Серов В. А (1865-1911)

Серов В. А (1865-1911)

Серов Валентин Александрович — русский живописец и график, мастер портрета.Самые известные картины Серова — «Автопортрет» (1880-е), «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещённая солнцем» (1888), «Дети» (1899), «Портрет Мики Морозова» (1901), «Пётр I» (1907), «Похищение Европы» (1910). 

Пушкин на скамейке


Агапи-Галина

Картина Серова: « Пушкин на садовой скамье» 

Задумчива природа — чародейка,
Осени прозрачно-золотой,
Сидит Пушкин в парке на скамейке,
А вокруг тишина и покой!

Здесь, поэт любуется природой
Осенью прозрачно-золотой
Летят как ласточки строки оды,
А вокруг тишина и покой!

И кружит в танце, падает листва
Яркими красками осени,
И эта картина, так хороша,
Мне нравится очень, очень!

Восхищаясь, природой-чародейкой,
Cидит великий поэт на скамейке!

Дети

Валентина Гладыш

навеяно картиной В. Серова «Дети»

Им всё интересно,
Открыты для мира,
Не знают о лести,
Пока нет кумира,

А взгляд так серьёзен,
Задумчив не в меру
И сколько вопросов,
Не верят примерам…

Ах, дети, вы наши,
Красивые души,
Нам с вами не страшно,
Всё проще и лучше.

Понять вы порою
Умеете много,
За нас вы горою,
Но судите строго.

Без вас мы несчастны,
Без вас очень плохо.
О вас не напрасны
Все мысли и вздохи…

Позднее лето и солнце тускнеет

Валентина Гладыш

навеяно картиной В. Серова «Заросший пруд»

Позднее лето и солнце тускнеет,
Смотрит застенчиво сквозь пелену,
Но разорвать облакА уж не смеет.
Грустно заросшему тиной пруду.

Он будто зАмер, ничто не тревожит
Тихую водно- зеркальную гладь,
Только кувшинки рябые, похоже,
Вновь выбирают наряды под стать.

Отблески слабого нежного света
Молча играют на ветках ольхи,
И ожидают с надеждой ответа,
Жмутся друг к другу тесней лопухи.

От кутерьмы отдыхает природа,
Блекнет краса утомлённой листвы.
Старенький пруд, как плохая погода,
Чем-то приятен, и мысли новЫ.

Снова подумалось-в жизни неброской
Можно расслабиться и, не спеша,
Вновь задавать непростые вопросы,
И, непременно, себя утешать…

Серов -не портретист


Валентина Гладыш

Серов- не портретист, он просто лучше,
Прекрасен и лучист. Его работы звучны.
Живые образы притягивают взоры.
Глаза на лицах — лучшие уборы,
В них отражаются характеры и мысли,
Наполнены неповторимым смыслом,
Мечтательны, устремлены навечно
В суть нашей жизни сложной, быстротечной.

Валентин Серов. Пётр Первый 

Владимир Гусев Тульский

Замучила людей здесь непогода.
Дождь, ветер и капризная зима.
И, кажется, порою, что природа
Властителю противится сама.

Здесь умирают, словно мухи, люди,-
Болота, сырость, непосильный труд…
Но Пётр твердит упрямо: «Город будет,
Пусть даже сам костьми я лягу тут!»

Согнулись в три погибели вельможи,
Открыто ропщут за его спиной…
«Куда не плюнь, — всё воровские рожи,
Все против! Только БОГ один со мной!

Дворцы я вижу, площади и скверы.
Державной мощи создадим оплот!
Дай, Господи, побольше людям Веры,
Чтоб вырваться из вековых болот!»

От сырости в ногах царя ломота,
И трость ему теперь уже нужна
«Здесь будет город и основа Флота!
И выдержит российская казна!

Мы победим превратности природы,
Я знаю, что затеял всё не зря!
Отсюда корабли уйдут в походы
И покорят далёкие моря!

В благих стремленьях помоги мне, БОЖЕ!
России нужен свой могучий Флот!
А люди этот труд оценят тоже,
Когда Россия наша расцветёт!»

Шагает гордо славный царь России,
А в помыслах — Отчизны торжество.
Кипение любви, надежды, силы
Я вижу в грозном облике его.

Валентин Серов

Владимир Украинский

В. Серов «Автопортрет»

Всё в превосходной степени в полотнах:
Характерность портретов, колорит,
Мелодию сюжета в чутких нотах
Единство композиции хранит,

Рисунок, светотень и чувство цвета,
Внимательный в реальность жизни взгляд –
Так современники-искусствоведы
Писали о Серове век назад.

К Серову…

Галина Гольд

К Серову — нескончаемый поток…
Неужто все — любители искусства?
Неужто, наконец, художник русский
Так наши души кистью тронуть смог?
Через барьеры гулкой пустоты,
Сквозь стены зла и бесконечной фальши,
Прорвался к нам, украв у суеты,
И рассказал, что с нами будет дальше.
О, если б так…

Серов. Девочка с персиками

Дмитрий Суханов 4

Сидит девчушка Вера неподвижно,
Позирует художнику она.
Едва домой из сада возвратилась,
С подружками игрой увлечена.

