Игры-викторины: В волшебной стране Читалии

Игры-викторины: В волшебной стране Читалии

  • 2 апреля — Международный день детской книги

3 сценария для проведения мероприятий и литературных игр к Международному дню детской книги и другим праздникам.

3. Литературная игра-викторина «В гостях у Книжной феи»

Для детей младшего школьного возраста.

Литературная игра-викторина "В гостях у Книжной феи"

Участники:

  • Ведущий  — в роли Библиотекаря.
  • Книжная фея — помощница ведущего.
  • Шапокляк
  • Храбрый Портняжка

Реквизит:

  • Распечатка сценария для ведущего.
  • Распечатка конкурсов заданий с ответами для жюри.
  • Аудиозаписи для оформления праздника.
  • Костюмы для ведущих и других персонажей.
  • Книги сказок для выставки.
  • Реквизит для конкурсов — по тексту (несложный).

Ведущий:
Привет, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о сказках, повеселиться, поиграть, блеснуть эрудицией, на время переместиться в сказочный мир, полный чудес и приключений. Как же мы попадем в Страну Сказок? В этом нам поможет Книжная фея.

Звучит негромкая нежная мелодия, сквозь которую слышен шум дождя и шелест страниц. Появляется Книжная фея.

Книжная фея:
Здравствуйте ребята! Давно мечтала с вами познакомиться, мои милые маленькие читатели! Я очень люблю наблюдать, как вы читаете, нетерпеливо переворачивая странички, как выбираете книжки в нашей библиотеке. Иногда я вам немножечко помогаю, хоть вы меня и не замечаете.

Ведущий:
То-то дети в миг расхватывают самые интересные книги! А я все гадал — как они отыскивают их на самых верхних полках и в укромных уголках, куда даже библиотечные мыши не забираются?

Книжная фея весело смеется в ответ и подмигивает ребятам.

Книжная фея:
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!

Ведущий:
А почему они волшебные?

Книжная фея:
Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои — Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший. Происходят всякие чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.

Книжная фея просит детей назвать, что еще происходит в сказках.

Беседа о сказках

Ведущий:
Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка не только с развлекательной целью, но и воспитательной. Сказка учит нас доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая — богатыри, добры молодцы, да красны девицы. Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший — хоть и злые герои, но все равно любимые.

Книжная фея:
Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Какие вы больше любите? (Дети отвечают) А знаете, что самое главное в сказках? В них добро всегда побеждает зло! Чтобы не происходило, как бы трудно не было героям — в сказке обязательно будет хороший конец. Можете даже не сомневаться!

Ведущий:
Верно. А если история закончилась не слишком хорошо, то это уже совсем другое произведение — легенда или миф, например. Словом, сказка — это волшебная история, убеждающая читателя в том, что лучше быть добрым и честным.

Книжная фея:
Вы замечали, что читая, слушая, просматривая сказки, вы испытываете чувство грусти или радости, сопереживаете героям, волнуетесь за них, а порой страстно желаете прийти на помощь? А иногда фантазируете — что бы вы сделали на месте сказочного персонажа, как бы поступили? Ну-ка признавайтесь, бывает такое? (Выслушивает ответы детей, комментирует). Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

Ведущий:
Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. На полочке ниже — сказки других народов (перечисляет то, что есть в ассортименте), ведь каждый народ издревле сочиняет свои сказки с уникальными героями. А в нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал определенный человек — автор. Например, вы все знаете «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» или «Сказку о рыбаке и рыбке» — это сказки А. С. Пушкина. Или «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» – сказку К.И.Чуковского.

Подготовка к викторине

Книжная фея:
А теперь настало время приступить к самой интересной части нашего праздника — игровой. Вас ждут увлекательные сказочные конкурсы, игры и викторины!

Ведущий:
Но для начала вам нужно разделиться на команды. Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.

Ведущие помогают детям разделиться на команды и выбрать название для команд. Затем ведущий представляет членов жюри.

Звучат фанфары.

Ведущий:
Итак, начнем!

1. Конкурс «Загадки Книжной феи»

Книжная фея:
Ну что, ребята, поиграем?
(Дети отвечают)
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!

