Ср. Апр 24th, 2024
Эдгар Дега — Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Картины — Урок танцев, 1873-1875; Абсент, 1876; Перед стартом, 1880; Голубые танцовщицы, 1897 и другие.
 
Эдгар Дега
Антонов Валерий
Ему излюбленною темой
служил классический балет.
Он на холсте писал поэмы
о мире танца много лет.
Эдгар Дега. Абсент
Вера Балясная
Обстановка в кафе убога —
Там серого цвета так много…
Валяется кусок доски —
Атмосфера берёт в тиски…
Здесь в кафе подают абсент —
Будет очень доволен клиент…
А заботы, печали пройдут —
И в рюмке радость все обретут…
Вот настал долгожданный момент-
Наконец-то подали абсент.
Чтоб скоротать одиночество —
Забыться каждому хочется…
Вот дама — в жидкости бокала —
Топит жизнь — глядит устало…
В её глазах следы тоски,
И так нелепы башмаки…
К алкоголю — пагубная страсть —
Жуткая и страшная напасть…
Не нарисовал Дега ей рук —
Опустились от душевных мук…
Господин трубку зажал во рту —
Ждёт с нетерпеньем рюмку свою.
Давно не брит- несвеж внешний вид-
И взгляд ни о чём не говорит…
Зеркало на стене, в нём тени —
Два чёрных пятна, как мишени…
По ним метко абсент стреляет —
Почитателей — убивает…
* Эдгар Дега. Абсент. 1876
Дега
Владислав Морев
Впечатления Тел, что, привидившись, осуществились,
Воплощения Снов, что застыли в Природе Зеркал:
Мир Танцовщиц и Статика странная — соединились,
представления Час — из Антракта и Воли восстал.
Взгляд Кулис: характерные Виды и Полунамёки;
Завершённости нет: Подготовка — сплошной Лейтмотив;
Предвкушение ждёт: Любопытство холодно жестоко;
Погляди и забудься: довольно, что Образ красив!..
Откровенность — при Свете Луны — перейдёт в Откровенье,
Но Искусственность лунных Лучей здесь, увы, налицо:
И Поклоны — Мираж, и Движения — лишь Средостенье,
Где Среда пробуждает Рисунок из Тени косой.
Всё дано «под Углом»: нереальна фронтальная Роспись;
Угол — Зренья Мотив: словно Звук приглушённый в Дали;
Апплодирует… Кто?.. Стынет в Книксене бледная Робость:
Её жаждут Глаза — что следили за ней и вели!..
Эдгар Дега. абсент
Галина Лычковская
Запах абсента и вкус —
горечь полыни, так явна.
Боль, как змеиный укус,
жизнь предлагает исправно.
В окнах повсюду темно,
только в убогой кафешке,
будто в забытом кино,
кто-то поставит на решку.
Сели за столик вдвоём,
горечь пьёт каждый, отдельно.
Словно найдут забытьё,
в крепком живительном зелье.
Сжав свои чувства в комок,
трубку докурит мужчина
и улыбнётся, как Бог,
ссор забывая причину…
Эдгар дега
Дина Лукьяненко
Рисуя образы свои,
Импрессионисты преуспели.
Эдгар Дега один из них.
Талантлив был он с колыбели.
Он так прекрасно рисовал.
Отображал мечтания часто.
Работал много очень он.
Перфекционизм был не напрасен.
И много он оставил нам
Из своих трудов великих.
Импрессионизм он не любил,
Но сам он был импрессионистом.
Не видим мы батальных сцен.
И натюрмортов и пейзажей.
Дега пленеры не любил.
Он в мастерской работал разом.
Эксперименты он любил.
И в разных техниках работать.
К эксперименту особый пыл
Ему присущ наверно очень.
И память сильною была.
Запоминал движения сразу.
По памяти он рисовал
Изображения все разом.
Свободу придает пастель,
Свободу выражения красок.
Так четко он соединил
Рисунок с цветом антуража.
И мастер несравненный он.
Ему мы будем поклоняться.
В изображения Дега
Всегда без памяти влюбляться.
Абсент. Эдгар Дега. 1876
Елена Казанцева 4
Танцовщицы прославили Дега,
Хотя, была на деле-то, чужда
Ему та радостная атмосфера жизни,
Письма манера импрессионистов.
И в творчестве его всегда
Преобладали люди в городах.
Изображал он люд простой и быт,
Гладильщиц, прачек, скачки и других.
Вот перед нами полотно «Абсент».
На лицах и фигурах здесь акцент.
Он и Она. Но каждый отрешенно
Сидит и думает о чем-то. Отчужденно
Друг ото друга, от людей вокруг.
И город им большой совсем не друг.
А композиция задачу завершает —
Они и на картине ближе к краю.
Эдгар Дега. «Абсент». 1876. Музей Орсе, Париж.
Прима-балерина. Эдгар Дега. 1878
 