Такой ведь день на улице прекрасный,
В саду цветущем хорошо как быть!
Среди цветущих яблонь, лип и клёнов,
Себя подобно пчелке ощутить.

Сейчас домой девчушка забежала,
Подружек сочным фруктом угостить.
Чудесный персик, нет его вкуснее,
На дольки нужно только разделить.

Серов. Девушка освещенная солнцем

Дмитрий Суханов 4

Играет солнце ласково лучами,
Раскинулись могучие дубы.
Здесь видим деву на лесной полянке,
Присела отдохнуть чуть- чуть в пути.

Никто покой её не потревожит,
Сияет нежным светом красоты.
И чувствуем душа её прекрасна,
Как нежный свет лазоревой зари.

Серов. Заросший пруд. 1888

Дмитрий Суханов 4

Затихший пруд: ни ряби, ни волненья,
Склонила ветви на водой ольха.
Подкрашена осенней желтизною
Дожди наступят скоро, холода.

Плывут по небу облака неспешно,
Тускнеет солнце, стало заходить.
Готовится природа к сонной дреме,
Чтоб до весны ей силы накопить.

В. Серов Девушка, освещенная солнцем 1888 г

Елена Ярина

Присела на скамейку Маша.
Прекрасный образ. Яркий день.
В саду в тени кузина наша.
Прохлада летняя и тень.

Какая свежесть. Солнце, утро,
И изумрудная трава.
На блузке блики перламутра,
Взгляд Маши, губы, голова.

Лицо чудесное, не скрою.
Ранима чуткая душа.
Какой герой ее достоин.
Как несказанно хороша!

Портрет пронизан солнцем, светом,
Июльский, и погожий день.
Художник родился Поэтом.
О, как же необычна тень.

Лучом неярким и неброским
Лицо освещено чуть-чуть.
В саду и липы, и березки.
Волнение сжимает грудь.

Прохлада, что ни говори.
Пейзаж лиричный предо мною.
И птичий щебет до зари,
Сейчас поглажу ствол рукою.

И все же Маша хороша!
Румянец нежный и игривый.
И светится ее душа
В портрете авторском на диво.

В.А.Серов «Портрет В.С.Мамонтовой» («Девочка с персиками») 1887 год

Елена Ярина

На портрете — дочка мецената.
Девочка — в гостиной за столом.
Комната так солнечна, богата:
Мебель, стулья…осень за окном.

В центре — Вера в розовеньком платье.
Взгляд упрямо устремлен на нас.
Ей хотелось многое узнать бы
И она не отрывает глаз.

На столе — три персика небрежно,
На стене в углу — под гжель декор,
И портрет написан, мягко, нежно.
Произвел поистине…фурор!

1887 год В.А.Серов создал картину, ставшую событием в русской художественной жизни, принесшую ему известность.

В. Серов Портрет Генриетты Гиршман

Елена Ярина

Какая женщина! Мечта!
Глаза и руки — превосходны.
Портрет чудесен — красота!
Как Генриетта благородна.

И как божественна, нежна.
И льются волны аромата.
Она достойная жена
Дельца-супруга, мецената.

Художник все подметил вмиг
Убранство комнаты прекрасной,
И милый образ, женский лик
Совсем скажу вам не напрасно.

Парфюм да мебель, интерьер…
Здесь о хозяйке все вздыхает,
И за спиною шифоньер
Портрет как будто дополняет.

Все подсмотрел довольно метко
И описал нам будуар:
И стол, и стул, и статуэтку,
Продемонстрировав свой дар.

Она во всей красе своей
Стоит, любуясь на портрете.
Ах, эти руки, плечи эти!
И как не восхищаться ей!

О, как ей черное идет!
И грациозна как богиня.
И в этом вся она — живет,
В том самом белом палантине.

Его как будто хочет снять
И перед зеркалом играет,
Что невозможно нам понять
Сей жест. И будто поправляет…

Духов тончайший аромат
И пальцы в кольцах — дорогие.
Конечно, муж ее богат…
Мог подарить жене такие.

Ее движенья так легки.
Она стоит вполоборота.
Лишь только жест ее руки
Несет иронии нам ноту.

Не видно, чтоб она страдала.
И все же очень холодна
И недоступна, я б сказала,
Дельца столичного жена.

В. Серов Портрет княгини О. Орловой — 1

Елена Ярина

В шляпе огромной да в стиле «модерн»
Светская львица — княгиня Орлова.
Смотрит на нас — торжествующий плен!
Мех на плечах и ни звука, ни слова.

Томно в гостиной присела она.
Аристократка — собою гордится.
Князя известного всеми — жена.
Черные туфельки… может присниться.

