Вт. Апр 16th, 2024
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — Русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Основные картины художника — Купание красного коня (1912), Христос-Сеятель (1914), Богоматерь Умиление злых сердец (1914-1915), 1918 год в Петрограде (1920), Портрет Анны Ахматовой (1922), Смерть комиссара (1928), Черёмуха в стакане (1932), Портрет В. И. Ленина (1934), Девочка с куклой (1937), Новоселье (1937)
 
Пара картофелин, хлеб и селёдка 
 
Агапи-Галина 
 
По мотивам картины Петрова-Водкина. СЕЛЁДКА
Летопись эпохи — удивительное полотно,
Бытовые реалии, скорее всего:
Пара картофелин, краюха ржаного хлеба
И завернутая в бумагу синего цвета,
— Селёдка, как будто, слегка порыжела,
В золотистых и алых бликах рассвета,
— Продовольственный простой паёк,
Незамысловатый завтрак, удачный денёк!
— Элементы христианской символики,
Краткость самых, земных удовольствий!
Скрипка в доме у окна 
Агапи-Галина 
 
По мотивам картины Петрова-Водкина Скрипка
Будничная жизнь — скрипка в доме у окна,
И видно многочисленные крыши,
Накидывает флёр из дымчатых лучей луна,
Аккорды в ля-минор чуть слышно!
Дыхание фраз, — гармония пространства,
Таинственный, хрустальный мир,
— Окрас минорный, Осеннего романса,
Над крышами домов мелодия парит,
— Народной музыки, эпохи ренесанса
И свет луны окошко серебрит!
Бокал и лимон. худ. Петров-Водкин К. С 
Борис Ханин 
Всего три вещи на картине:
Лимон на скатерти, бокал.
Фон у картины — светло-синий,
Как будто небосвод упал.
Лимона желтое светило
На фоне этой синевы,
Бокал прозрачный озарило
С налитой толикой воды .
Но, что сие всё означает?
Что означает синий цвет?
Он небо с вечностью венчает
Другого обьясненья нет.
Надежду желтый цвет вселяет
И веру в радость, доброту.
Прозрачное стекло рождает
Поверье в святость,чистоту.
Вода, как символ вечной жизни,
В гармонии рожденье чувств.
Картина заставляет мыслить
Средь натюрмортовских безумств.
Виноград и яблоко. худ. Петров-Водкин К. С 
Борис Ханин 
Расстелена в крупную клетку,
Как поле, широкая скатерть.
На ней виноградная ветка
С плодами, что ценят в мускате.
И яблоко красного цвета
В оправе из синего блюдца
Искать заставляют ответа:
Не символ ли здесь революций.
Похожа здесь гроздь винограда
На группу лиц очень сплоченных,
Рабочих из оперотряда
В порыве за власть устремленных.
Пред ними на троне шикарном
Сияет раскормленный деспот.
Он правит страною бездарно.
Живёт лишь своим интересом.
Конечно, фантазия это,
Но в каждой фантазии часто
Находим частицу ответа,
Cтановится многое ясным.
Натюрморт с зеркалом. Петров-Водкин К. С 
Борис Ханин 
Лежит декоративный блок стеклянный,
Ломая гранями нависший потолок,
А зеркало в оправе деревянной,
Лишь отражает его свода уголок.
Что надобно купить — лежит записка,
Пятном белея на салатовом столе.
Не разобрать весь перечень из списка.
А рядом ложка светится, вся в серебре.
Как будто видишь все из зазеркалья,
Где глубина совсем безмерна для людей.
Иная здесь природа мирозданья.
Здесь только видно отраженье всех вещей.
Ему все верят, тянутся рукою.
От нас иллюзия скрывает существо.
И отраженью верим мы, не скрою,
Воспринимая , как совсем не колдовство.
Мир отражений кажется реальным,
И к нам он рвётся из застывшего стекла.
Бездушный, абсолютно виртуальный
Овладевает всеми через зеркала.
Красный конь Петрова-Водкина
 
