Сб. Апр 20th, 2024
Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. 
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. 
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы. Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие.
 
Искусство. 18. Давид Микеланджело 
Александр Ченин 
 
Цикл стихов: — «Мысли об Искусстве».
Где Альпы, — раньше было море.
Представить трудно, но всё так!
И долго, долго, очень долго
Здесь собирался известняк.
Но время шло. Метаморфозы
Известняка, — сложили твердь.
И мрамор белый, высшей пробы
Горою стал, что в Альпах есть.
А пять веков назад, не боле
Долбили глыбы мужики.
И вот такую откололи, —
С трудом великим довезли.
Заказ Флоренции был чёток: —
«Нам надо символ изваять,
Чтоб вдохновлял и звал к свободе
И это право отстоять!»
В Завете Ветхом про Давида
Читали многие тогда.
На бой, с захватчиками выйдя; —
Повержен камнем Голиаф!
Уж десять лет лежит та глыба.
Пытались двое; — не смогли…
Лежит она, кой-где отбита.
Ей нужен Гений! Не нашли…
Однако есть! На свет явился!
Микеланджело назовут.
Он с камнем в детстве породнился,
Душою видел красоту!
Рос коренастым, невысоким
И в драку лез, — был сломан нос.
Он был отчаянным в работе.
Ведь скульптор-то; — каменотёс!
И он увидел в ней Давида!
Два года с яростью долбил!
И чтоб никто его не видел,
Как мысль свою он воплотил!
Пять с лишним метров высотою!
Красив, силён и молод, смел!
И взгляд с суровостью святою,
Уверен в праведности дел.
Лишь Гений смог вдохнуть умело.
Не камень это; — как живой!
Он в глыбе той увидел тело,
Отбил всё лишнее с него!
Давид, — вершина многих знаний
О Человеке. Это в Нём
И Красота и Смысл желаний.
И чувства яркие, с огнём!
В Природе всё есть в совершенстве,
А наша цель это познать.
И гениальные творенья
Нам могут точно показать!
Сейчас легко «Давида» сделать.
Сто тысяч долларов; — он твой!
Распорядиться бы умело.
Обжорство плохо. Грех большой
Микеланджело живописец,
Великий скульптор и поэт!
В архитектуре мастер сильный,
Но в жизни личной счастья нет.
Он одинок, вокруг враждебно.
Разочарован. Гуманист.
А в жизни зло идёт победно.
Как трудно жить, когда ты чист.
Он, как Давид, готов к сраженью.
И камень, — средство для него.
Искусством звал он к постиженью
Законов Божьих лишь всего!
И я сегодня, в моём веке,
Склоняю голову пред ним.
Так рассказать о Человеке
И в камне! Смог лишь он один!
Микеланджело. Умирающий раб 
Борис Межиборский 
Музыкой разбужен был анатом,
Циркуль от работы отдыхал
И резцами был разрезан атом,
Чтобы получился идеал.
Умирает раб на пьедестале
Вся работа сделана резцом,
Мраморные крошки заблистали,
Вдохновляя юное лицо.
Умирает раб по божьей воле,
Или был убит чужим мечом,
А в глазах скопилось много боли,
И ему пред смертью горячо.
Раб погиб совсем не на охоте,
Он борьбой со смертью был томим,
И пред ним стоял Буонаротти
Пред твореньем мраморным своим.
Микеланджело. Отделение неба от земли 
Борис Межиборский 
Отделите небо от земли
Дайте мне пространство и простора,
Чтобы мог я испытать в любви,
Божества могучего задора.
Я хочу найти такую цель
Что бы не разгуливали ветры,
И глядеть сквозь боевой прицел,
В нежные любовные приметы,
Разделите небо от земли,
Улечу туда стрелой пронзённый,
Если в сердце не было любви,
Значит я судьбою обделённый.
Микеланджело. Скованный пленник 
Борис Межиборский 
Я скован крепкими цепями,
Освободиться не могу,
Мой дух промчался над степями,
Но перед музой я в долгу.
Летят возвышенные грёзы
И опадая, на листы,
Они отсвечивают слёзы,
Смывающие грань мечты.
И вновь в поэзию влюблённый,
Стою прикованный к стихам,
Как Прометей судьбой клеймённый,
Был отдан на обед орлам.
И я, как вечно юный пленник
С пылающим огнём в глазах,
Стою пред музой на коленях,
И каюсь лирикой в грехах.

