Благая весть.Архангел Гавриил,
коленопреклоненный пред Марией,
он с лилией — божественностью сил
небесного в земном, природы крыльев.
Мария вестью той поражена,
что избрана Святым Господним оком,
Святого духа в будущем жена,
призванием одарена высоким!
Затишие в пейзаже, нет ветров,
взмолились небу кисти кипарисов,
здесь взгляды, жесты — звуки Божьих слов,
и замерла Мария в буре мыслей!
Дама с горностаем
Агапи-Галина
Интересная история вполне:
При Миланском, при дворе
Написан портрет Сесилии:
Хрупкая девушка, тонкие линии
— изящества и чистоты,
Мягкие и нежные черты!
Здесь столько доброй простоты:
Чуть в сторону поворот головы,
Словно в томном ожидании,
Придают особое очарование,
Отведённый от зрителя взгляд,
Строгость причёски, испанский наряд,
На голове прозрачный чепчик,
жемчуг украшает шею, плечи!
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем
Вера Балясная
О, эта дама с горностаем, —
Она рукой зверька ласкает.
В ней смелость, красота и сила-
Открытый взгляд, прямой и милый…
И неразгаданная тайна…-
Зверька ведь держит не случайно…
И не постичь, как не старайся,-
В века унёс загадку Мастер..
Как знать, что горностай скрывает…*
Ответа нет — он в лету канул…
Горда, умна, прекрасна дева-
Себе, конечно, знает цену!
Нам остаётся восхищаться-
Её портретом любоваться…
*Есть версия, что модель беременна, а зверёк прикрывает её живот
Дама с горностаем. Леонардо да Винчи. 1489-1490
Елена Казанцева 4
— Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
— Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
Бернардо Беллинчионе
Прекрасны утонченные черты,
Весь облик, полный юной красоты,
И взор ее не обращен на нас —
Такой прием художник всем припас*.
Вот трепетная девичья рука
Поглаживает шкурку у зверька.
Прижался горностай к ее груди —
В волнении красавица глядит
Куда-то мимо нас, и не понять,
Что так могло ее разволновать.
Святой как будто предстает, но есть
Любовник у нее. Такую честь
Миланский герцог Сфорца оказал,
А век ушедший это допускал.
Здесь горностай — как символ чистоты**,
Чечилия — Мадонна из мечты***.
* — немаловажной отличительной особенностью картины является положение девушки со зверьком: ее фигура изображена в три четверти, а глаза направлены в сторону, то есть не смотрят на зрителя. Это своеобразное открытие принадлежит Да Винчи.** — кроме того, горностай по-гречески звучит как «гале», что весьма созвучно с фамилией Галлерони.
*** — Предполагают, что девушка, изображенная на картине, является фавориткой Лодовико Сфорца Чечилия Галлерони. Как раз в годы написания картины Леонардо находился на службе у герцога.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1485-1490
Иван Есаулков
Молодую Галлерани*
Знали все тогда в Милане:
И красива, и умна,
А для Сфорца — не жена,
Фаворитка. Но позора
В этом нет. Была синьора
Благородной, но простой,
Чуть ли даже не святой!
В эти годы позволяли
Связь их правила морали —
Та была одной из «тайн»…
Притаился горностай
На груди. И вот улыбка
Тронула довольно зыбко,
Мягко ямочки у рта…
Привлекают красота,
Поза дамы, не простая.
Нежно гладит горностая,
Белоснежного зверька,
Осторожная рука!..
* На портрете изображена Чечилия Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца.
Леонардо да Винчи. Картина Мадонна в скалах
Надежда Никищенкова
Так странен облик твой,
мадонна, в скалах…
И как ты, бедная,
с Христом туда попала?..
Как там
с улыбкой милою
цветком ты расцветаешь
и Анне в разговорах
так внимаешь,
как будто
повод есть
особый для веселья
и воздух фиолетовый,
как зелье,
пьёшь между скал
вся таинством полна!
Царит средь скал
духовная весна!!!
Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа
Иван Есаулков
В своей картине небольшой
Художник написал Мадонну,
Изобразил Её с душой,
Когда Она глядит влюблённо,
С улыбкою, на Малыша,
Сияя счастьем материнства.
