Сб. Апр 20th, 2024

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Адольф Зиганиди

Везувий задышал кровавым дымом,
открылся Тартар — гонит лаву-кровь,
а в Колизее, в самом центре Рима
жестокий Сулла в гневе хмурит бровь.

Он недоволен — нынешнее шоу
почти без крови — пали только львы,
сценарий для него незавершённый —
безмолвствует народ, а без молвы

не чувствует диктатор под собою
основы твёрдой… Чем там дышит плебс?
А потому…готовьтесь снова к бою!
Не ожидалась месть из-под небес.

Он — полубог, диктатор без зазренья,
без всякого почтения к богам…
И вот теперь настало время мщенья —
лепные боги валятся к ногам

испуганного люда. Гром небесный,
отчаяние, паника и страх —
расплата за разврат и стоны плебса,
когда верхи забыли о богах.

А Зевс немилосерден, боги в гневе —
пал Геркуланум и настал черёд
Помпеи и кипит вулкан во чреве,
и пепел затмевает небосвод.

И мчат потоки лавы, пемзы тучи
летят на город, не щадя голов —
так за грехи карает Бог могучий
земных и непочтительных рабов.

Гибель Помпеи

Валерий Штормовой

Этюд на картину Брюллова

Дрожит земля и рушатся твердыни,
Низверглась с гор пылающая сель,
Все затопляя огненной лавиной,
И для Помпей настал последний день.

Повсюду грохот, крики, плач и стоны,
Град раскаленных сыплется камней,
Накрыло тучей город обреченный,
И смертный ужас охватил людей.

Ища спасенья, падая, толкаясь,
С молитвами взывая к небесам,
Бегут они, на трупы натыкаясь,
Иль гневно шлют проклятия богам.

Бедны слова, заложенные в строфы,
Стихами трудно полно передать
Всю грандиозность этой катастрофы,
Что смог в картине автор показать.

Везувий…

Вера Аксенова-Соснина

Везувий возмущён позорной славой,
Постыдным поведением людей.
Он злится, заливая жаркой лавой
Помпеи. И не спрятаться нигде.

Бегут. Но разве скрыться от стихии?
Кто сможет? Обуял безумный страх…
Но почему об этом вдруг стихи я?
«Последний день Помпеи» — и в стихах?

Он на известном полотне Брюллова
Силён и грозен. Страшен и… хорош.
Но можно ль отыскать такое слово,
Чтоб выразить достойно? Не найдёшь.

Так написать — талантливо и страстно,
Как на картине, сможет кто? Бог весть!..
Стихия! Даже в гневе ты прекрасна.
И я не льщу. Мне неприятна лесть.

Смотреть на это чудо можно долго,
Вбирая всё, до боли, не дыша…
И отчего-то… мысль… о чувстве долга…
И… о родных печалится душа…

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Вера Балясная

Безумный страх в глазах- страх —
Мрак землю покрыл — мрак.
Крах всему живому- крах-
Всё обратилось в прах…

Разверзся земли покров.
Рухнули колонны домов,
Кругом — вопли и кровь…

Пепел весь город покрыл,
Прежде здесь смех слышен был,
Когда-то любовь жила,
Когда-то… — слова, слова…

Никто не спас — не спас,
Свет глаз угас — погас…
Всех поглотила — земля,
Помпея под землю ушла…

Человек пред стихией бессилен-
Дай нам, Боже, мужества и силы,
Выстоять и злу противостоять,
Чтобы нас не сокрушила —
Разрушительная его сила —
Пусть восстанут из руин-
любовь и благодать…

Последний день Помпей

Владимир Гусев Тульский

Карл Брюллов «Последний день Помпей» / 1830 — 1833 год /

Мы можем на картину лишь дивиться.
Там очень много сказано без слов.
Оставил нам истории страницу
В палитре ярких красок Карл Брюллов.

Помпеи. Извержение вулкана.
И всё в зловещий мрак погружено,
Лишь светится кровоточащей раной
На небе ярко — красное пятно.

Земля трясётся, молнии сверкают!
И сыплется на головы зола,
И люди к страшной мысли привыкают,
Что вырвались из ада силы зла.

Глаза их округлились от испуга,
Но страх у них, должно быть не в чести.
Помочь они стараются друг другу,
Пытаются детей своих спасти.

