Вт. Апр 16th, 2024

Адажио

Агапи-Галина


Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины ХХ ве
ка

А мбуате — классического танца,
Д вижений плавных, волнующей мелодии,
А кцент игры на сильной доле такта,
Ж ивое чувство, богатство мысли и гармонии,
И нтервалы: квинта, терция, кварта,*
О ригинальный темп: умеренный, спокойный!

*Амбуате — ключевые движения в адажио
*Квинта, терция, кварта — музыкальные интервалы

Арабеска

Мовшович Анатолий Григорьевич

Арабеска — это пьеска,
где изгиб мелодий скор,
прихотлив он и затейлив,
как стены резной узор.
Жар дневной, ночей прохлада,
аромат и свежесть сада,
где вода журчит, струясь.
И плетёт Шехерезада
слов причудливую вязь.
Им внимая, щурит око
полумесяц — страж Востока…

Гимн

Мовшович Анатолий Григорьевич

Когда-то когда этот мир был иным,
тогда уже гимны звучали:
их греки к богам и героям своим,
хвалу вознося, обращали.
На смену язычеству церковь пришла,
и в ней к небесам возносилась хвала.

Так славили Бога, молитву творя.
Потом стали гимнами славить царя.
Менялись эпохи, и нравы, и царства,
и главным их гимнов стал гимн государства,
звучащий торжественно, гордо, призывно.
Для нас это — голос Российского гимна!

Но в музыке гимн
может быть и другим:
живым обращением к людям.
Он их призывает
звучаньем своим
подняться
над серостью буден.
Отбросить вражду
и обиды простить,
и светлую душу
в себе ощутить!

Каприччио

Ингрид Кирштайн

Твое замедленное время я не хочу переводить.
Наплывы страсти пуще лени, и в брызгах ласк не утолить
Венеры гнет. О сколько соли лучит блистательный фасад,
Что смерти в чопорной гондоле плеснет недоуменный взгляд.

Тройное кружево бокала — всей набережной карусель,
Где сердце песнью блефовало, амуров нежа колыбель.
Глядишь, упрямая, как роза, не тАя в лепестках зеркал,
Красотки из каприччиозо ловя — вне времени — прогал.

О, сваи все ли молодятся: «И я волна, лишь чуть прямей»?
Неужто перехлынет пьяцца с ее напором голубей?
Неужто, наконец, молчанье воды, то, с блеском без лихвы,
Доопьянит до отвечанья и нас, кого-нибудь? Увы…

Пейзажи глаз невероятны, в них нем без кисти и холста,
И плещут простыни, стократны, с нескромно-чистого листа.
Вода ли кровь твоя, толпа ли, дай раствориться хоть на миг!
Целую край твоей печали, Венеры зыблющийся лик.

Каприччио

Мовшович Анатолий Григорьевич

Каприччио блестящее
и даже виртуозное!
То весело-беспечное,
то горестно-серьёзное.
В нём всё так неожиданно,
в нём всё всегда сюрприз.
Поэтому каприччио
порой зовут — «каприс»?

Ноктюрн

Агапи-Галина

Н очная романтическая серенада:
О тображенье видений и воспоминаний,
К оснулись звуки тишины, прохлады,
Т окката соль минор и шёпот мирозданий,
Ю жное небо, алмазами звёзды,
Р итмической, изысканной гармонии сиянье,
Н очного мира пленительные грёзы!

Ноктюрн
Агапи-Галина

Н очного мира снов, фантазий и видений,
О кутывают лёгкой дымкой грёзы,
К апля за каплей удивительных мгновений,
Т ают облака, шепчутся звёзды,
Ю нный, мягкий свет луны прикосновений!
Р азносит ветер за аккордами аккорд,
Н а небе кружит звёздный хоровод!

Ноктюрн

Ингрид Кирштайн

Всей роскоши — остались лишь слова.
Фиалка — рифма бледная к фиаско.
Неверная, чахоточная ласка
Прирученно — больного существа.

