Пт. Апр 19th, 2024
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес — Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Основные произведения: Зонтик» 1777; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778; «Игра в пелоту», 1779; «Молодой бык», 1780; «Раненый каменщик», 1786; «Игра в жмурки», 1791. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», 1814; «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», 1814 и другие.
 
Мадрид и Франциско Гойа
Автор Мария Кузнецова
Мадрид, в полутонах пугающейся ночи
Следы хранишь Франциско Гойи,
Но я тебя, не обессудь, побеспокою,
Завесу тайн твоих решительно открою…
Ты в плен и темноту музеев поспешишь,
Скорей, чтобы опять мечтать, забыться,
Увидеть свет и разглядеть картин родные лица,
Пропасть, развеяться и раствориться…
Поверьте в чудеса и посмотрите на творение Гойи
Его глазами, с восхищением и тоскою…
Увидите — земное тягостное притяжение,
И сердца трепетного шумное биение…
Почувствуйте шёлк дивной нежной кожи,
И вожделение волной нахлынет позже,
И не пугайтесь извергающихся мыслей —
Искусство нам напоминает вновь о смысле жизни…
Франциско Гойя!
Валентина Глазунова
С ума сошёл Франциско Гойя —
Он очарован красотой!
Та с королевой, всюду, споря,
Украла царственный покой!
Кто королева, рядом с нею!
Альбе Тринадцатой подстать,
Слушать от гения: немею!
Желаю, лишь, тебя… писать!
И в Андалусии он пишет,
Страсть полыхает в нём огнём!
Гойя, рисуя, плохо слышит,
В полотнах гения — весь дом!
Маха
Валерий Штормовой
 
Этюд на картины Гойи
Известно, что моделью художнику
послужила герцогиня Каэтана Альба,
потомок знаменитого герцога.
На ложе царственно лежишь
В одежде белоснежной
И вызывающе глядишь
Улыбкой безмятежной.
Сознанье, что прекрасна ты,
Тебя переполняет,
Рождает страстные мечты
И душу восхищает.
Но прячет платье всю красу.
И я в тиши алькова
С волненьем, с робостью прошу:
Явись мне без покрова.
И вот ты вновь передо мной
Открытая, нагая,
Сияешь гордой красотой,
На ложе возлегая.
Раскинув руки широко,
Ничем не прикрываясь,
Лежишь изящно и легко,
Лукаво улыбаясь.
Смотреть с любовью на тебя
Я буду неустанно.
Навек пленила ты меня,
Нагая Каэтана.
Расстрел
Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Гойи
Как передать весь ужас этой казни,
Постигнуть силу мужества людей,
Что принимают крест свой без боязни
Под ружьями французских палачей.
Повсюду трупы и потоки крови,
Но залп за залпом посылает враг,
И диким криком полнится овраг,
Но то – не крик отчаянья и боли.
Раскинув руки, юноша бесстрашно
Кричит: «Меня вы можете убить,
И за Отчизну умереть не страшно,
Но всех испанцев вам не истребить!»
И пусть любой захватчик впредь запомнит:
Страну войсками можно покорить,
Но дух народа, силой воли полный,
Ему не уничтожить, не сломить.
Сатурн, пожирающий детей
Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Гойи
Наверно, нет видения страшнее,
Вселяющего жуть и оторопь.
Лишь только глянешь — в ужасе немеешь
И страх щемящий за душу берёт.
Урана свергнув, в мире воцарился,
Сатурн, коварный младший сын его.
Его характер сразу проявился:
Он жаждал власти — больше ничего.
Но мойры предрекли ему, что дети
Его низвергнут так, как он — отца.
Чтоб не свершились предсказанья эти
И не лишиться высшего венца,
Он приказал своей супруге Рее
Детей новорожденных отдавать
Ему, и их проглатывал скорее,
Пока не в силах были угрожать.
И все ж тирана свергнул сын Юпитер,
Спасенный Реей, матерью своей,
Он на Олимпе стал как повелитель,
Царем богов, властителем людей.
