Венецианов Алексей Гаврилович — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Картины — На пашне. Весна (1820), Жнецы (1820-е), Девушка в платке (1820-е), Гумно (1821), Спящий пастушок (1823), Захарка (1825), Портрет Н. М. Карамзина (1828), Гадание (1842), Девушка с гармошкой (1840), «Встреча у колодца» (1843) и другие.
Девушка в платке. худ. Венецианов А. Г
Борис Ханин
Она похожа на Джоконду —
Славянский вариант картины,
Не относящийся к бомонду,
С простою русскою дивчиной.
Загадок столько же в улыбке,
Губах ее, слегка припухших,
Как у Джоконды. Нет ошибки
И в позе: смотрит повернувши
К нам голову. Глаза большие
В них элементы любопытства
На то, что видится впервые.
Доверие во взгляде чистом.
И волосы с пробором ровным
Уложены весьма нехитро
В прическу под платочек скромный,
С расцветкою неколоритной.
Платочек внешность украшает
И делает ее постарше,
А возраст истинный — скрывает.
Четырнадцать — девице нашей.
В руке, что держит тот платочек,
Видна неопытность натуры.
И не похожа даже очень
На руку опытной фигуры
Джоконды кисти Леонардо.
Прабабушки ее , как видно,
С неуловимым томным взглядом,
Неповторимым, очевидно.
Крестьянка с васильками. Венецианов А. Г
Борис Ханин
Она устала от работы.
Сидит, осунувшись лицом.
А в голове одни заботы.
Нет время, чтоб сказать словцо.
Её лицо всё ж некрасиво,
Но у неё чиста душа.
Она не выглядит счастливой,
И вся находится в мечтах.
Сидит.Опущенные плечи.
С тяжелой думой на лице.
Лишь крепкий сон её излечит.
Ещё — молитвы о Творце.
На голове платок завязан,
Чтоб не мешал в её труде
Природный волос.Он измазан
Быть может тоже в суете.
Одета чисто и опрятно.
Привыкла быть такой в труде.
Наверно, ей самой приятно
Быть аккуратною в избе.
Лежат натруженные руки
На фартуке поверх цветов.
Они, как символы разлуки
Непостоянства Васильков.
А может их насобирала,
Увлекшись цветом голубым.
В тех Васильках глаза узнала
Того, кто очень был любим.
Вот те и батькин обед
Валентина Гладыш
Навеяно картиной А. Венецианова
Надо нести было батьке обед
В поле. Пора сенокоса.
Он на работу уехал чуть свет,
Только разнежились росы.
Маленький сын уж собрался идти,
Но опрокинул кувшин,
И молоко разлилОсь на пути,
Как опечалился сын…
Он понимает, что трудно живёт
Вся их большая семья,
Сам просто так урожай не придёт,
Кормят лишь труд да земля.
Бедно и гОлодно жили тогда,
Всё было наперечёт…
Вот и мальчишку настигла беда,
ВзЯла его в оборот.
Что ж ему делать,ведь батьке обед
Вряд ли придётся нести…
Горько…И дома продуктов уж нет,
И ничего не спасти…
А. Венецианов Гумно
Елена Ярина
А.Венецианов «Гумно»
Образ сложного пространства
И куда ни кинешь взор
В поле трудится крестьянство,
Не до распрей, не до ссор.
Кто-то лошадь запрягает,
Кто на отдыхе сидит,
Кто зерно перебирает,
Кто с соседкой говорит.
Видим девушку в сторонке
Мы сидящей на полу.
Ноги босы, и легонько
Сжалась вся в комок в углу.
Серп в руках, поди ж устала.
(Раньше жали все серпом).
Щеки алы, губы алы,
Эта девушка — огонь.
Мужичок в косой рубахе
Тоже выбился из сил.
Помогал не только свахе.
Квасу выпил бы, остыл.
Краски сотканы из света.
И картина так проста.
Сарафаны. Бабье лето.
Мы застыли у холста.
Необычная трактовка,
Необычный интерьер.
Руки скоры. Есть сноровка
Брать кому с кого пример.
Образ сложного пространства.
Полдень. Вышли все на двор.
В поте трудится крестьянство.
Не до распрей, не до ссор.