Елена Казанцева 4
Звезда!
Она одна парИт над сценой!
Едва
Коснувшись, вмиг взлетит мгновенно!
Следа?
Ты не увидишь даже тени.
Вся светится в порыве вдохновенья.
Дега — поклонник танца страстный!
Танцовщица — пленительно-прекрасна!
Она как будто из другого мира,
Где каждая способна стать кумиром.
Четыре танцовщицы Эдгара Дега
Елена Казанцева 4
Движения танца — они мимолетны,
Изменчивы позы во время «полета».
А вот освещенье софитами сцены
Заставит немного продлить нам мгновенья.
В софитах с лучами зеленым и красным
Мешаются краски,цветам неподвластны.
И красный теперь переходит в зеленый,
И снова — обратно, и снова, и снова!
Меняются пятна,как в калейдоскопе,
Вы двух одинаковых здесь не найдете.
Они на холсте прописались по жизни,
Мгновения, сущность импрессионизма.
Четыре танцовщицы — Эдгар Дега. Около 1899. Холст, масло.151,1×180,2 Выставлена в музее: Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Абсент. К картине Дега
Елена Колесникова 6
Сияли подмостки, поклонников рой.
Судьба соблазняла весёлой игрой,
И терпкой струёй горячил комплимент
Абсент.
Как быстро уносит безумный забег
И юность, и славу. Под смрад сигарет
Поддерживал мужество в трудный момент
Абсент.
Сверкающий поезд уносится вдаль.
Затёрто пятно и заштопан миткаль.
В бокале единственный твой конкурент —
Абсент.
Ах, то и осталось: в пустом кабачке,
Остатки желаний зажав в кулачке,
Гордиться, что ты — постоянный клиент.
— Абсент!
Иллюстрация: Эдгар Дега, «Абсент»
 
Дега. Абсент. 1876
Иван Есаулков
Кафе это* любит Парижа богема.
Здесь для живописца отличная тема,
И он наблюдает, как в этот момент
Уже безразличным стал даме абсент.
А женщине в жизни давно одиноко,
И мысли её, очевидно, далёко.
Задумалась дама сейчас о своём…
Хотя и сидят они вроде вдвоём,
Но только сосед у неё невесёлый,
И взгляд у мужчины довольно тяжёлый.
Он курит. Стоит пред соседом стакан,
Кофейный напиток налит — мазагран**.
А дама абсента хлебнула немало
Из рядом стоявшего с нею бокала,
И, видим мы, женщина сильно пьяна…
Вкус к жизни давно потеряла она.
Уже никого из подруг не осталось.
На плечи её навалилась усталость.
Хотелось бы ей обо всём позабыть,
В абсенте тоску и печаль утопить!..
* Кафе Нуавель-Атен было популярным среди парижской богемы.
** Мазагран — кофейный напиток от похмелья.
Дега. Голубые танцовщицы. 1899
Иван Есаулков
На этой чудесной и нежной картине,
Насыщенной бликами синего цвета,
Томятся пред выходом все балерины —
Не примы, — танцовщицы кордебалета!
А может, танцовщица даже одна,
Волнуясь и газовой юбкой шурша,
В движении танца изображена,
Все позы и па переделать спеша!
Иль всё же четыре видны ученицы,
Что нас увлекают своею игрою,
Которою можно сейчас насладиться?
Дега так и сам наслаждался порою!
Он часто танцовщиц писал и балет,
Где сложные позы и гибки тела.
В картинах его переливы и свет,
И много внимания к ним и тепла!
Дега. Звезда. 1876-1877
Иван Есаулков
Великолепная картина!
На сцене — прима-балерина,
Её Дега изобразил,
Своей пастелью поразил,
А также силою таланта.
Касаясь пола лишь пуантом,
Раскланивается звезда.
Прекрасны юные года!
И шум оваций в честь кумира,
Как будто из другого мира
Явилось это существо —
И все приветствуют его!
Припомнить можем мы поэта,
Большого знатока балета:
«То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт»!
Дега. Женщина, сидящая у вазы с цветами. 1865
Иван Есаулков
С цветами ваза на картине занимает
Гораздо больше места, чем портрет,
И диспропорция такая позволяет
Дать о модели правильный ответ.
Хотел сначала написать лишь хризантемы
Дега и натюрморт решил создать.
Потом, однако, отклонился он от темы,
Задумав образ дамы передать.
Её фигуру на холсте своём добавил
С цветами рядом. Изображена
Задумавшаяся о чём-то дама справа —
Бесстрастная, в себя погружена.
Фигура рамой срезана, а взгляд уводит
За полотно, видна во взгляде грусть —
И перед взором дамы мысленным проходит
Вся жизнь её в потоке грустных чувств…
Дега. Репетиция балета. 1875
Иван Есаулков
Вновь балет живописцем воспет.
Льёт от рампы наверх яркий свет.
И звезда словно сверху спустилась,
В центре сцены тотчас очутилась.
Как изящна она и нежна!
И уже в образ погружена.
Замечаем мы, зрители, зримо,
Что талантлива юная прима!
Избегает тьмы тела пятно,
Но учителю подчинено.
Тьма над нею уже нависает,
А подруга сопереживает
И в одном с нею ритме живёт,
Повторяя подробно «полёт».
Балетмейстер у них — седовласый:
Жест руки и спокойный, и властный.
Он её прямо к приме простёр —
И туда переходит наш взор…
Репетируют акт балерины
У Дега в интересной картине!..
Танцовщицы Дега
 
