Паганини Н (1782 — 1840)

Паганини Н (1782 — 1840)

Николо Паганини — великий итальянский скрипач — виртуоз, композитор. 
Паганини
Айк Лалунц
Звуки скрипки утопают в сини
Итальянских солнечных небес.
— Слышали? Сынок у Паганини…
Как играет, маленький стервец!
-Видно это — не простая скрипка…
Так играть в неполных восемь лет…
— Слышали? Малейшая ошибка
И мальчишке не дают обед!
— Ах, какая у мальца сноровка!
— Здесь, скорей всего, замешан бес…
— Слышали? За промахи в кладовку
Запирает мальчика отец.
— Он же карбонарий, право слово,
Этот мальчик… Боже, вот дела!..
— Слышали? Ах, как же «Краманьолу»
Он сыграл на площади вчера!
— Говорят, в тюрьме сидел он вроде…
— Ну, а пальцы как у паука…
— Слышали? Он ведьмино отродье!
Взрослым стал, но с придурью слегка.
— А недавно, люди говорили,
Мол, играл он на одной струне!
— Слышали? Ведь он нечистой силе
Душу продал, верится вполне.
— Фи, какой он чёрный весь и хлипкий…
Видно жилы вынимает чёрт.
— Слышали? Он со своею скрипкой
Золото лопатою гребёт.
— Говорят, мол, вроде бы от тифа
Он на днях преставился, как быть.
— Слышали, что запретил понтифик
В Генуе его похоронить?
—-
Как же не свихнуться тут? Ответьте ж.
Сплетни словно бесконечный шквал.
— Слышите? Его за двухсотлетье
Так никто и не переиграл.
Эти звуки — светопреставленье!
Душу скрипке он отдал с лихвой.
— Слышите? Он гений, просто гений!
Ну, а вы — в исчадие его…
Музыка плывёт в небесной сини,
Мальчик к скрипке маленькой прильнул.
Может, этот новый Паганини.
— Слышите? Прислушайтесь же! Ну!?
Никколо Паганини
Алевтина Зайцева
Играет Коган Паганини.
Маэстро скрипка — волшебство:
Смычок и дека, гибкость линий…
Никколо в руки брал её.
Как факел был во мраке века,
В глубинах звука — виртуоз,
Но над великим человеком
Кустилось облако из гроз.
Сразил Европу его гений…
По ней четвёрка лошадей
Несла дорогой достижений
И прах возила уйму дней.
Терпя церковную расправу,
Могилы, почестей лишён
Сквозь мрак времён пронёс он славу,
В своё бессмертие ушёл.
Никколо Паганини
Александр Кожейкин
Не найду нужных слов,
и эпитеты будут случайны.
Восковое лицо мудреца,
устремлённые в небо глаза…
Он на грани миров
серебро неразгаданной тайны
разбросал —
поражал без конца —
убивал
наповал
полный зал.
Мир по капле собрал,
а потом, как цунами, обрушил,
будоражил до боли и слёз,
затихал,
нарастая опять.
Кто игру понимал,
говорил, будто дьяволу душу
продал этот скрипач-виртуоз —
потому что нельзя
так сыграть.
Генуэзец сумел.
Замирало у пропасти сердце,
понимая, какая цена —
воздадут ли за труд небеса?
Где же этот предел?
И казалось, должна загореться
скрипка в этих руках. Но она
продолжала творить чудеса!
Мир лишился основ
и шатался под куполом тайны,
словно в золото
слиток свинца
превратил он
у всех на глазах.
Не найду нужных слов,
и эпитеты будут случайны.
Восковое лицо мудреца,
не земной, но вселенский
азарт…
* ПАГАНИНИ НИККОЛО (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Маэстро отличался своеобразием манеры игры в сочетании с непревзойдённой легкостью владения инструментом. С 1828 по 1834 гг. он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, заявив о себе как о самом удивительном виртуозе целой эпохи. Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной. Некоторые всерьёз полагали: великий скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини – его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций.
Паганини
 
