Пт. Апр 19th, 2024
Поленов Василий Дмитриевич — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики.
Известные картины: «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1879), «Лето» (1879), «Заросший пруд» (1880), «Больная» (1886), «Христос и грешница» (1887), «Золотая осень» (1893), «Среди учителей» (1896), «Исполнялся премудрости» (1896-1909).
Василий Поленов. Московский дворик

Адольф Зиганиди
Из двадцать первого века
глядим на поленовский двор…
Навряд ли найдёшь человека,
кто верит,что это не вздор.
За сотой верстой не отыщешь
ни города, да и села,
где зрят не соседские крыши,
а Храмов глядят купола.

Где дворики нынче такие,
чтоб травка, колодец, простор?
Теперь, куда взгляды ни кинешь,
одни небоскрёбы в упор.
И дети теперь, как собаки —
и отроки, и малыши,
наркотики, пьянство и драки,
и выйти из дому страшит.
Такой бы вот дворик сегодня —
лошадку на травке, детей,
не знающих дыр подворотни,
сиротских безрадостных дней…
Художник Василий Поленов
был русский во всём человек,
он канул в просторы Вселенной,
а с ним девятнадцатый век.
И душит людей ностальгия
по прежним поленовским дням,
по милой и русской России,
детишкам и лошадям.

Московский дворик. По картине В. Поленова

Алевтина Маркова

Арбатский переулочек, провинции уклад,
Обычный уголок — московский дворик…
Поддерживает буйно разрастающийся сад
Дощатый, с виду старенький, заборик.
На заднем плане — церкви золотые купола,
Пять башенок высоких с колокольней —
Церквушка так воздушна, так нарядна и бела,
Что рядом с ней теплее и привольней…
Покойно. Но движенье ощущается во всём,
Недаром лето дарит нам свободу.
Из дома вышла женщина с наполненным ведром —
КурЯм дать корм иль просто вылить воду…
На местном перекрёсточке уютного двора,
На фоне покосившихся сараев,
В траве зелёной местная расселась детвора,
Жучков-букашек разных собирая.
Девчушка в длинной юбке, с белобрысой головой,
Рассматривает первую ромашку,
А может, это мальчик, деловитый и босой,
Кладёт жука в карман своей рубашки…
Оставленный ребятами, в траве малыш сидит —
То ль плачет громко, то ль зевает сладко…
На солнышке пригревшись, одинёшенько стоит,
В телегу запряжённая, лошадка —
Стоит, переминается, траву ногами мнёт,
И тронуться в любой момент готова,
С терпеньем удивительным своих хозяев ждёт —
Похоже, на базар поедут снова…
Над этой безмятежностью — бездонность синевы!
Снуёт неугомонных галок стайка…
Один из переулочков купеческой Москвы
Напомнил детства милого лужайку…

Картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик» (1878 г.)

 
В. Поленов. Московский дворик

Альберт Кудаев
(«Московский дворик» Поленов увидел из окна своей квартиры возле церкви Спаса-на-Песках, между нынешним Новым Арбатом и Старым Арбатом. Как изменилась Москва за сто тридцать лет!)

Занесла меня нынче нелегкая

В заметенную снегом Москву.
Прогулялся Неглинной, Петровкою,
Постоял на Кузнецком Мосту.

Все не то, не туда сердце тянется.
Пусть к столице я ровно дышу.
Есть Москва, что со мною останется.
Я на Старый Арбат поспешу.

Он красив и в снегу и под дождиком.
И в вуали ночных фонарей.
Он приютом бродягам-художникам
Стал не зря в благодати своей.

В лабиринтах, в углах переулочных
Тени прошлого, старой Москвы.
Здесь, в уютных аптеках и булочных
Окунетесь в историю вы.

Тут легко отрешиться от бренного.
Лишь прикроешь глаза и уже
Старый дворик с картины Поленова
Вдруг возникнет на миг в мираже.

Заросший пруд

Владимир Воднев
Заросший пруд. Остановилось время,
И знойный полдень в воздухе повис,
Ушло забот навязчивое бремя,
И тишина — не шелохнется лист.
В тени дерев на старенькой скамейке
Мечтает дева — отрешенный взгляд,
В воде кувшинок белая семейка,
Над ней стрекозы сонные висят.
Ромашкой пахнет и немного тиной,
И смотрит ива в зеркало пруда…
Покоем веет от такой картины,
Над ней не властны беды и года!

Картинка: Василий Поленов. Заросший пруд.

Старая мельница

Владимир Воднев
Старая мельница. Даже не верится,
Жизнь здесь когда-то бурлила ключом,
Старая мельница больше не вертится,
И почему-то глазам горячо…

Детство мое босоногое, давнее,
Было мне небом на радость дано,
Дом на горе с разноцветными ставнями
Я не проведывал очень давно.

Вот и моя деревенская мельница,
Также как эта, под тяжестью лет
Вся развалилась и больше не вертится,
Да и деревни самой тоже нет.

Старая мельница… старая мельница –
Времени прошлого дивный сюжет –
Не постареет, совсем не изменится,
Будет такой через тысячу лет.

Будет малыш с шевелюрою светлою
С удочкой тихо сидеть у пруда,
Время прекрасного полудня летнего
Остановилось уже навсегда.

Картинка: Василий Поленов. Старая мельница

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878

Владимир Нехаев
Художником написана случайно*
Картина,
Полюбившаяся всем:
Московский дворик,
В нем тепло необычайно,
Уютно,
Хоть обыденно совсем.

Играют дети на траве,
Ребенок плачет,
На девочку украдкой
Брат глядит:
Как наревешься,
Дам попробовать тебе
Малины с огорода
Сладкой-сладкой,
Что за забором
Я нарвал себе…
Среди двора
Ждет седока лошадка.
Гуляют куры
И петух там во главе.
Сарай не новый,
А на вид довольно шаткий,
На фоне крыш богатых,
Неба и церквей…

У дома женщина
Ребенку объясняет
Куда за молоком ему идти…
И утреннее солнце освещает
Картинку прошлого…

Вы можете прийти
Сегодня в Третьяковку,
В галерее
Картину эту
Вам легко найти,
И постоять,
Почувствовать:
Добреют
Душа и мысли,
Прямо — глаз не отвести!

Поленов Василий Дмитриевич «Московский дворик» 1878, 64,5 х 80,1 см, ГТГ, Москва

* — Поленов В.Д. (1844-1927) написал картину экспромтом, увидя сюжет из окна съемной квартиры, а затем добавил сюда людей и получил высокую оценку и признание….
 
