Маковский К. Е. (1839-1915)

Маковский К. Е. (1839-1915)

Маковский Константин Егорович — Русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.
Картины — Боярский свадебный пир в XVII веке, Дети, бегущие от грозы, Девушка в кокошнике и жемчужном ожерелье, Автопортрет, Святочное гадание, Боярышня, Египетский воин.
К картине К. Маковского Боярышня 
Белый Филин 
Синее озеро, небо бездонное,
Светлая заводь глубокой воды,
Очи рассветом Любви озарённые,
Свет, излучаемый из Тишины.
Ветер в лесу, зелёное марево,
Ранняя зорька над волей полей,
Росы жемчужные, солнца сияние,
Мягкая нежность тёплых лучей.
Горы уральские, непроходимые,
Мшистые тропы средь древней тайги,
И самоцветы от глаз наших скрытые
В сказочных недрах русской земли.
Ни изумрудов не нужно, ни золота,
Жемчуг и кружево тают во тьме,
Мир лишь сияньем очей этих полнится,
Светом, сокрытым в их глубине.
И от чего мне такие видения?!
Матушка-Русь предо мной разлита,
В нежном лице чистоты воплощение,
Истинный Свет и Красота.
Смотрит сквозь время, сквозь расстояния,
Девушка русская с русой косой,
Взгляд её словно потомкам послание,
Чтоб не забыли мы — Род наш живой!
К картине Маковского Зеленоглазая красавица 
Белый Филин 
Тихой заводью манят ее изумрудные очи,
И румянец, подобный рассвету, цветет на щеках,
Губы, словно, росой освеженные розы,
Кожа свежестью дышит, как бутон в лепестках.
Белоснежное кружево лишь оттеняет,
Красоту неземную волшебных очей,
Где же Дева такая живет-обитает?!
Так похожа она на Царевну лесов и полей.
И ее украшения лишь дополняют,
Заставляют сиять все сильней и сильней,
Красоту русской девушки, что восхищает,
Освещает нас светом бездонных очей………..
К картине К. Е. Маковского Русалки 
Белый Филин 
Качает ветер чаши лилий,
Стекает лунный свет в затон,
И облака едва прикрыли
Свод неба белым серебром.
Теней таинственный узор
Скользит по берегу и речке,
И тьма раскинула шатёр,
Чтоб скрыть от взглядов этот вечер.
Они спускались в мир в луче,
Полу-прозрачные виденья,
В своей открытой наготе,
В тревожно-трепетном веселье.
И в теле бледном перламутр
Мерцал прохладно-тихим блеском,
И воды их к себе зовут,
И слышны вздохи, смех и всплески.
Потусторонним наважденьем
Тела охватывал туман,
Голубоватое свеченье
Скрывало под собой обман.
Все бездыхАнны! БездыхАнны!
И холоднЫ у дев уста,
Сияет прелестью обманной
Тел белоснежных красота.
Невесты, девушки и жёны,
Все в лунном свете хороши,
Под призрачностью обнаженной
Скрыт след истерзанной Души.
И боль — опустошенья остров,
Они прикованы к воде,
Из плена вырваться непросто,
Страданья тянут их к Земле…
Нет, не с небес они явились,
Не из сиянья Высших сфер,
И темнотой они укрылись,
Чтоб Божий Свет их не задел.
Не нам судить, не нам бояться,
Кто с Богом в Сердце, тот поймёт,
И девы эти растворятся,
Как только Солнце Свет прольет!
К картине К. Е. Маковского Святочные гадания 
Белый Филин 
Студёно. Ночь темна и звёздна,
Таинственна и хороша,
Свет лунный в воздухе морозном
Как кот ласкается к домам.
А небо словно бархат чёрный,
Звенящий ледяной хрусталь,
И на окне узор мудрёный
Рисует сказочный январь.
И всюду тайна, тайна, тайна!
Загадочная Тишина.
И Свет вокруг необычайный,
Душа в восторге замерла.
Предвосхищенье, ожиданье
Не в силах молодость вместить
И покоряется желанью
На будущее свет пролить.
Свечи, воск, вода, мерцанье,
Кольца, зёрна, зеркала,
Трепет, страх и ожиданье —
Радость ждёт или беда?!
Девичьи мечты простые,
Думы все о женихах,
И фигурки восковые
Всё расскажут о мужьях.
Что там ждёт — богатство? Бедность?
Чаша полная любви?
Щёки нежные зарделись,
Что там, что там впереди?
Шёпот, шорохи и вздохи,
Полночь близится вот-вот.
Белокурый? Черноокий?
Скоро ль суженый придёт?
Искушенье слишком сИльно,
Маслянист янтарный свет,
Но не ангельские крылья
Пишут девушкам ответ.
В полутьме мелькают тени,
Призванные ворожбой,
Что готовит провиденье?
Что начертано судьбой?
Распустили девы косы,
Разложили жемчуга,
За окном трещат морозы,
Тайной горница полна.
Соблазнил лукавый разум,
Любопытством взгляд горит,
Знать хотят они всё сразу,
Мрак ночной игрой дразнИт.
Им игра, Душе страданье,
Бьётся в Сердце Божий луч,
Перекроет все гаданья,
Только Сердца Светлый путь.
Бескорыстная молитва,
Как в грядущее стрела,
Душу делает открытой,
И творит Добро она.
И тогда гадать не надо,
Сердце знает наперёд,
Только в Боге Свет и Правда,
Только в нём Любовь живёт!
К картине Маковского Святочное гадание 
 