Платье роскошно спадает с колен,
Нитка из жемчуга кожу ей гладит.
Модная дама — не верует в тлен!
Шик и вульгарность. Холодность во взгляде.

Ждет, не дождется от нас комплимент.
Экстравагантно могла одеваться.
Запечатлел здесь художник момент…
И с наслажденьем собой любоваться.

В.А.Серов «Портрет М.Н.Ермоловой» 1905 год

Елена Ярина

Какая женщина! И стать…
Актрисой русской восхищаюсь.
Как мог художник передать
Характер, образ…каюсь, каюсь…

Портрет — картина, прав Серов!
И в том художника признанье.
Сама Ермолова — без слов,
От взгляда в сердце — содроганье.

Извечно — быть или не быть!
И поколению — дерзайте!
И как она, театр любить.
Какая есть! Россия — знайте!

В. А. Серов. Баба в телеге. 1896

Иван Есаулков 

Название картины довольно прозаично,
И также односложен бесхитростный сюжет.
Написано, однако, всё мастерски, отлично:
Нигде не застывая, течёт подвижный цвет —

То золотисто-блёклый, а то зелёно-бурый.
Куда-то по дороге, вдоль берега реки,
Шагает лошадёнка устало и понуро,
Шагает, натянувши несильно постромки.

Течёт неторопливо вдоль полотна речонка,
Лесочек буро-рыжий спускается к реке.
Едва переступая, шагает лошадёнка.
Сидит понуро баба в тележном передке.

Вид бабы и телеги, и лошади — убогий.
Всё просто и наглядно — крестьянской жизни быль.
И тянутся раздумья, сравнимые с дорогой,
И вертятся колёса, вздымая в воздух пыль.

Понуро наклонившись, с тяжёлой бабьей думой,
Сидит в телеге баба в платке и армяке.
И лошадёнка тоже задумалась угрюмо,
И зашумел тревожно лесок невдалеке.

И всё в этом этюде Серова гармонично,
Добился в нём художник вершины простоты,
Использовал он краски предельно лаконично.
А зритель в восхищенье от скромной красоты!

В. А. Серов Дети. 1899

Иван Есаулков

Облокотившись о перила,
Они задумчиво стоят.
Картина эта подарила
Серова Юры* грустный взгляд.

Видна серьёзность Саши** тоже.
Стоят на фоне моря днём.
И друг на друга так похожи —
Мы это сразу признаём!

На замечательном портрете —
Пейзаже передал Серов
Неброскость северного лета,
Когда всё пасмурно-серО.

А краски тихи и неярки,
И жёлто-серебристый цвет.
Как видно, день не слишком жаркий,
И солнышка на небе нет —

Оно закрыто облаками.
Повсюду — море и песок.
Всё передал Серов мазками,
Размашисто — к мазку мазок.

А море и песок пустынны,
Лишь лодки трогает волна.
И главный смысл у всей картины —
Мечтательность и тишина.

Задумчивы детей фигуры:
Вперил куда-то Саша взгляд,
От моря отвернулся Юра
И посмотрел на нас, назад.

Как будто что-то он решает
В минуты эти, не спеша.
Картина «Дети» — небольшая,
Но, несомненно, хороша!

* Младшего сына В. А. Серова.
** Старшего сына художника.

В. А. Серов В деревне. Баба с лошадью. 1898 г

Иван Есаулков

В пастели картина крестьянского быта:
Глядит на нас женщина мило, открыто,
И зрителей всех покоряют черты
Крестьянки, её молодой красоты.

А с женщиной рядом зевает лошадка —
В сарае спала она только что сладко,
Поездку с обозом видала во сне.
Хозяйка — в платке красном и зипуне —

Пылает румянцем, задорно смеётся.
Лошадка к хозяйке доверчиво жмётся,
А та говорит ей: «Ну-ну, поиграй!
Отправишься снова к себе ты в сарай!»

В своей превосходной, прекрасной пастели
Серов достигает поставленной цели:
Он нам показал быт, в котором живёт
И трудится наш терпеливый народ.

Показана русская жизнь преотлично.
Подобраны все тона им гармонично.
На крыше сарая снег белый лежит,
И сонная лошадь от стужи дрожит.

Трясёт лошадёнка нечёсаной гривой.
Хозяйка смеётся задорно, счастливо.
А рыжие пятна на белом снегу
Запомню и в памяти я сберегу.

Здесь, кроме гармонии жизни народа,
Показана наша родная природа —
Сверканье морозной, студёной зимы,
Которой всегда восхищаемся мы.

В. А. Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888

Иван Есаулков

Сад и поляна пропитаны светом,
Краски чисты и свежи.
Солнце стекает на девушку с веток
И по фигуре бежит.

Волосы бронзой на плечи стекают,
Прыгает солнечный блик.
Девушка, кажется, не отдыхает,
Только присела на миг,

Только на миг в тень у липы присела
И прислонилась спиной.
Но непривычно сидеть ей без дела:
Встанет, стряхнёт с себя зной

И побежит заниматься делами
Иль загорать на песке,
Пятнышком белым мелькнув меж стволами
С новою книжкой в руке.