Александр Перминов 2
Паганини играл…Паганини…
Он играл свои тёмные сны.
Извлекает звучание ныне
из одной уцелевшей струны.
Его жуткий и дьявольский профиль,
крючковатый с горбинкою нос-
словно сцену почтил Мефистофель,
изнутри и наружу пророс.
Как мертвецки бледна его кожа,
как горят у Николо глаза-
он из ада поднялся похоже
или сбросили вниз небеса?
Он в игре своей бесчеловечен,
кто же в нём-Сатана или Бог?
Паганини играет беспечно-
гений вечный из смутных эпох.
И со скрипкою слившись в едино,
стал струною и тонким смычком
и рождались в нём звуки лавиной
отражаясь от стен с потолком.
Он царил среди масок застывших,
среди лиц изумлённых людей,
под мерцание свечек оплывших
проповедник безумных идей.
То взлетает до солнечной выси,
то роняет на адово дно:
в зале замерли чудо услышав,
в этом зале не дышат давно.
Он немыслимым чудом творений,
вдохновенностью зал истерзал,
говорят, что за лёгкость и гений
и за музыку душу продал.
Только лёгкости цену не знают-
пот течёт по горячей спине,
а Маэстро играет, играет
на одной, на волшебной струне.
Никколо Паганини
Алексей Алексеевич Романов
Никто не в силах выразить словами
Очарованье, что пронзает слух.
Невольный смех… Лицо зальёт слезами…
Витает в зале нечто или дух.
Божественное диво в исполненье,
И в этот миг не жалко ничего,
Немыслимые крайне ощущенья,
Когда ты смотришь, слушаешь его.
Зал переполнен. Вот он перед нами,
И сцена вся усыпана цветами,
А взгляд его пронзает потолок.
Мелодии явились нам дарами…
А общего с другими скрипачами,
Лишь скрипка у него, да и смычок.
Паганини
Борис Межиборский
Осуждён на гениальность,
Проклиная свой талант.
Это было богом данность,
И мистический гигант.
Шёл в дорогу Паганини,
Восхищая всех игрой,
В Итальянской дивной сини,
Звук скрипичный нёс покой,
Струны медные дрожали,
От касания волос,
Паганинской печалью,
Воздух окрылённый рос.
Улетали в небо звуки,
Сокрушая небосвод,
И талантливые руки,
Приводили всех в восторг.
Паганини
Вадим Константинов 2
Безобразен…измождён…
С хищным этим
Ликом птичьим…
Странно, сколь при этом он
И красив,
И гармоничен!..
В упоении своём,
Пусть актёра,
Иль паяца…
Заставляющий смычком
Скрипку плакать
И смеяться!..

Великий Паганини!


Валентина Глазунова
Вертуозно-величаво
Паганини играть… мог!
Некрасивый, больной, слабый,
А — на сцене,словно, Бог!

Чудо, собственные вещи,
Все, играя, наизусть,
Необычностью эффекта,
Вызывая, страсти грусть!

Гениальность рядом с детством,
Столь причудлива была —
Скрипка, точно, голос беса,
И… рыдала, и… звала!

Вдохновением, объятый,
Ник играл на скрипке так,
Что рвались у скрипки струны!
Полыхал… кровавый… лак!

Чудо Николо!

Валентина Глазунова
Малыш болел, ему, всего, — четыре!
Ещё чуть-чуть, и чуду быть в могиле:

Батистовый платок не колыхался,
Николо… не дышал, малыш… скончался!

Живого, мама чуть не погребла!
Николо… гроб готовила она!

Когда с линейкою, шёл мастер к колыбели,
Мертвец, вдруг, ожил, встал в своей постели!

О! Если б это чудо… не свершилось,
То, Паганини б, музыка лишилась!

Гений. Паганини

Владимир Востриков 2
От Генуи до Ниццы
Морской прибой.
Взлетают брызги, птицы.
Где ты, покой?

Несутся в небо звуки.
Волнуют слух.
А радости и муки
Смыкают круг.

От Генуи до Ниццы
Путь длинный — жизнь.
Готова колесница
В трудах служить.

В ученье и невзгодах
Дух крепнет — сталь.
Свершений мощных своды
Ему под стать.

Струн яростное пенье:
То плач, то смех.
Скрипичное крещенье —
Дар Божий? Грех?

А гений мерит Землю.
Людская власть:
И почести, и тернии —
Принять? Не внять?

Таланты страшной силой
«Ломают лёд».
Ужасны или милы —
Другим черёд.

От Генуи до Ниццы —
Морской простор.
Душа взмывает птицей,
А тело — сор.

Земля земное примет.
Ох, зависть — враг.
Но имя Паганини
Звенит в веках.