1. В сказке — лошадь непростая:
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек,
Удивительный конек,
По прозванью…
(Горбунок)

2.Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…
(Колобок)

3.Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила.
Чай пила, жевала сдобу.
К сожаленью, у особы
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко…
Это это тетя…
(Кошка)

4. Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Гномов эти имена
Верно, помнит кто-то!
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы!
Называется она … .
(Белоснежка и семь гномов)

5. Мог он быть почти горою,
Мог — не больше лилипутов.
Имя этого героя
Мне скажи, не перепутав.
Почему «менял размер»
Знаменитый … ?
(Гулливер)

6. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…
(Крокодил)

7.Его хозяин — мальчик Робин,
Его приятель — Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок
(Винни-Пух)

8. Злая ведьма зло свершила
В птиц всех братьев превратила.
И сестрицу, как могла,
Очернила, прогнала
А сестрёнка в горе тяжком,
Ох, намаялась бедняжка.
Обратить смогла в людей,
Братьев диких … .
(Лебедей)

2. Конкурс «Галопом по сказкам»

Ведущий:
А теперь я задам вам несколько вопросов, но отвечать надо очень быстро! Готовы?

  • 1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  • 2. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
  • 3. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
  • 4. После, каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-сим)
  • 5. На какой птице летала Дюймовочка? (На Ласточке)
  • 6. Из какого инструмента сварил кашу солдат? (Из топора)
  • 7. Какая потеря сделана Золушку принцессой? (Хрустальную туфельку)
  • 8. Встреча, с какой рыбой очень сильно изменила жизнь Емели? (Со Щукой)
  • 9. Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
  • 10. Какие герои сказки кушали из кувшина и тарелки и оба остались голодными?(Лиса и журавль)

3. Конкурс «Сказочная одежда»

  • Реквизит: Иллюстрации сказочных героев (по тексту).

Книжная фея:
А у нас гость!

Ведущий:
И кто же это?

Книжная фея:
А вот угадайте!
Он одежду мирно шил,
Но отважно говорил:
«Силачом слыву недаром,
Семерых — одним ударом!»
(Храбрый Портняжка)

Под бодрую музыку появляется Храбрый Портняжка.

Храбрый Портняжка:
Здравствуйте ребята! Слышал я, вы о сказках много знаете. А помните ли вы, во что одеты герои сказок? (Дети отвечают). Хм, посмотрим, посмотрим… У меня тут подборка с Недели сказочной моды имеется(достает пачку иллюстраций), я вам буду задавать вопросы, а потом мы проверим, не ошиблись ли вы.

Храбрый Портняжка задает вопрос, выслушивает ответ, затем показывает всем иллюстрацию с соответствующим сказочным персонажем.

  • 1. Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
  • 2. Обычно ходит в красной или голубой шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, имеет густую длинную бороду? (Дед Мороз)
  • 3. Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
  • 4. Кто из сказочных персонажей предпочитает ходить исключительно в красных головных уборах? (Красная шапочка)
  • 5. Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
  • 6. Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. (Снежная королева.)
  • 7. Как зовут девочку, которая носит чулки разного цвета? (Пеппи-Длинный-чулок).
  • 8. Чей наряд больше всего напоминает лохмотья? (Баба-Яга)

Храбрый Портняжка:
Молодцы, разбираетесь в сказочной моде. А кто-нибудь из вас умеет шить? Нет? Я с удовольствием взял вас в ученики, когда подрастете.

Храбрый Портняжка прощается и уходит.

4. Конкурс «Поговорим о королях»

Ведущий (фее):
Как ты думаешь, наши ребята знают больше сказочных царей или королей?

Книжная фея:
Не знаю… А давай проверим!

Книжная фея раздает командам листки бумаги и ручки.

Книжная фея:
Ребята, перечислите на листочке имена всех сказочных царей, которых вспомните. Ниже перечислите всех королей. В еще ниже — имена других сказочных правителей. Только не перепутайте — не царевичей и королевичей, а именно царей и королей.

Ведущий:
Задание сложное, так что будьте внимательны. А потом мы сравним ваши списки, и узнаем, у какой команды память лучше.

  • Цари: Дадон, Салтан, Гвидон, Горох, Берендей, Кащей, Тритон, Нептун, Мидас и пр.
  • Короли: Дроздобород, Король-Олень, Симба, Топсед VII (Деспот) и пр.
  • Прочие: Халиф-Аист, Харун аль-Рашид,

На выполнение задания командам отводится определенное время. Затем они по очереди называют сказочных монархов, вычеркивая совпадения и ошибки. Побеждает команда, которая вспомнит больше имен.

