
Игры-викторины: В волшебной стране Читалии
- 2 апреля — Международный день детской книги
3 сценария для проведения мероприятий и литературных игр к Международному дню детской книги и другим праздникам.
3. Литературная игра-викторина «В гостях у Книжной феи»
Для детей младшего школьного возраста.
Участники:
- Ведущий — в роли Библиотекаря.
- Книжная фея — помощница ведущего.
- Шапокляк
- Храбрый Портняжка
Реквизит:
- Распечатка сценария для ведущего.
- Распечатка конкурсов заданий с ответами для жюри.
- Аудиозаписи для оформления праздника.
- Костюмы для ведущих и других персонажей.
- Книги сказок для выставки.
- Реквизит для конкурсов — по тексту (несложный).
Ведущий:
Привет, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о сказках, повеселиться, поиграть, блеснуть эрудицией, на время переместиться в сказочный мир, полный чудес и приключений. Как же мы попадем в Страну Сказок? В этом нам поможет Книжная фея.
Звучит негромкая нежная мелодия, сквозь которую слышен шум дождя и шелест страниц. Появляется Книжная фея.
Книжная фея:
Здравствуйте ребята! Давно мечтала с вами познакомиться, мои милые маленькие читатели! Я очень люблю наблюдать, как вы читаете, нетерпеливо переворачивая странички, как выбираете книжки в нашей библиотеке. Иногда я вам немножечко помогаю, хоть вы меня и не замечаете.
Ведущий:
То-то дети в миг расхватывают самые интересные книги! А я все гадал — как они отыскивают их на самых верхних полках и в укромных уголках, куда даже библиотечные мыши не забираются?
Книжная фея весело смеется в ответ и подмигивает ребятам.
Книжная фея:
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
Ведущий:
А почему они волшебные?
Книжная фея:
Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои — Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший. Происходят всякие чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.
Книжная фея просит детей назвать, что еще происходит в сказках.
Беседа о сказках
Ведущий:
Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка не только с развлекательной целью, но и воспитательной. Сказка учит нас доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая — богатыри, добры молодцы, да красны девицы. Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший — хоть и злые герои, но все равно любимые.
Книжная фея:
Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Какие вы больше любите? (Дети отвечают) А знаете, что самое главное в сказках? В них добро всегда побеждает зло! Чтобы не происходило, как бы трудно не было героям — в сказке обязательно будет хороший конец. Можете даже не сомневаться!
Ведущий:
Верно. А если история закончилась не слишком хорошо, то это уже совсем другое произведение — легенда или миф, например. Словом, сказка — это волшебная история, убеждающая читателя в том, что лучше быть добрым и честным.
Книжная фея:
Вы замечали, что читая, слушая, просматривая сказки, вы испытываете чувство грусти или радости, сопереживаете героям, волнуетесь за них, а порой страстно желаете прийти на помощь? А иногда фантазируете — что бы вы сделали на месте сказочного персонажа, как бы поступили? Ну-ка признавайтесь, бывает такое? (Выслушивает ответы детей, комментирует). Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?
Ведущий:
Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. На полочке ниже — сказки других народов (перечисляет то, что есть в ассортименте), ведь каждый народ издревле сочиняет свои сказки с уникальными героями. А в нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал определенный человек — автор. Например, вы все знаете «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» или «Сказку о рыбаке и рыбке» — это сказки А. С. Пушкина. Или «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» – сказку К.И.Чуковского.
Подготовка к викторине
Книжная фея:
А теперь настало время приступить к самой интересной части нашего праздника — игровой. Вас ждут увлекательные сказочные конкурсы, игры и викторины!
Ведущий:
Но для начала вам нужно разделиться на команды. Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.
Ведущие помогают детям разделиться на команды и выбрать название для команд. Затем ведущий представляет членов жюри.
Звучат фанфары.
Ведущий:
Итак, начнем!
1. Конкурс «Загадки Книжной феи»
Книжная фея:
Ну что, ребята, поиграем?
(Дети отвечают)
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
1. В сказке — лошадь непростая:
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек,
Удивительный конек,
По прозванью…
(Горбунок)
2.Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…
(Колобок)
3.Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила.
Чай пила, жевала сдобу.