В. Д. Поленов Московский дворик 
Елена Ярина 
Двор виден нам со всех сторон.
Приметный дворик, солнце вышло…
И с башни колокольный звон
Над всей Москвой — столицей слышно.
Кто над судьбою нашей властен?
И в храм к обедне бы уже,
Водицы бы испить для счастья.
Тепло и сердцу и душе.
Московский дворик тих и прост.
Здесь столько солнца и блаженства.
Сейчас бы вытянуться в рост
И ощутить все совершенство!
В. Поленов Московский дворик 2 
Елена Ярина 
Случайно этот двор найдя,
Простой, обычный дворик с виду,
Поленов ощутил себя
И многое сумел увидеть.
Господский домик, храм воздушный,
И колокольню за двором,
Белье, лошадку, кур-несушек,
И ребятишек летним днем.
И золотые купола
Сияют чудным, ярким светом.
И над Москвой колокола
Звонят, встречая солнце, лето.
В душе и нежность, и любовь,
И вместе с тем воспоминанье…
И сердце замирает вновь
От наслажденья любованьем.
В. Д. Поленов Московский дворик. 1878 г
 
Иван Есаулков
В картине этой много света,
И вспоминаешь о былом.
Московский дворик. Плещет лето,
Как птица, солнечным крылом.
Нам так привычно захолустье
Ещё с далёких детских пор.
И будоражит наши чувства
Травой заросший, тихий двор.
Здесь дети, куры, и лошадка,
И кучевые облака.
И всё спокойно, и всё сладко,
И мысль воздушна и легка.
С котёночком играют дети
Возле тропинки, на траве,
И церковь куполами светит
В небес прозрачной синеве.
И каждый зритель сразу скажет,
Что встрепенулась вдруг душа
При виде этого пейзажа,
Где полдень льётся, не спеша.
Здесь всё свободно и привольно,
Как в детстве, что прошло давно.
И вверх взметнулась колокольня,
Слилась с ней церковь заодно.
Всё кажется старинным, древним,
Известным с давних, детских пор.
И перебросили деревья
Свою листву через забор.
Волною зноя плещет небо.
В разгаре босоногий день.
И, словно сказочная небыль,
Цветёт душистая сирень.
Трава, дощатые сараи,
Колодец, женщина с ведром,
И старый домик, — всё вбираешь,
Всё чувствуешь своим нутром.
Всё безмятежно, тихо, ясно.
Московский, звучный колорит.
О том, что жизнь всегда прекрасна,
Картина эта говорит.
Любому зрителю привычна
Такая ясность, тишина.
Ах, как картина мелодична,
Как согласована она!
В. Д. Паленов Московский дворик

Ольга Суслова

Сколько солнца, сколько света!
В небосводе облака —
Это брызги красок лета.
Притомился день слегка.

Ах, Москва, Москва-старушка,
Стариной ты хороша.
Купола — твои макушки,
К ним направлена душа.

Тропка — узкая дорога,
Не большой у ней размах.
Приведет она к порогу
Церкви Спаса на Песках.

Окна смотрят на лужайку,
Греет стены барский дом.
Напоить спешит лошадку
Здесь же женщина с ведром.

А девчушка тут же, рядом —
Нянькой служит у господ.
Дали фартук ей нарядный —
Вот такой-то оборот.

Плачет девочка-малышка —
И к себе её зовёт.
Не поймёт она, глупышка,
Отдых служба не даёт.

А барчук в сапожках новых,
Вместе с сыном батрака,
В играх занялся толковых —
Здесь он вроде вожака.

Дворик славный, милый дворик —
Детям тихий уголок.
Из ромашек выткан коврик,
Травы стелются у ног.

Московский дворик Поленова

 
Соловьёва
 
Стихотворение – иллюстрация к картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик»

Иду в «Московский дворик»
Поленова искать, —
Здесь воздух так просторен,
Здесь весело гулять:

Не думаешь о ранге,
О страхе неудач.
Здесь облачко как ангел!
Здесь солнышко как мяч!

Здесь листья все в истоме!
Здесь солнце в сотни ламп!
Здесь каждый старый домик
Чудесен, словно ямб!

Облиты солнцем стены
И крыши левой скат,-
Здесь слышится сирени
Тончайший аромат!

Здесь маленькая рёва
На травушке сидит,
А братец её «Лёва»
За нею не глядит:

Здесь множество тропинок,-
Идти ли по любой?
Здесь куры средь травинок!
Здесь коник под дугой!

Здесь красота не меркнет!
Здесь детям повезло!
Здесь праздничны так церкви,-
МедОвое тепло!

Здесь купола в полёте,-
(Торжествен их порыв!)
И в камерную ноту
Вплетают свой мотив.

Здесь свежесть в небе синем!
Здесь утро как янтарь!
Прекрасная картина:
Здесь хорошо, как встарь!

По картине Поленова В. Д Московский дворик

Татьяна Верейская
Московский дворик девятнадцатого века
Во всём неспешность прошлого живёт:
Здесь жителей не манит ипотека,
Погожий день в иную жизнь ведёт.

Ковёр травы тропинками изрезан.
Цветы ромашек привлекают взор,
И небосвод лазурный безмятежен,
Улыбкой солнца обнимает двор.

А дом купеческий под яркими лучами
Вновь посветлел, будто помолодел.
Забор дощатый старыми плечами
Здесь натиск сада выдержать сумел.

Царящая идиллия смущает,
Живущих в современном мире ритме дней-
Так беззаботно дети здесь играют,
Не зная садиков и детских лагерей.

Вот женщина несёт ведро с водою.
Ей надо лошадь в дровнях напоить
Авто ещё не движется Москвою.
Художник в силах миг остановить.

Белье висящее, ветер слегка колышет.
Нетороплив жаркий июльский день.
Возле сарая, с продырявленной крышей,
Падает выросшего сквозь неё дерева тень.

Мирским покоем в дворике всё дышит.
Патриархальный быт старой Москвы.
Девчушка белокурая не слышит,
Как плачет братец, сидя средь травы.

Здесь куры роют землю деловито,
А у колодца царствует репей.
Буднично всё, солнечные софиты
Вселяют Божий Дух чрез маковки церквей.