Паганини
Владимир Панфилов
На сцене темной — шторм безумный!.. Ураган!..
Во фраке — словно вОрона крыло — черном иссИня,
Неукротимый, как проснувшийся вулкан,
Скрипач играет… Нет, неистовствует!..
Паганини…
Смычком в изящных пальцах, длинных — неземных! —
Как черт, явившийся из преисподней — черен, страшен… —
Он проливает звуков водопад шальных,
Что много крат всего, доселе слышанного, краше.
Прекрасна музыка… Играет, словно Бог…
Ошеломленный слушатель в экстазе замирает…
Он — виртуоз! Где прочим мало четырех,
Ему — струны всего одной для волшебства хватает…
Сам, словно Мефистофель… Глаз огнем горит —
В нем по бесовски дерзко, ярко пляшет пламя.
Есть что-то дьявольское в том, как он творит,
Лаская скрипку яростно и трепетно руками.
Конечно — гений… И лишь этим виноват
Пред теми, для кого свои на свет рождал творенья.
И долго небеса решали — в рай иль в ад… —
На упокой душе мятежной не давая позволенья.
И все ж Бог милостив — и обретен покой…
В прах бестелесный превратились руки виртуоза.
Осталась скрипка, нареченная «вдовой»,
И почитанья гениального таланта слезы.

Никколо Паганини

 
Валерий Тихомиров
А звуки двести лет назад
Сдружились при своём рожденье, —
Их слышал отрешённый взгляд,
Светло купаясь вдохновеньем.

Он эту музыку небес
Ловил душою окрылённой, —
Незримый для души процесс
Всевышним был благословлённый.

Иначе как всё объяснить,
Когда натруженные пальцы
На скрипке заставляли нить
За трёх других уметь сражаться?..

Мы слышим звуки и молчим,
И только слёзы потрясенья, —
Склоняем голову пред ним,
Как пред немыслимой вселенной.

К Паганини

Дайм Смайлз
В руках его скрипка блестяще звучала,
Томилась, бесилась и громко визжала.
То вихрем сильнейшим внезапно взрывалась,
Потом замирала, в печаль погружалась.

И пальцы скользили по грифу так быстро,
Играл безупречно, красиво и чисто.
Парил над струною веселый смычёк,
Крутился. вертелся, как юркий волчёк.

Сказанья гласили, что продал он душу,
Чтоб стать скрипачем на Земле самым лучшим.
Конечно безумец, ну что тут сказать,
Игрой совершенной любил удивлять.

Не знал еще мир столь великих маэстро,
Мог выступить даже один, без оркестра.
И музыка трогала душу до слез,
Он был величайший скрипач виртуоз.

Творенья его на слуху и поныне,
Он непревзойденный талант — Паганини!!!

Никколо Паганини

Евгений Дурных
С даты смерти и поныне
Не забыт мэтр Паганини,
Он ведь гений, как Орфей,
Изумляет всех людей.

О Никколо Паганини
Пересказано в былине
Пополам с людской молвой
И о жизни бытовой.

Итальянец темноликий
Музыкант был превеликий:
Превратил всю жизнь в аврал,
С малолетства труд познал.

Не щадил себя в работе,
Постоянно был в цейтноте,
Истязался ремеслом
В бытность прошлую отцом.

Днями он играл на скрипке
И карался за ошибки,
Муштровал его отец,
Чтоб великим стал малец.

Мандолину и гитару
Подчинил младому дару,
Ну а скрипку предпочтя,
Полюбил он, как дитя.

Сам себе был репетитор —
Зарождался композитор,
Исполнитель, музыкант —
Так раскрылся весь талант.

Виртуозом был Никколо
В колдовском от бога соло:
Человеку комильфо*
Помогало мастерство.

Трудолюбием и страстью
Наслаждался, словно властью,
Был, по сути, маргинал*,
И весь мир его признал.

*Камильфо — устар. приличный, соответствующий правилам хорошего тона.
*Маргиналы — человек или люди, не вписывающиеся в общую норму поведения, жизни и возрений …(словарь иностранных слов)
Паганини

Евгения Лем
Когда на утренней заре
Сверкала росами долина,
И солнца свет неодолимый
Ещё не склонен был к жаре,

И у проснувшихся цветов
Раскрылись лепестки-ресницы,
И гимны утру пели птицы —
Тогда в хор звонких голосов,

Звучавших сотнею ладов,
Пронзительно, прозрачно, зыбко
Вплеталась сонатина скрипки…
И пробуждался мир от снов.

В руке, обласканной лучом,
С небес сошедшим на долину,
Смычок мелькал. И «Андантино»
Рождали струны со смычком.

Они то плакали в тоске,
Разбередив сердца и души,
То эхом плыли вдалеке,
Звучаньем тишину разрушив.