Белый Филин 
За окном мороз трескучий,
Только в горнице тепло,
Девушки веселой стайкой
Постигают волшебство.
На щеках румянец рдеет,
Сердце трепетно стучит,
В ожидании чудесном,
Свечка в пальчиках дрожжит.
Им цветной петух вещает,
Каждой он определит —
Долю счастья иль несчастья,
Что прожить им предстоит.
Очи сонные взирают,
Радость, страх, переживанья.
И пернатым вещуном
Все их занято вниманье.
Тишина. То смех, то вздохи.
Таинство вокруг царит.
У красавиц волооких
Интерес в глазах горит.
Пахнет патокой и воском,
И дровами, что в печи.
Свежей выпечкой, что с ночи
К рождеству в тепле стоит.
Мягким светом, словно в сказке,
Льется нежная луна,
С любопытством заглянула
К девушкам в окно она.
Колдовство, иль просто шалость,
В полночь сонная усталость
Улеглась на наших дев.
И об этой дивной ночи,
Может вспомнят повзрослев?!
К. Маковский Русская красавица в кокошнике 
Белый Филин 
А истинная Красота
И Гармонична и Чиста,
В ней нет ни фальши, ни прикрас,
Лишь глубина бездонных глаз,
Лишь гладь невинного чела,
И Тишина! И Тишина!
Она как лепесток свежа,
И вдохновенна как Весна,
Умом она непостижима,
Лишь только Сердцем ощутима.
Сияет русская Краса
Во все века!Во все века!
И сотни тысяч женских лиц
В Единый лик Любви сплелись.
В нём скромность, Свет и простота,
И каждая черта ясна,
Открыта и неповторима,
Она всю Русь в себя вместила.
Она невеста и жена,
Подруга, Матушка, сестра,
Что безгранично терпелива,
Добросердечна и правдива,
И если нужно, то щитом
Готова встать за Отчий Дом.
Под кроткой этой Красотой,
Тепла Душевного огонь.
Жемчужно-бисерной каймой
Убор сияет над главой,
Подобно Царскому Венцу
Он оттеняет Красоту,
И кружево из серебра
Над безмятежностью лица,
И самоцветы ожерелий
Мерцают на девичей шее…
Но все богатства эти — тени,
Лишь Свет Души для нас бесценен,
Которым так богата Русь,
Так пусть же он сияет! Пусть!
Алексеич. худ. К. Маковский 
Борис Ханин 
Как верный друг ,напоит и согреет
Пузатый самовар владельца своего.
Тепла «своей души» не пожалеет,
Чтоб жаркий пар столбом стоял возле него.
Чтоб в чашку лился кипяток из крана,
Журча в крутой заварке налитой уже
На дно у чашки,что была желанна
И создавала чувство мира на душе.
Хозяин самовара — Алексеич
Частенько время уделял общенью с ним.
Любил он пить чаек погорячее,
Беседуя с пузатым, будто бы с живым.
Глядя на отраженье в самоваре,
Ему казалось: в «зеркале»- совсем не он,
А на него глядит его напарник,
Кто с ним чаевничает за одним столом.
Готовясь к чаепитию , что важно,
Он надевал слегка потрепанный пиджак,
Рубашку , галстук — бабочку, вальяжно
Чтоб чувствовать себя, чаек в руке держа.
Затем уже ,смотря на отраженье,
Он чай заморский сыпал в чайник заварной
И, открывая кран одним движеньем,
Весь заполнял его кипящею водой.
Настаивался чайник на конфортке.
Потом настой уж только в чашку попадал.