Цикада в синих сумерках дерзка,
Раскачивая нимбов коромысла.
О, лунная над грубой ширмой смысла
Монета неразменная сладка.

Блуждать в названьях сумеречных звезд
Пока не растворятся сами взгляды.
Невидимые вспенятся плеяды
Потухших слов. О, многоточий гроздь.

Ноктюрн

Мовшович Анатолий Григорьевич

Ночная музыка — ноктюрн.
Слезинки звёзд, луна.
О чём взволнованно молчит
ночная тишина?
Аккорды, россыпь нот… В тиши
слышны движения души.
Крыло рояля, сцена —
звучит ноктюрн Шопена.

А вот — ноктюрн Бородина.
В ноктюрне этом ночь слышна.

Оратория, кантата

Мовшович Анатолий Григорьевич

Кантата с ораторией, которые
сегодня нелегко нам различать,
имели разные когда-то территории:
несла кантата светскости печать;
в кантате часто пелось
про «греховное»,
про чувства и поступки юных дев.
А в оратории ораторы церковные
читали Библии страницы нараспев.

А музыку в те дни творили гении
на темы о деяниях Христа.
Однако же известно, что при Генделе
сюжет тот светским становиться стал.
Так оратория к кантате приближается,
но не сливается в своих приёмах с ней
и остаётся более торжественной,
масштаб у оратории крупней!
Ей требуется много исполнителей:
солист, порою чтец, но главное в ней — хор.
Ей нужен крупный зал
иль площадей простор,
где можно сразу множество людей
вовлечь в мир музыки
и в мир больших идей.

Попурри

Мовшович Анатолий Григорьевич

По-французски
«попурри» —
смешанное блюдо.
Каково оно на вкус,
не поймёшь, покуда
как своих фантазий след
музыкант-проказник
не подаст вам винегрет
из мелодий разных,
их начала и концы
увязав умело.
Этой музыки творцы
знают своё дело!

Прелюдия

Мовшович Анатолий Григорьевич

Есть в музыке прелюдия,
прелюдия — вступление.
Была импровизацией,
настройкой перед пением.
А перед исполнением
органных, сложных фуг
прелюдией у публики
настраивался слух.

Потом, поскольку музыка
понятней, ярче стала,
то надобность в прелюдиях
практически отпала.
А были те прелюдии
нежны и созерцательны.
И вот Шопен их возродил,
как жанр самостоятельный.

Рапсодия

Мовшович Анатолий Григорьевич

Среди других
есть в музыке
название —
рапсодия.
В рапсодии мелодия
сменяется мелодией.

Она и развивается
свободно, как фантазия,
но в ней всегда узнается
Европа или Азия.
В ней даже угадается
отдельная страна:
ведь на народной музыке
построена она.
И многие рапсодии
посвящены народу.
В те дни, когда народ страны
боролся за свободу,
ему известный музыкант
на помощь приходил:
родной, знакомой музыкой
в нём мужество будил.

Серенада

Мовшович Анатолий Григорьевич

На Восток собрался рыцарь
воевать с врагами церкви.
На прощанье даме сердца
передать наказ сумел,
чтоб ждала его синьора,
хоть вернётся он нескоро,
чтобы помнила и знала,
как он предан ей и смел.
Славный рыцарь сгинул где-то,
трубадур поёт про это.
Старый замок, стены, ров,
звук печален и суров…

Прежде песню трубадура
серенадой называли.
Постепенно серенады
по-иному зазвучали.
И вечернею порою
или в час ночной прохлады
под высоким южным небом
исполнялись серенады.
Свежий воздух, город сонный.
Слышен струн призывный звон.
Взгляд, с надеждой устремлённый
на пустующий балкон.
«Где же ты, очей отрада?
Поскорее отзовись,
на призывы серенады
светлым ангелом явись».