К сожаленью, у особы
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко…
Это это тетя…
(Кошка)
4. Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Гномов эти имена
Верно, помнит кто-то!
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы!
Называется она … .
(Белоснежка и семь гномов)
5. Мог он быть почти горою,
Мог — не больше лилипутов.
Имя этого героя
Мне скажи, не перепутав.
Почему «менял размер»
Знаменитый … ?
(Гулливер)
6. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…
(Крокодил)
7.Его хозяин — мальчик Робин,
Его приятель — Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок
(Винни-Пух)
8. Злая ведьма зло свершила
В птиц всех братьев превратила.
И сестрицу, как могла,
Очернила, прогнала
А сестрёнка в горе тяжком,
Ох, намаялась бедняжка.
Обратить смогла в людей,
Братьев диких … .
(Лебедей)
2. Конкурс «Галопом по сказкам»
Ведущий:
А теперь я задам вам несколько вопросов, но отвечать надо очень быстро! Готовы?
- 1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
- 2. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
- 3. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
- 4. После, каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-сим)
- 5. На какой птице летала Дюймовочка? (На Ласточке)
- 6. Из какого инструмента сварил кашу солдат? (Из топора)
- 7. Какая потеря сделана Золушку принцессой? (Хрустальную туфельку)
- 8. Встреча, с какой рыбой очень сильно изменила жизнь Емели? (Со Щукой)
- 9. Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
- 10. Какие герои сказки кушали из кувшина и тарелки и оба остались голодными?(Лиса и журавль)
3. Конкурс «Сказочная одежда»
- Реквизит: Иллюстрации сказочных героев (по тексту).
Книжная фея:
А у нас гость!
Ведущий:
И кто же это?
Книжная фея:
А вот угадайте!
Он одежду мирно шил,
Но отважно говорил:
«Силачом слыву недаром,
Семерых — одним ударом!»
(Храбрый Портняжка)
Под бодрую музыку появляется Храбрый Портняжка.
Храбрый Портняжка:
Здравствуйте ребята! Слышал я, вы о сказках много знаете. А помните ли вы, во что одеты герои сказок? (Дети отвечают). Хм, посмотрим, посмотрим… У меня тут подборка с Недели сказочной моды имеется(достает пачку иллюстраций), я вам буду задавать вопросы, а потом мы проверим, не ошиблись ли вы.
Храбрый Портняжка задает вопрос, выслушивает ответ, затем показывает всем иллюстрацию с соответствующим сказочным персонажем.
- 1. Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
- 2. Обычно ходит в красной или голубой шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, имеет густую длинную бороду? (Дед Мороз)
- 3. Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
- 4. Кто из сказочных персонажей предпочитает ходить исключительно в красных головных уборах? (Красная шапочка)
- 5. Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
- 6. Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. (Снежная королева.)
- 7. Как зовут девочку, которая носит чулки разного цвета? (Пеппи-Длинный-чулок).
- 8. Чей наряд больше всего напоминает лохмотья? (Баба-Яга)
Храбрый Портняжка:
Молодцы, разбираетесь в сказочной моде. А кто-нибудь из вас умеет шить? Нет? Я с удовольствием взял вас в ученики, когда подрастете.
Храбрый Портняжка прощается и уходит.
4. Конкурс «Поговорим о королях»
Ведущий (фее):
Как ты думаешь, наши ребята знают больше сказочных царей или королей?
Книжная фея:
Не знаю… А давай проверим!
Книжная фея раздает командам листки бумаги и ручки.
Книжная фея:
Ребята, перечислите на листочке имена всех сказочных царей, которых вспомните. Ниже перечислите всех королей. В еще ниже — имена других сказочных правителей. Только не перепутайте — не царевичей и королевичей, а именно царей и королей.
Ведущий:
Задание сложное, так что будьте внимательны. А потом мы сравним ваши списки, и узнаем, у какой команды память лучше.
- Цари: Дадон, Салтан, Гвидон, Горох, Берендей, Кащей, Тритон, Нептун, Мидас и пр.
- Короли: Дроздобород, Король-Олень, Симба, Топсед VII (Деспот) и пр.
- Прочие: Халиф-Аист, Харун аль-Рашид,
На выполнение задания командам отводится определенное время. Затем они по очереди называют сказочных монархов, вычеркивая совпадения и ошибки. Побеждает команда, которая вспомнит больше имен.