Людей терзает жар невыносимый.
Нет воздуха. Лишь пепла облака
И падают они, теряя силы,
Под ноги тех, кто жив ещё пока…

«Рублёвка» Рима — дивные Помпеи,-
Наследники насилия и зла!
Здесь в роскоши, жирея и тупея,
Элита древнеримская жила.

Базилики, театры, термы, виллы,
Сады и зелень нежная лугов…
Прекрасные здесь храмы возводили,
Стараясь ублажить своих богов.

Обитель тишины, любви, покоя,
Пожалуй, нет счастливее судьбы…
А рядом кровь людей лилась рекою,-
В амфитеатре бились здесь рабы!

Создали первый здесь «тотализатор»
И ставки «состязаний» высоки:
Жить мог лишь победивший гладиатор.
На смерти наживались «игроки».

И в той среде насилия и блуда,
Как дуновенье из заморских стран,
Произошло невиданное чудо,-
Взросла святая вера христиан.

Старик, в бордовом, был легионером.
В его глазах не страх, а интерес.
В Помпеях он поведал самым первым,
То, что Христос воистину воскрес!

Он людям рассказать хотел бы много,
Похожего на сказку или сон,
Ведь видел он, как распинали Бога.
И ангелов у Гроба видел он.

Но у людей вокруг иная вера:
Жестокость, жажда власти, подлость, блуд…
Он ждал, когда придёт другая эра,
И Бог начнёт вершить Свой грозный Суд!

Он думает, что время то настало:
Всевышний дуновением одним
Юпитера свергает с пьедестала,
Юнону отправляет вслед за ним!

Нет, не страшится смерти старый воин.
Настанет новой жизни торжество.
Он до сих пор ту встречу с Богом помнит…
Тогда с Креста, Господь простил его.

Не вечны мы, и этот мир не вечен.
Нам всем уйти когда-то суждено.
Но мы не очень-то стремимся к встрече
С Тем, кто на Небе ждёт нас всех давно.

Над нами всемогущий Бог единый,
К Его стопам должны мы все припасть,
Но лепим мы божков из грязной глины:
Богатство, славу, почести и власть!

Что в суете сверкало и блистало,
Ни власть, ни сила денег не спасут,-
Господь гордыню свергнет с пьедестала,
Начав вершить Свой справедливый Суд!

Легионеры под командованием центуриона /сотника/ Гая Кассия Лонгина, участвовавшие в казни Иисуса Христа и в охране Его Гроба, стали свидетелями смерти и удивительного воскресения Господа.
Они отказались лжесвидетельствовать, что тело Христа было выкрадено Его учениками.
Понтий Пилат, чтобы избавиться от ненужных свидетелей, принял решение отправить Лонгина и других легионеров в разные гарнизоны, где те начали проповедовать христианство.
Первосвященники потребовали от Понтия Пилата жестоко наказать Лонгина. Сотник и двое его друзей были обезглавлены.
Благодаря воинам из сотни Лонгина, видевшим Господа, христианство стало стремительно распространяться в римской армии. Те ветераны, которым удалось уцелеть, часто возвращались на родину убеждёнными христианами.
Многие воины — христиане приняли за свои религиозные убеждения мученическую смерть.
В Помпеях был квартал, где проживали ветераны — легионеры.
Маленьким крестиком на груди человека в языческих Помпеях автор картины сказал о многом.
Дата гибели города 24 августа 79-го года.

На картину Брюллова Последний день Помпеи

Дайм Смайлз

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А. С. Пушкин

Дремал Везувий долгие века,
Но вдруг разгневался, и жаром пламенея
Исторг громады пепла свысока,
Погибель предвестив несчастному Помпеи.

Померкло солнце в серых небесах,
Нависли мрачные чернеющие тучи.
Но более ввергал в безумный страх
Разбушевавшийся вулкан гремучий.

Свирепо содрогается земля,
Виднеются вдали зигзаги ярких молний.
И камни падают, лишь смерть суля.
Из города бежит народ смятенья полный.

Заполонил просторы смрадный дым,
Когда вулкана гнев дошел до апогея.
Трагический исход необратим
Для тысяч жителей в последний день Помпеи…

Везувий город спешно схоронил
Под хаосом камней и лавовою грудой.
И в толще пепла тысячи могил
Внезапно обрели в мученьях адских люди.