5. Конкурс «Сказочный тест»

  • Реквизит: листы с распечатанным тестом и ручки — по комплекту на каждую команду.

Ведущий:
Поговорили о царях и королях, теперь давайте вспомним персонажей попроще.

Книжная фея:
Ты что такое говоришь?! Где это ты выдел в сказках простых персонажей? Каждый отличается какими-нибудь волшебными способностями и умениями, даже звери человеческим языком разговаривают. Правда, дети? Ну-ка назовите, чем отличаются разные сказочные герои от обычных людей и зверей. (Дети отвечают)

Ведущий:
Верно, верно, согласен! Я имел в виду, что мы от монарших особ перейдем сказочным героям рангом пониже. Пусть коканды заполнят сказочный тест.

Ведущий передает Фее два листка с распечатанными тестами. Фея заглядывает в листки, затем смеется согласно кивает.

Книжная фея:
Прямо сказочное ЕГЭ какое-то! (передает тесты командам).

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

  • а) Кольцо;
  • б) веретено;
  • в) ведерко;
  • г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

  • а) Курицу с цыплятами;
  • б) Мурку и Бобика;
  • в) Круть и Верть;
  • г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

  • а) Во дворце;
  • б) в лампе;
  • в) в бутылке;
  • г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

  • а) Котелок с бубенчиками;
  • б) флейта;
  • в) музыкальная шкатулка;
  • г) шарманка.

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

  • а) Тюльпан;
  • б) ромашку;
  • в) колокольчик;
  • г) аленький цветочек.

6. В кого превратилась Лягушка ночью?

  • а) В Василису Прекрасную;
  • б) в Варвару Красу;
  • в) в Елену Прекрасную;
  • г) в лебедя.

Команды заполняют тесты и передают жюри на проверку.

6. Конкурс «Загадки от Шапокляк»

Звучит песня Шапокляк из мультфильма.

Ведущий:
Кажется, у нас опять гости. Кто бы это мог быть? (Дети отвечают). Да, я тоже узнал эту вредную старушку. Интересно, что она нам приготовила? Вы ведь знаете, что Шапокляк любит делать разные пакости, так что будьте осторожны! Наверняка ее задание будет с подковырками.

Шапокляк:
Приветики, приветики! Веселитесь, значит, сказочки вспоминаете (подозрительно оглядывает детей). А про нас с Лариской не забыли? (Дети отвечают) У меня тоже для вас загадки найдутся. Попробуете их отгадать? (Дети отвечают) Только будьте повнимательней, непростые это загадки (ехидно хихикает).

Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали …
(не Буратино — Дуремар)

В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали пёсика …
(не Тотошка — Шарик)

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали …
(не Чебурашка – Колобок)

Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор …
(не Айболит – Карабас)

И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут …
(не Снегурочка – Дюймовочка)

С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка –актриса,
И зовут её …
(не Алиса – Мальвина)

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,
Этот грустный …
(не Пятачок – Ослик Иа)

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали …
(не Колобок — Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его …
(не Незнайка – Карлсон)

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут её …
(не Яга – Шапокляк)

Ведущий.
Молодцы! Отлично знаете вы сказочных героев!

Шапокляк:
Да, вас не проведешь! Ишь, умные какие! Пойду я, пожалуй…

Шапокляк раздосадованно машет рукой и уходит.

7. Конкурс-эстафета «Рисуем колобка»

Реквизит: Маркерная доска и маркеры, либо листы ватмана и фломастеры — комплект на каждую команду.

Ведущий:
Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки.

Книжная фея:
На сметане мешан,
На окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …
(колобок)

Ведущий:
Правильно, вы будете рисовать Колобка, причем — всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует круг, то есть собственно Колобка. Остальные по очереди добавляют по одной детали — один глаз, второй глаз, одну ручку, вторую, ножку, вторую ножку — не важно, в каком порядке. Последний участник рисует дорожку, по которой бежит Колобок (если в команде больше 8 участников, то можно добавить к рисунку другие детали — цветок, гриб, бабочку и пр.)

Листы для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по маркеру/фломастеру. Конкурс можно провести под быструю веселую музыку.

