Вт. Апр 23rd, 2024
Тициан Вечеллио — Итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
К картине Тициана Аллегория времени

Белый Филин

Благоразумие — здесь основная Добродетель.

Пред нами распростерт океан безбрежный — Время.
От нас зависит, что мы обретем,
Когда о Прошлом помня и распоряжаясь Настоящим,
Мы в Будущее все войдем…

Тициан. Даная
Борис Межиборский
Золотым дождём пробрался,
Грозный громовержец, Зевс,
Браком тайным сочетался,
Был ночной, хороший секс.
Этой темой, живописец,
Наслаждаться не устал,
И божественною кистью,
Он Данаю рисовал.
Красота всегда прекрасна
Есть в ней смысл и есть в ней толк,
Эта связь всегда опасна,
Потому, что в ней был бог.
Есть хорошие советы,
Избегайте вы дождя,
Пусть он в золото одет был,

Верить всем дождям нельзя.

Венера перед зеркалом

Валерий Платонов
Лучезарная, как солнце, дева
В затемнённой комнате сидит,
Где её божественное тело
Прикрывает меховой прикид.Соболиный мех крутые бёдра
Обвивает, словно страстный взгляд,
И ласкает лоно, куда бодро
Золотые петельки спешат.

Связана цепочкой золотою
Нежная душа с мужским огнём.
Любоваться в зеркало собою
Помогает юный купидон.

И лицо, и тело в дивном цвете,
Губы хороши, как дикий мёд,
И вот-вот, забыв про всё на свете,
К суженной возлюбленный придёт.

Хочется мне думать, что картину
Тициан писал,
и думал так:
Мол, любая женщина в богиню
Превратится
если счастлив брак.

Динарий кесаря

Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Тициана
Христа спросили как-то фарисеи:
«Скажи, учитель, надо ли платить
Налог властям или, деньгами сея,
Их на служенье Богу обратить?».
Христос ответил: «Гляньте на монету.
В ней отчеканен кесарь-государь.
Воздайте же ему монету эту,
А Богу — богово кладите на алтарь».
Суть притчи в том, что мы, идя по жизни,
Должны желать и получать лишь то,
Что нам дает судьба и сам Всевышний…
Или короче: каждому — своё.
Зевс и Даная
Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Тициана
Твой отец, испугавшись,
Что погибнет от внука,
Заключил тебя в башню
На безделье и скуку.
Со служанкою старой
Ты в той башне страдала,
Афродиты нектара
Никогда б не узнала,
Если б Зевс не увидел
Красоты твоей чистой,
Не проник к тебе в виде
Словно дождь золотистый.
Он вошел к тебе властно,
От любви пламенея.
И, как плод этой страсти,
Родила ты Персея.
Покаяние
Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Тициана
— Кем я была? Распутницей, блудницей,
Вакханкою и жрицею любви,
Людских страстей и похоти царицей.
Теперь же, Боже, шлю к тебе мольбы.
Прости, Господь, мои все прегрешенья,
Прости мне жизнь беспутную мою!
Лишь у тебя прошу я милосердья
И с покаяньем искренним молю.
Я удалилась от людских соблазнов,
От городов с их скопищем грехов,
От суеты мирской и жизни праздной
В пустыню, чтоб найти душе покой.
И здесь, в лишеньях, с жарким покаяньем
К тебе, Господь мой, взоры обратить,
Постом, молитвой, всяческим страданьем
Твое прощенье честно заслужить.
Роксолана
Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Тициана
С набегом крымцев в плен она попала,
В числе рабынь в Стамбул отвезена.
Там во дворце султана Сулеймана
В его гарем была помещена.
Султан, увидев гордую славянку,
Пленился нежной юной красотой
И сделал он красавицу-смуглянку
Из всех наложниц первою женой.
Она, попав в гарем, не захотела
Рабыней кроткой коротать свой век,
Взялась науки постигать умело,
Стремленьем к знаньям изумляя всех.
В исламе приняв имя Роксолана,
Она детей султану родила
И постепенно средь османов стала
Могущественной женщиной она.
Подобной власти женщины, наверно,
Еще не видел мусульманский мир,
Но и такой бесчеловечной, верно,
Не знала раньше вся земная ширь.
С султаном вместе правя государством,
Она сметала всех, кто на пути
Вставал у ней. Интригою, коварством
Держала в страхе замок Топ-Капы*.
Весь путь ее был трупами увенчан,
Таких злодейств не помнят времена.
Как самая жестокая из женщин
Прославилась в истории она.
Но если же вглядеться беспристрастно,
То только так прожить мог человек,
Найти себя, достигнуть высшей власти
В тот легендарный и жестокий век.
 