Девушке юной, красивой, здоровой
Долго так не усидеть.
Как откровенье, картина Серова —
Хочешь смотреть и смотреть!

Непринуждённа, естественна поза.
Сочный, густой колорит.
Разве кто сможет подумать, что прозой
С нами Серов говорит?

Как интенсивны и трепетны краски,
Солнце играет в листве.
Это — поэзия, это же — сказка,
Это же — гимн красоте!

В. А. Серов Портрет княгини О. К. Орловой. 1911 г

Иван Есаулков

Большая комната дворца.
Картины в золочёных рамах.
Сидит непринуждённо дама
С надменной скукою лица.

Всё в ней как будто напоказ
Дано, написано с гротеском.
Доносит облик дамы с блеском
Художник в полотне до нас.

Как замечателен портрет:
И вызывающая внешность,
И в дорогих вещах небрежность,
И ультрамодный туалет!

Как платье на свету блестит,
Как руки жемчугом играют,
Как вся фигура возникает
В углу, как импозантен вид!

Как нам о многом говорят
И острый угол у колена,
И вид породисто-надменный,
Нервозно-беспокойный взгляд!

Вуаль, и жемчуг, и фарфор,
И рамы у картин старинных,
И мебель стильная в гостиной,
Паркет, стена, ещё ковёр.

Но не покажет нам портрет,
Как в год войны вот эта дама,
Которая сейчас упряма,
Пошла работать в лазарет.

Ещё судьбы её мазки,
Которые к финалу ближе:
Княгиня умерла в Париже
Через двенадцать лет, с тоски!*

* Княгиня О.К. Орлова умерла в 1923 году в Париже, тоскуя по России.

В. А. Серов Портрет Мики Морозова. 1901

Иван Есаулков

Великолепно, очень тонко
Художник написал портрет
Четырёхлетнего ребенка
И подобрал контрастный свет!

Его полуоткрыты губы,
Раскрыты широко глаза,
Блестят коралловые зубы.
А мальчик, видно, — егоза!

Похож немного на Амура —
Кудряв и шаловлив, как он.
Сейчас взметнётся ввысь фигура
И птицею помчится вон!

За подлокотники он взялся —
Покинуть креслице готов.
Портрет художнику удался…
Не удивительно: Серов!

Румянец щёк, виска и шеи
Он белым цветом подчеркнул
Рубашки: стали те теплее —
Художник словно притянул

Контрастом и тепло, и ласку
И оживил румянца цвет.
Ребёнок будто слушал сказку, —
Так выразителен портрет!

Пушисты волосы ребёнка,
Но, главное, — его глаза!
Всё подчеркнул художник тонко,
Всё о ребёнке рассказал!

В. А. Серов Портрет Ф. И. Шаляпина. 1905

Иван Есаулков

Был интерес художника огромен
К тому, как проявляется феномен
Художника, артиста иль певца.
Серова и Шаляпин интригует —
Он углем на холсте его рисует,
Великого артиста и творца.

Изображён в сценическом костюме
При несмолкающем оваций шуме,
Как будто возведён на пьедестал.
И окружён он ореолом славы,
А потому позированья навык
Приобретён им — как эффектно встал!

Рукою придержал он фрака лацкан.
Подобный жест нисколько не затаскан —
Так мотивированно движется рука.
И зрителю понятно без сомнений,
Что перед ним одно из проявлений
Артиста, человека, игрока.

Играл всегда Шаляпин, даже в жизни!
Служил России, дорогой Отчизне,
Осознавая несомненно роль
Свою, и был он несколько надменен
И взбалмошен, однако же, на сцене
Великолепен — это был король

И вечных истин страждущий глашатай,
Свободный и нисколько не зажатый.
В те годы пика славы он достиг.
И мы, мой зритель, увидали снова
Великого художника Серова —
Он гения в Шаляпине постиг!

Девочка с персиками

Иван Есаулков

Пытался Репин написать портрет,
Но не сидела долго непоседа:
Лишь только он за кисть, её уж нет —
Сбежала, не оставив даже следа…

Когда Серов беседовал с отцом,
Она из сада в комнату вбежала
И села рядом с ними за столом,
Историю о чём-то рассказала.

Художник думал вовсе не о том,
Испытывая творческие муки.
Она ж сидела в кофточке с бантом
И положила пред собою руки.

Казалось, что сейчас она вспорхнёт,
Как бабочка, как маленькая птица,
И, словно ветер в комнате вздохнёт,
Она в сад иль на улицу умчится…

Серов её пытался убедить
И долго уговаривал: «Веруша!*
Ты полторы недельки посиди!» —
Она же не хотела даже слушать.

«Я в кофточке, с бантом, хочу писать!» —
Просил он: «Чтобы за столом сидела
И чтобы на меня во все глаза
С лукавою усмешкою глядела!»…

И, наконец, её уговорил.
Финал позированья нам известен:
Серов к вершинам славы воспарил —
Картина у него звучит, как песня!