Книжная фея:
Ой, какие забавные Колобки у вас получились! Сейчас жюри нам скажет, чей Колобок красивее. Хотя, признаюсь, мне оба нравятся!

8. Викторина по сказкам А. С. Пушкина

Ведущий:
Мы поговорили о многих сказках, теперь давайте обратимся к сказочным историях великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Книжная фея:
Ах, это мои самые-самые любимые сказки! Читаешь их, и прямо живые картины встают перед глазами — Царевна-лебедь, золотая рыбка, Кот по золотой цепи бродит… Вот бы оказаться в Лукоморье, увидеть все своими глазами!

Ведущий (смеется):
Ты же фея, волшебница. Махнула волшебной палочкой — и сразу под дубом в Лукоморье оказалась.

Книжная фея (грустно):
Ну я же книжная фея… (разводит руками). Я должна быть тут, в библиотеке, — помогать ребятам выбирать интересные книжки, следить, чтобы книжные герои ссорились и не потерялись среди многочисленных историй… Ой!

Ведущий (с интересом):
Ну-ка, ну-ка, расскажи нам, как это они могут потеряться?

Книжная фея:
Я не должна этого говорить, это тайна. (глядит на ребят) Ну ладно, скажу. Только вы не проболтайтесь, ладно? Пусть это будет наш с вами секрет… (смотрит на детей, ожидая подтверждения).

Ведущий:
Мы никому не расскажем, правда ребята? (Дети подтверждают)

Книжная фея:
Когда наступает ночь и библиотека пустеет, в темноте можно услышать, как шелестят книжные страницы. Это герои разных книг выбираются наружу, чтобы поболтать друг с другом, обменяться новостями и впечатлениями о том, какие читатели им попадались, как обращались с книгой. Знаете, они даже иногда просят меня укрыть свою книжку от нерадивого читателя. Кому же хочется, чтобы его засыпали крошками, заливали чаем, калякали на страницах, пририсовывали усы и рожки, бросали где попало, загибали страницы, рвали и пачкали книгу.

Ведущий:
Я думаю, среди наших ребят таких нет, все они очень ответственные и аккуратные читатели.

Книжная фея:
Надеюсь. Очень не люблю прятать книги от нерях. Гораздо приятнее помогать ребятам в поисках самых захватывающих историй!

Ведущий:
Вот и хорошо. А теперь давай вернемся к Александру Сергеевичу — и узнаем, внимательно ли ребята читали его сказки.

  • За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
  • К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
  • Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
  • Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты, простофиля.)
  • Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
  • Какое было первое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)
  • Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
  • Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
  • Назовите место встречи Балды с попом. (Базар)
  • О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
  • Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
  • Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

Ведущий:
Какие вы все молодцы! Отлично проявили себя сегодня в наших викторинах — смело отвечали, весело играли. Видно, что вы много умные и начитанные. Наша библиотека всегда для вас открыта, а Книжная фея поможет вам найти те книги, которые вы пока еще не успели прочитать.

Подведение итогов

Книжная фея
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.

Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты.

Ведущий:
Всем большое спасибо. До новых встреч!

Литературная игра-викторина «В стране Читалии»

Для детей 7-9 лет.

Литературная игра-викторина «В стране Читалии»

Участники:

  • Школьники младших классов — 2 команды.
  • Жюри — по вашему выбору.
  • Ведущий педагог или библиотекарь.
  • Чтецы — подготовлены заранее.

Реквизит:

  • Распечатка сценария для ведущего и жюри.
  • Аудиозаписи для оформления мероприятия.
  • Детские книги для книжной выставки.
  • Эмблемы для команд —  по вашему выбору.
  • Призы для участников и победителей.
  • Письмо от книг — распечатка на большом листе. Копии этого письма для всех присутствующих детей на небольших листках.

Ведущий:
Здравствуйте, дети! Я вижу, как много сегодня на нашем празднике гостей, а значит, вы все любите читать, все – большие друзья книжки. Скажите, ребята, а каких детских писателей вы знаете? (Дети называют писателей) Молодцы! А как вы думаете, смогли бы люди прожить без книг? (Дети отвечают)

Выходят заранее подготовленные чтецы.

Чтец 1:
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать.

Чтец 2:
Не надо бабушку трясти:
-Прочти, пожалуйста, прочти!

Чтец 3:
Не надо умолять сестрицу:
-Ну, прочитай ещё страницу!