… Ещё не встретил Никколо
Свою Антонию. Был молод
И одержим…
Сонаты… Соло…
Долина юности…
Светло…

Музыка Никколо Паганини

Елена Лог
Играть человек ТАК не может
Здесь тайна какая-то скрыта
В ботинках он прячет копыта
Лежит пепел ада на коже
Наверно чертям продал душу
А может сам стал Сатаною
Безумство владеет струною
Смычок невесом и воздушен
Затих шепот кресел Ла-Скала
Звучат «Пляски Ведьм» со сцены
Стаккато взрывает стены
От криков восторга зала
Готова обрушиться люстра
Волшебница скрипка Гварнери
В рай настежь распахнуты двери
Великая сила Искусства!

Паганини

Игнат Меренков
Как подпиленных струн сюрприз,
Разбрелись кто куда друзья.
Одиночка — струна твоя,
Как на ней доиграть каприс?
Чем дополнить лихой мотив,
Что в уме созревал давно?
Жизнь без музыки — все равно,
Что река без плакучих ив.
Онемевший мир, правда, сер,
Но вставай, не лежи ничком.
Слышишь звук? То провел смычком
Паганини небесных сфер…
Примечание: существует легенда, что Николо Паганини виртуозно сыграл на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке.
Паганини
Ирина Кривицкая-Дружинина
На сцене светом очерчен круг,
Все остальное скрывает мрак.
Он в круге: длинные кисти рук,
Густая грива и черный фрак…
Он худ и страшен, как сто чертей,
Весь вид его повергает в дрожь,
Ему бы впору пугать детей —
На Вельзевула скрипач похож.
Под магнетизмом горящих глаз
Весь зал в экстазе немом молчит:
Взмахнет Маэстро смычком сейчас —
И мощно музыка зазвучит.
Все сможет скрипка сказать без слов,
Все чувства выплеснет через край,
Для тех, кто слушать ее готов,
Она откроет и ад, и рай…
Маэстро жизни другой не знал
И с детства к скрипке своей прирос,
Он смертным был, но как Бог играл,
И эту тайну с собой унес.
Объездил многие города,
Рожденный нищим, богатым стал,
Здоров иль болен — в пути всегда,
В дороге долгой на пьедестал.
Страстями грешными вечно жил
И мог играть на одной струне…
Считали: дьяволу он служил,
И в адском должен гореть огне.
Не отвергал обвинений он,
Лишь усмехался всегда в ответ,
И был безбожником заклеймен,
Каких дотоле не видел свет…
Ему в том мире, где правды нет,
Клеймо всю жизнь довелось нести,
И бренный прах его много лет
Не мог спокойствия обрести.
Но неподсуден им был скрипач,
Есть Божий суд — все в его руках:
Души мятежной забыт палач,
А дух Маэстро живет в веках…

Паганини

 
Марина Беляева
Пусть за ошибкою ошибку
Маэстро этот совершал,
Но, Боже, как рыдала скрипка!
И как легко смычок летал!

Тропа рассерженно хрипела…
Рыдал и нищий, и Король…
Струна рвалась, но скрипка пела,
Скрывая боль на ноте соль.

Простим скандалы и ошибки,
И одиночество, и спесь,
За эту плачущую скрипку,
За эту боль, за эту песнь…

Паганини
Марина Чирва
Горящий взор. Талант. Уродство.
Самоотдача. Мастерство.
Над бренным миром превосходство,
И вдохновенья торжество.
Он был король импровизаций,
Душою сросшись со смычком.
Бушует зал. Восторг оваций.
Озноб по коже холодком.
Рыдает старенькая скрипка,
Взметнув эмоций круговерть.
Глухая жалоба. Улыбка.
Любовный трепет. Жизнь и смерть…
Маэстро яростным движением,
За звуком извлекает звук.
Борьба. Усталость. Напряжение.
Безумство. Паника. Испуг.
За гениальность исполнения
Платил несчастною судьбой.
Толпа завистников. Лишенья.
Болезнь костлявою рукой.
В огне великого искусства
Скрипач, как бабочка, сгорел,
Ведь тяжкий труд до безрассудства —
Любого гения удел.
Когда, развеяв все сомнения,
Он в вечность преступил порог,
Весь мир вдруг замер в изумлении:
Кто это: дьявол или бог?
Паганини
Нелли Добротолюбова
Паганини, Паганини,
Вы — король, Вы — король!
В Вашей жизни Вам служили
Фа диез и ля бемоль.
Ваша скрипка — королева,
Скрипка женщиной была,
Как в саду Эдемском Ева
Плод запретный Вам дала…
Вы вкусили плод запретный,
Вы играли, словно Бог!
Ваша скрипка — номер первый,
Вас никто не превозмог.
Паганини, Паганини,
Вы — король, Вы — король!
В Вашей жизни Вам служили
Фа диез и ля бемоль.
Ваша скрипка правит балом,
Заменив собой оркестр.
Ваша скрипка в ад спускалась,
Поднималась до небес.
Если Вас не понимали,
Значит просто не могли,
Вы века перегоняя,
В двадцать первый век пришли.
Паганини, Паганини,
Вы — король, Вы — король!
В Вашей жизни Вам служили
Фа диез и ля бемоль.
Паганини
 