В 1819 году, желая полностью отдаться искусству, Венецианов оставил службу, купил в Тверской губернии сельцо Сафонково с 70 душами крепостных, построил себе дом и переселился туда, правда регулярно наезжая по многочисленным делам в Петербург. В один из таких приездов на него сильнейшее впечатление произвела привезенная в Эрмитаж картина Ф.Гране — рядовая, но иллюзионистически передавшая пространство церковного интерьера. Задавшись целью достигнуть такого же умения, Венецианов решил написать деревенское гумно с трудящимися и отдыхающимися крестьянами. Для удобства работы даже не пожалел выпилить часть стены в принадлежавшей ему постройке. В картине «Гумно» поставленнная цель была достигнута, а в процессе работы художник сильнее укрепился в намерении запечатлеть окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая.
«Знаменитые русские художники» (Биографический словарь).
На полотне А. Г. Венецианова «Гумно», написанном в 1823 году зрители увидели немного наивный, но глубоко оригинальный и свежий образ сложного пространства. Работая в деревне, Венецианов открыл для живописи мир русского крестьянства, трактуя его как возвышенно-поэтичную череду «трудов и дней» в окружении тихих и величавых пейзажей.
А. Г. Венецианов Девушка в платке
Елена Ярина
А. Г. Венецианов «Девушка в платке»
Ах, эта девушка в платке.
В портрете благородства сколько.
Одета скромно, налегке…
А ей бы замуж, счастья только…
От школы старых мастеров
Шагнул вперед Венецианов,
Запечатлев на полотне,
Одну из крепостных крестьянок.
И совершенство естества,
И образ тонкий, не дворянство,
От простоты и озорства
Открыл мир русского крестьянства.
Я восторгаюсь красотой…
России бог дает титанов.
Картина создана душой.
Талантлив был Венецианов!
А. Г. Венецианов Спящий пастушок
Елена Ярина
А. Г. Венецианов «Спящий пастушок» 1823-1826 год
Идеальный, сельской жизни час,
Дышащий спокойствием, теплом.
Отдыхает мальчик без прикрас
И природа вместе с пастушком.
Так светло, душевно, гармонично:
Нет страданий, тяжести труда.
И мечта о счастье в жизни личной
Нас не покидает никогда.
И художник образ на полотнах
Мастерски умело создавал.
Задремал касатик от заботы,
Сидя спит, и видим, что устал.
Как крестьянский сын одет он просто.
Изо льна одежда у него.
Что мальчонке снится? Ночь иль звезды,
Свежий хлеб, парное молоко?
Или его будущее, может,
В люди выйти, в поле рожь растить,
Ведь когда-то рано или поздно
Надо будет домом своим жить.
Спи сынок, о жизни помечтает
Наш художник. Это неспроста.
И природа мирно почивает.
Дремлет с ней и мальчика мечта.
Образ милый сердцу и на лоне
Крепко спит мальчонка — пастушок.
Облака плывут на небосклоне,
Видно жарким будет тот денек!
А какие краски! Луг да речка,
А за полем видим мы лесок.
Спи сынок. Пусть отдохнет сердечко.
Спящий мальчик, добрый пастушок.
А. Г. Венецианов. Встреча у колодца. 1843
Иван Есаулков
Пошла девица за водой,
А там, вблизи колодца,
Её ждал парень молодой…
Как сердце часто бьётся!
Тепло девчонке от речей!
И даже коромысло
От них на девичьем плече
Расслабилось, провисло!
Смущённо девушка глядит —
Она из бедных, боса…
А у него — нарядный вид:
Обут, одет, причёсан!
Вот парень взялся за ведро
И попросил напиться:
Свежа, чиста, как серебро,
И холодна водица!..
Не смотрит на него она —
Девчонку то стесняет,
Что за свиданием одна
Подружка наблюдает.
Завидует, как видно, ей,
А девушка не рада,
Хотя тепло его речей —
Душе её отрада!
А. Г. Венецианов Девушка в платке. 1830 г
Иван Есаулков
В картине изображена
Красавица из русской сказки —
И непорочна, и скромна.
Глубок, таинственен и ласков,
И искренен девичий взор;
Припухлость губ нас умиляет;
А волосы прямой пробор
Причёски гладкой разделяет;
И по спине бежит коса
С нарядной ленточкой, вплетённой.
Крестьянка — юная краса!
И зритель, ею поражённый,
Надеется,что обойдут
Сторонкой беды и печали,
Что девушку дни счастья ждут,
А дни несчастия едва ли!..
Ещё не ведала тревог! —
Мы это видим на картине,
Где синий клетчатый платок
Рукой на голову накинут.