Над кружевной, высокой колокольней
И над шатрами белыми церквей,
Над всем земным цветущим здесь привольем
Царит Отец Небесный, враг страстей.

Московский дворик девятнадцатого века
Во всем неспешность прошлого живёт:
Нет скоростей космического века
Таланта лишь и творчества полёт…

Картина Василия Поленова Московский дворик 
Татьяна Хатина 
Московский дворик весь пронизан солнцем,
Спокойная картина бытия.
Свет согревает каждое оконце,
Скользит по стенам, тайны затая…
Старинный уголок родной и близкий,
Где летний день неспешен, ярок,чист.
И летний сад всем кланяется низко,
В ветвях покоем дышит каждый лист.
У старого дощатого забора
Так изумрудно зреют лопухи.
И святость пятиглавого собора
С высокой колокольней… Нам грехи
Та солнечная благость отпускает,
И колокольный звон течёт с утра,
А в небо света купола взлетают,
И ласточки несут нам мир добра.
Играют дети, двор все звуки слышит,
Ромашек звёзды в зелени травы.
Былинка каждая земным покоем дышит…
Старинный дворик — добрый мир Москвы…!
Московский дворик Картина В. Поленова

Эдуард Машкевич

Поэтическое описание картины.

Из многих мест Поленовым любимых
В Москве художник так любил
Дворы Москвы, неповторимы,
Художник на холстах творил.

“Московский дворик”, признан лучшим,
Здесь двухэтажный дом стоит,
На небе маленькая тучка,
В окно чердачное глядит.

Двухскатной кровлей дом покрыт,
И есть чердачное окошко,
Для сточных вол труба висит,
По двору пробежала кошка..

У дома рядышком забор,
Колодец старый тоже рядом,
Травой покрыт обширный двор,
Его окинул зорким взглядом.

Сарай хозяйственный большой,
Колодец новый рядом есть,
С ведром хозяйка за водой.
И дел по дому ей не счесть

Стоит лошадка, ожидает
Когда хозяин подойдёт,
А детвора в траве играет,
В зените солнышко встаёт

А за домами и дворами,
Есть церковь Спаса на Песках,
Мы убедиться можем сами,
Без колокольни ведь никак.

 
*****************************
Бабушкин сад. По картине В. Поленова

Алевтина Маркова

Уголок Москвы патриархальной…
Залиты июньским солнцем крыши,
Лишь дворянский дом, слегка печальный,
Красотой былой живёт и дышит.
Проржавел карниз наполовину,
Облупились белые колонны,
Отвалилась старая лепнина —
Время к жизни так не благосклонно!
Дремлет дом, о прошлом вспоминая,
Грезит особняк о невозвратном,
За густою зеленью скрывая
Свой фасад, что был когда-то знатным.
Выщерблены лестницы ступени,
В сад ведущей, некогда красивый…
Сколько молодёжи поколений,
Сколько было здесь людей счастливых!
Ярким цветовым пятном играя,
В сад ведёт песчаная тропинка.
Сад… А что же он от глаз скрывает
Под густой зелёной пелеринкой?
Может, алых роз цветенье снится? —
Он же помнит, как их взор опасен…
Сад зарос, но в нём щебечут птицы,
Всё еще он пышен и прекрасен!
Мальва к солнцу тянется игриво,
Манит аромат кустов сирени,
Лилии и жгучая крапива…
Лопухи раскрылись, как пельмени…
Толстые стволы деревьев «древних»
Поросль молодая закрывает,
И над ней пока не властно время.
Вновь и вновь природа расцветает!
Жизнь — пейзаж, рисованный с натуры,
Для одних — печаль, другим — отрада.
Бабушка и внучка — две фигуры —
Медленно идут по тропке к саду.
Много ль общих тем для разговоров?
О любви, о счастье, о погоде…
Может, вызывает даже споры
Платье внучки, сшитое по моде.
Две судьбы, два разных поколенья…
Быстротечность жизни — в вечность дверца.
Сад… Он — символ жизни, обновленья,
Трепетность надежд и память сердца.

Картина Василия Дмитриевича Поленова «Бабушкин сад» (1878 г.)

 
В. Поленов Бабушкин сад

Альберт Кудаев

Время вечно, это мы проходим.
Детство, юность, вот и седина.
Старость, возвращение в природу.
Разве в этом наша есть вина?

Мы стареем, и стареют вещи
Память, словно книга бытия.
Сад у дома, тоже постаревший.
Был когда-то молод, как и я.

Расцветал весенним белым цветом,
Осенью ронял свою листву.
Укрывал от солнца жарким летом.
Он живет, пока и я живу.

Был мой сад и молод и ухожен.
Был красив, как райские врата.
И ему садовник был положен,
Чтоб не увядала красота.

Я в саду о будущем мечтала
И цветы вокруг ласкали взгляд.
Но теперь садовника не стало.
Не вернуть мне молодость назад.

Время, время, что же ты за штука?
Не замедлить, не остановить.
И какая трудная наука —
Сад сберечь и жизнь не зря прожить.

В. Поленов Деревня Тургенево

 
Альберт Кудаев
Деревушка, деревушка берендеева.
На пригорке над речушкою три дерева.
Крыты крыши обветшалою соломою,
Я приду к тебе тропинкою знакомою.

Я приду, никто не встретит у околицы,
Дверь не скрипнет и окошко не откроется.
Ветерок траву колышет за избушкою.
И не вьется дым из труб над деревушкою.

С тишиною деревушка наша венчана,
Лишь кукует вдалеке кукушка вещая.
Да малиновка в листве негромко тренькает.
Распростились люди с этой деревенькою.

В. Поленов Заросший пруд


Альберт Кудаев
Заросший пруд моих воспоминаний,
Тропинка узкая сквозь лес ведет к тебе.
Покойна гладь воды. Былых желаний
Угасли волны, с временем в борьбе.

Укрыта память тростников стеною,
В глубинах вод несбывшиеся сны.
Мечта из детства рыбкой золотою
Пошлет мне света луч из глубины.

И белые кувшинки, словно души,
Чьи голоса едва-едва слышны.
Поймет их, кто талант имеет слушать,
Кому открыта тайна тишины.

Я прихожу к тебе совсем не часто.
Но как же здорово, как будто в летнем сне,
Сидеть на берегу и наслаждаться
Всем тем, что память подарила мне.