Вадим Константинов 2
Мы сами представляемся
Себе
То безрассудно-пылкими…
То кроткими…
Вобравшими в себя
И Ад, и Рай…
В гремучей смеси
Разных двух
Кровей!..
И, именно, смешенье
Двух начал…
В «Купанье красного коня»
Петрова-Водкина,
Волнует и тревожит
Нас с тобой…
Загадкой первозданною
Своей!..
Петров-Водкин. Селёдка. 1918 
Вера Балясная 
Селёдка, картошка, хлеб —
то был шикарный обед…
В стране было много бед —
оставило время след…
Художник создал натюрморт-
Эпохи образ даёт…
Так ждали люди пайков —
хорош селёдки улов…
Скатёрки выцветший стяг-
терпенье, клятвы присяг…
Ещё бы стакан поднесли —
не знала б душа беды…
Пошли лихие года —
в почёте эта еда…
Закуски вкуснее нет, чем —
селёдка, картошка, хлеб…
Икра и балык на столе,
Но ближе селёдка мне,
Любила с детства её —
Родное яство* моё…

Скрипка. По мотивам картины Петрова-Водкина


Вера Балясная

Экспромт


Над крышами жилых домов,
обыденностью буден,
никчёмных и затёртых слов,
где мир убог и скуден-

я вижу скрипку на окне,
что так душою пела…
Ей одиноко в тишине-
она б играть хотела…

— Где мой любимый музыкант,
я по нему скучаю…
Он виртуоз — такой талант-
вернётся — мы сыграем.

И к небу звуки полетят,
и засияют краски…
И просветлённым станет взгляд
От лучезарной сказки…

А музыканта больше нет-
ушёл под утро тихо…
Но добрый он оставил след-
струны скрипичной эхо…

Петров Водкин
Видгор
голодный
Петров-Водкин
захотел есть
краюха чёрного хлеба
две картошки
и жирная селёдка
на ужин
как символ сытости
в те годы
написал натюрморт
которому суждено
долго жить
Эрмитажу 252. Петров-Водкин
Видгор
через кровь
через огонь
через революции
через войны
через разрушенные
лики икон
куда ты скачешь
красный конь
«Купание красного коня» — известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.
Купание красного коня 
Владимир Украинский 
 
Из цикла «Живопись и поэзия»
Сто лет назад в начало века
Ворвался ярко-красный конь,
Художник в голубую реку
Плеснул загадочный огонь.
Вокруг простейшего сюжета —
Купают пацаны коней,
Мальчишки до гола раздеты —
Бушует океан страстей.
Конь красный — торжество рубина —
Несуществующая масть,
Иконописный цвет в картину
Внес символизма дух и власть.
Иконы новгородской символ:
Цвет алый — вечности огонь,
Несет Божественную силу
В историю России конь.
Цвет праведно пролитой крови
За веру, родину, царя,
И цвет заката, что багровей,
Чем революции заря.
Петрова-Водкина творенье —
В чем заключен глубокий смысл?
Или былого отраженье,
А может о грядущем мысль?
Сто лет войны с Наполеоном —
Победу празднует сюжет,
Святой Георгий — дань иконам,
Но всадник юн и не одет,
Как на клейме одном иконном,
Где вол с Георгием, не конь,
Но оба в пекле раскаленном,
Как пытка страшная — огонь.
Путь к святости, есть путь лишений —
Иконописный символизм,
А красный конь — он, без сомнений,
Художника патриотизм.
Но есть другое толкованье
В картине образа коня,
В грядущее ведет сознанье —
Крещенье в сполохах огня.
Неукротимая стихия
Ждет напряженно перемен,
Дух революций — эйфория
Взяла Россию в красный плен.
А впереди беда, не праздник,
От крови в мировой войне,
И не удержит юный всадник
Огонь-коня на полотне.
Как долгожданная мессия,
Сюжет тревожит сердца слух,
А красный конь — сама Россия,
Неукротимый русский дух!
Она, Россия, «тройка-птица»*
Летит свозь кровь, огонь и пыль,
И мнет «степная кобылица»**
Времен нетронутый ковыль!
 