Goya
Владислав Морев
О, Болезни «Душевного Века» —
Что с Духовностью раньше расстался:
Бессердечный Рассудок-Калека
С Инвалидом-Безумьем обнялся!
Из Лечебницы выползли оба
В Божий Свет, что без Бога отныне:
Да блуждает Бессмысленно Слово!
Бессловесное Дело — да сгинет!..
След Тлетворности странной Печатью
Деградацию Мира отметил:
Короли, соревнуясь со Знатью, —
Перед Сбродом ревущим в Ответе.
Предпочтенья — в Фаворе у Склонных,
Своенравность без Нравов — у Дерзких:
Но повсюду разверзлась бездонно
Пасть Чудовища — дико и мерзко…
Сны сбываются: Доля Кошмаров
В них наголову выше в Безглавье:
Ковыляет безудержно Пара,
Обрастая Почётом и Славой.
Все вцепились отчаянно в Глотки:
Тавро-Махия правит во Мраке;
Слуха нет — только Зрение чётко
Искажают грядущие Страхи…
Гойя. Маха обнажённая. Маха одетая. 1800-е
Иван Есаулков
Осталось навеки загадкой,
Кого живописец писал
И чью наготу не украдкой,
А с вызовом нарисовал.
Что женщина эта — не дива,
Становится ясным для нас:
И тело её некрасиво,
И выставлена напоказ
Её шелковистая кожа.
А маха, как кажется мне,
Во многом с Олимпией схожа
С известной картины Мане!
Написана бойко и смело:
Венеру могли созерцать,
А это зовущее тело
Мужчину должно привлекать!..
Вторая же маха одета.
Хозяин* картин этих мог
Сменить друг на друга портреты,
Когда дёрнет тайный шнурок!
Одетая маха скрывалась —
И зритель любой столбенел:
Как будто она раздевалась,
А он этот миг просмотрел!
Но только всё кончилось быстро…
Встаёт перед нами вопрос:
Какой ортодокс на министра
Про эти картины донёс?
* Гойя написал эти портреты по заказу первого министра короля Карла IV Мануэля Годоя.
Гойя Махи на балконе. Около 1816 г
Иван Есаулков
Две махи сидят на балконе,
Бросая кокетливо взгляды
На улицу. В сумраке тонут
Два махо, стоящие сзади.
Ещё и запрятаны лица —
Шутить, видно, с ними опасно…
Шумит и ликует столица —
Сегодня в Испании праздник!..
Две женщины просто чудесны,
Их взгляды дерзки и манящи,
Задорной испанскою песней
Как будто бы даже звучащи!..
В них нежность и яркость натуры,
Свобода души проявились,
Но двух кавалеров фигуры
Другим обещают немилость:
Глядит исподлобия махо,
А если и взгляд не остудит —
Блеснёт чуть заметно наваха*,
И дерзость наказана будет!..
* Наваха — длинный складной испанский нож.
Гойя. Неравный брак. 1828
Иван Есаулков
Одно из лучших Гойи полотно!
И чётко всё им изображено:
Случается частенько в жизни так,
Что торжествует вдруг неравный брак!
Сколь раз в картинах видели сюжет,
Где рядом с девушкою юных лет
Стоит, венчаясь, дряхленький жених.
Какое счастье может быть у них?
Невесте в это время не до грёз,
Глаза полны невыплаканных слёз.
Она и не жива, и не мертва…
Заученно кюре твердит слова.
Жених не может удержать свечу.
А что на ложе будет? Промолчу,
И хочется в минуту эту мне
Лишь только посочувствовать жене!
Гойя Портрет герцогини Альба в белом. 1795 г
Иван Есаулков
Хоть торжественен и строг
Вид у дамы в платье белом,
И собачка возле ног
Расположена умело,
Но не смог художник скрыть:
Герцогиня Альба снова
Остроумие и прыть
Проявить сейчас готова!