В. Поленов Осень в Абрамцево

Альберт Кудаев
Холодает, холодает,
Лето к югу улетает.
А за ним вдогонку клином
Потянулись журавли.
Осень, грустная картинка,
Полетела паутинка.
А куда, никто не знает,
Может быть, на край Земли.
И несет по белу свету
Листьев желтые конверты.
В них прощальные приветы,
Адрес, осени печать.
Может, их послало лето,
Может, их заждались где-то,
Ты найдешь на всё ответы,
Если сможешь прочитать.

Картина Река Клязьма. Жуковка. Василий Поленов

Анна Ковалёва -Мулик
Как быль и небыль тайна снова
В просторах вечности чудес…
У кромки берега основа
Как отражение небес…

Тая в себе всю негу мира
Раздолье истинной красы…
Звучит в душе струною лира
Как будто капелька росы…

И в голубых оттенках неба
Застывший миг былых времен…
В лучах мерцающего Феба
Укажет лик, что озарён…

Воображением играя
Пространство магией замрет…
Русалка вечность ожидая
В тиши зеленой оживет…

Поодаль истина земная
Дракон склонившись, воду пьет…
Свою лишь тайну охраняя
В ней с поцелуем грань спадет…

Змеиный остров глаз прищурил
Кольцом от вечности лежит…
Он в бесконечности лазури
Отныне очень знаменит…

К картине В. Поленова Заросший пруд

 
Белый Филин
Здесь тишина, что тайники
Души твоей способна отворить,
Здесь тают напускного ледники,
Меж небом и тобой становится прочнее нить.
Твой взгляд скользит
По глади безмятежного пруда,
Вдыхая Чистоту, Душа творит,
Уходит все мирское без следа…..
Пускай на краткий миг,
Но одиночество сейчас — целитель для тебя,
Чтоб глубже ты себя постиг,
Тебе поможет Родина твоя — Земля.
Прислушайся к безмолвию, —
Как нежен трепет ласковой листвы,
Здесь больше многословия,
Чем прочитаешь в книгах ты.
А под твоей стопой шуршит,
Слегка примятая трава,
А слышишь, — где-то шмель жужжит,
От аромата луга кругом голова.
И это все ключи от тех замков,
Открыв которые, ты сможешь получить
Свободу от сует и тяжести оков,
Которые тебе мешают воспарить!

Христос и грешница

Валерий Штормовой

Этюд на картину Поленова

Толпа теснилась и шумела,
Повсюду раздавалась брань:
«Прелюбодейка! Как посмела!
Побить камнями эту дрянь!»

И вот спросили Иисуса:
«Ты учишь нас грехи прощать.
Но тут закон святой нарушен,
И как с ней надо поступать?»

Христос сказал: «Пусть каждый спросит
Суда перед самим собой:
Кто без греха — пусть первый бросит
В нее тут камень роковой».

Все стали расходиться, сникнув,
И вновь все замерло в тиши.
И грешницу Христос окликнул:
«Иди и больше не греши».

Ну, что же. Истина не нова
В основе этого стиха:
Как нам легко судить другого,
Не помня своего греха.

Поленов. Христос и грешница 

Владимир Гусев Тульский 
Василия Поленова картина:
Вдали холмы песчаные видны.
Храм под палящим солнцем Палестины
Ряд стройных кипарисов у стены…
Библейская там разыгралась драма…
Всегда ли должен властвовать Закон?
Христос с учениками возле храма,
О милосердье говорит им Он.
Народ, жестикулируя руками,
Несчастную ведёт перед собой.
С насмешками, ударами, пинками…
В глазах её отчаянье и боль.
От злобы перекошенные лица, —
Им всем есть дело до чужой жены:
«Скажи, Учитель, вот стоит блудница,
Что сделать с нечестивой мы должны?
Нам говорят, пришёл Ты правду сеять?
Вот и скажи, как поступить, как быть?
По древнему закону Моисея
Должны её камнями мы побить!»
Пророк не прав. Но как сказать им это?
Как женщине помочь несчастной той?
А фарисеи требуют ответа…
Господь спросил: « А кто из вас святой?
Кому Закон и честь всего дороже,
Кто перед Богом чист и не лукав,
Тот самым первым камень бросить может,
Но Бог накажет, если он не прав!»
Услышав это, отступили люди, —
Перед Творцом у каждого вина!
И женщина, что обвинялась в блуде
Была от страшной казни спасена.
Цензура вредным полотно признала.
Сказал великий князь Владимир вслух,
Что в Господе божественного мало,
К тому ж одет Он как простой пастух.
Художник бросил вызов схемам вечным:
Не в царских облаченьях грозный БОГ,
Но мудрый, очень добрый, человечный…
Ведь лишь такой простить блудницу мог.
И лишь такой, простивший слабость нашу,
Познавший нашу грусть и нашу боль,
Испил до дна людских страданий чашу,
Спасая нас, пожертвовал Собой!
Мелодия… Она звучала
по капелькам — весенний дождь,
струилась в улицы из зала.
А может, это ты поёшь?
В. Д. Поленов Старая мельница 1880
 
Владимир Нехаев

В. Д. Поленов «Старая мельница» 1880, 88 х 135 см, Художественно-изобразительный музей, г. Серпухов

Здесь автор — снова колорист:
Зеленый цвет — и густ, и чист!
Лес и кусты на заднем плане
Чуть проявляются в тумане…

Но чёток каждый ближний лист,
Камыш, травинки, тень, вода…

Стареет всё, текут года!
Вот и на мельнице давно
Никто не смалывал зерно,
Стоят колеса, жернова,
Река шевелится едва…

А было время — всё кипело!
И мельник, весь в муке и белый,
Держал порядок, делал дело
И всё на мельнице вертелось,
Пока река вращать могла
Через колеса жернова…

Мальчонка
В солнечном пятне
На поплавок глядит
Привычно
И ждет поклевки…

Всё отлично
Продумал автор :
Мол, смотри,-
Всему есть срок,-
Старью на смену
Придут другие
И умело
Начнут свою, другую жизнь…
В сюжет простой заложен смысл.

Бабушкин сад

 
Галина Лычковская
Когда-то этот дом встречал гостей:
Блистала жизнь и музыка звучала,
сияло в люстрах множество огней,
и радости в объятьях карнавала.

Помпезность дома прошлая ушла,
(сквозит лишь нафталина лёгкий запах).
Затих он, как уставшая душа
в забытых и растаявших закатах.