Брюллов. Последний день Помпеи

Дёмина Наталья

Сегодня солнце закатилось,
Для жизни мёртвым грузом став.
Античная эпоха «пала»
И «остывает» на камнях.
Оттенки золота пугают,
Страшат и дарят только смерть.
На небо наступив ногами,
Богами уж не станут впредь.
Свет выжигает, ослепляя,
Бессмысленно терзает плоть.
Им не спастись. Об этом знают
И ужас им не побороть.
Свой Судный День они встречают.
Из храма в страхе ли бегут,
А паника волной смывает…
Друг друга люди топчут тут.
И белый конь желает сбросить
С огромной силой седока.
И рвётся в небо, рвётся в небо
Он, как заблудшая душа.
Чиста , светла, но каждый хочет,
Её прижать к себе плотней
И въехать в Рай, пока возможно,
Пусть на горбе чужом, теперь
И лишь один, с крестом на шее,
Увы, совсем, не удивлён…
А рядом молятся святые
За то, чтоб каждый был прощён.
Три лика взор подняли в небо.
Благоговение в глазах,
Смирение и безысходность…
Кровавый след… здесь на камнях…
И то ли свечи, то ли факел
В поминовении зажгли…
Но небо чёрное и чёрный…
Снег чёрный падает… Смотри…
А где-то там в объятьях боли,
Сгорая корчатся, кричат…
Их прорисовывать не стоит —
Из Ада не освободят…
И всё же есть ещё надежда,
Ведь свет раздвинул небеса…
И он пробился, очищая.
К тем душам, чистым, как слеза…
А колесо от колесницы
Напомнить нам ещё должно,
Что жизнь идёт всегда по кругу…
Настанет Судный День ещё…

Иллюстрация — К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Дмитрий Суханов 4

Огня стихия город поглощает,
Трясется, содрогается земля.
Пылает небо пламенем багровым,
Везувий пробудился ото сна.

Опасность близкой смерти раскрывает
Людские благородные черты.
Ребёнка мать собою укрывает,
Себя готова в жертву принести.

Старик седой, ходить едва он может,
Спешат к нему на помощь сыновья.
Хотя мала надежда на спасенье,
Не бросят беззащитного отца.

Другие же любой ценой стремятся,
Обогатиться шанс не упустить.
Берет украдкой золото воришка,
Свою не может алчность погубить.

Бежит из храма жрец с златою чашей,
Богов о снисхождение молить.
Однако разве золото поможет,
Не суждено Помпеям больше быть.

Великий город древности погибнет,
Уйдёт в небытие он на века.
Под пеплом и под лавой погребённый,
До наших дней в сохранности дойдя.

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Елена Казанцева 4

Люблю «Помпеи
День последний».
Огонь и пепел,
Ужас, страх —

Смешалось все:
Людей, коней
Столпотворенье
На грани
Светопреставленья!
Какой размах!

Так написать мог
Только гений…

Последний день Помпеи

Елена Чистякова Шматко

Помпезный город в роскоши купался,
Над ним вулкан Везувий возвышался,
И проучить, решив, людское племя,
Он в одночасье стёр его с подножья,
Восстановленье, сделав невозможным.

Пред полотном застыла в изумленье,
Ещё немного, лишь одно мгновенье,
И рухнет всё, и будет чернота,
А город этот выгорит до тла.

Ну а пока, метанья, крики, хаос,
Багровый мрак и всполохи огня,
И пепла чёрный плен, всё, что теперь осталось,
Да невозможность для людей спасти себя.

И всё ж, на первом плане нам видится боренье,
Людских пороков, человеческих стремлений.

Здесь кульминация душевного терзанья,
Физической борьбы, телесного страданья,
Полны экспрессии фигуры, страх, ужас в их глазах,
И много лиц с вопросами, в слезах.

Погибла мать, младенец беззащитен,
Никто не позаботится о нём,
Среди разбросанных по плитам украшений,
В безумном городе, охваченном огнём.

А эти, босы и наги — взялись спасать богатства,
И алчность на лице иных, корысть, расчёт,
Разрушены моральные устои,
А жизнь, меж тем, уже к концу идёт.