Надежда Никищенкова
 
Отзыв на стихи Вадима Константинова 2 «Танцовщицы Дега»
Сравнили с бабочками?
Высшая награда.
Особый орден
за воздушность и красу.
А труд в балете —
муки звездопада,
и голубая гжель
уносит пестроту
и колоритность
нежных изваяний,
и репетиций
пот и наготу.
Нет у картин
божественных названий…
Но бабочки летят,
и их мечту
мы не узнаем
никогда на свете.
Они прозрачны
в голубых тонах.
Эола легковесны
эти дети…
пусть пот струится
в тонких волосах.
Как гусеницы труд
нами не заметен,
так бабочек
привычна красота.
И ловят их
сачков обычных сети…
и философия судьбы
их так проста..
Голубые танцовщицы. Э. Дега
Натали Наумова
Шей изящны повороты…
Лунный цвет девичьих плеч.
Музыки волшебной ноты
Дополняют сумрак свеч.
Ритмы рук не повторимы.
Продолженье фуэтэ…
В гамме волн пастельно синей…
Плещет флейты нежный цвет.
Мир Дега — мир любованья.
Красок дивный фейерверк
На холсте — балета тайны.
Франция, двадцатый век.
Эдгар Дега (1834-1917) — французский художник, классик импрессионизма
Дега
Наталья Солошенко
Все в движенье у Дега:
Скачки, цирк, балет,бега,
«Голубые танцовщицы»,
Мюзик-холл, кафешантан…
Но всегда печальны лица
У его девиц и дам.
Женщины за туалетом
Буднично отражены.
У художника при этом
Нет ни дома, ни жены.
Лишь убогая квартира,
Монпарнас, бульвар Клиши…
Посреди большого мира-
Одиночество души.
Абсент. Дега
Марина Барщевская
Запах поздних хризантем полынных
С привкусом разлитого ментола…
Изумрудный яд наполовину
Выпит, и бокал почти что полый…
Из под перьев шляпки взгляд пустынный
Был ли хоть когда-нибудь весёлый?
Не узнать теперь. Одни руины
Мыслей и похмельный сон тяжёлый….
Оборву струну… Картина Э. Дега
Марина Барщевская
Я оборву струну жестокого романса,
Чтоб слёзы-градом у чувствительных особ.
Пускай в ответ на этот опыт перфоманса
Высокомерную кривит усмешку сноб.
Я знаю, — рифма примитивна, и аккордов
Всего-то три, звенящих в сумрачной тиши.
Зато могу сказать с главой, поднятой гордо:
Пою о том, что прожил, честно, от души.
Эдгар Дэга. Песня собаки
Марина Барщевская
Близится рассвет.
Тюильри, туман…
Дамы-полусвет
Ей кричат:»Шарман!»
Пусть.-не Мистингетт,
Аристид Брюан…
Публике-привет!
Жив кафешантан!
Голубые танцовщицы Эдгара Дега
Элла Гоник
О, вдохновения порыв! Как устоять
Перед соблазном красоты цветущей?!
Вы будете, как нежная мечта, порхать,
С изяществом, лишь вам одним присущим!
В движеньи жарком танца плавится душа,
И сердце замирает безрассудно,
О, голубые мотыльки, едва шурша,
Вы невесомы, движетесь так чудно!
К искусству вечному преграды не закрыть!
И век картины долог, словно песня,
И «Голубые танцовщицы» будут жить,
Пока художник миру интересен…