5. Конкурс «Сказочный тест»
- Реквизит: листы с распечатанным тестом и ручки — по комплекту на каждую команду.
Ведущий:
Поговорили о царях и королях, теперь давайте вспомним персонажей попроще.
Книжная фея:
Ты что такое говоришь?! Где это ты выдел в сказках простых персонажей? Каждый отличается какими-нибудь волшебными способностями и умениями, даже звери человеческим языком разговаривают. Правда, дети? Ну-ка назовите, чем отличаются разные сказочные герои от обычных людей и зверей. (Дети отвечают)
Ведущий:
Верно, верно, согласен! Я имел в виду, что мы от монарших особ перейдем сказочным героям рангом пониже. Пусть коканды заполнят сказочный тест.
Ведущий передает Фее два листка с распечатанными тестами. Фея заглядывает в листки, затем смеется согласно кивает.
Книжная фея:
Прямо сказочное ЕГЭ какое-то! (передает тесты командам).
1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича
- а) Кольцо;
- б) веретено;
- в) ведерко;
- г) прялку.
2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?
- а) Курицу с цыплятами;
- б) Мурку и Бобика;
- в) Круть и Верть;
- г) хозяйку.
3. Где жил Джинн тысячу лет?
- а) Во дворце;
- б) в лампе;
- в) в бутылке;
- г) за границей.
4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?
- а) Котелок с бубенчиками;
- б) флейта;
- в) музыкальная шкатулка;
- г) шарманка.
5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?
- а) Тюльпан;
- б) ромашку;
- в) колокольчик;
- г) аленький цветочек.
6. В кого превратилась Лягушка ночью?
- а) В Василису Прекрасную;
- б) в Варвару Красу;
- в) в Елену Прекрасную;
- г) в лебедя.
Команды заполняют тесты и передают жюри на проверку.
6. Конкурс «Загадки от Шапокляк»
Звучит песня Шапокляк из мультфильма.
Ведущий:
Кажется, у нас опять гости. Кто бы это мог быть? (Дети отвечают). Да, я тоже узнал эту вредную старушку. Интересно, что она нам приготовила? Вы ведь знаете, что Шапокляк любит делать разные пакости, так что будьте осторожны! Наверняка ее задание будет с подковырками.
Шапокляк:
Приветики, приветики! Веселитесь, значит, сказочки вспоминаете (подозрительно оглядывает детей). А про нас с Лариской не забыли? (Дети отвечают) У меня тоже для вас загадки найдутся. Попробуете их отгадать? (Дети отвечают) Только будьте повнимательней, непростые это загадки (ехидно хихикает).
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали …
(не Буратино — Дуремар)
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали пёсика …
(не Тотошка — Шарик)
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали …
(не Чебурашка – Колобок)
Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор …
(не Айболит – Карабас)
И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут …
(не Снегурочка – Дюймовочка)
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка –актриса,
И зовут её …
(не Алиса – Мальвина)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,
Этот грустный …
(не Пятачок – Ослик Иа)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали …
(не Колобок — Иван-Царевич)
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его …
(не Незнайка – Карлсон)
Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут её …
(не Яга – Шапокляк)
Ведущий.
Молодцы! Отлично знаете вы сказочных героев!
Шапокляк:
Да, вас не проведешь! Ишь, умные какие! Пойду я, пожалуй…
Шапокляк раздосадованно машет рукой и уходит.
7. Конкурс-эстафета «Рисуем колобка»
Реквизит: Маркерная доска и маркеры, либо листы ватмана и фломастеры — комплект на каждую команду.
Ведущий:
Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки.
Книжная фея:
На сметане мешан,
На окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …
(колобок)
Ведущий:
Правильно, вы будете рисовать Колобка, причем — всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует круг, то есть собственно Колобка. Остальные по очереди добавляют по одной детали — один глаз, второй глаз, одну ручку, вторую, ножку, вторую ножку — не важно, в каком порядке. Последний участник рисует дорожку, по которой бежит Колобок (если в команде больше 8 участников, то можно добавить к рисунку другие детали — цветок, гриб, бабочку и пр.)
Листы для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по маркеру/фломастеру. Конкурс можно провести под быструю веселую музыку.