И донёс до нас портрет
Каэтаны образ страстный…
Пояска и банта цвет
С платьем выглядит контрастно.
Отличалась красотой,
Благородством герцогиня,
Но характер не простой
Был у нашей героини!
Каэтану высший свет
Осуждал довольно часто:
Нарушала этикет,
Отдаваясь новой страсти!..
Гойя Портрет герцогини Альба в чёрном. 1797 г
Иван Есаулков
Еще один Альбы портрет
Довольно-таки романтичен:
Нарушен опять этикет,
Но женщине не до приличий!
Спадающих складок каскад;
Испанский народный, старинный,
Но всё же изящный наряд —
Призыв к одиноким мужчинам!
Костюм не для дам, а для мах
Частенько она надевала,
С простыми людьми в кабаках —
Всем наперекор! — танцевала.
И страстно любила она
Смотреть, восхищаться корридой;
Любовью не обделена
Простого народа Мадрида!
Опять возмущён высший свет
И смотрит с пристрастьем на это…
А Альбе — и горюшка нет,
И дела нет до этикета!
Гойя. Продавец посуды. 1779
Иван Есаулков
Слуги в ливреях видны у кареты,
И за ремни в ней цепляется паж,
Ярко и вычурно даже одетый, —
Бросится сразу в глаза персонаж.
Кажется, что экипаж пролетает.
Но, зритель мой, на него посмотри! —
И у тебя взгляд собой привлекает
Женщина, та, что сидит там внутри?
Вот продавец предлагает посуду,
Женщины рядом изображены,
Что, выбирая, ведут пересуды.
А дальше женщин ещё нам видны
Несколько разных совсем персонажей.
И хорошо Гойя их передал.
Мы об одном вам немного расскажем.
Видимо, слишком уже подгулял
Прямо с утра молодой кабальеро.
В алом наряде он и в парике,
И, позабыв этикет и манеры,
Виснет сейчас у слуги на плече!..
Франсиск гойя прошлое и настоящее
Леонид Адрианов
Здесь аллегория прозрачна и страшна —
Вот что с людьми творит надменно Время.
Они же, бедные, с какого-то рожна
Душой годов не ощущают бремя.
Обтянутость нелепых черепов,
Нарядность платьев с ужасом в контрасте.
Витает где-то прошлая любовь,
Скончалось где-то бывшей жизни счастье.
Им кажется нелепой сеть морщин
И дряблость мускулов, и вялость цвета кожи.
Равно сомненье женщин и мужчин,
Что на себя на прежних не похожи.
И тщатся спрятать старость в макияж,
Иной спасенье обретает в блуде…
Франсиско Гойя создал жуткий шарж —
Мы все такими очень скоро будем…
Обнаженная маха…
Людмила Владимирская
 
По мотивам картины, Франциско Гойя «Обнаженная маха»
Измятая постель
Абсента пьяный
вкус,
Обрывки
сновидений…
Рассвет,
Не спится.
Из времени
старинных рам,
княгиня Альба,
с полотна,
обманною,
роскошной,
белой жрицей.
Под музыку
лилового дождя
Под блюз,
иль танго,
в полусне…
Касанье теней.
Кальян дымится…
(вольный стих)
 
Автор картины, Франсиско Гойя, известный испанский художник… В 1813 г. инквизиция конфисковала картину, « Обнаженная маха», обвинив художника в сластолюбии… Герцогиню Альбу подозревали в близких отношениях с художником, и позировании для него обнаженной. Легенда ли это?
(Маха, — цыганка, торгующая телом…)
Гойе
Наталья Солошенко
Франсиско Гойя- реалист,
Сатиры мастер- аллегорист.
Познал жизнь, познал свет,
Видел закат,видел рассвет,
Узнал страсти дурман,
Любимой Каэтаны обман.
Но чем сильней любил, страдал,
Тем гениальней рисовал.
В расцвете творческих лет
Создал «Капричос» и «Автопортрет».