Сменился век, а с ним и времена.
Дом обветшал и плющ увил ограду,
всё поглотила жизни тишина,
но так же зреют грозди винограда.

И сгорбившись старушка не спеша
идёт заросшей парковой дорожкой.
Усталый взгляд, чуть теплится душа,-
зажал кулак фамильные серёжки…

И внучка, милый, добрый ангелок,
пришла. Хозяйка рада этой встрече.
Разжав кулак: — Пробабушкины…вот…
А на дворе скулил тихонько ветер…

*Стихотворение написано к картине Василия Поленова «Бабушкин сад».

 

В. Д. Поленов. Арест гугенотки

Гертруда Арутюнова
Взгляд безропотный и печальный —
Неизбежен конец пути.
Это страшной беды начало,
Ночь кровавая впереди.

В каждый дом кошмар постучится,
Захлебнётся Париж в крови,
Очень страшно, но так случится,
Будет ненависть вместо любви.

С верой чистою гугенотка
От католиков примет смерть.
В хоре ангелов грустные нотки —
Ей отверзта небесная твердь.

Неизвестно, что будет с телом,
Может в Сене найдёт конец,
А душа уже улетела,
Ей не страшен терновый венец.

В. Д. Поленов. Право господина

Гертруда Арутюнова
Унижение, стыд невиданный —
Перед свадьбой обязан отец
Дочку ту, что теперь на выданье,
К господину вести во дворец.

Мать потупилась. Ей-то ведомо,
Что ничем невозможно помочь.
Кем же это так заповедано,
Чтоб досталась ему и дочь?!

Молодым он уже был безжалостен,
Пощадить не умел никого,
Остаётся таким и в старости.
А ведь дочь-то, быть может, его…

Выкуп дать за неё не получится —
Приглянулась невеста ему.
Избежать ей мук или мучиться,
Господину решать одному.

Через годы станет обычаем
Перед свадьбой во множестве мест
Вовсе не из позора девичьего
Выкупать за конфеты невест.

В. Д. Поленов Бабушкин сад. 1878 г 
Елена Ярина 
Ах, старый сад! И как жизнь хороша!
И лучик солнца светит неслучайно,
И бабушка со внучкой не спеша
Вдоль по аллее движутся в молчанье.
Хоть бабушка, конечно, и стара,
Но умирать ей вовсе неохота,
И чувства умиления,добра,
И трогательна внучкина забота.
Ещё дышать,ещё на мир смотреть…
Пусть аромат цветущих роз неярок,
Дышать, и рядом с внучкой молодеть,
А каждый день-божественный подарок.
Ведь все мы будем волею судьбы…
Ну, а пока-роскошный сад и лето.
Ещё есть силы, хоть глаза слабы,
Не та походка, но неважно это.
И запах яблок тонкий аромат,
Прогулки с внучкой по дорожкам сада,
Хозяйке старой каждый кустик рад.
Такой покой и в то же время радость.
И как же кисть художника нежна.
Идиллия.Чудесная картина!
И трогательна эта тишина.
О, добрый сад! О, друг ты мой старинный!
В. Д. Поленов Заросший пруд 
Елена Ярина 
Заросший пруд. В воде кувшинки,
Художник где-нибудь в теньке,
А по утрам трава в росинках,
Мосток, скамейка вдалеке.
Как живо пруд изобразил Поленов.
Жаль, не бывала я на том пруду.
И не хватает, право, только сцены:
Как созерцали люди красоту!
В. Д. Поленов Золотая осень 
Елена Ярина 
Поленов. Осень золотая.
Прекрасно это время года.
На полотне все оживает.
И солнце падает на воду.
А в небе розовая дымка.
И облака слегка прозрачны.
Писать вот так, как бог картинки,
Наверно это много значит.
А мне с вершины видно реку,
Рукой подать мне до лесов.
Россия — мать моя от века
До этих дальних берегов.
Здесь размышлял не раз о вечном.
И с дочкой собирал цветы.
А жизнь? Как время быстротечно.
В природе столько красоты.
Россия — мать моя родная,
Как широка и велика…
Ах, эта осень золотая,
Навеки русская река!
В. Поленов Монастырь над рекой 
Елена Ярина 
Монастырь над речкою-рекой,
Колокольный звон сольется с небом,
И во всем царит такой покой,
Монастырь над речкой-белый лебедь.
Красота! Зелёные луга,
И река зеркальной,чистой гладью,
В синь небес стремятся берега.
Здесь легко с душой своею ладить.
И молиться и с любовью жить,
О мирском,о вечном рассуждая,
И не надо Господа просить
О насущном в монастырском рае.
Ангел тихо мимо пролетит
И укажет к счастию дорогу,
И на путь тебя благословит…
Как прожить в России да без Бога?
Монастырь над речкою-рекой,
Колокольный звон сольется с небом,
И во всем услада и покой.
Монастырь над речкой-белый лебедь…
В. Д. Поленов Осень в Абрамцеве 
Елена Ярина 
В Абрамцеве — славная осень.
Редеют леса день за днем.
Смотрите, край неба, где просинь,
Плывут облака косяком.
В воде отражение деревьев
И листья плывут по воде,
И клены заметно краснеют,
Березы желтеют, и мне
Так хочется вмиг дотянуться,
Прижаться к березкам щекой,
И солнцу слегка улыбнуться,
Стоять у воды над рекой.
Взгляните на небо, где просинь.
Спокойствие и тишина.
В Абрамцеве — славная осень.
Природе созвучна она.
В. Поленов Первый снег 
Елена Ярина 
Так трепетно, проникновенно
Лишь мог писать, друзья, Поленов,
Изображая край родной,
Столь близкий сердцу, дорогой.
И реку — юной, девой спящей,
Красавицей еще живой,
Природу — чистой, настоящей…
Он искренне писал с душой.
И краски светлые так нежны.
Всех чувств души не передать.
Еще не вечер, есть надежда,
Что солнце выглянет опять.
И заискрится, заиграет
На солнце ярко первый снег.
И мое сердце замирает…
Картин — немыслимый успех.
Но скоро первые метели
Придут и в этот край лесной.
Мы зачарованно смотрели
На лес и реку — край родной.
Так трепетно, проникновенно
Лишь мог писать, друзья, Поленов.
В. Д. Поленов. Бабушкин сад. 1878
Иван Есаулков
Что наблюдаем мы в картине?
Красивый старый особняк,
Совсем заросшие куртины,
Как разрушенья яркий знак.
Пока что всё не так и глухо,
Пока почти нормальный вид, —
Хотя нам ясно, что разруха
Здесь, где-то рядышком, стоит.
И штукатурка на колонне
Облуплена, повреждена;
И у лепнины на фронтоне
Тень разрушения видна.
Неровны у крыльца ступени,
Но привлекает старый дом…
В саду же — смена поколений,
Травой всё заросло кругом.
От дома по широкой тропке
Старушка дряхлая идёт.
Её, поддерживая робко,
По саду девушка ведёт.
В картине не ликуют краски,
И гамма их приглушена,
Но сколько в них тепла и ласки!
Нам цель художника ясна:
Вновь обращается он к теме
О том, что быстро жизнь идёт,
Что хоть неумолимо время.
Но вновь природа расцветёт!
В. Д. Поленов Заросший пруд. 1879
Иван Есаулков
Парк старый выглядит заброшенным
Владельцами который год.
Сейчас сюда лишь гость непрошеный —
И то случайно! — забредёт.
К пруду дорожка разбегается,
Спешит из чащи прямиком
И, подбежав к нему, кончается
Нависшим над водой мостком.
Деревьев запахи смолистые
И аромат лесных цветов.
И рябь чуть-чуть колышет чистые
Кувшинок листья — сколь годов!
Цветы их в заводи покоятся,
Совсем не ведая волны.
Здесь ветер не обеспокоится
Среди тенистой тишины.
Вот на скамью присела женщина,
Решила, видно, отдохнуть…
Возможно, ей судьбой завещано
Парк этот к жизни возвернуть?
А может, гостья та случайная
Зашла парк старый повидать?
Судьба её покрыта тайною,
И нам не надобно гадать,
Пришла ли к парку на свидание,
Чтоб он ей юность возвратил?..
Зелёный сумрак очертания
Фигуры женской поглотил.
Тона натуры метко схвачены,
Различны первый, задний план.
И кажется, что всё утрачено:
И грусть, и радость пополам.
Деревья — тёмные, громадные,
Средь них и мрак, и теснота.
И рядом — свежая, нарядная
Поляна, солнцем залита.
Лишь камыши слегка колышутся,
Травой подёрнута вода.
Здесь так легко, спокойно дышится,
Совсем как в прежние года.
В. Д. Поленов. Христос и грешница. 1888
Иван Есаулков
Восточный величавый храм,
Вверх лестницы идут ступени.
И город тянется к горам —
В нём много солнца, мало тени.
Спокойно едет на осле
На поле жалкое крестьянин.
И палкой чертит на земле
Сидящий у ступеней странник —
Учениками окружён
Христос, им что-то разъясняет.
В свои раздумья погружён
Как будто и не замечает
Толпы. Она к нему идёт,
Толкая женщину-блудницу,
Суда Христа над нею ждёт
И негодует, и ярится.
Он знает: на любой вопрос
Всегда ответить им сумеет —
И женщину спасёт Христос,
Хоть по закону Моисея
Её, коль изобличена,
Смерть под камнями ожидает.
Казнят, помилуют? Она,
Едва жива, стоит-гадает.
Христос умён и разрешил
Коварнейший из всех вопросов:
«Пусть тот из вас, кто не грешил,
В блудницу первым камень бросит».
И — всяк в себе! — разобрались,
Грехами мысль свою оплавив,
И потихоньку разбрелись,
Христа и женщину оставив.
Клялась ему та от души.
Христос взглянул спокойно, строго:
«Иди и больше не греши!
И помни эту милость Бога!»