Красота тела

Валерий Штормовой
Этюд на статую Микеланджело

В стихах я как-то описал
Испанку молодую,
Что Гойя живо написал
В одежде и нагую.

В одежде маха — ничего,
Но смотрим безучастно,
А вот нагая отчего
Вдруг вызывает страсти?

И в самом деле, почему,
Стыдясь, тайком, несмело,
Мы в отношении к тому,
Что есть нагое тело?

Но так идет из века в век —
Скрываем тело, чувства…
А как прекрасен человек! —
Вот образец искусства.

Пред нами юноша нагой
Готовится к сраженью,
Вооружен одной пращой,
Он замер в напряженье.

И плеч широкий разворот,
И мышц груди бугристость,
И руки, ноги и живот —
Все в нем живет, искрится.

Он не стыдится наготы:
Ведь он — творенье Бога,
И мера этой красоты
У высшего порога.

Микельанджело Меризи да Караваджо. Смерть Марии 
Владимир Гусев Тульский 
Тот холст все современники ругали:
«Должна быть грусть прекрасна и светла,-
И стоит ли рыдать о том едва ли,
Что, наконец-то, к Сыну Мать ушла.
И выглядят святые как-то странно,-
Уж слишком для святых они просты:
И не святая грусть у Иоанна,
В лице Марии мало красоты…»
Сидит с Марией рядом Магдалина,
Сумел художник грусть её поймать,
Но плачет Магдалина не картинно,
А как дитя, что потеряло мать…
О чём святые плачут словно дети? —
Их прошлое уходит вместе с Ней.
И станет меньше святости на свете,
И станет мир скучнее и бедней!
И потому картина эта вечна,
Волнует нас столетия спустя,
Что грусть у Иоанна человечна,
И Магдалина плачет, как дитя.
Микеланджело. Пьета 
 
Гончаров Николай 
Капельки пота скользят по лицу,
Искорки мрамора въелись под кожу;
Трёхмиллионный удар по резцу
Или пятимиллионный, возможно.
Дева Мария печали полна,
Но, вслед за смертью грядёт воскресенье.
Гибнет зима, но родится весна,
И на пороге уже Возрожденье.
Он среди гениев, он в их числе,
Век Ренессанса спешит по планете.
Если гармония есть на Земле —
Здесь проживает она пять столетий.
Что-то сокрыто небесное в нём;
В мудрости линий и в их постоянстве.
Так вот Создатель, владея резцом,
До совершенства доводит пространство.
*Пьета- оплакивание Христа девой Марией. 
Микеланджело 
Екатерина Шантгай 
Я — Микеланджело!
Архангел Михаил
Мне имя дал — особую породу,
Своим резцом я превзошел природу,
А кистью Страшный Суд изобразил!
Я одолел капризы гордых пап,
А юноши, прекраснее Давида,
С тех пор никто и никогда не видел,
Плевать, что недоволен был сатрап!
Как ни была религия строга,
Как ни блюли законы иудеи,
Взамен светопотоков Моисею
Приделал я античные рога!
И только Той, чья красота чиста,
Кто обнимает мертвого Христа,
Чья боль — чернее темноты безлунной,
Чья боль живет под именем — Pieta*,
Я подарил навеки облик юный:
Небесная нетленна красота!
* Pieta — Оплакивание (лат.) 
Микеланджело Буонарроти 
Леонид Герт4 
Он кистью вырезал фигуры
Богоподобнейших людей…
Сильны мотивы Эпикура,
Но он не знал других людей.
Рождал в Адаме трепет жизни,
Глаз прикрывал, где стынет страх.
И видел он сквозь грани призмы,
Как погрязаем мы в грехах.
Писал, с себя сдирая кожу,
Чтоб жить не годы, а века.
И папы памятны и дожи,
Как иглы от его венка.