Книжная фея:
Ой, какие забавные Колобки у вас получились! Сейчас жюри нам скажет, чей Колобок красивее. Хотя, признаюсь, мне оба нравятся!
8. Викторина по сказкам А. С. Пушкина
Ведущий:
Мы поговорили о многих сказках, теперь давайте обратимся к сказочным историях великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Книжная фея:
Ах, это мои самые-самые любимые сказки! Читаешь их, и прямо живые картины встают перед глазами — Царевна-лебедь, золотая рыбка, Кот по золотой цепи бродит… Вот бы оказаться в Лукоморье, увидеть все своими глазами!
Ведущий (смеется):
Ты же фея, волшебница. Махнула волшебной палочкой — и сразу под дубом в Лукоморье оказалась.
Книжная фея (грустно):
Ну я же книжная фея… (разводит руками). Я должна быть тут, в библиотеке, — помогать ребятам выбирать интересные книжки, следить, чтобы книжные герои ссорились и не потерялись среди многочисленных историй… Ой!
Ведущий (с интересом):
Ну-ка, ну-ка, расскажи нам, как это они могут потеряться?
Книжная фея:
Я не должна этого говорить, это тайна. (глядит на ребят) Ну ладно, скажу. Только вы не проболтайтесь, ладно? Пусть это будет наш с вами секрет… (смотрит на детей, ожидая подтверждения).
Ведущий:
Мы никому не расскажем, правда ребята? (Дети подтверждают)
Книжная фея:
Когда наступает ночь и библиотека пустеет, в темноте можно услышать, как шелестят книжные страницы. Это герои разных книг выбираются наружу, чтобы поболтать друг с другом, обменяться новостями и впечатлениями о том, какие читатели им попадались, как обращались с книгой. Знаете, они даже иногда просят меня укрыть свою книжку от нерадивого читателя. Кому же хочется, чтобы его засыпали крошками, заливали чаем, калякали на страницах, пририсовывали усы и рожки, бросали где попало, загибали страницы, рвали и пачкали книгу.
Ведущий:
Я думаю, среди наших ребят таких нет, все они очень ответственные и аккуратные читатели.
Книжная фея:
Надеюсь. Очень не люблю прятать книги от нерях. Гораздо приятнее помогать ребятам в поисках самых захватывающих историй!
Ведущий:
Вот и хорошо. А теперь давай вернемся к Александру Сергеевичу — и узнаем, внимательно ли ребята читали его сказки.
- За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
- К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
- Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
- Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты, простофиля.)
- Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
- Какое было первое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)
- Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
- Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
- Назовите место встречи Балды с попом. (Базар)
- О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
- Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
Ведущий:
Какие вы все молодцы! Отлично проявили себя сегодня в наших викторинах — смело отвечали, весело играли. Видно, что вы много умные и начитанные. Наша библиотека всегда для вас открыта, а Книжная фея поможет вам найти те книги, которые вы пока еще не успели прочитать.
Подведение итогов
Книжная фея
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.
Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты.
Ведущий:
Всем большое спасибо. До новых встреч!
Литературная игра-викторина «В стране Читалии»
Для детей 7-9 лет.
Участники:
- Школьники младших классов — 2 команды.
- Жюри — по вашему выбору.
- Ведущий педагог или библиотекарь.
- Чтецы — подготовлены заранее.
Реквизит:
- Распечатка сценария для ведущего и жюри.
- Аудиозаписи для оформления мероприятия.
- Детские книги для книжной выставки.
- Эмблемы для команд — по вашему выбору.
- Призы для участников и победителей.
- Письмо от книг — распечатка на большом листе. Копии этого письма для всех присутствующих детей на небольших листках.
Ведущий:
Здравствуйте, дети! Я вижу, как много сегодня на нашем празднике гостей, а значит, вы все любите читать, все – большие друзья книжки. Скажите, ребята, а каких детских писателей вы знаете? (Дети называют писателей) Молодцы! А как вы думаете, смогли бы люди прожить без книг? (Дети отвечают)
Выходят заранее подготовленные чтецы.
Чтец 1:
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать.
Чтец 2:
Не надо бабушку трясти:
-Прочти, пожалуйста, прочти!
Чтец 3:
Не надо умолять сестрицу:
-Ну, прочитай ещё страницу!