Полуглухой,полуслепой.
Творил вдали от Испании родной.
На закате творческих лет
Создал»Бордоской молочницы»
портрет.
Ф. Гойя Портрет доньи Исабель Кобос 1805 г
Елена Ярина
Ф. Гойя Портрет доньи Исабель Кобос де Порсель 1805 г.
Женский образ доньи Исабель.
Гордость ей присуща и волненье,
Истинной испанки де Порсель,
Темперамент яркий — восхищенье.
Розовое платье, кружева.
Маха настоящая, природа.
Стать, характер, образ, голова
Девушки-испанки из народа.
Волосы подобраны вверху,
Рыжие на лоб спадают пряди,
Остановит лошадь на скаку,
Сила притяжения во взгляде.
Широко раскрытые глаза
Сами вам заглядывают в душу.
Знайте: эта девушка — гроза…
Только будет сердце свое слушать.
Донья, донья, донья Исабель
Кобос де Порсель — живой чертенок!
Нос прямой, а губы — карамель,
И румянец, подбородок тонок.
Руки – нежно-белых два крыла,
Как струна гибка, но так спесива.
И она на танец позвала,
А танцует, боже, как красиво!
Вот сейчас она сорвется в пляс
Всей испанской удалью с размахом.
Каблучков — стаккато- перепляс
Горожанки- по-испански-маха…
Ф. Гойя Семья Карла IY 1800 г
Елена Ярина
Ф. Гойя Семья Карла IY 1800 г.
Королевская семья.
О, портрет старинный!
В центре видим короля
В царственной гостиной.
Карл IY и жена —
Знатная маркиза,
Чья надменность нам видна,
То — Мари — Луиза.
Держит за руку сынка,
Справа с нею — дочка,
Рядом с ними вся родня.
Выписаны точно.
Сын — в камзоле голубом —
Будущий преемник,
Аустурийский принц при том,
Фердинанд — наследник.
А за ним и средний брат,
Тот же взгляд, манеры.
Всей династии: — «Виват!»
Очень достоверно.
Отвернулась же от нас
Девушка-невеста.
Нам ее не видно глаз,
Ей неинтересно.
А за ней … и что скрывать,
Как особый знак,
Видим королеву-мать.
Все непросто так.
Лет уже немало ей,
Грустно и обидно,
Скрылась как-то от людей.
Возраст ведь солидный.
За спиною короля
Лицезреем друга.
Все-таки одна семья —
Младший брат с супругой.
Слева-дочка старшая
От него — Луиза
С мужем-итальянцем,
Пармским де Луисом.
С новорожденным сынком-
Первым Карла внуком.
Все повернуты лицом,
Но на лицах — скука.
В левой части видим мы
Гойю за работой.
Сколько красок, новизны,
Столько позолоты…
Три столетия подряд
Посещают Прадо
И о Гойе говорят…
Вот вам жизни правда.
Гойя. Махи на балконе
Марина Барщевская
Я верить не хочу, я протестую!
Обманщик и безумец ты, Франциско!
Ты женщин этих написал вслепую,
Прекрасное не может быть так низко!
Такие лица могут быть достойны
Святых или мадонн с страниц библейских!
Как изумительны они и как спокойны!
В них нету тех пороков фарисейских,
Которые тебя терзали злобой
С обидой пополам!Но не в ответе
За горькую любовную хворобу
Художника все женщины на свете!
Маразматическое. Ф. Гойа
Марина Барщевская
Подружка-старушка, еще ты жива?
А ну-ка, скорее-напяль кружева!
Никто не заставит снимать их в солярии,
Годимся мы больше в альбом для гербария.
А помнишь, мон шер, этот старый актер
Пылал нежной страстью ко мне, как костер….
От старости средство-видала рекламу?
Да я не пишу на тебя эпиграмму!.
Тоска одолела? Гони-ка ты проч ее!
Что ночью болело?.. Склероз… Многоточие