* Н. Гоголь «Мертвые души».
** А. Блок «На поле Куликовом» 

По картине Петров- Водкина. Весна

Дмитрий Суханов 4
Весна пришла. И с теплыми лучами,
Сердца людей согреты теплотой.
Они сидят вдвоём на косогоре,
Не сводит глаз с Марфушечки родной.

Сама же дева в думы погрузилась,
Не замечает милого с собой.
Сидит она с мечтательной улыбкой,
Боится потревожить он покой.

На Марфу смотрит с нежностью и лаской,
Готов всегда её оберегать.
» Моя любовь, избранница навеки!
Так хочется на ушко прошептать».

Селедка. Хлеб. Картошка.. 
Домоседка 
Всего три слова…но каких!!!
Селедка! Хлеб! Картошка!
Они Эпоха! Вечность! Миг!
Ну и еда…немножко…
Кумач дырявый на столе,
Селедка на бумаге,
Разруха..Голод…Жизнь в борьбе,
И Смерть…лишь в полушаге…
Война, война, ещё война,
«Свобода»… Жажда власти,
Всё на горбу несет страна,
Все тридцать три несчастья…
Чтоб не преследовал нас Рок-
«Картошка, хлеб, селедка»,
Через столетье дан урок,,
Что «голод» нам «не тетка»…
А впрочем…»тетка», может быть,
Презлющею старухой,
А если это позабыть,
Не в прок пойдет наука…
Ведь до сих пор такой набор,
Довольно популярен,
Быть должен за него народ,
Кому-то благодарен?
В чем смысл?…Победа иль беда?,
На этой, на картине,
Хоть между ними иногда,
Нет разницы доныне…
К. С. Петров-Водкин. Весна. 1935
Иван Есаулков
На пригорке, солнышком прогретом,
Парочка влюблённая сидит.
Паренёк на девушку при этом
Нежно, с ожиданием, глядит.
Та поджала ноги и мечтает —
Умиротворенье и покой
На лице, она не замечает
Ничего сейчас перед собой.
А вокруг — простор: видны деревья,
Что от них спускаются с холма,
И внизу раскинулась деревня —
Кажутся игрушками дома.
Всё к романтике располагает.
Девушка в себя погружена,
Потому совсем не замечает,
Как прекрасна юная весна!
Люди и природа гармоничны…
А сюжет известен и не нов:
Все детали полотна типичны
Для прелестных сельских вечеров!
Как же упоительны, на диво,
В мае на деревне вечера!..
Просидеть готова над обрывом
Парочка до самого утра…
К. С. Петров-Водкин. Мать. 1913
Иван Есаулков
Молодая крестьянка, кормящая мать,
На высоком пригорке сидит.
У неё настоящая русская стать,
А младенец с иконой роднит.
На него обращая свой любящий взгляд,
Держит ласково в сильных руках.
У крестьянки — простой деревенский наряд…
Под холмом протекает река.
Это Воложка*, и деревенька видна.
Близок сердцу земли уголок…
Так и кажется, русская песня слышна,
И горит в ней рефреном платок.
Мать с ребёнком в пейзаж гармонично включив,
Сообщил задушевность и ритм
Петров-Водкин — и этот реальный мотив
Подчиняет себе колорит.
А косынка и юбка аккорд создают
И раздольности, и широты.
Словно символ России — она, и несут
Обобщение эти черты!..
* Воложка — протока Волги в Саратовской области.
К. С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918
Иван Есаулков
В натюрморте стол изображён,
Восходящим солнцем освещён.
Дачное, приветливое лето
И очарование букета
Полевых приветливых цветов.
Скромный завтрак дачника готов:
Чай свежезаваренный в стакане
На столе стоит, на первом плане,
А правей стакана два яйца —
И весь завтрак дачного лица!
Ножки, носик, ручка — всё сияет
В чайнике, яйцо он отражает
И, к тому же, рыжего кота.
В полотне — покой и чистота.
У букета видим мы фонарик.
Спичек коробок прилёг с ним в паре.
Верный пёс на дачника глядит
И собою оживляет вид
Всей картины, и собачья морда
Вписана в пространство натюрморта…

Петров — Водкин

Кондрат Припаркин

Стиль Петрова — Водкина в искусстве —
Это символический рубеж,
«Красный конь» играл на этом чувстве,
Живописный стиль в нём чист и свеж.

