Пт. Апр 19th, 2024
Диоген Синопский — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Своё жилище он устроил в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). 

Чудик Диоген

Анатолий Чигалейчик
Однажды славный Македонский
С войсками в Кранию пришёл,*
И рядом с бочкой Диогена
В пыли лежащего нашёл.
На шум философ обернулся.
Взглянул на юного царя,
И продолжал лежать на солнце.
Философ — киник был не зря.

А в свите царской — Аристотель.
На Диогена указал,
И Александру так сказал:
«Живёт чудила этот в бочке,
Он киник, имя Диоген,
Сбежал от женских он измен».

И юный царь спросил чудилу,
Что хочет киник от царя?
А Диоген ему ответил:
«Отстань Великий от меня,
И солнце мне не заслоняй.
Поход на персов продолжай».

На эту дерзость Диогена,
Царь улыбнувшись, дал ответ,
Был Александр слегка поэт.
«Когда бы не был Александром,
Я Диогеном стать желал,
И в тесной бочке, как философ,
Я жизнь бесцельно прожигал».

* Город Греции.

Диоген

Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Жерома

Народ у нас в Афинах странный, право!
Не понимает сути бытия,
Стремится к власти, к роскоши и славе,
И с удивлением смотрит на меня.

А человеку, в сущности, что нужно?
Да, по большому счету, ничего!
Одежды, храмы, деньги и оружье…
Я ж обхожусь без этого всего.

Кругом видны лишь сумрачные лица —
Ведь не приносит счастья их житье.
Дворцы большие строят для жилища,
А мне и в бочке очень хорошо.

И где найти такого человека,
Чтоб он был сходен с сущностью своей?
Те, что вокруг, — не люди, а калеки.
Зажгу фонарь, пойду искать людей.

Диоген

Владимир Гоголицин
Давно ни крыши и ни стен…
И телу ничего не надо…
Укрылся в бочке Диоген,
Как в раковине рак — в засаде.
Там в размышленьях жарким днем
О смысле жизни и о веке…
И эпатажно с фонарём
Искал под вечер Человека.
Нет и с огнём… И тень царя
Легла однажды рядом с входом…
Дрожало пламя фанаря
От набежавшего народа.
А живший в бочке много лет
Изрёк в отверстие — оконце:
«Уйди! Ты мне погасишь свет
И заслонил с народом солнце!».
Без слов ушел могучий царь —
Был страха арсенал не годен.
Отваги негасим фонарь,
У тех, кто от всего свободен.

Диогену Синопскому

Владимир Радимиров

Рождённый богом, киник дерзкий,
Имел он нрав весьма премерзкий;
Собою гол, он в бочке жил,
Поскольку волей дорожил.

Диоген
Владислав Морев
Не заслоняй мне Солнце, Власть!
Златой Телец, уйди от Света! —
Тебе Сиянья не украсть:
Ты Отражаешь Счастье это!
Ты Тень даёшь, где я ищу
Среди Двуногих Человека, —
И в Зной полуденный Свечу
Несу Рукой в людской Пекло.
Я отвергаю всё, на чём
Ты строишь Мощь Предубежденья:
Не нужен мне роскошный Дом,
Рабы, Оружие, Владенья.
Что Деньги? Пищу попрошу
У Статуй мраморных застывших:
Безумцев мудро рассмешу, —
И пообедаю под Крышей!
Я тонко высмею Порок
Самозабвенного Бахвальства,
Переступлю любой Порог
Любого гордого «Начальства»,
Купцов, считающих Барыш
И Слуг, кормящихся Баландой:
Я всех богаче тем, что Нищ —
Плюю в Заносчивость Талантом!
Я прост, как Пёс, — и тем служу,
Что на Светило Правды вою, —
И Руку Вечности лижу,
Но Рук иных не удостою!..
Диоген
Владимир Тимкин
Он к бочке, будто бы привык;
ни молодой и — ни старик,
ему, своим бы делом заниматься!..
а он, вдруг, правду — за кадык(!)
и вроде, с ней: «чирик-чик-чик!»,
да к истине, ещё, давай.. цепляться!
Понять, мыслитель, всё не мог,
(так жал, ему один сапог),
как негодяй, быть может — Человеком!
потом босым, в бадье сидел
и как-то, даже поумнел —
и остальное, с голодухи, докумекал!…
Учитель умер — Антисфен,
совсем замкнулся Диоген!…
И вздрогнули, от ужаса,- Афины!
Сам- Македонский, был бы рад,
без всяких званий и — наград,
хоть на часок,стать мудрым Диогеном!…
Тот, днём с огнём, ходил-бродил,
совсем, не ел и мало пил,
искал в Коринфе, Чудо-Человека,
а на ночь, в бочку залезал;
катилась крупная слеза!…
вкруг — негодяи! Где взять человека?…
Он Прожил, — девяносто лет,
но не оставил, нам завет!…
Труды же, не напрасны его были!…
И вот, мы ищем, до сих пор
и в городах, и среди гор,
тот экземпляр; кого б, мы полюбили!…