Лицо сияет теплотой,
Улыбка требует порыва,
Но скромностью и чистотой
Она прикроется стыдливо!..
А. Г. Венецианов. Девушка с бураком
Иван Есаулков
С типично русскими чертами
Лицо крестьянки молодой.
Сбивает масло перед нами —
И вид серьёзный, деловой!
Насуплены немного брови
И энергичен поворот —
Коня такая остановит,
В избу горящую войдёт!
Нам внутренний мир человека
Венецианов показал;
Прошло уже почти два века,
Как он картину написал.
В ней обаянье подкупает
И нравственная чистота,
И зрителей всех привлекает
Природный ум и красота!..
А. Г. Венецианов. Девушка с бураком. Не позднее 1824
А. Г. Венецианов Девушка с гармошкой. 1840
Иван Есаулков
Мы видим девочку-подростка —
Она застенчива, чиста.
Нас привлекает красота,
Хотя одежда и неброска.
В руках у девушки гармошка,
Довольно старая на вид.
По сторонам она глядит,
Побаиваясь, но немножко.
В господском доме прибирала
И вот гармонику нашла,
Хоть не закончила дела,
Но… любопытство разобрало.
Взгляд боязливый и лукавый —
В нём любознательность живёт:
Какая у её господ
Есть интересная забава!..
А. Г. Венецианов. Жнецы. 1825
Иван Есаулков
В картине двое — сын и мать.
Даны фигуры крупным планом,
Чтоб зрители могли понять —
Доступна красота крестьянам!
Захарка здесь изображён:
Встал с матерью своею рядом,
На бабочек взгляд устремлён —
Он их ласкает нежным взглядом.
Крестьянка же утомлена,
Причём не только от работы! —
Хлебнула, видимо, она
Сполна тревоги и заботы!
А сын для радости открыт,
От неожиданности замер
И нам о многом говорит
Своею позой и глазами!..
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна
Иван Есаулков
Прозрачны краски небольшого полотна,
Где ощущает зритель утро года.
По свежей пашне босиком идёт Весна —
И чутко просыпается природа!
Легко плывут в небесной выси облака,
И в воздухе тумана дымка тает.
А поступь женщины божественно легка —
Она парит как будто, не шагает.
Улыбка матери воздушна и нежна,
Обращена к прекрасному ребёнку;
Его фигурка с краю поля нам видна —
Среди цветов сидит он в рубашонке.
И тишина по всей картине разлита,
И полуфантастична героиня:
Непреходяща у крестьянки красота,
Что кажется античною богиней!
Левей её другая женщина идёт,
И третья возле пня коней уводит
Вглубь полотна, свершая тем круговорот —
Божественное таинство Природы!..
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
А. Г. Венецианов Спящий пастушок. 1823-1826 гг
Иван Есаулков
Пейзаж поэтичен, одухотворён!
Река Ворожба среди поля блестит,
И мальчик крестьянский здесь изображён —
У старой берёзы спокойненько спит.
Крестьянка к реке с коромыслом идёт.
Умиротворённость вокруг и покой.
Типичность пейзажу ещё придаёт
Цепь низких, далёких холмов за рекой.
Движения вроде бы даже и нет:
Поля, перелески, сарай и река.
Показан несложный в картине сюжет —
И мы обращаем взгляд на пастушка.
Естественны, непринуждённы черты —
Показано нам состояние сна,
А в облике столько тепла, чистоты,
И словно его облегла тишина!..
А. Г. Венецианов Утро помещицы. 1823 г
Иван Есаулков
Всё мастерски написано с натуры:
И обстановка дома, и фигуры;
Помещица у столика сидит;
Обыденный и небогатый вид.
И кажется, от полотна как будто
Повеяло покоем и уютом.
Часть комнаты пронизывает свет,
Подчёркивая женский силуэт.
Две статные крестьянки в сарафанах
Изображаются на первом плане:
На корточки присела на полу
Одна, другая — рядом с ней, в углу;
Спокойствием крестьянок облик полон.
Художник достоверно всё исполнил:
Комод, стол, ширма и две связки льна;
Крестьянки и сидящая жена*.
* Считается, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна.
Венецианов
Кондрат Припаркин
Труд крестьян воспел Венецианов,
Он в селе нашёл своё «зерно»,
Без прикрас, красивости, обмана,
Миру он явил своё «Гумно».
Он писал с натуры в русском поле,
«Очищеньем свёклы» знаменит,
Возвеличив русское раздолье,
Где к простолюдинам путь открыт.