*Топ-Капы (Золотые Ворота) — стамбульский дворец, резиденция турецких султанов
Святой Себастьян
Валерий Штормовой
 
Этюд на картину Тициана
Тебя за веру палачи схватили
И, ко столбу веревкой привязав,
Десятки стрел со всех сторон пустили,
Обрушив страшный смертоносный шквал.
Летели стрелы, тело все пронзая,
Впивались острым жалом глубоко,
Но ты стоял, к Всевышнему взывая,
И в мыслях был отсюда далеко.
Струится кровь, в глазах и боль, и мука,
Но знаешь ты: отмщение грядет,
И высший суд — и Бог тому порука —
Уж непременно недругов найдет.
Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина
Владимир Гусев Тульский
 
/1565 год./
Во всех деталях — драматизм картины.
О, как же чудно Тициан писал!
От слёз глаза распухли Магдалины,
Взгляд обращён с мольбою к Небесам.
А руки, словно сломанные крылья,
Боль выносить уж не по силам ей.
Мария прилагает все усилья,
Чтоб сердце удержать в груди своей.
О прошлом её сведений немного,
Лишь только то, где в юности жила.
Не знаем, как уверовала в БОГА
И как потом за Господом пошла.
Ей редкие посвящены страницы,
Считают, что о ней идёт рассказ,
Там, где Господь несчастную блудницу
От ярости толпы однажды спас.
Произошло преображенья чудо,
Как будто бы очнулась вдруг от сна,
Молитвою очистилась от блуда,
Но… Магдалина вовсе не она!
И в Библии нигде не говорится,
Где вспоминают путь её земной.
О том, что Магдалина и блудница
Соединились в женщине одной.
Перечитайте лучше те страницы,
Но я могу заверить наперёд:
Где есть повествованье о блуднице,
Там речь о Магдалине не идёт.
Но верит в это западная школа,
Посеяв ложных слухов семена,
Рисуют Магдалину полуголой, —
Мол, посмотрите, кем была она!
И это не доказано веками.
А смысл какой? Безгрешная рука
Лишь может бросить в грешницу свой камень,
Но не нашлось такой руки пока.
Важнее пересудов тех, наверно,
И представляет главный интерес,
Что Магдалина возвестила первой:
«Господь воскрес! Воистину воскрес!»
Душою всею Господа любила,
Сама была у Господа в чести.
Она любила, и дано ей было

Благую весть всем людям принести!

Нельзя душой к святому приобщиться,
Когда она во мрак погружена,
И Вечности нетленная частица,
Покаявшимся душам лишь дана.
И, как Мария Магдалина, сами
За Господом пойдём мы по пятам,
Когда омоем душу мы слезами
От всех грехов, что накопились там!
Опять стою я около картины,
Прикованный раздумьями к холсту:
Быть может, вовсе там не Магдалина,
А кается душа моя Христу?
Тициан. Святой Себастьян
Владимир Морозов 5
Мы будем жить, пусть пусто и нелепо,
но всё же жить, а он исчезнет в тьму.
Но мы живём, как грязь,
а он умрёт, как небо.
И мы, дрожащие, завидуем ему.
В. Тициан Девушка с блюдом фруктов