* Вера Мамонтова — дочь С. И. Мамонтова, крупного русского промышленника, покровительствовавшего людям искусства, владельца усадьбы Абрамцево.

Девушка, освещённая солнцем

Иван Есаулков

С надеждой в Домотканово он ехал,
Что кто-то попозирует ему,
Что подберёт он, и с большим успехом,
То, что ему понятно одному.

Он чувствовал в себе большую смелость,
Хотел все силы творчеству отдать.
Давно скольжение лучей хотелось
Ему в своей картине передать.

Чтоб счастьем милое лицо светилось,
Сверкала ярко летняя листва;
При взгляде на картину чтоб просились
Из сердца задушевные слова.

А встретившись с двоюродной сестрою*,
Он понял: «Вот модели идеал!» —
И, наслаждаясь солнечной игрою,
Три месяца картину рисовал.

Лучи сквозь крону липы пробивались
И освещали девичье лицо,
И бликами на кофте разбивались,
Узор плетя с какой-то хитрецой.

Позировала Маша терпеливо,
Скользил по ней всё лето солнца свет.
И понял, наконец, Серов счастливый:
Удался вновь художнику портрет!

Попозже, стоя у портрета Маши,
Он с тихой грустью Грабарю** сказал:
«Всю жизнь я пыжился, но только краше
Я вещи никогда не написал!»

* М. Я. Симонович, двоюродная сестра В. А. Серова.
** И. Э. Грабарь, русский художник, поклонник и биограф Серова. 

Картины Валентина Серова 

Иван Есаулков

Мне ненадобно много слов,
Чтоб сказать: был велик Серов
В молодые ещё года —
Он меня восхищал всегда!

Взять картину его, этюд:
Краски, кажется мне, поют
О природе страны родной,
О модели, всегда живой!

Нет его больше сотни лет*,
Но любой этюд и портрет
Не забыли мы до сих пор:
Все они услаждают взор!

* Валентин Александрович Серов умер в 1911 году.

Художник Серов

Кондрат Припаркин

Самобытность и талант Серова
Восхищали, как прекрасный стих,
В технике портретов было новым,
Что среда присутствовала в них.

Дети, Левитан, кузина Львова,
Рерих, Римский — Корсаков, Лесков, —
Чуткость гениального земного,
С прелестью небесных васильков.

Серов девочка с персиками


Леонид Адрианов

Сердитый взгляд у девочки, увы!
Невкусный персик, видимо, попался!
Прямое положенье головы
Смущает — нешто испугался
Художник взгляда этих темных глаз,
Серьезности тинейджера-девчонки?
Одно приятно — явно высший класс
Сцеплённые тревожные ручонки
И равнодушье к персикам другим…
Лежащий нож, возможно, не опасен…
Мне показалось даже — это Крым,
Свет из окна неповторимо ясен.
Загроможден немного интерьер…
Гостиная просторная, наверно…
Такие описал Гюстав Флобер
И женщин в них довольно-таки скверных.
Кем станет девочка? Горит в глазах вопрос!
В лице оттенок розового платья…
Пусть мужем будет ей великоросс
И не дурак! — ведь девочка с понятьем!

Девочка с персиками. По картине В. Серова

Людмила Ревенко

Я прессую всё, что вижу
На холсте палитрой,
Лишь от чувства я завишу,
Пусть не гаснет искрой…

Скатерть, полная узором
Солнечного утра,
Вдохновит мгновенным взором
Музыкою мудро.

Персик взял дыханье ветра,
Ароматы лета,
Шляпка сброшена из фетра
И пылится где-то.

Холст готов, готовы краски,
Колдовать умеет
Кисть, хранящая по-русски
Теплоту аллеи.

Мика Морозов. По картине В. Серова

Людмила Ревенко

Каждый на землю приходит для счастья.
Утром, лишь солнце в разбег
Бросит лучи на лицо и запястья,
И продолжает свой бег.

Что ты увидел, ещё не проснувшись,
Встав за лучами вослед?
Чуткими пальцами только коснувшись,
Тотчас же вскочишь, пострел.

Каждый твой день — постижение мира,
Что разжигает глаза,
И удивлению нет в нём предела —
Все начинают с аза.

Пётр I. По картине В. Серова

Людмила Ревенко

…Как помощники нужны
С толком и смекалкой,
Помогли бы укрепить
Государства балки…

Только мысль их отстаёт
От моих посылов,
Всё к рукам их пристаёт —
Мало им уделов.

Непочатый край работ:
Град сей, выход к морю…
Поднимать с кем из болот…
Для кого путь тОрю?

В. Серов. Заросший пруд. Домотканово

Марта Журавлева

Занавесили воздух древесные пятна,
Занавесила пруд предвечерняя нега..
Кто живет в этой тёмной воде – непонятно.
И неважно, ведь в ней отражается небо.

