Чт. Апр 25th, 2024
Венецианов Алексей Гаврилович — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Картины — На пашне. Весна (1820), Жнецы (1820-е), Девушка в платке (1820-е), Гумно (1821), Спящий пастушок (1823), Захарка (1825), Портрет Н. М. Карамзина (1828), Гадание (1842), Девушка с гармошкой (1840), «Встреча у колодца» (1843) и другие.
 
Девушка в платке. худ. Венецианов А. Г
 
Борис Ханин 
Она похожа на Джоконду —
Славянский вариант картины,
Не относящийся к бомонду,
С простою русскою дивчиной.
Загадок столько же в улыбке,
Губах ее, слегка припухших,
Как у Джоконды. Нет ошибки
И в позе: смотрит повернувши
К нам голову. Глаза большие
В них элементы любопытства
На то, что видится впервые.
Доверие во взгляде чистом.
И волосы с пробором ровным
Уложены весьма нехитро
В прическу под платочек скромный,
С расцветкою неколоритной.
Платочек внешность украшает
И делает ее постарше,
А возраст истинный — скрывает.
Четырнадцать — девице нашей.
В руке, что держит тот платочек,
Видна неопытность натуры.
И не похожа даже очень
На руку опытной фигуры
Джоконды кисти Леонардо.
Прабабушки ее , как видно,
С неуловимым томным взглядом,
Неповторимым, очевидно.
Крестьянка с васильками. Венецианов А. Г
Борис Ханин
Она устала от работы.
Сидит, осунувшись лицом.
А в голове одни заботы.
Нет время, чтоб сказать словцо.
Её лицо всё ж некрасиво,
Но у неё чиста душа.
Она не выглядит счастливой,
И вся находится в мечтах.
Сидит.Опущенные плечи.
С тяжелой думой на лице.
Лишь крепкий сон её излечит.
Ещё — молитвы о Творце.
На голове платок завязан,
Чтоб не мешал в её труде
Природный волос.Он измазан
Быть может тоже в суете.
Одета чисто и опрятно.
Привыкла быть такой в труде.
Наверно, ей самой приятно
Быть аккуратною в избе.
Лежат натруженные руки
На фартуке поверх цветов.
Они, как символы разлуки
Непостоянства Васильков.
А может их насобирала,
Увлекшись цветом голубым.
В тех Васильках глаза узнала
Того, кто очень был любим.
Вот те и батькин обед 
Валентина Гладыш 
 
Навеяно картиной А. Венецианова
 
Надо нести было батьке обед
В поле. Пора сенокоса.
Он на работу уехал чуть свет,
Только разнежились росы.
Маленький сын уж собрался идти,
Но опрокинул кувшин,
И молоко разлилОсь на пути,
Как опечалился сын…
Он понимает, что трудно живёт
Вся их большая семья,
Сам просто так урожай не придёт,
Кормят лишь труд да земля.
Бедно и гОлодно жили тогда,
Всё было наперечёт…
Вот и мальчишку настигла беда,
ВзЯла его в оборот.
Что ж ему делать,ведь батьке обед
Вряд ли придётся нести…
Горько…И дома продуктов уж нет,
И ничего не спасти…
А. Венецианов Гумно 
 
Елена Ярина 
 
А.Венецианов «Гумно»
Образ сложного пространства
И куда ни кинешь взор
В поле трудится крестьянство,
Не до распрей, не до ссор.
Кто-то лошадь запрягает,
Кто на отдыхе сидит,
Кто зерно перебирает,
Кто с соседкой говорит.
Видим девушку в сторонке
Мы сидящей на полу.
Ноги босы, и легонько
Сжалась вся в комок в углу.
Серп в руках, поди ж устала.
(Раньше жали все серпом).
Щеки алы, губы алы,
Эта девушка — огонь.
Мужичок в косой рубахе
Тоже выбился из сил.
Помогал не только свахе.
Квасу выпил бы, остыл.
Краски сотканы из света.
И картина так проста.
Сарафаны. Бабье лето.
Мы застыли у холста.
Необычная трактовка,
Необычный интерьер.
Руки скоры. Есть сноровка
Брать кому с кого пример.
Образ сложного пространства.
Полдень. Вышли все на двор.
В поте трудится крестьянство.
Не до распрей, не до ссор.
В 1819 году, желая полностью отдаться искусству, Венецианов оставил службу, купил в Тверской губернии сельцо Сафонково с 70 душами крепостных, построил себе дом и переселился туда, правда регулярно наезжая по многочисленным делам в Петербург. В один из таких приездов на него сильнейшее впечатление произвела привезенная в Эрмитаж картина Ф.Гране — рядовая, но иллюзионистически передавшая пространство церковного интерьера. Задавшись целью достигнуть такого же умения, Венецианов решил написать деревенское гумно с трудящимися и отдыхающимися крестьянами. Для удобства работы даже не пожалел выпилить часть стены в принадлежавшей ему постройке. В картине «Гумно» поставленнная цель была достигнута, а в процессе работы художник сильнее укрепился в намерении запечатлеть окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая.
«Знаменитые русские художники» (Биографический словарь). 
На полотне А. Г. Венецианова «Гумно», написанном в 1823 году зрители увидели немного наивный, но глубоко оригинальный и свежий образ сложного пространства. Работая в деревне, Венецианов открыл для живописи мир русского крестьянства, трактуя его как возвышенно-поэтичную череду «трудов и дней» в окружении тихих и величавых пейзажей.
А. Г. Венецианов Девушка в платке 
Елена Ярина 
 