Микеланджело

Любовь Лещинская
Я отвергаю догму и Заветы,
Подставьте солнцу полностью лицо!
Пусть в Рай войдут изгои, а планета
Наполнится Любовью и Творцом!
Творец наполнит мир,пространство. Все народы
Не будут больше с кем-то враждовать.
И расцветёт под солнцем вновь природа,
И на Земле наступить благодать.

2

Протест рабов от власти Рима
Изображал художник много раз,
Из мрамора раба создал для мира
И до сих пор он поражает нас.
Рабу придал он мощь и рост Атлантов,
Соединил пророков и отцов.
Скульптуры, словно вырвались из камня,
И в душах пробудился Дух борцов.

3

Мы — мытари, рабы, наш дух унижен,
Но мы восстали против всех управ.
Поднялись против всех, сорвав вериги*
И кандалы отдали в переплав.
Мы долго издевательства терпели,
Молчали, плакали, судьбу свою кляня,
Свободными хотели стать евреи
И отреклись от власти Цезаря.

4

Мне предстаит подъём крутой и мглистый.
Я поднимусь к вершинам мастерства,
Не отступлю, узор создам я чистый,
И пусть хулит и злобствует толпа.
Я не согнусь от ругани и фальши,
Я вызываю всех вас на дуэль,
Но не шпагах, а в картинах разных,
Я совершу подъем, Господь, поверь!

О работах Микеланджело.

5

Он — скульптор и поэт,
Художник и мечтатель.
А мрамор под резцом — законченный сонет.
Воспел он Дух Творца,
И сам Творец -создатель
Послал ему мечту и был с ним до конца.

6

И смертью смерть поправ, воссел Он рядом с Богом,
И до сих пор все молятся Ему.
Ведь к Новой Вере он привел народы.
Сказали все: «Пусть будет по-сему».

*вериги — железные цепи для усмирения плоти.