А на столе лежит из хлеба горка,
Варенье в банке .Вот и все, что Бог подал.
Накрыт стол этот скатертью дырявой.
Но то не бедность, то, наверно, простота,
Ведь чай у старика одна забава,
Что душу радует через его уста.
В мастерской художника. худ. Маковский К. Е 
Борис Ханин 
Фламандский натюрморт готов писать художник.
На блюде груши , яблоки и виноград.
В напольной вазе кисти, есть мольберт,треножник.
Кувшин, бакал, копьё . Других вещей парад.
А на столе лежит кусок узорной ткани,
Лишь оттеняя своим цветом тёмный стол.
Лежит небрежно и своей раскраской манит,
Свисая с ручки кресла , падает на пол.
Мальчишка, сам того не очень понимая,
Что нарушает живописный натюрморт,
С большой украдкою на кресло залезает,
Чтоб красным яблоком побаловать свой рот.
Его движенье рук и взгляд почти тревожны.
Свидетельство негодного поступка здесь.
Но яблоко не трогать — просто невозможно.
Так хочется его забрать и вкусно съесть.
Боится мальчик многого, но не собаки.
Видать они друзья последние пять лет.
Большая, рыжая такому забияке
Прощает всё и ластится к нему в ответ.
Такую сценку подглядел художник как-то,
Сей натюрморт уж завершая в мастерской.
Вошел он в комнату свою почти внезапно
И усмотрел, что делал маленький герой.
Египетский воин. худ. Маковский К. Е 
Борис Ханин
Он очень молод. Возраст нежный
В его лице округлом сильно отражен.
На нас он смотрит безмятежно
Печалью черных глаз, чем Богом наделён.
Белки глазные красноваты.
Видны, когда проводишь взглядом по лицу .
И губы, что слегка разжаты,
Усталость выдают , присущую бойцу
От зноя, всяческих лишений
Походной трудной жизни, свойственной войскам.
Здесь всё: и горечь поражений,
И радость от побед в отпоре чужакам.
Он держит щит , копьё сжимает,
Кинжал у левого бедра ,что на ремне.
Он экзотичен. Привлекает
Его одежда. И платок на голове,
И одеяние — цвет белый,
Его цвет кожи — темно-шоколадный цвет.
По поясу и бёдрам тела
Цвет красный оставляет на фигуре след.
Щит желтый — он обтянут кожей,
Цвет фона на картине — желто- голубой.
Цвета здесь создают похожесть
На африканский климат и пустыни зной.
Египтянка с ребенком. худ. Маковский К. Е 
Борис Ханин 
Лежит малыш у маминой груди.
Он спит, наевшись молока родного.
Понурый взгляд её. Что впереди
Их ждёт пока он подрастёт немного?
Сидит скрестивши ноги на земле.
А солнце греет землю беспощадно
Кому известно о её судьбе?
Что будет в этой жизни неприглядной?
Почти ребенок. Вот её портрет:
Хиджаб на ней и черная абайя.
Не более четырнадцати лет.
Отдали замуж, жизнь её ломая.
Семья её довольная была.
Ведь за невесту получили выкуп.
Но вскоре был потрачен он . Нужда
Преследует семейство — горемыку.
В замужестве ребенка родила
И стала, в сущности, рабыней мужа.
Бесправная, все у него права.
Свидетельством тому — её наружность.
Купчиха за чаем. худ. Константин Маковский 
Борис Ханин 
 