Елена Ярина
В.Тициан « Девушка с блюдом фруктов» Около 1555 г.
Девушка с блюдом — портрет Тициана,
Изображенная на полотне,
Так неожиданно, так несказанно
Взгляд устремила — дороже вдвойне.
Словно бы нас разглядеть она хочет,
Кто на нее так изволил смотреть…
Жемчуг и платье, и образ так точен,
И поворот головы — не робеть.
С блюдом серебряным Флора* и только,
Фрукты, цветы — это пиршество дней.
Дочь Тициана — Лавиния — сольно —
Нас изумляет улыбкой своей,
Гибкостью тела, и крепким здоровьем.
Юность и молодость так хороши!
Нежность румянца. Создатель с любовью
Пишет портрет по веленью души!
Светлые волосы. Фон золотистый.
Дочь живописца застыла в веках.
Кисть так умела в руках портретиста.
Пурпур портьеры и горный пейзаж.
Девушка с блюдом — портрет Тициана.
Младшая доченька. Как хороша!
И сотню раз повторю неустанно:
Чудный портрет и какая душа!
Флора*- богиня цветов расцвета весны и полевых цветов.
Тициан Крещение Христа 1512 год
Елена Ярина
Как гениальное все просто.
Сюжет картины нам знаком.
Порой все ощущаем остро…
Как будто бы стоим рядком.
И льются воды Иордана.
Зовут и нас туда шагнуть.
Как знать? Нам поздно или рано?
В святую землю заглянуть?
И как художник в одночасье
Запечатлел сей славный миг,
И сам Креститель был причастен,
Сумел Иисуса окрестить.
И много лет все созерцают
На это таинство — обряд
И в изумление восклицают,
И видят как Спаситель рад!
И видят, как исходит с неба
И Дух Святой и Благодать!
Сюжет знакомый! Быль иль небыль?

Но сердцем хочется обнять!

В. Тициан Портрет дворянина ок. 1540-1545 г
Елена Ярина
Будучи блестящим портретистом
Тициан смог живо передать
Образ дворянина — ярко, быстро —
И лицо, и позу воссоздать.
Жанр портретный. Это Ипполито
Риминальди — светский человек.
Грустный взгляд… Богатый, знаменитый…
Гуманизм. Эпохи новой век.
В позе горделивой нет геройства.
Как глаза о многом говорят.
В умном взгляде столько беспокойства,
В настроенье чувствуем разлад.
А душа его, быть может, стонет
От смятений и от прочих бед.
Он стоит один на темном фоне
И к тому же в черное одет.
Он — сторонник правды, дай Бог счастья —
Перепутье всех коллизий, вех,
И, конечно, с властью разногласье.
…Тициан запечатлел навек.
Да, судьба признаться нелегка.
В умном взгляде — жизненная драма.
И взирает он через века.
Взгляд его на нас направлен прямо.
Еще не раз сыграл бы нам,

И наше сердце растревожил…

Tициан. Автопортрет. Около 1567


Иван Есаулков
Возраста художник не скрывает,
Но годам сдаваться не желает.
Предстаёт глубоким стариком,
Но совсем не думает о том,Что уход его не за горами.
На автопортрете перед нами
Величавым мудрецом сидит
И куда-то мимо нас глядит.

Исчертили всё лицо морщины
У довольно старого мужчины,
Но внимателен и собран взгляд.
Многое глаза нам говорят.

Тициан не радостен, не грустен.
Думает, наверно, об искусстве.
Волосы под шапкой, борода
Очень аккуратна, как всегда.

Видим мы в портрете отрешённость
От всего и в мысли углублённость.
Предстаёт художник мудрецом
Перед близким жизненным концом.

Тициан. Аллегория брака. 1532


Иван Есаулков
В земной одежде видим мы Венеру,
А рядом с нею – Марс, её супруг.
Возможно, что Любовь, Надежду, Веру
Нам представляет персонажей круг.Амур в картине олицетворяет
Любовь – повсюду маленький пострел,
Где есть любовь и верность, поспевает,
И на плече пучок он держит стрел.

А Вера держится с Амуром рядом,
Вся — ожиданье, верность и порыв,
Глядит на всех проникновенным взглядом,
К груди с волненьем руку приложив.

Корзина с розами — в руках Надежды…
От этой группы слева нам видны
Любви богиня, но в земной одежде,
В доспехах Марс, суровый бог войны.

В Венере угадать совсем несложно
Черты Чечилии, художника жены.
А в Марсе Тициан себя, возможно,
Изобразил — черты его видны!..