Все вместе:
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!

Ведущий:
Все вы любите сказки, правда же? Самым великим сказочником всех времен официально признан Ганс Христиан Андерсен. Кто помнит его сказки? (Дети называют сказки Андерсена). А знаете ли вы, что День детской книги отмечается в день рождения Андерсена — 2 апреля. И это не случайно! Такое решению принял Международный совет по детской книге.

Сегодня наш праздник посвящен детским книгам, от так и называется — «Праздник книги». Наверняка вы уже обратили внимание на нашу книжную выставку: многие представленные книги вы уже прочитали, а некоторые чудесные сказки, повести и рассказы с нетерпением ожидают вашего внимания. А сейчас настало время погрузиться в чарующий мир сказок и волшебных приключений, поиграть, проявить свои знания и умения, проверить память и внимательность. Итак, мы отправляемся с вами в Страну Читалию.

Звучит песня «Маленькая страна».

Ведущий:
Пока звучит музыка, вам нужно объединиться в 2 команды. Каждая команда получает свою эмблему. А пока представляю наше жюри.

Организаторы помогают детям разделиться, ведущий представляет жюри.

1. Конкурс «Загадки»

Ведущий читает загадки, команды, чередуясь, отвечают.

Ведущий (командам):
Ну как, готовы играть? Отлично! Чтобы немножко размяться и попрактиковаться, предлагаю начать наши соревнования с загадок. Команды будут отвечать по очереди, а жюри — считать правильные ответы и давать за каждый 1 балл. Если команда не отгадала, то у соперников появляется шанс, заработать 1 балл.

Они из сказки – ты их знаешь!
Если вспомнишь – отгадаешь,
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!

1.Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? …
(Три медведя)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто- то.
Кто, простившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна — лягушка)

3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это …
(доктор Айболит).

4. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино)

5. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка)

6. Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
(Баба-Яга)

7. Как умён он и хитёр,
Словно опытный актёр!
Обманул он людоеда,
А потом им пообедал!
(Кот в сапогах)

8. Пусть и маленький совсем,
но зато помог он всем.
Путь-дорогу замечал,
крошки-камешки бросал.
Сделать он не мог иначе —
этот добрый … .
(Мальчик с пальчик)

2. Конкурс «Магические числа»

Ведущий:
Все вы знаете, что некоторые числа в сказках имеют особое значение. Вам нужно назвать, в каких сказках используются числа 3 и 7.

Ведущий предлагает командам жребий, чтобы определить, какое число кому достанется.

  • 3: «Три медведя», «Три поросёнка», «Трое из Простоквашино» и т.д.
  • 7: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.

За каждую правильно названную сказку — 1 балл.

3. Конкурс «Птичий двор»

Ведущий:
А сейчас давайте вспомним, в каких сказках упоминаются домашние птицы? («Лисичка со скалочкой», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди» «Петушок — золотой гребешок» Кошкин дом»и т.д.) Наш следующий конкурс называется «Птичий двор».

Команды называют сказки по очереди, уточняют, что за птица там присутствует. Если команда не может назвать птицу — ход пропускается. Игра продолжается до тех пор, пока варианты сказок у обеих команд не закончатся.

За каждую правильно названную сказку — 1 балл.

4. Конкурс «Пантомима»

Ведущий:
Посмотрим, как развиты у вас фантазия и воображение. Каждой команде нужно изобразить отрывок из какой-нибудь сказки. Наш конкурс называется «Пантомима». А что это означает? (Дети отвечают). Правильно, показать сказку нужно без слов, но так, чтобы было все понятно.
Выберите сказку, какую захотите, назначьте актеров, и пусть они договорятся кто кого и как будет изображать. Можно даже немножко порепетировать. А для тех, кто в сценках не участвует, мы проведем следующий конкурс.

Команды совещаются, выбирают сказку и актеров. Затем оставшиеся члены команды выходят вперед, а участники сценок прячутся за их спинами и обсуждают будущую пантомиму. После завершения следующего конкурса актеры по очереди разыгрывают отрывки из сказок и получают от жюри от 2 до 5 баллов. Так же можно добавить дополнительные баллы за оригинальный выбор сказки, убедительную игру и т.п — на ваше усмотрение.

