
Что любил так государь.

Комната не уцелела
И в огне войны сгорела.
Но народ наш тосковал
Кабинет тот воссоздал.

Петербургу триста лет,
Старенький искусствовед,
С чувством в комнату вошёл:
«Лучше прежнего!», — нашёл.