Святой Пётр. По картине Микеланджело Буонаротти 
Людмила Ревенко 
Ты считаешь, что навечно
Пригвождён Пётр на кресте?
Легкомыслие беспечно
И плетётся лишь в хвосте.
Посмотри: глаза живые,
И прозренье на челе,
Видит скорби мировые…
Оседать к какой поре?
Кто-то, может, усомнился
В Вечной сущности Творца?
А он рад, что не отрёкся
От учения Христа.
И при виде той улыбки,
Ты отпрянул от него.
Где тебе постичь ошибки
Пораженья своего?
Прокуратор! Символ власти!
Разменял не серебро
Страсти, страсти, как напасти…
А Творец давал Добро!
Всё занял своею свитой,
Не по вере твоя власть…
Нет, душе не быть убитой,
С верой, знаю, не пропасть!
Изгнание из рая. Микеланджело 
Марина Барщевская 
За тяжкие грехи на муки
Господь отправил мужика.
Пришлось судьбу в свои брать руки…
Чтоб детям Евы молока
Добыть ему, в лесах зелёных
Места искал, где есть вода,
Парнокопытных непасённых
Согнал в послушные стада,
И по особым знакам неба
Угадывал, когда в краю
Пора для сеяния хлеба…
И жил не хуже, чем в раю!
Микеланджело 
Наталья Солошенко
Зодчий-художник, скульптор- поэт-
В мире искусства ему равных нет.
Его манере и резцу
Подвластен мрамор, как творцу.
В камне воссоздал свое вдохновенье
И воплотил в нем бегущее время:
В образах статуй создал
«Утро», «Верер»,
Миф и реальность,»День», «Ночь»
и Вечность,
В образах фресок
Сикстинской капеллы
От «Сотворения мира»,Адама и Евы,
В алтарной фреске — «Страшный суд»
И тех святых, что всех спасут.
Микеланджело
Нина Аксенова
Микеланджело — гений-художник,
Его фрески на стенах живут.
Он пространство освоил, что схоже
С ликом Бога — его «Страшный суд».
Дар поэта в нём поздно открылся,
Но стихами успел удивить.
Мадригалы, сонеты, как крылья;
Он художник, в веках ему жить.
Микеланджело — звуки мелодий.
Микеланджело — краски рапсодий.
Рапсодия — серебристый ярко-синий цвет.
По традиции Микеланджело при изображении одеяний Бога использовал синий цвет, как это делал до него испанский художник Эль Греко.
Некоторые стихи Микеланджело были положены на музыку.
Микеланджело. Давид 
Новоселов Лев Сергеевич 
Творенье Микеланджело, Давид.
Флоренция, источник вдохновенья.
Герой, пращей повергший Зло, глядит
На нас, словно гордясь своим свершеньем.
Библейская история гласит
Как рухнул наземь Голиаф, сраженный
Им, пастухом. Который здесь стоит,
С высот содеянного, чуть смущённый.
И дышит скрытой силой его стан,
Грудь мускулистая и зоркость взгляда
На них, спасённых им израильтян,
Как на пред тем оставленное стадо.
Но мышцы до сих пор напряжены
И брови сдвинуты, как перед боем.
Праща при нём. И в случае войны,
Воспрянет вновь. Но он пока спокоен.
В нём сила духа, мощь и красота
В гигантский рост изваянного тела.
Шедевры Мастера — Давид и Пиета,
Творенья Гения Микеланджело.
У ног его Флоренция шумит,
Арно, как и тогда, волной играет
Пятьсот лет минуло, как он стоит
Задумавшись, веков не замечая…
Микеланджело. Пиета
Новоселов Лев Сергеевич
Печаль. Оплакиванье. ПиетА.
Резцом великого МикеланджЕло
Мать скорбная сидит, держа Христа,
Его, уже безжизненное, тело.
Оплакиванье — это был конец
Всего того, на что она решилась
В тот час, когда воззвал Господь — Отец
К ней. Воля Господа свершилась.
И вот они вдвоём — сын и она,
Перед Вселенной, в тишине, в молчанье.
Она сидит, в печаль погружена,
Христа прижав к себе в немом страданье.
Мать в муках, в напряженье — сын простёрт
Пред ней, его истерзанное тело.
Воскреснет ли потом — сейчас он мёртв,
Омыт слезами. Горю нет предела.
Сынок, кровинка. В сердце пустота…
Их две фигуры, слитых воедино
В свидании последнем. Пиета.
Мать Божия оплакивает сына.
А Мастер, мрамору придав духовность,
Создал Марию истинно живой,
Такою, как была. Её готовность,
Как её сын, пожертвовать собой.
Христос — как бы заснувший на мгновенье.
В лице Марии — девичьи черты
И бледность. Словно некое свеченье,
Как отблеск неба, льётся с высоты.
Вся скорбь, скопившись в материнской муке,
Вся нежность на него устремлена.
Упавшие в бессильи мертвом руки,
Как плеть, повисшие. Есть и её вина,
Что не устерегла, не доглядела,
Что, может, не смогла его понять…
И вот оно лежит, сыновье тело,
Смерть положила на него печать.
Печать, покрывшая его, как скатерть,
Как саван, безысходной белизной.
Оплакавшая сына Богоматерь,
Христос, закончивший свой путь земной.
А Мастер, СОВЕРШЕНСТВО изваявший
Таких высот достичь в скульптуре смог,
Создавши образ Матери скорбящей,
Что кажется — ваял её сам БОГ…
Микеланджело. Давид
Сергей Неверской
 