А фонарь Диогена не гаснет…

Геннадий Сивак
А фонарь Диогена не гаснет,
И горит не одну сотню лет…
Хоть и жизнь не становится слаще,
Лучик света для нас, как совет…

Жаль, но чести нарушены квоты,
Зашкалил бессердечия фон…
Всюду сплетни и ложь и наветы,
Да мобильный звенит телефон…

Длится поиск. Бездушье довлеет,
Состраданье исчезло совсем.
Почему все становятся злее?
И страшнее от этого всем…

А фонарь Диогена не гаснет,
Провожает, встречает года…
Его поиск идет в одночасье,
С мыслью, что актуальна всегда.

Диоген
Игорь Панченко
С зажжённой свечкой в ясный день,
Как будто в сумраке блуждая,
Среди толпы искал людей,
В толпе людей не узнавая.
Он в бочке жил и пил из лужи,
Стыда не видел в наготе.
Но и сейчас примером служит,
Превосходя всех в простоте.
Двадцать веков уже промчались,
Стирая с памяти изгоев,
Но больше Диогены не встречались,
Среди не узнанных героев,
Хоть нормы общества менялись,
И политического строя.
Сказ о Диогене
Ксения Любавина
Жил в Элладе Древней грека, звался просто — Диоген,
Был обычным человеком, не имел больших проблем,
Сбор в казну платил исправно, аккуратен был в делах,
Но фортуна своенравна: жахнул кризис, дело-швах.
Обвалилась мигом драхма, нищетой стране грозя…
Знамо, деньги-то не пахнут, он станок печатный взял,
Разбодяжил медью злато, и открыл подпольный цех,
Если есть ума палата — зарывать таланты грех.
И в итоге той кадрили загремел он под статью,
Судьи долго не рядили, штраф вменили — и адью.
Стал скитаться по Элладе, бос и гол, всего лишён,
И от моря в пару стадий бочку в рост себе нашёл.
Знаменитым стал в Афинах: кормят, деньги подают,
Только местные фемины любят роскошь и уют.
— Сам подумай, голубочек, ну, какая тут «ля-мур»?
Не впихнуть дивана в бочку, не поставить гарнитур.
А ему и так отлично — нафига попу гармонь?
— Отвяжись ты, фря столична, и философа не тронь!
Он живёт, беды не зная, как свободный индивид —
Олигархов посылает и гетерок материт.
На коллег он бочку катит, те молчат, ядрёна вошь,
Нет сказать, заткнись, мол, хватит — киник, что с него возьмёшь?
Ведь посмел при всём народе Македонскому орать:
— Смойся, ваше благородье, не мешай мне загорать!
Александр извинился, тот хотя его послал:
— Каб царём я не родился — Диогеном точно б стал!
Правда Диогена
Лариса Соколова
Александр Великий Диогену
дать хотел земных, завидных благ.
А тому всё море по колено,
потому что был философ наг.
Он дышал привольно в бочке тесной,
наблюдая чудную зарю.
И под щедрым солнцем выбрав место,
так сказал великому царю:
«Отойди, сиятельный правитель!
В солнце — жизнь, его не заслоняй.
В тьме соблазнов — демон-искуситель,
только он, поверь, слабей меня.
Кто за счастьем призрачным в погоне,
никогда не будет встречен им.
Мальчик, воду пьющий из ладони,
стал не зря учителем моим.»
Диоген
Мари Полякова
Неоднозначный, саркастичный,
Собака Диоген — философ!
И в жизни очень непривычной
Ответов меньше, чем вопросов.
Шёл по дороге отрицания,
Себе не изменил ни разу!
Просил у статуй подаяния,
Чтоб приучить себя к отказу.
Учил довольствоваться малым:
Дворцы?! И в бочке жить не сложно.
А если жажда обуяла,
Напиться из ладони можно.
И в разговоре с Македонским
В ответ на: «Всё, что пожелаешь»
Сказал: «Уйди чуть-чуть в сторонку,
Ведь ты мне солнце заслоняешь.»
Сейчас так жить никто не станет!
Но, если вдуматься немного —
В мозгах так много всякой дряни,
К тому же высочайшей пробы!
Как часто в нашем мире бренном,
БОМЖи умнее и приличней!
Видать, потомки Диогена!
Философы — и нет различий!
Диоген
Нелли Добротолюбова 
 