Бегущая семья, прижав к груди детей,
С непониманьем, ужасом глядит на это.
Вот рядом женщина, обняла дочерей,
В глазах её вопрос, но нет ответа.

Поднявший на дыбы коня, надеется себя спасти,
Топча копытами его всех, кто попался на пути.
Не видя рук, к нему протянутых в мольбе,
Он зол, разгорячён, и думает лишь только о себе.

Титаны падают, давя боготворивших их,
Не оставляя никого теперь в живых.
В своём величие обманчивом, страшны,
Не устояли, а казалось вечно быть, должны.

Безмолвны статуи колоссов
Удел безропотно свой принимают,
А у земных людей немы вопросы,
Они судьбу, постигшую их, знают.

И всё же, человечность проявляя,
Родителя не бросили, уносят прочь, спасая.
А мать идти вот отказалась,
Нет больше сил, на плитах там сидеть осталась.

За здание жених несёт,
И уберечь пытается свою невесту,
Украшена головка в розовый венок,
Он в этот час, здесь кажется не к месту.

А под ногами, топчется богатство,
Но большинству, до этого нет дела,
Хотя находятся те, кто желает за него сражаться,
Рассыпанное золото, с камней хватают смело.

Прогресс, достаток, а потом конец,
И образ иделических Помпей развеян,
Судьба одна, у тех, надеждой кто живёт,
И у других, кто в этом не уверен.

Не усидел творец на месте,
Так всё прочувствовал и пережил,
И в гуще тел людских, бегущих,
Себя он, и мольберт изобразил.

Сей труд его признание снискал,
Вписав в века Брюллова Карла имя,
В нём добродетели, пороки, показал
Те, что живут в нас, людях и поныне.

К. Брюллов Последний день Помпеи

Елена Ярина

Брюллов… «Последний день Помпеи»
Изобразил на полотне.
И пред картиной цепенея,
Застыла я, застыли все.

Не зря же посетил раскопки,
Когда в Италии он был.
В портретах полных превосходства
Он грань особую явил.

Письма манера с остротою
Подобна ужасам войны,
Античность и ее герои
Под лавой будут сожжены.

И в лицах ужас! О, Везувий!
Наделал ты немало бед.
Помпея пала! Вот безумство!
Погребена под мраком лет.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833

Иван Есаулков

Небо пламенем объято…
Чёрный дым и пепла тучи…
Город затопил когда-то
Лавою вулкан могучий*.

Рушатся в Помпее** зданья,
Люди — в горе и тревоге:
Ниц упали изваянья —
Как и люди, гибнут боги.

Торжествует сила духа:
Невзирая на опасность,
Просит сына мать — старуха
Без неё скорей спасаться.

Он же хочет только вместе —
Не желает сын мать бросить…
Задыхается невеста —
И жених её выносит…

И плащом мужчина хочет
Уберечь семью от муки…
Обняла мать крепко дочек —
Смерть разжать не сможет руки…

Мать упала с колесницы,
А ребёнок тут же, рядом, —
Ничему он не дивится
Смотрит нежным детским взглядом

И совсем, совсем спокоен —
Только мать не слышит зова…
Рядом юноша и воин
Старика несут больного…

Жрец испуганный, смущённый —
Как и люди, гибнут боги!..
Смотрит с факелом зажжённым
И не чувствует тревоги

Христианства представитель…
А над ним кто в дом стремится,
Кто оттуда — видно, житель —
Им навстречу в страхе мчится…

Вот поднял над головою
Ящик с красками, с кистями
Сам Брюллов — всё дорогое
Он спасает, словно знамя!..

Кто кричит, кто только стонет,
Кто от ужаса немеет…
И в потоках лавы тонет,
Гибнет древняя Помпея!..

* После извержения вулкана Везувий погиб древнеримский город Помпеи.
** В России город иногда называли Помпея (как и у Брюллова).

Везувий клокотал!

Людмила Владимирская

По картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Везувий клокотал!
И не щадил ни молодых,
ни старых! Погибель нес
и черен, и зловещ!

О, горе всем! О, горе!
Мгновенье… Мир опустеет…
Померкнет луч надежды.
Детей, о пощадите, боги!

Прощенья нет… Как прежде,
Мир пропадет во тьме веков.
Как прежде равнодушно в часах
песочных время потечет.