Мать молодая хороша!
И наблюдаем мы единство
Марии-Девы с Малышом:
Нам свет увидеть позволяет,
Как Он играет со цветком,
А Мать за этим наблюдает.
Как видно, незнаком предмет
Христу: Он занят лепестками…
Через окно пролился свет
На две фигуры перед нами.
Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478-1480
Мадонна Литта
Александр Норенков
Святой сюжет создал маэстро.
«Мадонна Литта» — дар времён!
Работу он исполнил честно,
Он был для этого рождён.
Мария Сына грудью кормит,
На Мать Он личиком похож.
Очей Она с Него не сводит,
Уж очень Он собой хорош.
Живые взгляды, человечность
Художник кистью передал.
На древе, темперой, навечно
Он образ светлый воссоздал.
Картина жизнью увлекает,
Небесный в окна льётся свет.
Мадонна Сына обнимает,
Таков Отца Его завет.
В руке Младенец птичку держит,
Глядит растерянно на нас.
А Мать, ладонью, спинку нежит.
Она задумчива в сей час.
Великий зодчий, Леонардо,
Талант свой людям подарил.
За это он себе в награду
Святую память заслужил.
Прекрасно мастера творенье,
Любовь в нём вечная живёт.
Всему начало — свет, рожденье!
Кто любит, верит — тот поймёт!
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1485
Иван Есаулков
Мать и Дитя! Чудесная картина!
Фигуры освещает мягкий свет.
И кормит грудью маленького Сына
Прекрасная Мадонна юных лет.
Скосил свой взгляд на зрителя Младенчик,
И тот проник до самых до глубин.
В руке Христа едва заметен птенчик
Как символ, что Младенец — Божий Сын*.
На лёгкую улыбку намекает
Нам в уголках губ материнских тень,
Лицо и тельце у Христа ласкает
Почти неуловимо светотень.
Грядущее для Матери открыто,
И потому Её печален вид…
Любуется Христом Мадонна Литта
И с ласкою и нежностью глядит.
* Птенец — один из атрибутов Сына Божьего.
P. S. Ещё раз о Мадонне Литте
Сергей Неверской
Все очарованы улыбкой Моны Лизы,
и как-то вроде бы уже она забыта.
её увидеть- вам не надо визы,
она у нас, в стране — «Мадонна Литта»!
Ровесница похода Христофора*,
бывает поднимают вновь вопрос,
найдётся ли судья такого спора:
пропорции не те, не тот Христос.
Так мало Леонардо есть картин,
всего четырнадцать, любой Вам скажет.
Где есть шедевр, хотя бы и один?!
А мы имеем два- все в Эрмитаже.
Что создавал маэстро Ренессанса,
не унесла в небытие забвения река,
имеет ли кто ныне каплю шанса,
чтоб вспоминали и его через века?!
*Христофор Колумб
Мадонна с цветком. Леонардо да Винчи
Людмила Фершукова
Мадонна с младенцем,
сама как дитя,
цветок ему дарит,
смеясь и шутя.
Припухшие губки,
веселые глазки,
В них светится нежность
и тихие ласки.
Младенец, напротив,
серьёзен и строг,
Он знает,
Что это не просто цветок.
Цветок-крестоцвет,
это символ креста,
На нем ожидают страданья Христа.
Но это все будет потом,
а пока
Его материнская держит рука.
И юная мать, позабыв обо всем,
Спокойна и счастлива с сыном вдвоём.
Как ангел, прелестна, светла, непорочна.
Но счастье так призрачно, хрупко, непрочно.
Да Винчи — художник, мыслитель и гений.
Им создано много прекрасных творений.
Идет сквозь века
к нам улыбка Джоконды,
А мне всех милее вот эта Мадонна,
Где мыслей, труда и таланта единство —
Звучит, как восторженный гимн
Материнству.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря /1495 – 1498/
Владимир Гусев Тульский
Путь Господа познать необходимо,
Похожий на сражение со злом!
В просторном доме Иерусалима.
Иисус с учениками за столом.
А на столе — вино, еда простая.
Апостолы сидят к плечу плечом.
Они о Царстве Божием мечтают.