Тициан. Венера и Адонис. Около 1553


Иван Есаулков
Венера Адониса предупреждала:
Не надо сейчас на охоту ходить!
И словом, и делом его убеждала
Остаться, с любимою вместе побыть.Хотя приняла для спасения меры,
Но, видимо, вышел его жизни срок —
И он, несмотря на все просьбы Венеры,
От страсти своей отказаться не смог.

Богиня любви умоляла напрасно,
Ласкаясь, к его припадая груди:
«Адонис! Любимый! Сегодня опасно
Идти на охоту — и ты не ходи!

Ах, если тебя удержать помогла бы
Любовь к тебе, милый, моя красота!»
В ответ лишь улыбкой Адониса слабой
Прекрасные чуть искривились уста:

«Ничто моей гибели не предвещает!
Взгляни, как под деревом, сном разморён,
Повесив свой лук и колчан, отдыхает
Спокойно защитник любви Купидон.

Скажу я, Венера, что не в твоей власти
Меня задержать здесь хотя бы на час.
С охоты вернусь — и дадим волю страсти,
И целую ночь не сомкнём даже глаз!»

Он ей на прощанье опять улыбнулся,
Ушёл торопливо, и смолкли шаги…
С охоты Адонис тогда не вернулся —
От дикого вепря клыков он погиб…

Тициан. Венера перед зеркалом. 1554-1555


Иван Есаулков
В картине живописец воспевает
Очарованье женской красоты.
Прекрасная Венера обещает,
Что сбудутся все смелые мечты,И олицетворяет все соблазны
Своею красотой, вполне земной,
Чарует нас и даже будто дразнит,
Слегка прикрыв грудь левою рукой.

И в зеркало, что держит в ручках путто*,
Красавица внимательно глядит.
Ещё один малыш серьёзен будто —
Венок им для богини нашей свит.

Одно могу сказать сейчас я точно:
Хотя её кокетливость — в крови,
Но всё-таки Венера не порочна,
Богиня Побеждающей Любви!

* Путто — маленький мальчик (лат).

 

Тициан. Даная. 1553-1554

Иван Есаулков

Мифологический сюжет,
И героиня нам известна —
Даная в цвете юных лет
Так чувственна и так прелестна.Писал художник с теплотой:
В картине – женщина земная!
Пленяет яркой красотой
Нас обнажённая Даная.

Прекрасна, чувственна она,
Полна желания и страсти
И в громовержца влюблена,
А потому дождётся счастья.

С ней ложе разделить готов,
Зевс виден в облаков просвете.
И на неё, и на альков
С небес посыпались монеты.

За этим с жадностью следя
И радуясь такому фарту,
Под брызги жёлтого дождя
Служанка подставляет фартук.

И безо всякой суеты
Ждёт Зевса наша героиня,
Вместив столь неги, красоты,
Как олимпийская богиня!..

Тициан. Девушка с блюдом фруктов. Около 1555

Иван Есаулков
Держит блюдо с фруктами
Девушка одна.
Словно Флора* щедрая
Изображена.Тициан Лавинии**
Написал портрет.
Фоном горы выбраны
И закатный свет.

Гордо блюдо поднято
По-над головой.
Повернулась девушка
К зрителям спиной,

Но бросает искоса
Героиня взор,
Видно, хочется начать
С нами разговор.

Белокура девушка,
Юна и чиста —
И пленяет зрителей
Эта красота!

* Флора — древнеримская богиня цветов, расцвета, весны и полевых плодов.
** Лавиния — младшая дочь Тициана.


Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е


Иван Есаулков
Она сидит, охваченная горем,
В печали неутешной и тоске,
Со скорбью человеческой во взоре.
Слеза сползает по её щеке.Жива и убедительна картина,
В которой поражает красотой
Всех зрителей Мария Магдалина.
Скала, как символ Веры, за спиной.

Про бренность жизни говорит нам череп.
Своих грехов она не повторит
И будет твёрдой в христианской Вере —
Нам Библия об этом говорит.