«Первые шаги», «Ребёнок», «Лето»,
«После боя», «Девушки» и «Мать»,-
Это миг космических рассветов,
Чтоб по лицам судьбы прочитать.

Красный конь 
Лариса Незлобина
Купанье красного коня,
Прекрасная картина
И с днём рождения тебя
Поздравили полмира.
100 лет солидный возраст твой,
Полвека за границей.
Музей в России — дом родной,
Живёшь теперь в столице.
Петрова-Водкина — шедевр
Нас манит красным цветом,
Как у Матисса стиль модерн,
Но русский, как в Советах.
На первом плане красный конь,
природная стихия.
Такой же яркий, как огонь
В те времена лихие.
Свободный юноша на нём,
Он хрупкий, как Россия.
Все краски — классика икон,
Цвет красный, жёлтый, синий.
Сидящий отрок на коне,
От жизни отрешённый,
Медный всадник на Неве,
Пространство завершённый.
Не знает он, что впереди
Война, вражда и злоба.
Захватят власть большевики,
На Русь поставят пробу.
У полотна конец иной,
Вернулся дар к себе домой.
Купание красного коня 
Леонид Герт4 
Стреноженное ночное «я»
В вечный квадрат полотна.
Бдительность зрачковая
И красная ярость пятна.
Всадником не объезжен,
Хоть станом и недвижим.
Воздух сурово свежий,
Волны, как сталь пружин.
Судьбою распластован,
Но кровь, как была, горяча.
Время придет и снова
Сабли взлетят с плеча.
Вода — сопротивление,
Стихия и купель.
И ради искупления
Всмотрись, вдохни, испей.
Купание красного коня. По картине К. Петрова-Водки 
Людмила Ревенко 
В детство трудно не вернуться,
Так как только в нём,
(Стоит только оглянуться)
Мы легко живём.
Только в детстве столько света,
Голосистых птиц,
Нескончаемого лета
Не видать границ.
Каждый день тебе откроет
Новость — солнца луч,
Всё любовно взгляд омоет,
Как дожди из туч,
И когда всех вас попросят
Искупать коня —
И гнедых лихих подбросят —
Гордость табуна.
Фыркнет, мягко выступая,
Вод не расплескав,
Конь-огонь — на нём летая,
Загорел и сам.
Ты и сам ещё стригунчик
И резвиться рад,
В такт по крупу, выбивая,
Песни звонкой лад.
Тревога 
 
Натали Наумова 
 
Картина художника Кузьмы Петрова-Водкина » Тревога» 1919г.
Ночь из прошлых, вековых событий:
Споры власти… Передел идей.
Беден быт и непокой — обыден…
Бой за хлеб, тревога за детей.
Ходики отсчитывают время.
Гири — грузом бед над головой.
Спит ребёнок, не прикрытый тенью.
Лампы свет — окружьем непокой…
За окном стрельба и крики чьи-то.
Ловит слух разрывов дальних звук.
Девочка под маминой защитой,
Но и мать не в силах скрыть испуг.
У окна отец. Недавно с фронта.
За семью в тревоге…Снова бой?!
Занавесок крылышки неплотны.
Ангел не заменит их собой…
Розовые стены! Лоскутами
Рваные обои… Нищета.
Хлеба край на новый день оставлен
Новый день…Но что-то будет там?
Красное с зелёным в напряженьи —
Неспокойный, цветовой контраст.
Мраком ночи, заоконной тенью
Страх на страже не смыкает глаз…
Селедка. 1918. Петров-Водкин К. С
 