Акростих
К*акой быть может чай без самовара?
У* чаепития особый ритуал.
П*отом ведь нужен чайник для завара,
Ч*тоб настоялся чай в нем , чтобы крепким стал.
И* уж потом ,чай в чашки разливая,
Х*озяйка разбавляет добрым кипятком,
А*гости, наслажденье предвкушая,
З*атем, кто хочет, добавляют молоко.
А*как все ж пить: из блюдца или чашки
Ч*ай лакомый? Его в купеческих домах
А*ктивно пили с блюдец. Их замашки,
Е*стественно, считались грубыми весьма.

М*аковский рисовал картину эту.

P.S. Он — разбирался в быте и предметах.
Пейзаж с озером. худ. Константин Маковский 
Борис Ханин 
В те годы очень тучные стада
На выпас в деревнях гоняли.
И воды были чистыми тогда.
Проблем с природою не знали.
У рек шумели мельниц жернова.
Зерно возили для помола.
Трудом своим деревня здесь жила
Размеренно, без произвола.
Шумели возле деревень леса,
Озера водами блистали.
Встречались потаенные места,
Которые людей не знали.
Здесь на холсте одна из деревень,
Что спряталась вдали за лесом.
Уже кончается погожий день,
Какой бывает только летом.
Скотину дружно гонят пастухи
Через мосток, слегка подгнивший,
С запрудой вместе поперек реки,
Озер цепочку сотворивший.
Одно — покрылось ряской от жары
И высохло наполовину.
В другом все высохло и нет воды.
А может выпила скотина.
Застыло водяное колесо.
На мельнице — конец работы.
Вечерняя природа перед сном
Вся в состоянии дремоты.
Какой же здесь прелестный уголок,
Как много воздуха и неба.
Все вместе на холсте художник смог
Отобразить всем на потребу.
Смерть Ивана Грозного. худ. К. Маковский 
Борис Ханин 
Смерть постоянно ходит рядом с нами,
Когда окликнет, неизвестно никому.
Но ближе все становится с годами
И вероятность больше быть у ней в плену.
Смерть Грозного Ивана наступила
Внезапно для других , за шахматной игрой,
Которая царем была любима
И развлекала его царственный покой.
Он с Радионом Биркиным — любимцем,
Который выходцем считался из дворян,
В покоях, что находятся в столице,
Затеял партию играть. Но, видно, зря.
Он ослабел и повалился навзничь.
Кто был с ним рядом в замешательстве большом
Не поняли, что это все же значит.
И лишь опомнились, поняв, уже потом.
Склонилась над царем жена седьмая,
Раскинув руки и издавшей слабый крик.
Мария по фамилии Нагая —
Красива, молода не то, что муж старик.
Две преклоненные пред ним фигуры:
Шут (слева), заграничный лекарь неспроста
Стремится к его ящику с микстурой,
Но, видно,бесполезна эта суета.
А Годунов Борис поднялся с кресла,
Словно желая сесть уже на царский трон.
Такая перспектива интересна.
Ему достичь ее весьма прямой резон.
В объятиях Ирины Годуновой
Царевич Федор, сын Ивана, ее муж,
К внезапной смерти тестя не готова.
И вид ее, в обнимку с мужем, неуклюж.
Василий Шуйский крестится упорно,
Свой устремивший взор покорный к небесам.
Он Годунову будет непокорным
Вскоре. Сейчас в молении его душа.
Царева нянька старая, покорно
Идет хромая, опираясь на клюку,
В печали искренней и непритворной.
С ним много повидала на своем веку.
Картину неожиданно украли,
И до сих пор не удалось ее найти.
Лишь литографии одни остались,
Что собственную жизнь сумели обрести.
Шедевры Третьяковки Дети, бегущие от грозы
Вадим Константинов 2
Столько эмоций на лицах
Детей!..
Так, что понятно для нас-
Очевидцев:
Может закончится страшной
Бедой
Эта прогулка для них…
И поневоле желаем мы
Им…
Чтоб и гроза не смогла
Разродиться…
Дождь не пролился на землю
Из туч…
Ветер зловещий
Утих!..
Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни, портреты современников, исторические события. Особым обаянием наделены его работы, в которых он создает собирательные образы людей из народа. К таким картинам относится и его знаменитое полотно «Дети, бегущие от грозы», в котором удачно объединены зарисовка надвигающегося ненастья, обаятельные образы сельских ребятишек, правдивое отражение человеческих эмоций и чувств. Внимательно рассматривая картину, словно видишь события, которые предшествовали запечатленному моменту, и сопереживаешь главным персонажам, как будто вместе с ними вынужден спасаться от грозы…
Свидание 
Валерий Штормовой 
 