Утомлённая летом, затихла природа,
На случившемся рядом холсте отдыхая.
Пусть никто не заметит к ночи перехода.
Просто будет темно. Просто день потухает.

Но не вылезет тот, кто на дне затаился,
Он уснёт вместе с рыбой, закутанный илом.
Ведь закон для него непреложный прописан:
Плёнка водная радость небес сохранила…

Картина В. Серова «Заросший пруд, Домотканово» находится в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва). Экспонировалась на выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее в конце 2015 — начале 2016г.

В. Серов. Купание лошади

Марта Журавлева

Ах, сколько было света! Свет и свежесть!
В начале было море. Или день?
А может, конь, сгустившийся из лета?
Сияние, движение – везде!

Коня купал… Да нет, не мальчик — воздух!
Катались переливы по бокам,
Катались волны, создавая звёзды —
Творения сверкающую ткань.

Барашки пены в небо уносились,
Сбиваясь в перламутровую цепь…
В начале было света изобилье.
Быть может, так же будет и в конце.

Картина В.Серова «Купание лошади» находится в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург). Экспонировалась на выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» 

в Государственной Третьяковской галерее в конце 2015 — начале 2016г.

В. Серов. Одиссей и Навсикая

Марта Журавлева

Звенящая жара – с небес и с моря,
Сверкание – на море и на небе!
Так вечность говорит, а с ней не спорят.
Расчесывает мир Олимпа гребень.

Прислушайся, чего он, гордый, хочет,
Воздай ему хваления с дарами,
Иначе что ему до одиночки,
Просоленного морем и ветрами?

В. А. Серов Портрет кн. Юсупова

Михаил Дорин


«Портрет коня»*

Портреты знати на стене
Размещены на вкус досужий,
С игрою красок и теней,
И с их характерами тут же.

Князь на арабском скакуне —
Косящий зрак** коня сверкает,
Он здесь воистину сильней
Того, кто сверху понукает!

Парадный вроде бы портрет —
Есть конь, а князя, как бы, нет…

*Из истории, когда В. А. Серов стал выгоднее размещать князя в седле, тот сказал, главное чтобы смотрелся конь, а ему, мол, всё равно. Художник исполнил его волю…
**глаз (устар.)

Выставка В. А. Серова

Михаил Дорин

Светлой памяти Художника

Да, это стоило того,
Чтобы примкнув к хвосту удава *,
Идти часами влево-вправо
И возле зала самого
Усталый встретив взгляд его
Без блёсток громкого успеха,
Войти внезапно в тождество
С душой родного человека!
Улыбкам верить и глазам,
Сирени, солнечному свету,
Безгрешным детским голосам —
Как будто, не картины это
А наяву ты видишь сам:
Тенит лиловая сосна
Лицо под солнышком родное. . .
Веснушки, зайчики — апноэ**
Средь домоткановского*** сна!
Не мысли — блеск из забытья
И в сердце словно стук подковки
Зовёт, звенит без остановки,
Среди зимы, сто лет спустя.

*очередь, очень длинная (в новостях)
**-Внезапная остановка дыхания во сне
***Усадьба в Тверской губ., где В. А. Серов часто гостил у своих родных, где им создано множество известных, знаменитых полотен

Девушка, освещённая солнцем

Михаил Дорин


В.А.Серов Портрет М.Симонович 1888г.

Спиной к лиловому стволу,
Она себя такой не знает,
А солнце зайчики роняет
Горячие, как поцелуй,
На это милое лицо,
На ворот кофточки атласной
И смотрит в душу синий, ясный
Взгляд под каштановым венцом .

Пытливостью припухлых губ
Мадонну нам напоминая,
Она такой себя не знает,
Но миру светлый образ люб
Святой прозрачностью своей,
В коленях свитыми руками,
Души и лета огоньками
Среди родных, тверских ветвей.

Серов В. А. Портрет кн Юсуповой З. Н

Михаил Дорин

Колоритный интерьер,
Роскошь бального наряда,
Но изысков дамских сверх,
Одарит бездонность взгляда!

С тайной серые глаза,
Грациозны крылья-руки
И не чувствовать нельзя
Торжество сердечной муки . . .

Этой женщине дано,
Равнодушие нарушив,
Жизни терпкое вино
Разливать по нашим душам.

И ещё деталь одну
На её портрете видно —
Сладко кисти быть в плену
Русской женственности дивной!

У портрета кн. Ф. Юсупова, младшего

Михаил Дорин

Юный князь красив и строен,
Разве взгляд слегка студён?
Словно меткий лук героя,
Рот кармином обведён.

Лук «стрелой» ещё ужалит,
Нежным словом окрылит . . .
За грядущие скрижали
Сердце маменьки болит.

Сам же думая не много,
Что там выпадет в судьбе?
Он позирует с бульдогом
Маме в радость, не себе.

Зрит художник тень предтечи,
На портрете отразив,
Лоб, что будущим отмечен,
Взгляд — весьма честолюбив.