5. Конкурс «Сказочные цитаты»

Ведущий:
Давайте проверим, насколько внимательно вы читаете и помните прочитанное. Какая сказка скрывается за следующими цитатами:

  • 1. Ваша мама пришла, молока принесла. (Волк и семеро козлят)
  • 2. Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке. (Маша и медведь)
  • 3. Еду, еду в Африку в милые края! Африка, Африка, родина моя. (Доктор Айболит)
  • 4. Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час. Нос налево, хвост направо, это полька Карабас. (Золотой ключик)
  • 5.«Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка да где же его взять». (Дюймовочка.)
  • 6.«Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей.» (Кот в сапогах.)
  • 7.«Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку.» (Огниво.)
  • 8.«Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и выстрелили.» (Царевна-лягушка.)

1 балл за каждый правильный ответ.

6. Конкурс «Собери картинку»

Реквизит: крупные пазлы с небольшим количеством деталей, либо наклеенные на картон и разрезанные на части иллюстрации из сказок А.С.Пушкина.

Ведущий:
Любите собирать пазлы? Кто быстрее соберёт картинку и назовет сказку, тот получит за этот конкурс 3 балла.

Конкурс можно провести как командный, так и индивидуальный, вызвав по 1 человеку от каждой команды. Так же можно использовать большее число картинок и присуждать баллы в зависимости от скорости сборки (например, 4 картинки — по 2 на каждую команду. Самый быстрый — 4 балла, второй — 3 балла, третий — 2 балла, последний 1 балл).

7. Конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий:
А теперь вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию.

  • 1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Вини Пух)
  • 2. Мальчик. Родители – бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен. Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино).
  • 3. Пожилой мужчина. Профессия – столяр, выстругавший деревянного сына. Особые приметы: нос сизого цвета. (Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик»)
  • 4. Животное. Место обитания – Африка. Отличительная черта характера – любопытство. Особые приметы: после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо его нос стал очень длинны. (Слоненок из сказки Р.Киплинга)
  • 5. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Ярко выраженные педагогические наклонности. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
  • 6. Мальчик. Одет в горностаевую мантию. На голове золотая корона. Уверяет, что прилетел с другой планеты. Больше всего любит свою розу, считает её единственной в мире. (Маленький принц, Сент-Экзюпери)
  • 7. Человек. Сделан из железа. Профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце. (Железный дровосек, из « Волшебника изумрудного города)
  • 8. Пес. Место жительства – деревня Простоквашино. Происхождение – « из простых собак, не из породистых». Профессия – охотник. (Э.Успенский «Дядя Федор»)

8. Конкурс «Волшебный транспорт»

Ведущий:
Иногда в сказках героям нужно преодолеть немалое расстояние, скрыться от погони, куда-нибудь добраться. Давайте вспомним, в каких сказках есть свой транспорт каким еще способом могут перемешаться герои, в том числе и из одного мира в другой?

Команды по очереди называют разные способы передвижения и называют сказку, в которой это происходило.

  • Транспорт: ступа, ковёр-самолёт, карета, печка, летающие сани и пр.
  • Необычные средства передвижения: в бочке по морю, на спине Серого Волка, в корзине с пирожками, верхом на ядре, уцепившись за бороду Черномора и пр.
  • Передвижение между мирами: сквозь зеркало, кроличья нора, колодец и пр.

9. Конкурс «Исправь меня»

Ведущий:
Знаете, я целую неделю готовился в нашему празднику и прочитал просто тьму сказок! Сейчас я вам их перечислю сказочных героев — вот, даже на листочек записал по памяти. Только исправить меня, если вдруг ошибусь.

  1. Алеша Прокопович (Алеша Попович)
  2. Баба Пурга (Баба Яга)
  3. Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)
  4. Добрыня Николаевич (Добрыня Никитич)
  5. Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)
  6. Жар муха (Жар-птица)
  7. Зайчик-убегайчик (Зайчик-побегайчик)
  8. Змей Калиныч (Змей Горыныч)
  9. Иванушка-бодрячок (Иванушка-Дурачок)
  10. Илья Рязанец (Илья муромец)
  11. Кощей Бесстрашный (Кощей Бессмертный)
  12. Королевич Еремей (Королеыич Елисей)
  13. Кот Тельняшкин (Кот Матроскин)
  14. Крокодил Кеша (Крокодил Гена)
  15. Крошечка-Горошечка (Крошечка-Хаврошечка)
  16. Лисичка-клубничка (Лисичка-сестричка)
  17. Матушка Утиня (Матушка Гусыня)
  18. Мышка-толстушка (Мышка-норушка)
  19. Пес Гаврик (Пес Шарик)
  20. Сестрица Гулёнушка (Сестрица Аленушка)
  21. Смоляной стручок (Смоляной бычок)
  22. Соловей Раскольник (Соловей Разбойник)
  23. Старичок Моховичок (Старичок Лесовичок)
  24. Царевна индюшка (Царевна-Лягушка)
  25. Царь Фасоль (Царь Горох)
  26. Чудо-Блюдо (Чудо Юдо)