Скерцо

Мовшович Анатолий Григорьевич

Скерцо — как шутка,
как меткая рифма,
быстрая в темпе,
характере, ритме.
Может быть частью
сонаты, квартета.
Может блеснуть
и в симфонии где-то.

Всюду является
частью процесса,
а у Шопена —
отдельная пьеса.

Соната

Ингрид Кирштайн

Волны прокатывают.
Будто здесь, со мной
Человек из Любви, ставшей чужой страной.
Будто я все живу, водоросль под водой,
в глаз луны заглядывая. Тот, больной,
Приливает час дрожи и час слезы,
и я кутаюсь в сказанных слов следы,
подбирая к каждому все семь нот.
И не тянет сеть кроме волн щедрот.

Надоест? Приливу не надоест.
Разве море высохнет,
соль разъест.
Проникая в слова, забираясь в глубь,
воплотись мне тем же движеньем губ.
Дай умчаться щепой Троянской войны
Первозданной сути схлебнув с Луны.

Соната

Любовь Лещинская

Разбила мне сердце и жизнь отравила.
Ушла, улетела… Мотив подарила.
Четыре, три ноты… Горька мне утрата.
Меня называла и другом, и братом.
Как выразить в музыке горечь разлуки?
Я помню глаза её, нежные руки.
Она не вернется… Огонь догорает.
Родилась Соната… Прощай, дорогая…

Сюита

Мовшович Анатолий Григорьевич

Сюиты когда-то из танцев слагались,
и разные танцы в них так чредовались,
что медленный танец
подвижным сменялся,
а третий был мрачным,
четвёртый — смеялся!
И звались они: алеманда, куранта,
а далее шли сарабанда и жига.
В сюите вельможа с матросом встречался:
танцующий жигу и топал, и прыгал,
а шаг алеманды торжественным был:
у разных сословий различен и пыл!

Различны и вкусы у разных веков,
и нынче характер сюит не таков.
Сюита в значенье сегодняшнем — это
фрагменты из оперы или балета,
собрание песен на тему одну.
Иною сюита была в старину!

Увертюра

Агапи-Галина

У крашение музыкальных классических произведений,
В ид оркестровой музыки – прелюдии, вступлений,
Е щё и праздничные, торжественные и юбилейные,
Р азвитие и развязка танцевальных интермедий,
Т ематическая связь с оперой, балетом иль кантатой,
Ю ным лучиком освещает этот музыкальный жанр,
Р азнообразностью концертных пьес для кино и театра
А х, сколько это действо дарит чувств, – эмоций шквал!

Фуга

Мовшович Анатолий Григорьевич

Что такое фуга?
Фуга — это бег,
бег трёх голосов,
подобный эстафете.
Голос, тему огласивший
раньше всех,
передаст её второму.
Голос третий
ту же тему снова повторит.
Голос с голосом
как будто говорит
на бегу,
то приотстав, то обгоняя.
Композитор эту музыку творит…

Но, рисунок и тональности меняя,
выбирая те пути или иные,
он не вправе отступать
от норм полифонии.
Это сделать нелегко:
потребны тут
и талант,
и образованность,
и труд!

Элегия

Мовшович Анатолий Григорьевич

Элегия — жалоба.
Значит,
от музыки
кто-то заплачет?

Звучит элегия Массне.
Ты пребываешь
как во сне,
тебя окутывает грусть,
но ты считаешь:
ну и пусть.
Ты не прервёшь
печали нить: ведь чувствовать
и значит — жить!

Этюд

Ингрид Кирштайн

Словно в природе Шопена этюд
Градины в чашечки ландышей бьют.
О волшебство, мимолетное сплошь,
Лилий долины звенящая дрожь.

Запах цветения неба достиг,
Вот и пилюли, а капли сверх них —
С шорохом тают, и в горсть не схватить,
Все-все-все-все сразу вспомнить — забыть.