Шутит князь — ещё не вечер?
Но увы! Уже спешит
По судьбе к нему навстречу
Сын крестьянский из глуши.

Час пробьёт, сойдутся вместе,
Разойдутся — по мирам!
И не милостью, но местью
Старцу** пуля в девять грамм.

А затем беды дорога —
Слёзы, горе без конца :
Казнь царя с семьёй, до срока
Смерть родимого отца.

Как же несопоставимы
Судьбы с отблесками дат!
Днесь с тобой бульдог любимый,
Мама, папа, старший брат . . .

Им портрет, тебе потеха,
Тянет съёрничать, поди ?
Третий год с начала века —
Суд Господний впереди.

*ЦДХ, Выставка картин В.А.Серова к150-летию рождения
**ст. Григорий Распутин, в числе его убийц был Ф. Юсупов

Картина Серова Мика Морозов


Надежда Никищенкова

Так привлекает работа художника…
Хочется краски ему все смешать…
К креслу его приковали не гвоздики,
А вдохновение: всё вновь узнать!

Хочется, чтобы загадочно кисточка
Быстро макалась в густую вновь смесь.
На полотно паутиной невидимой
Красок наносится пёстрая весь.

Что же так смотришь художник внимательно,
Ты на мальчишку в красивых кудрях?
Спишешь с меня ты шедевр обязательно.
Столько задора в моих ведь глазах!!!

Похищение Европы

Натали Наумова

Навеяно мифом и картиной художника Валентина Серова (1910 год)

Легенда Греции стара :
В девицу юную Европу
Бог Зевс влюблён, но как забрать
Её с холма, где цел Акрополь?

Где Финикийский царь — отец
С красавицы не сводит взгляда.
Подружек круг да няньки рядом
Готовят деву под венец.

Смеются весело, резвятся —
Жизнь беззаботная — легка…
И ноль вниманья на быка,
Что ближе к ним сумел пробраться,

Глаза черны и сам — велик,
Шерсть, как атлас, рога — что лира…
Европа ластится: «Как мил он!.»
Но взгляд отец отвёл на миг

И тут же Зевс — а это он —
Всесильный, главный Бог Олимпа-
Похитил деву! Слёзы, всхлипы
Ей не помогут среди волн.

Европа в страхе…Где отец?
Кругом вода. Дельфинов стая
Несётся рядом и играет,
А на рогах быка — венец.

Куда плывут? Что будет с нею?
На горизонте остров Крит.
Косящий глаз быка горит —
Она противиться не смеет…

Историю поведал миф —
Античный миф о власти силы…
Те боги, как и люди были —
К коварству склонны, полюбив.

Серову

Наталья Солошенко

 Серова кисть Серова
И характерен портрет:
Сумарокова -Эльстона-
Дориана с юных лет.
Эти «Дети» на причале
И Европа в синей дали,
Веры Мамонтовой в свет
И Юсуповой в расцвет,
Резвость Мики, гладь пруда
И величие Петра.

В. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой

Нина Шендрик

Роскошная шляпа с вуалью,
Надменен и холоден взгляд,
В просторе музейного зала
Бесценный сама экспонат.

Хрупка, как цветок орхидеи,
Небрежно спадает манто.
Жемчужная нить ожерелья
Сливается с плеч наготой

Капризна она и манерна,
Одета для выхода в свет,
И выдержан в стиле модерна
Летящий ее силуэт.

Но жизнь — непростая загадка,
Всех тайн не раскроет портрет,
Шла модница аристократка
К страдальцам простым в лазарет.

Навеки покинув Россию,
Угасла вдали от тоски.
Тихонько помянем княгиню —
Помилуй, Господь, и прости.

Портрет Мики Морозова


Олег Глечиков

Написано по одноименной картине В.Серова

Сын композитора и пианистки,
Серов обязан был служить искусству.
Его влекли красоты, до безумства,
И свет, и тени, их игра и блики…

Себя он помнил, в детстве, непоседой.
Таким же точно он увидел Мики:
Глаза распахнуты, стремленья в них велики —
Всё разузнать и всё вокруг разведать!

Его кудрявость — это встреча с ветром,
С которым бегал наперегонки.
Он и сейчас — на берегу реки
Всем существом своим, не зря ведь лето!

И серость дома — нет, не по нему,
И кресло старое — для егозы, не место!
В нём, Мики скучно, может даже, тесно:
«Ну, что ты пишешь, дядя, не пойму?! —

Как будто хочет он спросить Серова,
И даже рот свой приоткрыл к вопросу.
-И не смотрите, что я мал так ростом,
Дел очень много, можно молвить — прорва!»

Чтоб задержаться в кресле хоть немного,
Он в подлокотники цепляется, как клещ.
«Скорей ночную сбросить эту вещь —
Рубаху белую, достала ведь, ей богу!» —

Читает мастер по глазам ребёнка,
Рисуя их, как зеркало души.
И полчаса, сидеть вот так, в тиши,
Мальчишке тягостно, смеяться хочет звонко!