А. Г. Венецианов «Девушка в платке»
 
Ах, эта девушка в платке.
В портрете благородства сколько.
Одета скромно, налегке…
А ей бы замуж, счастья только…
От школы старых мастеров
Шагнул вперед Венецианов,
Запечатлев на полотне,
Одну из крепостных крестьянок.
И совершенство естества,
И образ тонкий, не дворянство,
От простоты и озорства
Открыл мир русского крестьянства.
Я восторгаюсь красотой…
России бог дает титанов.
Картина создана душой.
Талантлив был Венецианов!
А. Г. Венецианов Спящий пастушок 

Елена Ярина 
 
А. Г. Венецианов «Спящий пастушок» 1823-1826 год
Идеальный, сельской жизни час,
Дышащий спокойствием, теплом.
Отдыхает мальчик без прикрас
И природа вместе с пастушком.
Так светло, душевно, гармонично:
Нет страданий, тяжести труда.
И мечта о счастье в жизни личной
Нас не покидает никогда.
И художник образ на полотнах
Мастерски умело создавал.
Задремал касатик от заботы,
Сидя спит, и видим, что устал.
Как крестьянский сын одет он просто.
Изо льна одежда у него.
Что мальчонке снится? Ночь иль звезды,
Свежий хлеб, парное молоко?
Или его будущее, может,
В люди выйти, в поле рожь растить,
Ведь когда-то рано или поздно
Надо будет домом своим жить.
Спи сынок, о жизни помечтает
Наш художник. Это неспроста.
И природа мирно почивает.
Дремлет с ней и мальчика мечта.
Образ милый сердцу и на лоне
Крепко спит мальчонка — пастушок.
Облака плывут на небосклоне,
Видно жарким будет тот денек!
А какие краски! Луг да речка,
А за полем видим мы лесок.
Спи сынок. Пусть отдохнет сердечко.
Спящий мальчик, добрый пастушок.
А. Г. Венецианов. Встреча у колодца. 1843
Иван Есаулков
Пошла девица за водой,
А там, вблизи колодца,
Её ждал парень молодой…
Как сердце часто бьётся!
Тепло девчонке от речей!
И даже коромысло
От них на девичьем плече
Расслабилось, провисло!
Смущённо девушка глядит —
Она из бедных, боса…
А у него — нарядный вид:
Обут, одет, причёсан!
Вот парень взялся за ведро
И попросил напиться:
Свежа, чиста, как серебро,
И холодна водица!..
Не смотрит на него она —
Девчонку то стесняет,
Что за свиданием одна
Подружка наблюдает.
Завидует, как видно, ей,
А девушка не рада,
Хотя тепло его речей —
Душе её отрада!
А. Г. Венецианов Девушка в платке. 1830 г
Иван Есаулков
В картине изображена
Красавица из русской сказки —
И непорочна, и скромна.
Глубок, таинственен и ласков,
И искренен девичий взор;
Припухлость губ нас умиляет;
А волосы прямой пробор
Причёски гладкой разделяет;
И по спине бежит коса
С нарядной ленточкой, вплетённой.
Крестьянка — юная краса!
И зритель, ею поражённый,
Надеется,что обойдут
Сторонкой беды и печали,
Что девушку дни счастья ждут,
А дни несчастия едва ли!..
Ещё не ведала тревог! —
Мы это видим на картине,
Где синий клетчатый платок
Рукой на голову накинут.
Лицо сияет теплотой,
Улыбка требует порыва,
Но скромностью и чистотой
Она прикроется стыдливо!..
А. Г. Венецианов. Девушка с бураком
Иван Есаулков
С типично русскими чертами
Лицо крестьянки молодой.
Сбивает масло перед нами —
И вид серьёзный, деловой!
Насуплены немного брови
И энергичен поворот —
Коня такая остановит,
В избу горящую войдёт!
Нам внутренний мир человека
Венецианов показал;
Прошло уже почти два века,
Как он картину написал.
В ней обаянье подкупает
И нравственная чистота,