Этюд на картину Маковского
Из деревни к сыну на свиданье
В город мать приехала зимой.
Он «в ученье» отдан был недавно,
Только стал безропотным слугой.
Не пришлось ему из книжных строчек
Тонкости науки постигать,
Должен он с утра до поздней ночи
Черную работу выполнять.
И теперь, уставший и голодный,
Торопливо булку он жует,
Стоя босым на полу холодном
В сенях дома, где сейчас живет.
Смотрит мама грустно на сынишку,
Тяжело на сердце у нее:
Что же в жизни ждет ее мальчишку,
И найдет ли счастье он свое?..
Константин Маковский. Вдовушка
Вера Балясная
Тебя я каждый день ждала —
С утра уж наряжалась…
Вдруг лай донёсся со двора —
— Он — мысль пробежала…
Схватила белую я шаль,
Набросила на плечи,
А дальше был сплошной кошмар —
Его принёс в конверте —
Солдат, что почту разносил, —
Потупил взор — письмо вручил…
Я догадалась, задрожала…
С конвертом в горницу прибежала…
Упала шаль, упал конверт…
И почернел весь белый свет…
Погиб, геройски… Боже мой…
Что сделала война с тобой…
Она навеки разлучила-
Ты не вернёшься больше, милый…
Ушёл за горизонт покой…
То был волчицы срашный вой…
Не плакала — я тихо выла…
О, Господи, где взять мне силы —
Как пережить с тобой разлуку —
Как вынести такую муку?…
Но на вопросы нет ответов…
Будь стойкой, сильной — вот советы…
Его назад не воротить…
А я должна продолжить жить —
Жить за него и за себя,
По жизни вдовий крест неся…
К. Маковский. 60. Бретонки
Дмитрий Ахременко
Бретонки сидят у окошка
Рыбацкие сети плетут,
Улыбка простая немножко,
В которой есть свет и уют.
И солнце лучами струится,
Вся комната освещена,
А день, будто белая птица
Влетают в отверстье окна.
Бретонки немножко устали,
Но горя не видно ничуть,
Забыв про былые печали,
Решили они отдохнуть.
Одежда простая немного,
Обычный крестьянский наряд,
Они, будто Ангелы Бога,
На мир наш с улыбкой глядят.
Одна, увлекаясь немного,
Рассказ свой просто начала,
А нож подняла, как тревога
Средь мира безумства и зла.
Другая, глаза свои пряча,
Не в силах в глаза ей взглянуть,
И сердце тихонечко плачет,
Взирая на жизненный путь.
Простые подружки-крестьянки,
Как Солнце души и Луна,
Присели сейчас спозаранку
И жизнь их Весною пьяна.
К. Маковский. 76. Выбор невесты царём 1
Дмитрий Ахременко
Царь молодой решил жениться
И двести девиц он собрал.
Чтобы избрать себе царицу,
Как будто бы судьбы причал.
Осталось шестеро и снова
Девицы во дворец пришли,
Царь выбрал, не сказав ни слова
Евфимию, красу земли.
Как только обрядить сумели,
Она опять к царю пришла,
Но вдруг упала, в самом деле,
Как будто бы больной была.
А царь был разозлён немало,
Сослал с семьёй её скорей,
Чтобы она не помешала
Болезнью тягостной своей.
Женился он довольно скоро,
Забыв про злобу и печаль,
Вернул девицу, на которой
Хотел жениться, очень жаль.
Она в имении родимом
Свой век покорно прожила,
Но Счастье пролетело мимо,
Средь лжи, интриг и моря зла.
А царь забыл о той девице,
Не вспомнил никогда потом,
Так всё способно измениться
И холод проникает в дом.
На данной картине изображен выбор невесты царём Алексеем Михайловичем. В начале 1647 года государь задумал жениться. Собрали до двухсот девиц; из них отобрали шесть и представили царю. Царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, но когда ее в первый раз одели в царскую одежду, то женщины затянули ей волосы так крепко, что она, явившись перед царем, упала в обморок. Это приписали падучей болезни. Опала постигла отца невесты за то, что он, как обвиняли его, скрыл болезнь дочери. Его сослали со всею семьею в Тюмень. Впоследствии он был возвращен в свое имение, откуда не имел права куда-либо выезжать.