8 сентября 1504 года во Флоренции на площади Синьории установлена статуя библейского юноши-героя Давида работы скульптора Микельнджело Буанаротти. Скульптура простояла на этом месте, на открытом воздухе, до 1873 года, т.е почти 4 века.
Красив, отлично сложен, смел,
играют мышцы молодого стана!
И этот юноша, из Библии, посмел
низвергнуть Голиафа- великана!
Пропорций идеальных у Давида тело,
готов он пращей совершить бросок.
Маэстро позже так сказал :»Простое дело-
отсечь ненужный мрамора кусок!»
Не подсчитать, всех после, повторений,
измерен каждый «уголок»- всё, как лекало!
И нет ни у кого теперь сомнений,
что лучше человечество не создавало!
Скульптуру мастера увидел свет,
его талант друзья и недруги воспели!
Судьбу творения решал невиданный совет-
да Винчи, ди Козимо, Боттичелли!
Почти четыре века простоял
на площади, Флоренции, хранитель, старой!
Отбито сколько лбов о пьедестал
великой статуи из мрамора Каррары?!*
*Каррара- название карьера для добычи мрамора.
Микеланджело. Сотворение мира
Сергей Неверской
Сжимают алебарды слуги Ватикана,
Рим сладкому Морфею вверен весь.
Который год так утром очень рано
Для фресок мастера готовят смесь.
Из извести и пепла* массой той умело
Покроют, ставшим знаменитым, свод.
В лесах** Сикстинская капелла-
Маэстро трудится который год!
Успеть, пока та смесь ещё сырая,
С листа картона нанести абрИс:
Весь мир увидит скоро кущи Рая —
Микеланджело свой сотворил эскиз.
На шляпе у него сгорают свечи,
Кто так трудиться ещё смог ?!
Создатся тот сюжет, что вечен-
Адаму душу передаст сам Бог.
Маэстро может снять всё стекой.
По-новой создавать хватает сил.
А мы любуемся  -и в век из века,
Как он изобразил пророков и сивилл.***
Сияние и блеск тех красок ярких,
Сплетение всех мускулистых тел.
В сражениях меж тьмой и светом жарких
Рожденье Мира мастер показать сумел.
Кто посетил капеллу- миллионов сотни.
Изучен фресок даже крохотный фрагмент.
И «Страшный суд» ещё создаст Буонаротти-
От Ренессанса то последний нам презент!
* вулканический пепел
** строительные леса
*** предсказательницы
К Микеланджело. Признание 
 
Эдуард Мхитарян 
Ты спрятал сердце в мраморе холодном,
Ты отдал душу — камню на века.
Пером и кистью в духе бесподобном
Владела мастерскИ твоя рука.
Как может не блистать нагое тело,
Придуманное Богом и тобой?
Расписана Сикстинская капелла —
Не человеком, а — самой судьбой.
Которой ты был наделён с рожденья —
От имени Создателя творить!
Какие силы, разум, вдохновенье
Могли тебя, как Солнце озарить?
Я слышал о Виттории Колонне,
О сладкой платонической Любви,
Которой ты был яростно исполнен,
И не гасил огня в своей крови.
Но, что до встречи Ангела с тобою
Решило в одночасье твой удел?
Святое Небо — вечно голубое,
И сам Всевышний этого хотел?
Поскольку я склоняюсь к этой мысли,
(Иной причины я не нахожу);
И как к святым, ты к Гениям причислен,
Без пафоса и фарса я скажу.
Микеланджело. Давид
 
Яков Вортсман
На пьедестале, в храме старом,
Огромным КОлоссом стоит
Гигант Давид. Вот солнце встало.
И ярким светом золотит
Лицо библейского героя,
Чей подвиг смелый не забыт.
А он опять, готовый к бою,
И страшный для филистимлян,
Отважный юноша. Пращёю
Сразивший Голиафа. Там,
В долине Дуба, по преданью,
Был он прославлен по делам.
И вот он, в мраморном сияньи,
Застыл, как в тот тревожный час.
Нагой, но в этом изваяньи
Присутствует великий глас
Всегда гонимого народа,
Чей гордый разум не погас.
Был в храме том и я. Свободой
Светилась статуя его.
И разные земли народы,
Лобзали стопы у него…
Утро. Микеланджело
Яков Соловейчик
В природе женское начало
С доисторических времен.
Как эротично, величаво,
Аврора снит последний сон.
Вот миг, на грани пробужденья,
Когда любовница и мать
Поэту дарит вдохновенье,
И счастье истину познать. *
Увидишь свет — познаешь Бога.
Сейчас сойдет с лица тревога,
И новый День начнет отсчет.
Померкнет Ночь, родится Утро,
И, как в картинках «Камасутры»,
Ко мне в объятья соскользнет.
 
* аллюзия на картину Густава Климта «Nuda veritas»
«Утро», (итал. Aurora), Микеланджело Буонарроти, 1526 — 1531, скульптура, мрамор, высота 155 см.
Капелла Медичи, Флоренция, Италия.