И зрителей всех привлекает
Природный ум и красота!..
А. Г. Венецианов. Девушка с бураком. Не позднее 1824
А. Г. Венецианов Девушка с гармошкой. 1840
Иван Есаулков
Мы видим девочку-подростка —
Она застенчива, чиста.
Нас привлекает красота,
Хотя одежда и неброска.
В руках у девушки гармошка,
Довольно старая на вид.
По сторонам она глядит,
Побаиваясь, но немножко.
В господском доме прибирала
И вот гармонику нашла,
Хоть не закончила дела,
Но… любопытство разобрало.
Взгляд боязливый и лукавый —
В нём любознательность живёт:
Какая у её господ
Есть интересная забава!..
А. Г. Венецианов. Жнецы. 1825
Иван Есаулков
В картине двое — сын и мать.
Даны фигуры крупным планом,
Чтоб зрители могли понять —
Доступна красота крестьянам!
Захарка здесь изображён:
Встал с матерью своею рядом,
На бабочек взгляд устремлён —
Он их ласкает нежным взглядом.
Крестьянка же утомлена,
Причём не только от работы! —
Хлебнула, видимо, она
Сполна тревоги и заботы!
А сын для радости открыт,
От неожиданности замер
И нам о многом говорит
Своею позой и глазами!..
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна
Иван Есаулков
Прозрачны краски небольшого полотна,
Где ощущает зритель утро года.
По свежей пашне босиком идёт Весна —
И чутко просыпается природа!
Легко плывут в небесной выси облака,
И в воздухе тумана дымка тает.
А поступь женщины божественно легка —
Она парит как будто, не шагает.
Улыбка матери воздушна и нежна,
Обращена к прекрасному ребёнку;
Его фигурка с краю поля нам видна —
Среди цветов сидит он в рубашонке.
И тишина по всей картине разлита,
И полуфантастична героиня:
Непреходяща у крестьянки красота,
Что кажется античною богиней!
Левей её другая женщина идёт,
И третья возле пня коней уводит
Вглубь полотна, свершая тем круговорот —
Божественное таинство Природы!..
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
А. Г. Венецианов Спящий пастушок. 1823-1826 гг
Иван Есаулков
Пейзаж поэтичен, одухотворён!
Река Ворожба среди поля блестит,
И мальчик крестьянский здесь изображён —
У старой берёзы спокойненько спит.
Крестьянка к реке с коромыслом идёт.
Умиротворённость вокруг и покой.
Типичность пейзажу ещё придаёт
Цепь низких, далёких холмов за рекой.
Движения вроде бы даже и нет:
Поля, перелески, сарай и река.
Показан несложный в картине сюжет —
И мы обращаем взгляд на пастушка.
Естественны, непринуждённы черты —
Показано нам состояние сна,
А в облике столько тепла, чистоты,
И словно его облегла тишина!..
А. Г. Венецианов Утро помещицы. 1823 г
 
Иван Есаулков
Всё мастерски написано с натуры:
И обстановка дома, и фигуры;
Помещица у столика сидит;
Обыденный и небогатый вид.
И кажется, от полотна как будто
Повеяло покоем и уютом.
Часть комнаты пронизывает свет,
Подчёркивая женский силуэт.
Две статные крестьянки в сарафанах
Изображаются на первом плане:
На корточки присела на полу
Одна, другая — рядом с ней, в углу;
Спокойствием крестьянок облик полон.
Художник достоверно всё исполнил:
Комод, стол, ширма и две связки льна;
Крестьянки и сидящая жена*.
* Считается, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна.
 

Венецианов

Кондрат Припаркин

Труд крестьян воспел Венецианов,
Он в селе нашёл своё «зерно»,
Без прикрас, красивости, обмана,
Миру он явил своё «Гумно».