Роман Тимохин
Скрипач от дьявола иль бога,
Скрипач немыслимых высот,
Где жизнь стоит у эпилога,
Во мраке сказочных красот.
Он был ни кем, простой насмешкой,
В глазах влиятельных господ,
Когда судьба «орлом» и «решкой»,
Давала порции невзгод.
Но все прошло, его узрели,
И стали чаще узнавать:
«Какой талант, какие трели»,
Начав во славе исчезать.
Милан, Париж — злотые сцены,
Аншлаг восторженной толпы,
На фоне пьянства и измены,
На фоне карточной игры.
На фоне сумеречной славы,
И прогнивающей души,
Он был один, в лучах забавы,
Без капли искренней любви.
Пока не встретил совершенство,
С прекрасной ангельской слезой,
Но вот, увы, не быть им вместе,
Одной единственной струной.
Он выбрал путь больших свершений,
Разгульных сладостных ночей,
Где увядал великий гений,
Под звуки дьявольских свечей.
Где в одиноком и холодном,
Мирке несбывшихся надежд,
Его манил туманный Лондон,
Хоть и прошло немало лет.
Он представлял тот дивный образ,
Чистейшей, праведной души,
Играя скрипкою на совесть,
В земной пока еще тиши.
Прошли года, прошли столетья,
Но гений все еще живет,
В сердцах людей не будет смерти,
В сердцах людей он не умрет.
Паганини
Светлана Клинушкина-Кутепова
Есть лишь зыбкая грань
между гением — и сумасшествием…
Можно ночью не спать,
напрягая мозги в темноте,
можно мучать себя,
можно ждать до второго пришествия:
настоящий творец —
только тот, кто стоит на черте!..
За которой — провал,
до которой — та норма обычная,
что навряд ли способностям
даст развернуться в талант!..
Нужно быть не как все,
чтоб шагнуть за пределы привычного!
Пограничья черта —
словно Богом намётанный кант!
То вдруг выбросит вверх —
то протащит бессовестно понизу!..
Удержаться на ней —
значит, норму отринуть не зря!
И вибрирует вновь
тетивою, натянутой донельзя,
эта зыбкая грань,
гениальность кому-то даря!
Паганини
Элен Строева
Прошло немало лет на свете,
Его мы помним до сих пор.
Заворожённые, как дети,
Ведём поныне этот спор.
Кто он, что музыкой своею,
Зажечь сердца умел всегда?
Такой я страстью не владею-
Была немыслимой игра!
Да, было многое от Бога-
Его талант, его успех.
Но жизнь порою так убога
И посчитали дар — за грех.
Был некрасив, как чёрт из ада.
Душою — пламень и огонь.
И в дрожь бросало всех от взгляда.
И паука была — ладонь.
Ах, Паганини, ты как прежде,
Волнуешь музыкой своей!
Твоя душа жила в надежде-
Что Ангел ты, а не злодей.

Паганини

Эмма Иванова Избранное 


Талант его блестящий был от Бога!
А может быть, от Дьявола — как знать?
Его Судьбы тернистая дорога
То шла вперёд, то возвращалась вспять…

То гневное пороков осужденье,
Проклятий крики, бедность и позор…
То гром оваций, слава, восхищенье,
Улыбки дам, чарующие взор!

Божественные звуки извлекая
Из скрипки, как из кладезя чудес,
Он раскрывал пред залом тайны рая,
Где Дух его низвергнутый воскрес!

Взывала скрипка яростно и грозно
К тем чувствам, что в душе на самом дне!
Сложнейшее «Каприччо» виртуозно
Он мог исполнить на одной струне!

И часто воя одиноким волком,
Страдал он, очернённый клеветой….
А тело его бренное так долго
И после смерти не нашло покой…

(После смерти Никколо Паганини его сын очень долго возил гроб с телом отца на повозке по всей стране, и нигде не давали разрешения похоронить его. О трагической судьбе великого скрипача написана замечательная книга Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини»)
Обсуждение закрыто.