Художник В. Д. Поленов — к Выставке в Третьяковке


Игала
Поленов был художником от Бога,
Таланта уж ему не занимать.
За жизнь свою создал картин так много,
Что в мире славу смог себе снискать.
Став автором лирических пейзажей,
Стремительно ворвался в мир искусств,
Он пленэризм открыл, с ним ощущенье даже
Жары июля в восприятье чувств.
В его картинах всё нам так знакомо:
«Московский дворик»- навевает грусть
И ностальгию по родному дому,
«Заросший пруд»- мы знаем «наизусть».
А»Жизнь Христа»- нам чётко открывает
Весь гуманизм и нравственность идей,
Через гармонию природы отражает
Земную жизнь Христа в теченье дней.
Художник-гуманист, учитель, декоратор,
Он рыцарем был назван красоты,
Вошёл в историю искусства, как новатор,
Достиг в нём небывалой высоты.

Пленэризм — означает передачу красочного богатства натуры в живописи, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
 
Поленов

Кондрат Припаркин

Красками сверкающий Поленов,
Одарённый, редкостный талант,
Воспевал пейзаж самозабвенно,
И в деталях был большой педант.

«Золотая осень», «Сад» и «Дворик»,
Идеально нравственный Христос,
Сказочной поэзии историк, —
Он был добр в своей палитре грёз.

В. Поленов Березовая аллея
 
Леонид Адрианов

Отчего-то коричневым тоном
Прорисованы кроны берез.
Нешто солнце не пестует оных?
Ближе к комлям расцвечен их торс,
И тропа веселее ложится
Под ребячьи босые ступни,
Громче цвиркает тайная птица —
Сердце русское пеньем пленит.
Пусть кора поободрана кем-то —
На разжошку сбирали костра.
Оглашенно приокское лето,
Сокровенны родные места.
Сколь грибов — подберезников сыщешь,
Сколь надышишься воздухом рощ,
Насмотрись на картину, дружище,
Оцени ее прелесть и мощь.

В. Поленов Осень в Абрамцево 1893 г

Людмила Ведерникова 2
Звенит, блистает осень золотая,
Берёзки нарядились! Листопад
Лист не сорвал, он силу набирает
И сохраняет сказочный наряд.

Вы приходите в лес и полюбуйтесь,
И отдохните от забот мирских.
В Абрамцево Поленов вновь вернулся,
Чтоб написать изысканный мотив.

Чтоб рассказать, что не успела осень
Листву рассыпать, ветер слаб пока.
И небеса все выкрашены в просинь,
И белоснежны в небе облака.

В реку глядятся образы сверяя
Осины, ели, мелкие кусты,
А та, их отражением сияя,
В картину рвётся чудом красоты.

«Глядитесь, милые,на красоту наряда!
Ещё чуть-чуть и зашумит листва,
Рассыплется по ветру вся отрада,
Чтоб к вам любимых зрителей звала.»

