Ср. Апр 24th, 2024
Благовещение Леонардо да Винчи

Улекса фон Лу

Благая весть.Архангел Гавриил,
коленопреклоненный пред Марией,
он с лилией — божественностью сил
небесного в земном, природы крыльев.

Мария вестью той поражена,
что избрана Святым Господним оком,
Святого духа в будущем жена,
призванием одарена высоким!

Затишие в пейзаже, нет ветров,
взмолились небу кисти кипарисов,
здесь взгляды, жесты — звуки Божьих слов,
и замерла Мария в буре мыслей!

Дама с горностаем

Агапи-Галина

Интересная история вполне:
При Миланском, при дворе
Написан портрет Сесилии:
Хрупкая девушка, тонкие линии
— изящества и чистоты,
Мягкие и нежные черты!
Здесь столько доброй простоты:
Чуть в сторону поворот головы,
Словно в томном ожидании,
Придают особое очарование,
Отведённый от зрителя взгляд,
Строгость причёски, испанский наряд,
На голове прозрачный чепчик,
жемчуг украшает шею, плечи!

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем

Вера Балясная

О, эта дама с горностаем, —
Она рукой зверька ласкает.
В ней смелость, красота и сила-
Открытый взгляд, прямой и милый…

И неразгаданная тайна…-
Зверька ведь держит не случайно…
И не постичь, как не старайся,-
В века унёс загадку Мастер..

Как знать, что горностай скрывает…*
Ответа нет — он в лету канул…
Горда, умна, прекрасна дева-
Себе, конечно, знает цену!

Нам остаётся восхищаться-
Её портретом любоваться…

*Есть версия, что модель беременна, а зверёк прикрывает её живот


Дама с горностаем. Леонардо да Винчи. 1489-1490

Елена Казанцева 4

— Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
— Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
Бернардо Беллинчионе

Прекрасны утонченные черты,
Весь облик, полный юной красоты,
И взор ее не обращен на нас —
Такой прием художник всем припас*.

Вот трепетная девичья рука
Поглаживает шкурку у зверька.
Прижался горностай к ее груди —
В волнении красавица глядит

Куда-то мимо нас, и не понять,
Что так могло ее разволновать.
Святой как будто предстает, но есть
Любовник у нее. Такую честь

Миланский герцог Сфорца оказал,
А век ушедший это допускал.
Здесь горностай — как символ чистоты**,
Чечилия — Мадонна из мечты***.

* — немаловажной отличительной особенностью картины является положение девушки со зверьком: ее фигура изображена в три четверти, а глаза направлены в сторону, то есть не смотрят на зрителя. Это своеобразное открытие принадлежит Да Винчи.** — кроме того, горностай по-гречески звучит как «гале», что весьма созвучно с фамилией Галлерони.

*** — Предполагают, что девушка, изображенная на картине, является фавориткой Лодовико Сфорца Чечилия Галлерони. Как раз в годы написания картины Леонардо находился на службе у герцога.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1485-1490

Иван Есаулков

Молодую Галлерани*
Знали все тогда в Милане:
И красива, и умна,
А для Сфорца — не жена,

Фаворитка. Но позора
В этом нет. Была синьора
Благородной, но простой,
Чуть ли даже не святой!

В эти годы позволяли
Связь их правила морали —
Та была одной из «тайн»…
Притаился горностай

На груди. И вот улыбка
Тронула довольно зыбко,
Мягко ямочки у рта…
Привлекают красота,

Поза дамы, не простая.
Нежно гладит горностая,
Белоснежного зверька,
Осторожная рука!..

* На портрете изображена Чечилия Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца.

Леонардо да Винчи. Картина Мадонна в скалах

Надежда Никищенкова

Так странен облик твой,
мадонна, в скалах…
И как ты, бедная,
с Христом туда попала?..
Как там
с улыбкой милою
цветком ты расцветаешь
и Анне в разговорах
так внимаешь,
как будто
повод есть
особый для веселья
и воздух фиолетовый,
как зелье,
пьёшь между скал
вся таинством полна!
Царит средь скал
духовная весна!!!

Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа

Иван Есаулков

В своей картине небольшой
Художник написал Мадонну,
Изобразил Её с душой,
Когда Она глядит влюблённо,

С улыбкою, на Малыша,
Сияя счастьем материнства.
Мать молодая хороша!
И наблюдаем мы единство

Марии-Девы с Малышом:
Нам свет увидеть позволяет,
Как Он играет со цветком,
А Мать за этим наблюдает.