Господь уж не мечтает ни о чём.
Он знает всё, что с Ним должно случиться:
Пришли к концу Его земные дни.
Он видит перекошенные лица,
Людей, кричащих палачу: «Распни!»
Тот жуткий крест. Его Он не боится, —
Ведь суждено Ему сквозь ад пройти.
Страшат лишь перекошенные лица,
Людей, которых Он пришёл спасти!
Они Его явить просили чудо,
И Он являл им чудеса добра…
Его Любимый ученик, Иуда
Продаст Христа за горстку серебра.
А, впрочем, не в монетах даже дело,-
У негодяя логика проста:
Всегда душа предателя хотела,
Хотя бы в чём-то превзойти Христа!
Гордыня — мать греховных побуждений,
Таит она в себе смертельный яд.
Бездарность ты иль настоящий гений,
Порвёшь ты с БОГОМ! Нет пути назад! …
Спаситель за столом сидит в печали,
И дышит в спину Господу беда.
Но боль Его никто не замечает
Ведь это Он других лечил всегда!
Беспечным разговором занят каждый,-
Все в предвкушенье праздничного дня.
Но миг настал, сейчас Спаситель скажет,
«Один из вас решил предать меня!»
Апостолы тех страшных слов не ждали,
Но в людях так грешны душа и плоть…
Иуда ухмыльнётся: «Уж, не я ли?»
« Ты сам сказал», — вздохнёт в ответ Господь.
—
Коль ты живешь гордынею и блудом,
И совесть перед Богом не чиста,
Найди ответ: «Не тот ли ты Иуда,
Что продаёт за горсть монет Христа?»
Пока ещё не знаешь ты печали,
Но, всё-таки один тебе совет:
Перед иконой встань, спроси: « Не я ли?»
«Ты сам сказал!» — услышишь ты в ответ.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1498
Владимир Нехаев
Сюжет известный:
Тайная вечеря.
Христос Апостолам сказал:
— Один
Меня предаст…
Они все вздрогнули,
К себе слова примеря:
— Не я ли?!!
…Чувств и мыслей пласт
Художник зрителю
У фрески предлагает,
Сюжет
Евангельский
Пред нами оживает,
Мы видим :
Все в движенье за столом,
Его слова
Все бурно обсуждают,
Кроме Него никто
того не знает :
Случится
Что-то важное потом….
Апостол Петр,
Он слева, пятый с краю,
Клянется в верности
И не жалеет слов,
Христос Петру спокойно отвечает:
— Ты трижды отречешься,
Что не знаешь
Меня,
Откажешься,
До третьих петухов…
И лишь Иуда , отведя глаза ,
Картинно спросит тоже:
— То не я ?
Христос ответит:
— Это ты сказал…
Земной готовился
Христу финал…
… Что ж, Леонардо всех нас удивил!
Сюжет известный:
Тайная вечеря.
Христос
Про злой поступок объявил
И, уходя,
Открыл всем людям
двери
В таинственный и новый светлый мир,
К добру и вечности,
К надежде, силе, вере!!
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1497
Иван Есаулков
Выдвинут на зрителя
Длинный стол.
Скатерть золотистая
И посуда.
У Христа отсутствует
Ореол.
И среди апостолов
С ним Иуда.
И сказал Спаситель всем
В этот час
(Озарял Его лицо
Свет Небесный),
Что средь них окажется
И предаст
Тот, кто поступает зло
И нечестно.
Иоанн* словами был
Поражён,
И лицо его печаль
Выражает.
Рядом с ним сидящий Пётр
Возмущён,
Правая рука его
Нож сжимает.
И о чём-то меж собой
Говорят,
Энергичны мимика
И движенье.
А Иуда ко столу
Был прижат**,
Обособлен от других
Серой тенью.
И ничто не выдаёт
Божества,
Словно рядом — человек,
Не Спаситель…
Сказаны пророчества
Им слова,
Потому печален, тих
Их Учитель…
* Иоанн, любимый ученик Христа, сидит по правую руку от него. Он наклонился к Петру, что-то ему шепчущему.
** Иуда зажат между Петром и столом. Он пристально смотрит на Христа.