Все вместе:
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
Ведущий:
Все вы любите сказки, правда же? Самым великим сказочником всех времен официально признан Ганс Христиан Андерсен. Кто помнит его сказки? (Дети называют сказки Андерсена). А знаете ли вы, что День детской книги отмечается в день рождения Андерсена — 2 апреля. И это не случайно! Такое решению принял Международный совет по детской книге.
Сегодня наш праздник посвящен детским книгам, от так и называется — «Праздник книги». Наверняка вы уже обратили внимание на нашу книжную выставку: многие представленные книги вы уже прочитали, а некоторые чудесные сказки, повести и рассказы с нетерпением ожидают вашего внимания. А сейчас настало время погрузиться в чарующий мир сказок и волшебных приключений, поиграть, проявить свои знания и умения, проверить память и внимательность. Итак, мы отправляемся с вами в Страну Читалию.
Звучит песня «Маленькая страна».
Ведущий:
Пока звучит музыка, вам нужно объединиться в 2 команды. Каждая команда получает свою эмблему. А пока представляю наше жюри.
Организаторы помогают детям разделиться, ведущий представляет жюри.
1. Конкурс «Загадки»
Ведущий читает загадки, команды, чередуясь, отвечают.
Ведущий (командам):
Ну как, готовы играть? Отлично! Чтобы немножко размяться и попрактиковаться, предлагаю начать наши соревнования с загадок. Команды будут отвечать по очереди, а жюри — считать правильные ответы и давать за каждый 1 балл. Если команда не отгадала, то у соперников появляется шанс, заработать 1 балл.
Они из сказки – ты их знаешь!
Если вспомнишь – отгадаешь,
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!
1.Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? …
(Три медведя)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто- то.
Кто, простившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна — лягушка)
3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это …
(доктор Айболит).
4. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино)
5. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка)
6. Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
(Баба-Яга)
7. Как умён он и хитёр,
Словно опытный актёр!
Обманул он людоеда,
А потом им пообедал!
(Кот в сапогах)
8. Пусть и маленький совсем,
но зато помог он всем.
Путь-дорогу замечал,
крошки-камешки бросал.
Сделать он не мог иначе —
этот добрый … .
(Мальчик с пальчик)
2. Конкурс «Магические числа»
Ведущий:
Все вы знаете, что некоторые числа в сказках имеют особое значение. Вам нужно назвать, в каких сказках используются числа 3 и 7.
Ведущий предлагает командам жребий, чтобы определить, какое число кому достанется.
- 3: «Три медведя», «Три поросёнка», «Трое из Простоквашино» и т.д.
- 7: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.
За каждую правильно названную сказку — 1 балл.
3. Конкурс «Птичий двор»
Ведущий:
А сейчас давайте вспомним, в каких сказках упоминаются домашние птицы? («Лисичка со скалочкой», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди» «Петушок — золотой гребешок» Кошкин дом»и т.д.) Наш следующий конкурс называется «Птичий двор».
Команды называют сказки по очереди, уточняют, что за птица там присутствует. Если команда не может назвать птицу — ход пропускается. Игра продолжается до тех пор, пока варианты сказок у обеих команд не закончатся.
За каждую правильно названную сказку — 1 балл.
4. Конкурс «Пантомима»
Ведущий:
Посмотрим, как развиты у вас фантазия и воображение. Каждой команде нужно изобразить отрывок из какой-нибудь сказки. Наш конкурс называется «Пантомима». А что это означает? (Дети отвечают). Правильно, показать сказку нужно без слов, но так, чтобы было все понятно.
Выберите сказку, какую захотите, назначьте актеров, и пусть они договорятся кто кого и как будет изображать. Можно даже немножко порепетировать. А для тех, кто в сценках не участвует, мы проведем следующий конкурс.
Команды совещаются, выбирают сказку и актеров. Затем оставшиеся члены команды выходят вперед, а участники сценок прячутся за их спинами и обсуждают будущую пантомиму. После завершения следующего конкурса актеры по очереди разыгрывают отрывки из сказок и получают от жюри от 2 до 5 баллов. Так же можно добавить дополнительные баллы за оригинальный выбор сказки, убедительную игру и т.п — на ваше усмотрение.