К. Маковский. 111. Дети, бегущие от грозы
Дмитрий Ахременко
Был ясный день, но туча злая,
Покрыла светлый небосвод,
И братца милого спасая,
Бежит сестрёнка лишь вперёд.
На мостик маленький ступая,
Лишь озирается назад,
И мысли — трепетные стаи
Опять куда-то вдаль летят.
И сердце будто притаится
От страха нового замрёт,
Девчушка — маленькая птица,
Стремится в сказочный полёт.
Вот дом родной увидит скоро,
А в нём не страшен дождь и гром,
Начнутся снова разговоры
И будет вечер невесом.
А мать обнимет их, как прежде,
Погладит волосы рукой,
И в сердце расцветёт Надежда
На Радость, Счастье и покой.
А дождь пройдёт, как раньше было,
И будет солнцем вновь сиять,
Пленяя сердце тою силой,
В которой свет и благодать.
А дети побегут так скоро
В ближайший лес грибов собрать,
И будет светел мир, в котором
Есть только свет и благодать.
К. Маковский. 116. Египетский воин
Дмитрий Ахременко
Египетский воин, как яростный лев,
В смертельную схватку готов устремиться,
Готов зарычать он, в глаза посмотрев,
Тая только ярость в душе без границы.
Рубить он готов своим острым мечом,
Копьём он ударит, не раз так бывало,
И весь этот мир для него так знаком,
А кровь вдруг прольётся вином из бокала.
Египетский воин, как стражник времён,
Как сфинкс, что хранит свою вечную тайну,
Он был для кровавого боя рождён,
Быть может, покажется это случайным.
Он держит свой щит и идёт он вперёд,
Готов защищать он страну и свободу
От злобных врагов и грядущих невзгод,
Так будет и есть под святым небосводом.
Египетский воин, стремишься ты вдаль,
Не зная, что завтра с тобою случится,
В душе твоей будет былая печаль,
И Радость, что будет сиять, как Жар-Птица.
Быть может, победу он празднует вновь,
А может, умрёт он от тягостной раны,
Но в сердце хранит он Добро и Любовь,
Что может быть кажется вовсе нежданным.
Египетский воин, как Африки страж,
Он снова летит, словно хищная птица,
Ты жизнь, как другие, покорно отдашь
За Мир и Свободу, что в сердце таится.
К. Маковский. 221. Девушка в русском наряде
Дмитрий Ахременко
Ты, как будто Россия сама,
Так прекрасна, светла и горда,
Отступает и горе, и тьма,
И сияет краса, как звезда.
И наряд твой безудержно прост,
В нём сияет души благодать,
Образ твой, будто маленький мост
Что с Россией сумеет связать.
Ты таишь в себе грусть и печаль,
Только грусть эта слишком светла,
Верит сердце в небесную даль,
Ту, что ты навсегда обрела.
Есть в тебе благородный покой
И души сокровенный уют,
Только сердце не верит, порой,
Что тебя где-то Любят и ждут.
Ты прекрасна и знаешь о том,
Есть в тебе торжество и уют,
В этой жизни, порой, мы живём
Так, как люди другие живут.
Только Веру с Любовью храня,
Ты живёшь, зла не помня ничуть,
Среди ночи и в радости дня
Ты не можешь души обмануть.
Знаешь точно, так быть суждено,
Ведь судьба тебе свыше дана,
Будет всё, что свершиться должно
Ведь судьба, как Россия одна.
К. Маковский. Боярский свадебный пир
Дмитрий Суханов 4
В тереме прекрасном
Стол накрыт большой.
Отмечают гости
Праздник дорогой.Свадьбу ведь играют,
Весело шумят.
Шутки, прибаутки,
Тосты говорят.