Ведущий говорит неверные названия сказок, а командам нужно исправить ошибки.

  Завершение мероприятия

Ведущий:
Ребята, все вы огромные молодцы! Вы отлично играли и отвечали на даже очень трудные вопросы! Но это ещё не всё. Мы получили посылку, в котором новые детские книжки для нашей библиотеки и письмо.
Давайте прочтем это письмо.

(Кто-нибудь из ребят громко читает письмо)

Чтец :
К«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ручкой, ни карандашом – это так некрасиво.
Если вы закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна. Помогите мне остаться чистой. А я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Читайте нас с удовольствием. Всегда ваши, книжки.

Ведущий:
Мы размножили это письмо, чтобы у каждого из вас всегда была памятка о том, как нужно обращаться с книгами. Вы можете взять себе копию. (Раздает детям листочки с текстом письма). А сейчас мы узнаем, какая команда была более активной и эрудированной.

Жюри подводит итоги, вручаются призы и награды.

Ведущий:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…

Чтец 1:
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…

Чтец 2:
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!

Библиотечный урок «Не прожить без книг!»

Внеклассное мероприятие для 1-3 класса

Библиотечный урок "Не прожить без книг!"

Участники:

  • Младшие школьники.
  • Библиотекарь — ведущий.
  • Чтецы — разбиты по группам м подготовлены заранее.

Начало мероприятия

Библиотекарь:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие — мы проводим библиотечный урок.
Отгадайте загадку и подумайте, чему будет посвящено наше мероприятие?

Не куст и не цветок,
Но дорог каждый лепесток.
Нет ни лап, нет ни рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга)

Лекция о детских книгах

Итак, что это? (Дети отвечают) Правильно, книга. Значит, чему будет посвящено наше занятие? (книге). Молодцы, ребята. Знаете, а ведь это не случайно. 2 апреля отмечается Международный день детской книги. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена ко Дню рождения самого великого сказочника всех времён Ганса Христиана Андерсена и отмечается с 1967 года. Давайте посчитаем, сколько лет этому празднику (Дети считают)

Детские книги — это целый мир! Все самое интересное и загадочное в мире детей – это из детских книжек. Но так было не всегда. Понятие детской книги появилось в конце 16 века, когда в России были изданы две книги. В них на понятном для детей языке объяснялось значение слов, которые могли бы им встретиться при чтении книг. Дело в том, что до этого те немногие дети, которые умели читать, читали те же книги, что и взрослые.

В 19 веке общественность признала, что детям нужны свои собственные книги, и с этого момента начался расцвет детской литературы. Детская литература очень нравилась и взрослым, так как отличалась живым языком, бурной фантазией и юмором. Для приобщения маленьких читателей к литературе и стали проводить международный праздник – День детской книги.

Ребята, представьте себе, как бы мы жили, если бы не было книг? (ответы детей: мы бы ничего не знали, наша жизнь была бы скучной)

Молодцы, правильно. А теперь давайте послушаем ваших товарищей, которые нам расскажут как бы жили мы без книг.

Стихи о книгах и чтении

Выходит первая группа чтецов.

Чтец 1:
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

Чтец 2:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Чтец 3:
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ,
Протянул за книжкой руку —
А её на полке нет!

Чтец 4:
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

Чтец 5:
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

Чтец 6:
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!

Выходит вторая группа чтецов.

Чтец 1:
В каждом доме, в каждой хате —
В городах и на селе —
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.

Чтец 2:
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок —
Просит книжку показать.

Чтец 3:
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить —
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!

Чтец 4:
Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!

Чтец 5:
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.