Он писал с натуры в русском поле,
«Очищеньем свёклы» знаменит,
Возвеличив русское раздолье,
Где к простолюдинам путь открыт.

А. Г. Венецианов. Захарка

Ольга Суслова

Сколько здесь Захарке лет?
Восемь? Десять? Больше?
Пусть останется секрет —
Это дело Божье.

Мальчугана ждут дела,
И на вид он взрослый,
Хоть душа его мала,
Он решит вопросы.

Пусть кафтан великоват,
Без размера шапка,
Не дает нужда наград,
И порой не сладко.

Не по-детски вдумчив взор —
Затерялись игры.
Ждёт его крестьянский двор:
Пилы, грабли, вилы.

На плече несёт топор —
Навык с детства крепкий.
Пригодился он с тех пор —
Разлетятся щепки!

Он натопит жарко печь —
Приплывёт усталость,
И захочется прилечь,
И вздремнуть, хоть малость.

А. Г. Венецианов. Крестьянские дети в поле

Ольга Суслова

Солнце царствует в зените
В ясных, светлых небесах,
В них распахнута обитель
Для весёлых певчих птах.

В неге роща, лес и поле,
Притомился и пастух.
Да, нелёгкий труд на воле —
Переводит мальчик дух.

Пожевать бы, что-то надо —
Подвело живот с утра.
Отдыхают овцы рядом,
Надвигается жара.

Нет у мальчика котомки,
Нет еды и котелка,
Шляпа только, с рваной кромкой.
Рядом нет и родника.

Что же, это? Наважденье? —
Хлеб девчонка подаёт.
Боже милый, есть спасенье!
Осторожно хлеб берёт.

Мимо шли девчата, эти,
Видно по своим делам.
Самый вкусный хлеб на свете,
Разделённый пополам!

Отдохнёт пастух немного —
Дал приют ему гранит.
Не оставлен парень Богом,
День работать предстоит.

А. Г. Венецианов. Спящий пастушок

Ольга Суслова
Не торопится, плавится день,
От бессилья звенит тишина.
Как от зноя томителен день,
Как натянута лета струна!

И умерив игривый свой нрав,
Неспокойный шалун ветерок
Заплутал средь некошеных трав,
И подняться на волю не смог.

Притомился, устал пастушок,
Под берёзой, со старым стволом,
Он присел от жары на часок,
И к нему прислонился плечом.

Стадо прячется где-то в тени —
От художника видно намёк,
Отдыхают коровы одни,
Пастушок его больше увлёк.

А крестьянка, закончив дела,
Не спеша с коромыслом идёт.
Ровно тропка по полю легла.
До колодца она доведёт.

Крепко спит у воды паренёк.
В дрёме сладкой почует река.
Сон спокойный его, без тревог —
А работа, совсем нелегка.

Венецианов. крестьянка с васильками
Станислав Минаков
Просто — сидит. На коленях — спокойные руки,
и васильки на коленях, на фартуке белом,
в синь-сарафане и белой рубахе посконной —
просто сидит, лентой волосы собраны.
Фон здесь не явлен —
да что нам подробности быта
или ландшафта, когда в сарафане
свет-васильковом и белой рубахе,
чуть преклонивши чело золотое,
дева глядит, и лежат васильки у неё на коленях!
В эти минуты, когда я смотрю на неё,
в эти века ты шепчи мне что хочешь,
Фаланд, сатир чертозадый, хоть кукиш в кармане
скорчь, Асмодей, Сатано, Мефистофель,
свинствуй, талдычь мне о светоче падшем,
грязи людской, о безверье, о подлости бренного мира,
я не поставлю и в грош твою правду
в эти минуты, в извечные эти мгновенные веки.
И живописец-очкарик с лицом ясновидца,
с ликом учителя земского —
за полстолетья до школы селянской —
тронет холстину сырую влюбленною кистью
и васильком шевельнёт меж губами.
И — в невесомую высь
сеновала,
в омут истомный, духмяную колкость соломы
дева летит, синевой сарафанной овита.
…Что я плету? Я совсем перепутал сюжеты!
Да — не беда:
вот он — автор с крестьянским прищуром,
вот — этот мир неизбежный, несносный, любимый.
И — надо всеми, над всем —
в сарафане
небесном —
дева младая с челом осиянным!
И васильки, васильки у неё на коленях…