5. Конкурс «Сказочные цитаты»
Ведущий:
Давайте проверим, насколько внимательно вы читаете и помните прочитанное. Какая сказка скрывается за следующими цитатами:
- 1. Ваша мама пришла, молока принесла. (Волк и семеро козлят)
- 2. Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке. (Маша и медведь)
- 3. Еду, еду в Африку в милые края! Африка, Африка, родина моя. (Доктор Айболит)
- 4. Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час. Нос налево, хвост направо, это полька Карабас. (Золотой ключик)
- 5.«Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка да где же его взять». (Дюймовочка.)
- 6.«Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей.» (Кот в сапогах.)
- 7.«Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку.» (Огниво.)
- 8.«Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и выстрелили.» (Царевна-лягушка.)
1 балл за каждый правильный ответ.
6. Конкурс «Собери картинку»
Реквизит: крупные пазлы с небольшим количеством деталей, либо наклеенные на картон и разрезанные на части иллюстрации из сказок А.С.Пушкина.
Ведущий:
Любите собирать пазлы? Кто быстрее соберёт картинку и назовет сказку, тот получит за этот конкурс 3 балла.
Конкурс можно провести как командный, так и индивидуальный, вызвав по 1 человеку от каждой команды. Так же можно использовать большее число картинок и присуждать баллы в зависимости от скорости сборки (например, 4 картинки — по 2 на каждую команду. Самый быстрый — 4 балла, второй — 3 балла, третий — 2 балла, последний 1 балл).
7. Конкурс «Узнай героя по описанию»
Ведущий:
А теперь вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию.
- 1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Вини Пух)
- 2. Мальчик. Родители – бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен. Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино).
- 3. Пожилой мужчина. Профессия – столяр, выстругавший деревянного сына. Особые приметы: нос сизого цвета. (Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик»)
- 4. Животное. Место обитания – Африка. Отличительная черта характера – любопытство. Особые приметы: после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо его нос стал очень длинны. (Слоненок из сказки Р.Киплинга)
- 5. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Ярко выраженные педагогические наклонности. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
- 6. Мальчик. Одет в горностаевую мантию. На голове золотая корона. Уверяет, что прилетел с другой планеты. Больше всего любит свою розу, считает её единственной в мире. (Маленький принц, Сент-Экзюпери)
- 7. Человек. Сделан из железа. Профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце. (Железный дровосек, из « Волшебника изумрудного города)
- 8. Пес. Место жительства – деревня Простоквашино. Происхождение – « из простых собак, не из породистых». Профессия – охотник. (Э.Успенский «Дядя Федор»)
8. Конкурс «Волшебный транспорт»
Ведущий:
Иногда в сказках героям нужно преодолеть немалое расстояние, скрыться от погони, куда-нибудь добраться. Давайте вспомним, в каких сказках есть свой транспорт каким еще способом могут перемешаться герои, в том числе и из одного мира в другой?
Команды по очереди называют разные способы передвижения и называют сказку, в которой это происходило.
- Транспорт: ступа, ковёр-самолёт, карета, печка, летающие сани и пр.
- Необычные средства передвижения: в бочке по морю, на спине Серого Волка, в корзине с пирожками, верхом на ядре, уцепившись за бороду Черномора и пр.
- Передвижение между мирами: сквозь зеркало, кроличья нора, колодец и пр.
9. Конкурс «Исправь меня»
Ведущий:
Знаете, я целую неделю готовился в нашему празднику и прочитал просто тьму сказок! Сейчас я вам их перечислю сказочных героев — вот, даже на листочек записал по памяти. Только исправить меня, если вдруг ошибусь.