Только лишь невеста
Мрачна и бледна.
Голову понурив,
Катится слеза.

Нужно с нелюбимым
Жизнь теперь прожить.
Только смерть отныне,
Сможет разлучить.

К. Маковский. 294. Святочные гадания
Дмитрий Ахременко
В окошко светит полная луна,
Горит свеча в углу возле иконы
И вся картина торжества полна,
Которое живёт в душе влюблённой.
Петух, как будто властелин ночной,
Что знает тайны и сейчас расскажет,
Клюёт зерно, забыв былой покой,
А девушки стоят вокруг на страже.
Они следят, чтоб он не всё склевал,
Двенадцать зёрен и никак иначе,
Одна смеётся, мир светлее стал,
Известно им не может быть иначе.
А петуха так скоро унесут,
Начнут считать оставшиеся зёрна,
Храня в душе торжественный уют,
Перед судьбою навсегда покорны.
Коль чётное число они найдут,
То сбудется всё то, о чём мечтали,
А коль иначе, всё свершится тут
И сбудется желание едва ли.
Но девушке, сидящей у стола,
Таких гаданий более не надо,
Ей капля воска горе принесла,
Теперь она гаданиям не рада.
А бабушка, что проследить должна
Не выдержала, тихо задремала,
А святочная ночь и свет без дна,
Как будто жизни новое начало.

Маковский. Святочное гадание на жениха

Дмитрий Суханов 4

Пять девушек- подружек,
Решили погадать.
Петух поможет образ
Любимого узнать.Потянется, коль к зернам
Богато станем жить.
К водичке если — горе
Любитель будет пить.

Однако, если будет,
В зерцало наблюдать.
Красив избранник очень,
Милее не сыскать.

Смеются девы звонко
Гадание- игра.
Никто всерьез не верит,
В способность петуха.

Одна лишь Марья грустно,
В стороночке сидит.
Какая же кручина
Красавицу томит?

Поверила, быть может,
В гадание она.
Что принесёт плохого
Судьба ей жениха.

Боярский свадебный пир ХVII века. К. Е. Маковский 
Елена Казанцева 4 
Мы во сводчатых хоромах
На пиру самих бояр.
Знать, хозяин здесь не промах —
Сколь диковин он собрал.
Злата блеск, камней сиянье
Искушенный видит глаз —
Для гостей со всем стараньем
Утварь редкую припас!
Разодеты щедро гости
И у всех довольный вид.
Пир к концу подходит, вносят
Блюдо «Лебедь», а жених
Наклоняется к невесте,
Чтоб ее поцеловать.
Хороша она! Без лести,
Но не смеет глаз поднять…
Впечатление такое,
Что и мы среди гостей —
Так написано застолье,
Хоть садись, со всеми пей!