Прекрасная, здоровая фигура…
Переживает сильно, горячо
И поражает нас своей натурой…
А волосы спадают на плечо.

Одна рука к груди её прижата,
И этим жестом говорит она,
Что кается, при этом верит свято:
Она и прощена, и спасена!

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514


Иван Есаулков
Обе девы грациозны и изящны,
Вместе с тем, они реальны, настоящи.
Та, что с правой стороны сидит, — нагая,
Очень пышно разодетая — другая.И в руке у той, что справа перед нами,
Светится сосуд — любви играет пламя*.
А в сосуде разодетой так богато —
Драгоценные камения и злато.

Обнажённая — небесная богиня,
А одетая — земная героиня.
Вечную любовь богиня воплощает,
Радости любви земная обещает.

На Земной Любви — венок, перчатки, пояс…
На пейзаже — романтическая повесть:
Рыцарь к замку, на холме стоящем, мчится;
Ожидает в замке рыцаря девица.

У пейзажа справа поспокойней ноты —
Колокольня, горы, озеро, охота…
Между героинями вполне законно
Видеть нам Амура (или Купидона)!..

 

* В картине Тициана много символики. Богиня держит сосуд с огнём, символизирующим божественную любовь и вечное небесное счастье. Она обнажена, что означает чистоту и невинность. На голове земной женщины — венок из вечнозелёного мирта — символа вечной любви и супружеской верности. Перчатки — символ чести и чистого сердца. Пояс на платье — символ нравственной чистоты и девственности, а также символ сексуальной привлекательности. Красная и белая ткани на руках — символы чувственной страсти и невинности. Скачущий к замку всадник символизирует, что честь и достоинство женщина оберегает как неприступный замок, который штурмует мужчина. Изображённые кролики — символы похоти и плодовитости. Купидон возбуждает в женщине и мужчине любовную страсть.

Тициан. Портрет юноши с разорванной перчаткой


Иван Есаулков
Главное в холсте — совсем не сходство,
А достоинство и благородство,
И внимание обращено
На всё это и воплощеноТицианом с очевидным блеском!
Наблюдает зритель с интересом
За мужчиной молодым, а он
В собственные думы погружён.

Юноша мечтателен, прекрасен;
Взгляд очей, живых, блестящих, ясен;
Чувствуется ум его и пыл;
Про перчатки, что в руках, забыл…

Он для нас останется загадкой —
«Юноша с разорванной перчаткой»:
Проживая в лицемерный век,
Он — счастливый, гордый человек!..

Даная. Тициан

Людмила Фершукова
Сюжет просто миф: на картине нагая
Прекрасная дева лежит, отдыхая.
Несильно, наверно, устала, а все ж.
А что же там сзади? А видите, дождь.
Но нет, не простой — золотые монеты
Как будто бы падают с неба, но это
Сам Зевс — соблазнитель всех юных прелестниц.
Не нужно ему ни верёвок, ни лестниц,
Ведь Он, повелитель богов, вездесущ,
Красавец-мужчина, хитер и могуч.
И вот обернулся дождем в этот раз.
От скуки он бедную девушку спас.
Служанка купилась легко, и Даная
Влюбленная, взглядом его призывает.Надежно отец свою дочку упрятал,
Затем, чтоб Данаю никто не сосватал.
Оракул из лучших античных традиций
Конец предсказал от удара убийцы.
А в качестве оного — внучек царя.
Дочурку он, видимо, запер не зря.
Но где ж человеку с богами тягаться?
Судьбу не обманешь, не стоит пытаться.

Однажды услышал царь детские крики.
Откуда ребёнок? О Зевс многоликий!
Служанку к ответу, а внука и дочку,
Не думая долго, засунули в бочку
И в море пустили в «свободный полет».
Царь думал, что он-то теперь не умрет!

Но выжили все-таки мать и дитя,
Так боги велели, иначе нельзя.
Даная хорошею матерью стала,
Прекрасного сына она воспитала.
Красивый, удачливый, храбрый Персей,
Он гордостью стал древней Греции всей.
Но это сюжет для картины другой,
А царь поплатился за зло головой.