Николай Сыромятников
 
Почти вселенная на плоскости холста, —
кумач помятый — скатерть-драпировка,
селёдка ржавая — подобие креста
мерещится… или ремень винтовки…
Голодный взгляд ползёт, как раненый солдат,
скользит бездумно по диагонали, —
съестное! Как тебе обманчиво польстят, —
Еда! — хватай, беги, чтоб не догнали…
Беги от тифа и убожества войны, —
бомбёжек и кровавого безумья,
от слёз и крови — нет ни в чём твоей вины
и правды нет: она всегда беззуба…
Объём картофелины — их всего-то две,
цвет сизоватый, как у мертвых пятки,
матросикам бы принести её, братве,
да, наплевать! — Они до спирта падки,
Архипелагом золотистым в синеве
ультрамариновой, бумажной глуби,
промасленной, в своём смертельном сне,
селёдка возлежит, как бы на блюде…
Ты наважденье это сразу оборви,
краюха хлеба — памятник достатку,
война гражданская и церковь на крови
и всё на скатерти, в кровавых складках.
Девочка на шаре 
Ольга Альтовская 
Гора-атлет, дитя-тростинка…
Видать, художник был в ударе,
Запечатлев в веках картинку,
Увидев девочку на шаре.
Какая музыка в контрасте!
В созвучье — грация и сила.
Меня в безоблачное счастье
Несла мечта и уносила
Под купол радужного света,
Под оркестровые раскаты —
Туда, где звери и атлеты,
И клоуны, и акробаты.
Туда, где всё парадоксально
И радостно-непостижимо;
Где понарошку вздох печальный,
А труд и блеск — нерасторжимы;
Репризы смелы и опасны,
Как антилопа с тигром в паре,
И притягательно прекрасны
Силач — и девочка на шаре.
К. С. Петров-Водкин Девочка с куклой
 
Ольга Суслова
Что за чудо эти дети —
Непоседы, игруны!
Это трудно не заметить,
— Посмотри, со стороны.
Вот сидит на стуле Таня
С куклой. Пишет ей портрет
Водкин сам — он этим занят,
А ребёнку девять лет.
Невозможно удержаться —
Так и тянет к себе сад.
Ей так хочется смеяться,
И носиться без преград!
Нет у Танечки терпенья,
В глазках искорки горят.
А у мэтра — вдохновенье,
Ей позировать велят.
Станет девочка актрисой —
Знаменитостью в кино.
Время катится так быстро —
И решает всё оно.
В ней Пилецкую узнает,
Добрый зритель страны всей.
У девчушки взгляд сияет —
Всё готово для затей!
К. С. Петрову-Водкину
Татьяна Егрецкая
Кузьмой, что в переводе «космос»,
Родители назвали неспроста.
Ведь, когда мальчик станет взрослым,
Покажет «космос» на своих холстах.
Рождён на Волге — это важно.
Впервые здесь на звёзды он взглянул
И в глубину нырял отважно —
Об этом в «Хлыновске» упомянул.
Сферическую перспективу
Нам подарил хвалынский паренёк,
Просторов любимых мотивы
Художник на холст из души извлёк.
Неисчерпаемая личность:
Мыслитель, живописец, педагог.
В его картинах — поэтичность,
Со зрителем вступает в диалог.
Ещё талантливый писатель —
«Эвклидово пространство» почитай.
В искусстве новых форм искатель,
Он прославлял всю жизнь свой милый край.
Его картины будоражат,
Зовут и удивляют глубиной.
Портреты, фрески, персонажи
Экзамен выдержали вековой.
Своим искусством Петров-Водкин
Откроет вдруг Вселенную во мне,
Разбудит радостные нотки,
Печали разгонит на красном коне.
Так где проходит перспектива?
Становится понятно — внутри нас.
Откройте ж пыльные архивы,
И сбросьте шоры с ваших ясных глаз.