Диоген из Синопа — философ, 4 век до н.э. Терракотовый пифос — глиняная бочка. «Топтал Платонову спесь» — был не согласен с теорией Платона «О сущности вещей».
Сидел Диоген в круглой бочке своей,
Был счастлив, грошей не имея.
На звёзды смотрел как на пламя свечей,
А ноги болели, немея.
Философ однажды заметил от звёзд
Одно небольшое посланье:
Найди себе ложе и дом, старый пёс,
И там созерцай мирозданье.
Но был Диоген из Синопа упрям,
Закалка кинической школы:
Подвержен сомнительно-ложным страстям
И очень горазд на приколы.
Послушайте умные мысли, друзья,
Кричал он толпе оголтелой,
Но те лучше б слушали трель соловья,
Чем басни про бренное тело.
Тогда он залился для них соловьём.
Безумцы развесили уши.
Вот так вы и в жизни чужое враньё
Без памяти любите слушать.
Его философия, в общем, проста:
Оставь материальные блага,
Лишь мыслей полёт и души чистота
Важны, как перо и бумага.
Кряхтя каждый вечер под хохот с небес,
Он лез в терракотовый пифос
И долго топтал в нём «Платонову спесь»,
На сущность вещей всех обидясь.
И жалобу он на Платона послал
Богам на вершину Олимпа:
Лишь нищий учёный — его идеал,
Без дома, еды и без нимба.
Лишь тот, кто отрёкся от благ бытия,
В науке достигнет вершины,
А мыслям Платона верить нельзя,
На то у него есть причины.
И боги ему написали в ответ
На греческом и на латыни,
Что будет его красоваться портрет
В учебниках мира отныне.

Диоген


Ника Ребровская
На юго-востоке Европы,
Средь тронутых временем стен
Слонялся чудак из Синопа,
И звали его Диоген.

В развалинах давнего века
Хранилась седая тоска.
Он всюду искал ЧЕЛОВЕКА,
Да, видно, напрасно искал.

Он просто оставил потомкам
Какой-то неведомый ген:
Всё ищем мы что-то в потёмках,
И в каждом живёт Диоген.

Диоген и Александр Македонский
Олег Глечиков
 
По рассказу Плутарха — античного философа:
Когда великий Александр Македонский
Явился в Аттику, он очень захотел,
Чтоб Диоген, не занятый для дел,
Пришёл, явить в беседе ум свой тонкий.
Но Диоген не поспешал к царю.
Узнав, что «маргинал» неподалёку,
На солнце греется, в бочонке, одиноко,
Царь сам решил отправиться к нему.
Придя к философу, представился: « Я — царь,
Великий Александр Македонский!»
«А я — собака Диоген», — философ, из бочонка,
Не поспешая встать и кинуть этот «ларь».
«За что тебя зовут собакой?» — царь снова вопрошал.
«Кто бросил кус еды, однако, тому – хвостом вилял.
Еды не бросит — то облаю. А злых — кусаю всех».
«Меня боишься ты?»
В ответ услышал смех.
«А что такое ты, — спросил царя философ, —
Ответь, ты — зло, или же ты — добро?»
«Добро» — ответил царь, и рубанул ребром
Своей ладони, как мечом, но косо.
«Ну, коль добро ты, кто ж добра боится!»
«Проси что хочешь, тут же принесут!»
«Ты, отойди чуток, на солнце греюсь тут…
И заслонять мне солнце, не годится!»
Когда обратно ехал царь, к себе, степенно,
Друзья смеялись над философом из бочки.
Царь Македонский молвил громко, ставя точку:
«Не будь я Александром, хотел быть Диогеном!»

Я никогда не стану Диогеном

Столяров Игорь Николаевич
Хотелось стать конечно Диогеном.
С ладони пить, с собаками дружить.
Но нет в России школы Антисфена.
И пифоса в стране не раздобыть.

Я проживу смотря на мир в оконце.
И не осмелюсь крикнуть королю, —
Да отойди, ты закрываешь Солнце!
И что царей я, в общем, не люблю.