На состязаниях, проводимых в Аргосе, где Персей стал царем, он, запустив диск, случайно попал в голову своему деду. Так сбылось предсказание.
В Эрмитаже две Данаи: Тициана и Рембрандта. Тициановская, мне кажется, ближе к теме и моложе.

Аллегория Времени. Вечеллио Тициано

Марина Барщевская
Всё чаще старость мне бормочет,
Что к прошлому возврата нет…
Душа смиряться с тем не хочет,
По -прежнему ей 20 лет!
Сие, увы, не ново. Каждый
Суровый приговор времён
Внутри и вне себя однажды
Принять покорно осуждён.
Картина Тициана Даная
 
Надежда Никищенкова
До чего ж она красива!
До чего ж она мила!
В её теле мощь и сила!
Этим Зевса увлекла
Златокудрая блондинка…
Рок грядущий её ждёт!
Живописную картинку
Золотистый дождь зальёт…
Ангел вздрогнул чернокрылый,
Весть Данаю так томит…
Её взгляд почти унылый
Ни о чём не говорит…
Вся в томлении, в заботе.
Вся в неистовой борьбе.
Вечность быть на эшафоте
Уж записано в судьбе…
Обнажённым её тело
Видят люди сотни лет…
На полотнах то и дело
Изучал искусствовед
Эти формы и изгибы,
Яркой страстности порыв.
Не рисуют деве нимбы,
Страсть её для всех раскрыв…
Её нежность в мягкой ткани
Для языческих богов.
И с природою слиянье
В гроте Тициан готов
Отразить на полотне,
Где светло ещё окошко…
Но в медовой пелене
Ощутишь ты дёгтя ложку…
Просто так прожить красивой
Очень сложно и смешно…
«Средь людей не быть счастливой!!!» —
Это уж предрешено…
В теле крик очарованья,
Оно с трепетом зовёт…
Вновь мужчина с обожаньем
Пред картиною замрёт…
Тициану
Наталья Солошенко
Великий гений Ренессанса,
Граф, рыцарь «шпоры золотой»,
Кумир для всех венецианцев

Палитрой, кистью и душой.

Воссоздал герцега Гонзага,
«Семейство Вендрамин»,
Писал понтифика, Филиппа
И Карла Пятого за ним.
Его портреты так реальны
И восхищают вновь и вновь,
За то воздали ему лавры,
Ну а правители-«любовь».
Шедеврам:»Битва при Кадоре»,
«Динарий кесаря»,»Автопортрет»
И «Вознесение Богоматери»,
«Бегство в Египет»-равных нет.
В расцвете творчества талантом
Его никто не превзошёл:
«Венера перед зеркалом»,»Даная»-
Художник сходство в них нашёл.
Венцы творений, творчества заката:
«Распятие»,»Несение креста».
За славу и признание расплата:

«Святой Себастьян» и «Пьета».

Даная. Тициан Вечеллио


Яков Соловейчик
Эротика не чужда и великим,
Смотря какой последует заказ.
Понтифику нужны святые лики,
А прочим — усладить блудливый глаз.Фарнезе* заказал себе на стену
Прекрасную Данаю в полный рост.
Художник, вдохновившись этой темой,
К мольберту и к натурщице прирос.

Натурщица — прелестная путана,
В богемных популярная кругах,
Пленила молодого Тициана,
Не девственным румянцем на щеках.

Не Зевс златым дождем пролился ночью
На лоно юной дочери царя…
Художник, кардинал, и много прочих,
Красавицу за все благодарят.

А впрочем, чем она их всех прельстила,
Без разницы. (Завидуй и гадай).
Судьба для нас в музеях сохранила
Пять копий тициановых «Данай». **

«Даная», Тициан Вечеллио, 1544, холст, масло, 129,8х181,2 см. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
* Кардинал Алессандро Фарнезе — один из богатейших людей Италии, был первым заказчиком картины. По слухам, натурщицей кардинал предложил Тициану свою любовницу, известную куртизанку по прозвищу «Ангел».
Коллекция кардинала Фарнезе послужила основой для живописного фонда музея Каподимонте.
** Известны пять авторских копий картины Тициана «Даная».