Но сохранилась таинством овеяна
Та красота, что песню можно петь,
В картине, что исполнена Поленовым,
Чтоб нам взглянуть, вздохнуть и замереть!

В. Поленов Первый снег 1891 г

Людмила Ведерникова 2
Тяжёлые тучи всё ниже и ниже.
Снег ранний, немного подмёрзла река.
Дыханье зимы всё суровей и ближе,
Хозяйка спешит, её поступь легка.

Лед тонок ещё и, где быстро теченье,
Сбивается наледь-колышет волна.
Ветра выполняют своё назначенье,
Сдувают снега с косогоров сполна.

Колки лисью рыжую шубу надели.
Деревья высоки стоят на бугре.
Ещё не играют седые метели,
Бураны и вьюги придут в ноябре.

Вдали, в окоёме полоска темнеет.
Истратили тучи запас снеговой
Сегодня иль завтра снежинки созреют
И поле засыплют сплошной пеленой.

Наступит ноябрь-зимогор и остужень,
Укроет поляны, леса и поля.
Снег, как одеяло пушистое нужен,
Чтоб тихо заснула родная земля.

Поленов. Афинские развалины 
Марина Барщевская 
Под тысячью солнцестояний
Желтеет мрамор пентилийский.
Олив цветущих запах пряный
Настроит душу в лад дорийский…
Тоскует ветер в коллонаде,
Лаская сколы барельефов…
Тут философские монады
Становятся ненужным блефом.
В лучах последних отражённых,
Среди иллюзий предзакатных,
Огни пожарищ Парфенона,
Геройства и свершений ратных.
Кариатиды и кентавры
Разрушат мифы и сомненья
О том, как быстро вянут лавры,
Про тщетность планов и свершений.
Кивают тени в подтвержденье.
Плутарх, Перикл и Фидий славный
Напомнят: смерть-итог рождений.
И все мы перед нею равны…
Бабушкин сад В. Поленов 
Марина Барщевская 
Время тянется в июле,
Жара заревом;
Запах тлена и пачулей
В душном мареве…
Только зябко ей под шалью,
Мёрзнут косточки.
Уж не прыгнешь этуалью
На подмосточки.
Где склонился куст сирени,
Лилось пение,
А теперь гуляют тени-
Привидения.
Здесь тропинка помнит лёгкий
Шаг хозяюшки.
Под клюкою нынче комья
Пыльной травушки.
Внучка внемлет небылицам
С острой жалостью
К той, что вот-вот надломится
От усталости…

Старая мельница

Наталья Спасина 2
 
(по картине В.Поленова.1880г.)

Заманчивым теплом укутывает лето,
На травах… на кустах заночевала лень…
Предутренний туман, и первый блик рассвета…
Уж скоро тихий сон разбудит новый день…

Едва заметный лес на горизонте дремлет,
Медлительно течёт меж камыша река…
Вот мельница, она совсем врастает в землю,
Уже не год, не два, верней всего века…

Давным — давно свои все отслужила сроки…
Повсюду плесень, гниль…заброшена, грустна…
Задумчиво глядит — уныла и убога…
В усталости времён, в том не её вина…

А по ночам внутри приют нечистой силы,
Здесь ведьмы, колдуны и вепри правят бал…
И слышен дикий вой, как призраки могилы…
Мелькание теней … безумных плясок шквал…

Но только горизонт лучами засияет,
Залётные ветра погонят реку вдаль…
И мельница, опять, былое вспоминая,
С рассвета до зари закружит, как и встарь…

В. Д. Поленов. Золотая осень. 1893г

Ольга Петровна Попова
Мне кажется, что искусство должно давать
счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.
В.Д. Поленов

Уютный уголок России необъятной,
Мир тишины обворожительных красот
Предстал осеннею картиною приятной,
Ликуя в атмосфере солнечных щедрот.

Здесь вдохновенный рай художникам, поэтам —
Бескрайние поля, леса, изгиб реки,
Обилие багрянца, золота и света —
Начало осени в окрестностях Оки.

А на поверхности воды от солнца блики,
От разноцветья оживились берега,
И рушится всё царство летнего владыки,
Но дни погожие не кинулись в бега.

Ещё, как в изумруде, дуб стоит могучий,
А травы на холме чуть осени под стать,
И не грозят с небес суровой тенью тучи…
Хочу идти тропой я в эту благодать.

Русская деревня В. Д. Поленова

Полина Какичева
Я вижу ветхие дома,
Бревенчатые избы.
Вот, жмутся нежно облака,
К земле привычны.

И у реки застывший миг
Выхватывает судьбы
Вот мальчик к удочке приник.
«Даст Бог ли рыбы?»

А мост, убогий и кривой,
Ведущий дальше,
Лежит невидимой стеной,
По-барски важный.

И всё так зелено вокруг,
Песок струится,
Что мне не верится, мой друг,
Что мне не снится.

Картина В.Д. Поленова «Русская деревня».

По картине В. Д. Поленова Бабушкин сад
Татьяна Верейская

Старинный особняк, колонны облупились,
Обсыпалась лепнина, ржав карниз;
Когда — то в зале на балах кружились,
А нынче запустенья след повис.

Дом о прошедшем в снах своих тоскует,
В нём скрипит жалобно рассохшийся паркет,
Он роскошью былою не чарует,
Во всём сквозит усталость прежних лет.

Старый рояль покрыт вуалью пыли,
И канделябры не горят по вечерам.
О нём будто–то знакомые забыли.
Дом был бы рад вернувшимся гостям.

Минуло всё, что в этом доме было:
Печали и любовь, и детские мечты.
Здесь Время ничего не пощадило,
Чуть сохранил фасад следы былой красы.

А по ступеням, выщербленным ныне,
Дамы в шелках и щёголи толпой
Спускались в сад беспечно, без унынья,
Их он приветствовал трепещущей листвой.

Сейчас зарос: мальвы, лопух, левкои,
Уж властвуют крапива и кипрей.
Сад полон тишины и сонного покоя,
Но в памяти хранит веселье прежних дней.

Вот по дорожке с девушкою юной
Идёт хозяйка в кружевном чепце.
Ей с внучкой мир не кажется угрюмым,
И мысли не тревожат о конце.

В душе родятся светлые надежды,
И ангел в розовом так нежен и красив,
А жизнь играет красками, как прежде:
Вновь продолженье рода ощутив.