И с фонарём не выйду ради смеха,
А на вопрос, — Зачем иду с огнём?
О том, что я ищу здесь человека,
Им не отвечу даже хмурым днём.

Не прокричу о глупостях церковных.
Хотя не спорю, Бог на свете есть!
И не готов пока в домах духовных,
С братвою в рясах вместе»Мурку»петь.

Но понял я, что значит Добродетель!
К себе пытался «между» применить…
Я ни богат, ни беден, Бог свидетель!
И все же Диогеном мне не быть…

Диоген
Татьяна Велесова
Днём с огнём ищу я человека
На пустынных улицах Афин.
Как бараны, он не будет бекать
И не завопит: «Я властелин!»
Будто зверь из логовища, вылез
Скудоумный хищник из дворца.
А моё богатство — только пифос.
То жильё достойно мудреца.
Я устрою ложе из соломы.
Дождь мне — как священная вода,
Истина — очаг родного дома,
И светильник — дальняя звезда.
С кем бы разделить богатства эти?
Друг мой человек, ты отзовись!
Повстречайся завтра на рассвете,
Чтобы изменить больную жизнь!
А рядом в бочке, Диоген
Татьяна Зрелова
Под небом греческой Эллады,
Оливки сыпались в садах,
Богатый грек спал на пирах,
Гончарным мастером в руках,
Как чудо,из волшебной глины,
Рождались амфоры златые.
Талант творил дела святые,
Земной прах воплотив в кувшины!
Садилось солнце на приволье!
Закат на небе догорал.
Раб — хлебопашец отдыхал,
Печалясь о несчастной доле.
Плох урожай его на поле,
Земная бедность — не порок.
У каждого раба свой срок.
Уйдёт и он из жизни голый,
Такой же бедный и убогий,
Каким однажды в мир пришёл!
Но радость в жизни не нашёл,
И смерть бродила у порога…
Богач всё пьянствовал с блудницей,
Лежал он на пирах своих,
В страстях томился он земных,
Как узник, пойманный темницей!
Гончар жил добрым ремеслом
Он создавал плоды руками.
И зрело ремесло веками,
Хвалясь великим тем трудом.
Летело время безучастно.
Крутил гончар заветный круг,
А раб надеялся на плуг!
Богач тучнел от жизни страстной.
А рядом, где оливки звали,
Под деревом, найдя свой плен,
Жил в толстой бочке Диоген,*
На травку, выбросив, сандали…
Сидел нагой он и босой,
И не желал уже трудиться,
Лишь созерцательным умом,
Философ мыслил насладиться!
Он радость находил в движенье
На небе редких облаков.
Он пищу создавал из слов
И ей питался со смиреньем.
Жизнь пролетит в одно мгновенье —
Зачем земная благодать?
И что ему от жизни взять?
Души он жаждал отреченье.
Он был свободен, как орёл,
Премудрость звал он — добродетель!
Её одну на белом свете —
Как золотник святой обрёл
Жил в толстой бочке*Диоген — жил в пифосе — глиняном сосуде (высотой 1,5 — 2 метра) для хранения зерна. 
Диоген
Татьяна Карнаух2
 
«Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам»
                                                                                   Диоген
В Афинах жил один мудрец,
Что «спесь топтал Платона»
Свободы истинный певец-
Философ из Синона.
Он пифос предпочел дворцу
И выбрал путь аскета.
И спуску не давал лжецу
И был свободней ветра!
По снегу босиком ходил,
Носил суму и посох.
Обычным киником прослыл
Известнейший философ.
Он Человека»днем с огнем»
Искал с мечтой заветной,
Искал с зажженным фонарем,
Все оказалось — тщетно.
И полководца потрясла
Премудрость жизни старца.
Увидел Македонский в нем
Бесценное богатство.
«Он указал всем легкий путь,
Что делает счастливым».
Вся жизни истинная суть,
Вдруг стала постижимой.
Философ Диоген был сыном менялы Гикесия.Оказавшись в Дельфах,он спросил оракула, чем ему заниматься,на что получил ответ:»переоценкой ценностей». Сначала он понял это изречение как,»перечеканка монет».Но будучи изгнанным,он осознал свое призвание в философии.Свое жилище устроил возле афинской горы в большом глиняном сосуде-пифосе,в котором хранили зерно,вино,масло. Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке,но древние греки бочек не делали.
Диоген неоднократно спорил с Платоном о сущности вещей и топча циновку восклицал:»топчу спесь Платона».