В. А. Серов Девочка с персиками

Ольга Суслова

Остановил Серов мгновенье,
Завесу времени раскрыл,
И кистью лишь, одним движеньем,
Паству талантом удивил.

Бушует осень желтоцветьем,
Зовёт гулять в любимый сад,
А комната сияет светом —
Гардины сняты, нет преград.

На стол большой накрыта скатерть,
На ней плоды — природы дар.
Был персик редкостью, читатель —
Он сладок, как цветка нектар.

Гостей не будет — не взыщите,
В гостиной пишется портрет.
Немного только, подождите,
Пока ещё стоит мольберт.

Девчушки взгляд прямой, открытый,
С искринкой тёплых карих глаз,
С неуловимою улыбкой,
Не отпускает она нас.

Ланит румянец чуть заметен.
Её душа свежа, нежна.
А в платье розового цвета
Уж очень Вера хороша.

Совсем другие были дети,
Просты, наивны и чисты.
Заметны нам нюансы эти —
Об этом говорят холсты.

Картина В. Серова

Татьяна Боженкова 2


Ида Рубинштейн

Во все века, в твореньях дивных
Поэтом воспевалась красота.
И в линиях, изгибах томных
С холста сияла нагота.
Пленяясь женской красотою,
Ей обнажая торс и грудь,
С холста божественной ногою,
Скользила в танце дочь причуд.
Тела бывали, мощны грузны
И невесомы, как вуаль.
Ваял художник их из чувства,
Из страсти он своей ваял.
Но вот пред нами образ странный:
Костлявый стан, изгиб руки
И, нарушая все каноны,
Прямая линия спины
И желтизна иссохшей кожи
И дряблость, впалость живота
Не привлекают взгляда тоже,
И желтизна стены с холста.
Не вижу в ней очарованья,
Изящества в ней тоже нет.
Так для чего на обозренье
Был выставлен ее скелет?
Она была воздушна, хрупка,
Летела в танце так легка.
Ведь он любил ее, кокетку
Знать не в ладу с душой рука!

Валентин Серов. Девочка с персиками

Феликс Кац

Портрет Веры Саввишны Мамонтовой, 1897

Рождающее свет убранство интерьера,
Четыре персика и Мамонтова Вера!..

Заросший пруд. картина В. Серова поэтическое описа


Эдуард Машкевич

Здесь,в усадьбе Домотканово
Многие годы прожила большая семья
Валентина Александровича Серова

В места, любимые Серовым
Я как-то осенью попал.
Всё, парк и лес сосновый,
И пруд заросший увидал.

Был вечер пасмурный, оставил
Луч солнца след свой у пруда,
Меня задуматься заставил,
Заросший пруд, зелёная вода.

А за деревьями усадьбы
Стоит наверно дом .где он
Справлял свою,возможно, свадьбу
И был конечно обручён.

А пруд заросший, но живой
Любим семьёй и Валентином,
Ведь пять детей, какой покой,
Все у пруда, Вам вся картина.

Он всех портреты написал,
Но на картине лишь наброски,
Портреты детские писал,
Так характерны, смелы, броски.

Натурщица 1905год В, А. Серов


Эдуард Машкевич


Поэтическое описание картины.

Она прекрасная натура,
Художник так её писал,
Лишь спинку видим, вся фигура
И бархат платья завершал.

Прикрыв колени юбкой нижней,
Нога на ногу положив
Рукой касалась ножки ближней,
Кому-то голову вскружив.

Она сидит не очень ловко
На пне, как будто, из берёзы,
Мы видим нежную головку,
В глазах мечты, наверно грёзы.

Слегка прикрытые глаза
И взлёт бровей, открытый лоб.
Как будто кто-то ей сказал,
Головку повернула чтоб.

Из- за повёрнутой, головки
О шее нечего сказать,
Блестит серёжка в ушке ловко,
Как мне причёску описать.

Чуть не забыл про римский нос,
И ротик маленький упрямый,
Над лбом её овал волос
Причёской собран сзади прямой.

Портрет Мики сына М. А. Морозова Худ. В. А. Серов


Эдуард Машкевич

Мальчик Мика на портрете
Лишь четыре года здесь,
Как и все другие дети
Любопытства полон весь.

У него костюмчик белый,
Кружевной воротничок
А на жизнь он смотрит смело
Очень славный мужичок.

Он сидит в глубоком кресле
Но наверно хочет слезть,
Упадёт при этом если,
Неприятностей не счесть.

Руку правую малыш
Положил н подлокотник,
Ну а левой поглядишь,
Опереться он охотник.

Широко открыты глазки,
Приоткрытый милый рот,
Кто читает Мике сказки,
В жизни, что за поворот.

Всё же очень милый Мика,
Он, каштановый, кудрявый
Губки алы, как клубника,
Хоть малыш, умишка, здравый.

5 просмотров
Обсуждение закрыто.