Чтец 6:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на планете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Загадки о книгах и чтении

Библиотекарь:
Спасибо, ребята. А теперь отгадайте загадки.

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
(Книга)

Озорные Человечки
Превращаются в словечки.
Образуют предложения –
Требуют уважения.
(Буквы)

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)

С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета)

Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)

Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
(Книга)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы)

Задание «Собери пословицы»

  • Реквизит: Карточки с пословицами и поговорками, разрезанный на две части и перемешанные — по одинаковому комплекту для каждой команды. В конвертах.

Библиотекарь:
Молодцы, ребята, умеете вы отгадывать загадки. А теперь следующее для вас задание: собери пословицы.

Дети поделены на 2 команды, на столах у каждой группы учащихся – разрезанные пословицы. Задача – собрать пословицы.

  • 1. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • 2. Кто много читает, тот много знает.
  • 3. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • 4. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
  • 5. Хорошая книга – лучший друг.
  • 6. Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • 7. Одна книга тысячу людей учит.
  • 8. Чтение — лучшее учение.

После выполнения задания дети зачитывают пословицы, которые у них получились. Выигрывает команда, которая справилась не только быстрее, но и без ошибок.

Если команда, которая справилась быстрее, допустила ошибки, то в назидание им приводится пословица «Поспешишь — людей насмешишь!»

Загадки о сказках

Библиотекарь:
Литературные произведения, которые вы проходите по школьной программе или читаете самостоятельно бывают разные. Кому-то нравятся повести или рассказы, кто-то с удовольствием читает и учит стихи, некоторые предпочитают познавательную литературу, но все без исключения дети обожают сказки. Вы согласны? (дети отвечают) Давайте узнаем, как хорошо вы знаете сказки и сказочных героев.

Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живет один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывет.
Кто его нам назовет?
(Незнайка.)

Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром.
(Карлсон.)

Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней.
(Мальвина.)

Испекла бабуля деду —
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал.
(Колобок.)

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(Волк и козлята)

На окошке он студился,
Взял потом и укатился.
(Колобок)

Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней?
Это что еще за сказка —
Просветите-ка меня!
(По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы.
Где искать, куда идти?
Кто ей ыстретился в пути?
(Гуси-лебеди)

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется…
(«Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

Зимним утром баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Но не знала крошка эта,
Что беда грозит ей летом.
(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Девочка по лесу шла
И на домик набрела.
Видит, что хозяев нет.
На столе стоит обед.
Из трёх чашек похлебала,
В трёх постелях полежала.
(Маша из сказки «Три медведя»).

Буратино приютила,
И лечила, и учила,
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его ей наказать.
(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Строго приказала капризная принцесса
Принести зимой цветы из леса.
Кто же зимой смог собрать те цветы?
Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?
(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

Конкурс. “Сказочно-волшебная обувь”

Библиотекарь:
Отлично! А мы идем дальше! А что нужно, чтобы идти было легко и удобно? (дети отвечают) Обувь! Конечно же обувь! Сейчас мы узнаем от вас, в какой обуви были герои наших сказок.

  • 1. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что это за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка»)
  • 2. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах»)
  • 3. Лихо мерили шаги
    Две огромные ноги.
    Сорок пятого размера
    Покупал он сапоги.
    (Дядя Степа)
  • 4. Какой герой вместо валенок умудрился натянуть себе на пятки перчатки? (Человек рассеянный)
  • 5. Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку)
  • 6. А сапожки не простые — В них застежки золотые. Кому подарили эти сапожки? (Мухе-Цокотухе)

Библиотекарь:
А какая еще запоминающаяся обувь есть в книгах? (Выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы) Ну что ю, вот мы с вами незаметно и дошли почти до конца нашего библиотечного урока.

Читайте, дети!

Библиотекарь:
Молодцы, ребята. Вы сегодня были активны, любознательны, справились со всеми заданиями. И в конце нашего мероприятия нам хотелось бы дать вам один совет.

Выходит группа чтецов.

Чтец 1:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!

Чтец 2:
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –

Чтец 3:
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!

Чтец 4:
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся

Чтец 5:
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!

Чтец 6:
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

Библиотекарь:
Спасибо за внимание, ребята! Надеюсь, вам понравился наш библиотечный урок.

Игры-викторины

Хотите ещё?

Обсуждение закрыто.