И зелень буйная июньского полудня
О возрождении жизни говорит,
Красу же старого ампира пудря,
Как эхо прошлого,никто не возродит.

Так быстротечны дни в суетном мире.
Время для нас не изменяет бег.
Проигрыш человека в сём турнире,
А Время лишь сменяет веком век…

Василий Поленов Бабушкин сад 
Татьяна Хатина 
Старинное дворянское гнездо,
Познало роскошь и падения.
И доживаешь в запустении,
Восторги время унесло…
Здесь были праздники, балы,
Встречались пары у беседки,
Вино, шампанское, кокетки
Так ослепительно милы.
Всё помнят старые колонны:
Взмах веера и поцелуй
И аромат весенних струй
Цветущих яблонь, шёпот, стоны…
Признанья вечные в любви,
Веселье, смех, в подушку слёзы
И легкомысленные грёзы…
Тогда горел огонь в крови.
Но молодость давно ушла,
Осталась нить воспоминаний —
Надежды, трепета, признаний,
Где каждый миг его ждала…
Заброшен сад, зарос травой,
Уже не блещет красотою.
Старушка с девой молодою
Не нарушают сей покой…

Картины Поленова

Улекса фон Лу
Картины Поленова — это же чудо,
в них очарованье и тишь простоты,
тут и колдовство позаросшего пруда,
и в них затаенность есть давней мечты.

«Московского дворика» летняя прелесть,
«Заросшего пруда» таинственность чар,
секрет мастерства — в этой легкости рвенья,
с которой стремится подняться душа.

И «Бабушкин сад» нас чарует, уводит
в мир детства и старости и волшебства,
прекрасно написаны все — дворик, воды,
глядишь — и расцвел в душе отклика сад.

Бабушкин сад. худ. В. Д. Поленов Поэтическое описание

Эдуард Машкевич

В 1878 году Василий Поленов окончательно определился что его призвание пейзажная, бытовая пейзажная лирика. В эти годы он написал замечательные полотна: Заросший пруд, Московский дворик и Бабушкин сад к которому я теперь постараюсь написать поэтическое описание.

Среди садового блаженства
Стоит усадьба. Дом большой,
Своей эпохи совершенство,
Приятен стройной красотой.

Среди деревьев и кустов
Двухскатную крышу подпирая
Я усомниться лишь готов,
Что дом колоны украшают.

Крыльцо парадное пред нами
Ступенек девять и балкон,
Этаж есть ниже, гляньте сами,
С открытым входом, виден он.

Простите, не балкон, веранда
И окна, в комнатах светить,
Трубу на крыше тоже надо,
Зимой в морозы чтоб топить.

А как красив карниз лепной
Везд, и на колонах тоже,
В саду стоит такой покой,
Гулять бабуля тоже может.

Гуляет бабушка аллеей сада,
А с нею рядом её внучка
И сомневаться в том не надо,
Лишь не бежит собачка Жучка.

Одета бабушка в салоп
Тёмно-коричневого цвета
И старости мы видим срок,
Уж не гулять средь женщин Света.

А внучка в светлом платье рядом
Манжеты,подол тёмный цвет
И сомневаться в том не надо
Каким, в то время видим Свет.

Свет — общество, Салоп-длиннополая одежда того времени 
Картина Бабушкин сад-овеяна лирикой светлых и тёплых чувств.Её идея-вечное обновление жизни и победа над смертью.

Золотая осень картина В. Д. Поленова

 
Эдуард Машкевич

Поэтическое описание.

Поленова родные дали,
России милые края,
Пологий берег видим дале,
Есть огороды и поля.

И речка свои воды катит
Туда в неведомую даль,
Две тучки на небе некстати,
Всё небо серая вуаль.

Какой хороший правый берег,
Кусты, деревья у воды,
За ними, кто и не поверит,
Лесной поляны есть черты

Тропинка вьётся по поляне,
И живописный склон горы,
Внимательно на склон мы взглянем
Жилых строений есть следы.

А на горе стоит церквушка,
И даже колокольня есть,
Понятно,есть и деревушка,
А звон несёт любую весть.

Сосновый бор, рядом с речкой картине В. Д. Поленов
 
Эдуард Машкевич
Какой волнительный пейзаж
Мне удалось случайно встретить,
Леса я видел много раз,
Но этот надобно приметить.

Мне, незнакомая река,
Кусочек может малой речки,
Её пологи берега,
На правом сосны, будто свечки.

Не просто сосны, целый бор,
Большой, таинственный дремучий,
Ведёт он с дальним лесом спор,
Ведь он сосновый и пахучий.

А тот на левом, дальний лес,
И здесь и там кустов немного,
Тот, дальний полнится чудес,
К нему вдоль речки есть дорога.

А речка видно камениста,
Большие камни, это брод,
Вода в реке прозрачна, чиста,
Хранилище прекрасных вод.

Взглянув, на небо голубое,
Слегка покрыто нежной тучей,
И я волнения не скрою,
Нет ничего на свете лучше.

Картина Василия Поленова Золотая осень

Элла Гоник

Величава, прекрасна Россия,
И берёт сердце в сладостный плен
Небом чистым, высоким и синим,
Ни о чём не прося нас взамен.

И пришедшая в золоте осень,
И прозрачная, тихая даль, —
Всё, прощаясь, как будто бы просит,
Всё приносит и боль, и печаль.

И холодные струи речные,
И пустеющий облик полей,
И дожди, что пойдут, проливные,
И цветы те, что нету милей…

А пока осень балует светом,
Золотистым потоком листвы,
Продолжением тихого лета,
Погружением в мир красоты.

Василий Поленов «Золотая осень» 1894

Офелия 
Юрий Михайлович Агеев 
Мелькали лица, лики, стены…
Уйти скорее, отдохнуть!
И вдруг — «Офелия», Поленов, —
художник оборвал мой путь.
Мелодия возникла где-то
на глубине, на дне холста.
Её волшебные приметы
он по картине распластал.
Отдав теням такие краски,
каких никто не сочетал,
он ткал Офелию из ласки,
из слов, что принц не досказал.
Опять Офелия. Ну что ты
в наш путь врываешься, звеня
упрёком запоздалой ноты,
день ото дня, день ото дня?
Погибнув в Датском королевстве,
ты перешла на полотно.
На фоне воронов и бедствий
тебе очнуться не дано.
Но грусти музыка во взгляде,
отчаянная высота.
И, как живую, хочешь гладить,
вдыхая слёзы и уста.