Как видно, незнаком предмет
Христу: Он занят лепестками…
Через окно пролился свет
На две фигуры перед нами.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478-1480

Мадонна Литта

Александр Норенков

Святой сюжет создал маэстро.
«Мадонна Литта» — дар времён!
Работу он исполнил честно,
Он был для этого рождён.

Мария Сына грудью кормит,
На Мать Он личиком похож.
Очей Она с Него не сводит,
Уж очень Он собой хорош.

Живые взгляды, человечность
Художник кистью передал.
На древе, темперой, навечно
Он образ светлый воссоздал.
Картина жизнью увлекает,
Небесный в окна льётся свет.
Мадонна Сына обнимает,
Таков Отца Его завет.

В руке Младенец птичку держит,
Глядит растерянно на нас.
А Мать, ладонью, спинку нежит.
Она задумчива в сей час.

Великий зодчий, Леонардо,
Талант свой людям подарил.
За это он себе в награду
Святую память заслужил.

Прекрасно мастера творенье,
Любовь в нём вечная живёт.
Всему начало — свет, рожденье!
Кто любит, верит — тот поймёт!

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1485

Иван Есаулков

Мать и Дитя! Чудесная картина!
Фигуры освещает мягкий свет.
И кормит грудью маленького Сына
Прекрасная Мадонна юных лет.

Скосил свой взгляд на зрителя Младенчик,
И тот проник до самых до глубин.
В руке Христа едва заметен птенчик
Как символ, что Младенец — Божий Сын*.

На лёгкую улыбку намекает
Нам в уголках губ материнских тень,
Лицо и тельце у Христа ласкает
Почти неуловимо светотень.

Грядущее для Матери открыто,
И потому Её печален вид…
Любуется Христом Мадонна Литта
И с ласкою и нежностью глядит.

* Птенец — один из атрибутов Сына Божьего.

P. S. Ещё раз о Мадонне Литте

Сергей Неверской

Все очарованы улыбкой Моны Лизы,
и как-то вроде бы уже она забыта.
её увидеть- вам не надо визы,
она у нас, в стране — «Мадонна Литта»!

Ровесница похода Христофора*,
бывает поднимают вновь вопрос,
найдётся ли судья такого спора:
пропорции не те, не тот Христос.

Так мало Леонардо есть картин,
всего четырнадцать, любой Вам скажет.
Где есть шедевр, хотя бы и один?!
А мы имеем два- все в Эрмитаже.

Что создавал маэстро Ренессанса,
не унесла в небытие забвения река,
имеет ли кто ныне каплю шанса,
чтоб вспоминали и его через века?!

*Христофор Колумб

Мадонна с цветком. Леонардо да Винчи

Людмила Фершукова

Мадонна с младенцем,
сама как дитя,
цветок ему дарит,
смеясь и шутя.
Припухшие губки,
веселые глазки,
В них светится нежность
и тихие ласки.
Младенец, напротив,
серьёзен и строг,
Он знает,
Что это не просто цветок.
Цветок-крестоцвет,
это символ креста,
На нем ожидают страданья Христа.
Но это все будет потом,
а пока
Его материнская держит рука.
И юная мать, позабыв обо всем,
Спокойна и счастлива с сыном вдвоём.
Как ангел, прелестна, светла, непорочна.
Но счастье так призрачно, хрупко, непрочно.

Да Винчи — художник, мыслитель и гений.
Им создано много прекрасных творений.
Идет сквозь века
к нам улыбка Джоконды,
А мне всех милее вот эта Мадонна,
Где мыслей, труда и таланта единство —
Звучит, как восторженный гимн
Материнству.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря /1495 – 1498/

Владимир Гусев Тульский

Путь Господа познать необходимо,
Похожий на сражение со злом!
В просторном доме Иерусалима.
Иисус с учениками за столом.

А на столе — вино, еда простая.
Апостолы сидят к плечу плечом.
Они о Царстве Божием мечтают.
Господь уж не мечтает ни о чём.

Он знает всё, что с Ним должно случиться:
Пришли к концу Его земные дни.
Он видит перекошенные лица,
Людей, кричащих палачу: «Распни!»