И зверь не пробежит.
Крылом уж не раздвинет тучи птица.
О, тяжела, Господь,
карающая твоя десница!

Последний день Помпеи. По картине К. Брюллова

Людмила Ревенко

Жил и жил ты беззаботно,
Без лихой затеи,
И не думал, что наступит
Рока день. Помпеи.

Серный дождь, и лавы жгучей
Побегут потоки,
Слижут пламенем могучим
Жизненные токи.

У кого какая ценность —
Скарб ваш или злато,
Для природы всё как данность,
Лишь она богата.

Всё безмолвно, (что и жутко),
Покрывает пепел,
Он сердец, стучавших гулко,
Даже не заметил.

Последний день Помпеи

Ольга Васильевна Савченко


Вдохновение от картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Художник, даром окрыленный,
Сродни священному жрецу,
И миг, веками запыленный,
Рассеет времени пыльцу.

Восстанет, как мираж, из пепла,
И кисть навек прогонит тлен,
Помпеи гибель в жарком пекле
Холстом безмолвным взята в плен.

Гора-убийца задымилась,
Рыча, как спятивший злодей,
В одно мгновенье изменилась
Жизнь обезумевших людей.

Багряным смогом небо дышит,
Всевышний тысячи молитв
В минуты эти, верно, слышит,
Но облегченья не сулит.

Попытки тщетные к спасенью,
Ладони слабые, как щит,
Не остановят нападенья
Вулкана огненной пращи.

Жену обнять, детей погладить,
Прикрыть собой. А чем еще?
И, может быть, успеть подставить
Ослабшим крепкое, плечо.

Уже толчки землетрясенья
Без сожаленья, будто хлам,
Рвут роскошь мраморных строений,
Дома ломая пополам.

Бледны, как мертвецы, и с крыши
Готовы статуи упасть,
Сквозь времена мы стоны слышим,
Стихии беспредельна власть…

По картине К. Брюллова Последний день Помпеи

Татьяна Верейская

По картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».

История земли преподаёт урок:
Не будьте горделивы и беспечны.
Счастью и бедам предначертан срок.
Для каждого дни жизни быстротечны.

Из прошлого картина предстаёт:
Старик Везувий взбунтовался снова.
В отсветах молнии багряный небосвод.
Помпеи рушатся от рока злого.

Там мраморные статуи богов
И храмов белоснежные колонны
Землетрясение стирает до основ,
А небеса жгущего пепла полны.

Там люди мечутся, застигнуты бедой.
Приюта ищут для возможного спасенья.
Семья вся прячется под тканию простой,
А в лицах их и ужас, и смятение.

Кони с испуга встали на дыбы,
И опрокинулась тотчас же колесница.
Никто не ждал такой лихой беды:
Разбились насмерть пассажирка и возница.

Женщины тело бездыханное лежит,
Возле него дитя глядит, не понимая.
Пожары вспыхивают, вкруг земля дрожит,
И чёрной мглою небо застилает.

Вот сыновья хотят спасти отца:
Выносят на руках из камнепада.
Но бедствию не видно здесь конца.
Возможно за грехи небесная награда.

Мать сына убеждает поспешить,
Бежать не может: покидают силы.
«Оставь меня, ты должен жить.
Беги из ада, сын мой милый».

Возлюбленная ранена, её
Поддерживает бережно любимый.
Ужель Судьбы разящее копьё
Отнимет у него сей образ милый?

Художник среди страшной суеты
Спасает драгоценность: кисти, краски.
Жрец, сторонясь мятущейся толпы,
Алтарь священный утаил с опаской.

В ужасный час страданий и невзгод
В сердцах всё ж милосердие хранится.
Любовь и верность, чем живёт народ,
Не стёр страх, отразившийся на лицах.

Брюллов великий это показал:
Своим искусством осветил все грани:
Стихии дикой налетевший шквал,
Судьбе коварной отданные дани.

Помпеи гибнут в ало–серой мгле,
Но чрез столетья холст влечёт вниманье.
Венок лавровый на художника главе
Его таланта высшее признание.*

*Николай 1 удостоил художника личной аудиенции и наградой Лавровым Венком, после этого художника называли: Карлом Великим.