- Алеша Прокопович (Алеша Попович)
- Баба Пурга (Баба Яга)
- Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)
- Добрыня Николаевич (Добрыня Никитич)
- Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)
- Жар муха (Жар-птица)
- Зайчик-убегайчик (Зайчик-побегайчик)
- Змей Калиныч (Змей Горыныч)
- Иванушка-бодрячок (Иванушка-Дурачок)
- Илья Рязанец (Илья муромец)
- Кощей Бесстрашный (Кощей Бессмертный)
- Королевич Еремей (Королеыич Елисей)
- Кот Тельняшкин (Кот Матроскин)
- Крокодил Кеша (Крокодил Гена)
- Крошечка-Горошечка (Крошечка-Хаврошечка)
- Лисичка-клубничка (Лисичка-сестричка)
- Матушка Утиня (Матушка Гусыня)
- Мышка-толстушка (Мышка-норушка)
- Пес Гаврик (Пес Шарик)
- Сестрица Гулёнушка (Сестрица Аленушка)
- Смоляной стручок (Смоляной бычок)
- Соловей Раскольник (Соловей Разбойник)
- Старичок Моховичок (Старичок Лесовичок)
- Царевна индюшка (Царевна-Лягушка)
- Царь Фасоль (Царь Горох)
- Чудо-Блюдо (Чудо Юдо)
Ведущий говорит неверные названия сказок, а командам нужно исправить ошибки.
Завершение мероприятия
Ведущий:
Ребята, все вы огромные молодцы! Вы отлично играли и отвечали на даже очень трудные вопросы! Но это ещё не всё. Мы получили посылку, в котором новые детские книжки для нашей библиотеки и письмо.
Давайте прочтем это письмо.
(Кто-нибудь из ребят громко читает письмо)
Чтец :
К«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ручкой, ни карандашом – это так некрасиво.
Если вы закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна. Помогите мне остаться чистой. А я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Читайте нас с удовольствием. Всегда ваши, книжки.
Ведущий:
Мы размножили это письмо, чтобы у каждого из вас всегда была памятка о том, как нужно обращаться с книгами. Вы можете взять себе копию. (Раздает детям листочки с текстом письма). А сейчас мы узнаем, какая команда была более активной и эрудированной.
Жюри подводит итоги, вручаются призы и награды.
Ведущий:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Чтец 1:
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Чтец 2:
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Библиотечный урок «Не прожить без книг!»
Внеклассное мероприятие для 1-3 класса
Участники:
- Младшие школьники.
- Библиотекарь — ведущий.
- Чтецы — разбиты по группам м подготовлены заранее.
Начало мероприятия
Библиотекарь:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие — мы проводим библиотечный урок.
Отгадайте загадку и подумайте, чему будет посвящено наше мероприятие?
Не куст и не цветок,
Но дорог каждый лепесток.
Нет ни лап, нет ни рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга)
Лекция о детских книгах
Итак, что это? (Дети отвечают) Правильно, книга. Значит, чему будет посвящено наше занятие? (книге). Молодцы, ребята. Знаете, а ведь это не случайно. 2 апреля отмечается Международный день детской книги. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена ко Дню рождения самого великого сказочника всех времён Ганса Христиана Андерсена и отмечается с 1967 года. Давайте посчитаем, сколько лет этому празднику (Дети считают)
Детские книги — это целый мир! Все самое интересное и загадочное в мире детей – это из детских книжек. Но так было не всегда. Понятие детской книги появилось в конце 16 века, когда в России были изданы две книги. В них на понятном для детей языке объяснялось значение слов, которые могли бы им встретиться при чтении книг. Дело в том, что до этого те немногие дети, которые умели читать, читали те же книги, что и взрослые.
В 19 веке общественность признала, что детям нужны свои собственные книги, и с этого момента начался расцвет детской литературы. Детская литература очень нравилась и взрослым, так как отличалась живым языком, бурной фантазией и юмором. Для приобщения маленьких читателей к литературе и стали проводить международный праздник – День детской книги.
Ребята, представьте себе, как бы мы жили, если бы не было книг? (ответы детей: мы бы ничего не знали, наша жизнь была бы скучной)
Молодцы, правильно. А теперь давайте послушаем ваших товарищей, которые нам расскажут как бы жили мы без книг.
Стихи о книгах и чтении
Выходит первая группа чтецов.
Чтец 1:
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Чтец 2:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Чтец 3:
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ,
Протянул за книжкой руку —
А её на полке нет!
Чтец 4:
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Чтец 5:
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Чтец 6:
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!
Выходит вторая группа чтецов.
Чтец 1:
В каждом доме, в каждой хате —
В городах и на селе —
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Чтец 2:
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок —
Просит книжку показать.
Чтец 3:
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить —
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!
Чтец 4:
Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!
Чтец 5:
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
Чтец 6:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на планете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Загадки о книгах и чтении
Библиотекарь:
Спасибо, ребята. А теперь отгадайте загадки.