Тот жуткий крест. Его Он не боится, —
Ведь суждено Ему сквозь ад пройти.
Страшат лишь перекошенные лица,
Людей, которых Он пришёл спасти!

Они Его явить просили чудо,
И Он являл им чудеса добра…
Его Любимый ученик, Иуда
Продаст Христа за горстку серебра.

А, впрочем, не в монетах даже дело,-
У негодяя логика проста:
Всегда душа предателя хотела,
Хотя бы в чём-то превзойти Христа!

Гордыня — мать греховных побуждений,
Таит она в себе смертельный яд.
Бездарность ты иль настоящий гений,
Порвёшь ты с БОГОМ! Нет пути назад! …

Спаситель за столом сидит в печали,
И дышит в спину Господу беда.
Но боль Его никто не замечает
Ведь это Он других лечил всегда!

Беспечным разговором занят каждый,-
Все в предвкушенье праздничного дня.
Но миг настал, сейчас Спаситель скажет,
«Один из вас решил предать меня!»

Апостолы тех страшных слов не ждали,
Но в людях так грешны душа и плоть…
Иуда ухмыльнётся: «Уж, не я ли?»
« Ты сам сказал», — вздохнёт в ответ Господь.

Коль ты живешь гордынею и блудом,
И совесть перед Богом не чиста,
Найди ответ: «Не тот ли ты Иуда,
Что продаёт за горсть монет Христа?»

Пока ещё не знаешь ты печали,
Но, всё-таки один тебе совет:
Перед иконой встань, спроси: « Не я ли?»
«Ты сам сказал!» — услышишь ты в ответ.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1498

Владимир Нехаев

Сюжет известный:
Тайная вечеря.
Христос Апостолам сказал:
— Один
Меня предаст…
Они все вздрогнули,
К себе слова примеря:
— Не я ли?!!
…Чувств и мыслей пласт
Художник зрителю
У фрески предлагает,
Сюжет
Евангельский
Пред нами оживает,
Мы видим :
Все в движенье за столом,
Его слова
Все бурно обсуждают,
Кроме Него никто
того не знает :
Случится
Что-то важное потом….

Апостол Петр,
Он слева, пятый с краю,
Клянется в верности
И не жалеет слов,
Христос Петру спокойно отвечает:
— Ты трижды отречешься,
Что не знаешь
Меня,
Откажешься,
До третьих петухов…

И лишь Иуда , отведя глаза ,
Картинно спросит тоже:
— То не я ?
Христос ответит:
— Это ты сказал…
Земной готовился
Христу финал…

… Что ж, Леонардо всех нас удивил!
Сюжет известный:
Тайная вечеря.
Христос
Про злой поступок объявил
И, уходя,
Открыл всем людям
двери
В таинственный и новый светлый мир,
К добру и вечности,
К надежде, силе, вере!!

Леонардо да Винчи «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» 1495-1498 460 Х 880 см, Монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан
Картина (фреска) почти девятиметрового размера написана по сухой штукатурке, поэтому краски осыпаются,но даже иллюстрация поражает глубиной проработки сюжета и образов,динамикой происходящей сцены…
Иуда сидит по правую руку от Христа. 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1497

Иван Есаулков

Выдвинут на зрителя
Длинный стол.
Скатерть золотистая
И посуда.
У Христа отсутствует
Ореол.
И среди апостолов
С ним Иуда.

И сказал Спаситель всем
В этот час
(Озарял Его лицо
Свет Небесный),
Что средь них окажется
И предаст
Тот, кто поступает зло
И нечестно.

Иоанн* словами был
Поражён,
И лицо его печаль
Выражает.
Рядом с ним сидящий Пётр
Возмущён,
Правая рука его
Нож сжимает.

И о чём-то меж собой
Говорят,
Энергичны мимика
И движенье.
А Иуда ко столу
Был прижат**,
Обособлен от других
Серой тенью.

И ничто не выдаёт
Божества,
Словно рядом — человек,
Не Спаситель…
Сказаны пророчества
Им слова,
Потому печален, тих
Их Учитель…

* Иоанн, любимый ученик Христа, сидит по правую руку от него. Он наклонился к Петру, что-то ему шепчущему.
** Иуда зажат между Петром и столом. Он пристально смотрит на Христа.