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
(Книга)
Озорные Человечки
Превращаются в словечки.
Образуют предложения –
Требуют уважения.
(Буквы)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета)
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка)
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы)
Задание «Собери пословицы»
- Реквизит: Карточки с пословицами и поговорками, разрезанный на две части и перемешанные — по одинаковому комплекту для каждой команды. В конвертах.
Библиотекарь:
Молодцы, ребята, умеете вы отгадывать загадки. А теперь следующее для вас задание: собери пословицы.
Дети поделены на 2 команды, на столах у каждой группы учащихся – разрезанные пословицы. Задача – собрать пословицы.
- 1. Грамоте учиться – всегда пригодится.
- 2. Кто много читает, тот много знает.
- 3. Книга поможет в труде, выручит в беде.
- 4. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
- 5. Хорошая книга – лучший друг.
- 6. Книга учит жить, книгой надо дорожить.
- 7. Одна книга тысячу людей учит.
- 8. Чтение — лучшее учение.
После выполнения задания дети зачитывают пословицы, которые у них получились. Выигрывает команда, которая справилась не только быстрее, но и без ошибок.
Если команда, которая справилась быстрее, допустила ошибки, то в назидание им приводится пословица «Поспешишь — людей насмешишь!»
Загадки о сказках
Библиотекарь:
Литературные произведения, которые вы проходите по школьной программе или читаете самостоятельно бывают разные. Кому-то нравятся повести или рассказы, кто-то с удовольствием читает и учит стихи, некоторые предпочитают познавательную литературу, но все без исключения дети обожают сказки. Вы согласны? (дети отвечают) Давайте узнаем, как хорошо вы знаете сказки и сказочных героев.
Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живет один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывет.
Кто его нам назовет?
(Незнайка.)
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром.
(Карлсон.)
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней.
(Мальвина.)
Испекла бабуля деду —
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал.
(Колобок.)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(Волк и козлята)
На окошке он студился,
Взял потом и укатился.
(Колобок)
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней?
Это что еще за сказка —
Просветите-ка меня!
(По-Щучьему велению)
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы.
Где искать, куда идти?
Кто ей ыстретился в пути?
(Гуси-лебеди)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется…
(«Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)
Зимним утром баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Но не знала крошка эта,
Что беда грозит ей летом.
(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
Девочка по лесу шла
И на домик набрела.
Видит, что хозяев нет.
На столе стоит обед.
Из трёх чашек похлебала,
В трёх постелях полежала.
(Маша из сказки «Три медведя»).
Буратино приютила,
И лечила, и учила,
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его ей наказать.
(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Строго приказала капризная принцесса
Принести зимой цветы из леса.
Кто же зимой смог собрать те цветы?
Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?
(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)
Конкурс. “Сказочно-волшебная обувь”
Библиотекарь:
Отлично! А мы идем дальше! А что нужно, чтобы идти было легко и удобно? (дети отвечают) Обувь! Конечно же обувь! Сейчас мы узнаем от вас, в какой обуви были герои наших сказок.
- 1. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что это за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка»)
- 2. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах»)
- 3. Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
(Дядя Степа) - 4. Какой герой вместо валенок умудрился натянуть себе на пятки перчатки? (Человек рассеянный)
- 5. Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку)
- 6. А сапожки не простые — В них застежки золотые. Кому подарили эти сапожки? (Мухе-Цокотухе)
Библиотекарь:
А какая еще запоминающаяся обувь есть в книгах? (Выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы) Ну что ю, вот мы с вами незаметно и дошли почти до конца нашего библиотечного урока.
Читайте, дети!
Библиотекарь:
Молодцы, ребята. Вы сегодня были активны, любознательны, справились со всеми заданиями. И в конце нашего мероприятия нам хотелось бы дать вам один совет.
Выходит группа чтецов.
Чтец 1:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
Чтец 2:
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Чтец 3:
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Чтец 4:
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Чтец 5:
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
Чтец 6:
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
Библиотекарь:
Спасибо за внимание, ребята! Надеюсь, вам понравился наш библиотечный урок.
Хотите ещё?
- 50 детских стихов про разные зимние забавы и игры
- Сказочные загадки: По сказкам Андерсена
- Загадки в стихах для детей: Новый год