Боярский свадебный пир ХVII века. К. Е. Маковский. 1883

Поцелуйный обряд. К. Е. Маковский. 1895 
Елена Казанцева 4
— Остаться как невозмутимой,
Когда коснется уст любимый,
Десятки глаз со всех сторон,
И муж, сидящий за столом?
И отказаться — лишь признаться!
А, может, мне больной сказаться? —
Такие мысли не вновЕ,
Они мелькают в голове…
Собраться с мужеством придется,
Тогда, глядишь, и обойдется.
Снегуркой буду я для всех.
А князь?* Он скроет этот грех?
* — Картина написана на сюжет из повести А.К.Толстого «Князь Серебрянный»
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). К. Е. Маковский. 1895
К. Е. Маковский Алексеич. 1881 г
Иван Есаулков
Картина — само совершенство!
Сидит Алексеич, чай пьёт
Из блюдца, — какое блаженство! —
А выпьет и снова нальёт!
Натужно гудит самовар,
Трещат в нём еловые шишки.
От чая — целительный жар,
И нет от простуды одышки!
Смакует, нас не замечая,
С лица рушником пот утрёт
И снова душистого чая
Он в блюдце из чашки нальёт…
И будет пить чуть ли не час,
Следы от простуды снимая,
На нас не подняв даже глаз
И лишь самовару внимая!..
К. Е. Маковский. Боярский свадебный пир XVII века
Иван Есаулков
Художник был назван певцом
Старинного русского быта,
Писал он с большим мастерством,
Играя теплом колорита.
Боярский пир изображён
В картине: фигуры, посуда…
Уже он почти завершён —
Последнее вносится блюдо!
Под сводами «лебедь» плывёт,
Размах крыльев — просто на диво!
И кажется, что он в полёт
Отправился — так всё правдиво!
«Ах, горько!» кричит старина;
Жених же улыбкой играет:
Невеста его смущена —
И он её приободряет!
Здесь всё есть для русской души —
Стол пиршественный разукрашен:
Блестят ендовы и ковши,
И братины, кубки и чаши!
Волнуется свадебный пир…
И мне самому захотелось
Попасть в этот «пир на весь мир»,
Где своеобразная прелесть!..
К. Е. Маковский В мастерской художника. 1881 г
Иван Есаулков
Какая милая картина!
Как откровенно хороша!
Рисует живописец сына
В ней — четырёх лет малыша.
Рубашка с плеч того сползает
И достоверность придаёт.
Малыш сейчас воображает,
Как сладок преогромный плод!
Залез на кресло сын и хочет
Им постараться завладеть —
На вид плод аппетитен очень! —
И он не может утерпеть!
А на ковре роскошном дремлет
Огромный рыжеватый пёс,
Проделкам малыша не внемлет,
В ковёр уткнувши чуткий нос…
К. Е. Маковский Дети, бегущие от грозы. 1872 г
Иван Есаулков
Дальний лес гулким громом озвучен, —
И гремит всё сильней и сильней.
Понадвинулись грозные тучи,
Напугали крестьянских детей,
Что в корзинку грибы собирали.
Налетел вдруг порывистый шквал,
Вспышки молний вдали заблистали,
Горизонт в сизой дымке пропал.
Братик обнял сестрёнку за шею —
И, буквально у нас на глазах,
От испуга мальчишка бледнет,
И во взгляде его виден страх!
Через мостик сестра пробегает,
Чтоб успеть поскорее домой,
И доску на мосте прогибает…
Рвёт платок с головы ветер злой,
Возле пояса бьётся корзина…
За спиной сестра брата несёт, —
Как правдиво и точно картина
Нам её испуг передаёт!..
К. Е. Маковский Под венец. 1884 г
Иван Есаулков
Прекрасен у невесты вид,
Но почему она грустна?
Понурив голову, сидит,
Осознавая, что должна
Вести своё хозяйство, дом.
Как этим занималась мать,
Припоминается с трудом —
И можно девушку понять!..
Обычаем заведено,
Что рядом с нею тесный круг
Печалящихся заодно
С невестой близких ей подруг.
Она сидит, потупив взор —
Как будто бы в немой мольбе,
И — словно ткёт ковра узор! —
Грустит о девичьей судьбе!..
К. Е. Маковский Святочные гадания. 1890-е
Иван Есаулков
На полотне Маковского — гаданье.
В избе девчата собрались в ночи.
ВиднО на лицах многих ожиданье
При трепетном мерцании свечи.
На Святках с петухом они гадают —
Рассыпали зерно, а тот клюёт, —
И по числу зерна определяют
Кого и что в году текущем ждёт.
Старушка рядом с ними прикорнула,
Усевшись беспокойно за столом,
Задумалась о чём-то и вздремнула —
И видит сон о прошлом, о своём.
Ждут с нетерпеньем девушки развязки,
Считая, сколько на полу зерна…
И добавляет в эту сцену сказки

Через окошко полная луна!..

Встреча. Картина К. Маковского
Ирина Полесская
 
(Рассказ девушки)
«Два ведра несла водицы с дальнего колодца.
Вижу — милый! Дам напиться. Что ж не повернётся?
Что ж меня не замечает, мой соколик ясный,
Сколько дней уж не встречались: всё ждала напрасно,-
Все глаза я проглядела!» И сказал Гаврила:
«Знаешь, ты мне…надоела. Много говорила!
Целый день одно и то же, хоть заткнул бы уши!
Вон пример брала хотя бы ты с соседки Луши:
Ходит плавно, словно пава, бровками играет…
А уж с ней я — будто пьяный,- сам себя не знаю.
Ну а ты не плачь, дурёха,- бабы все слезливы,-
Я ж тебе не ради брёха, я же справедливо.
Да какие объясненья!- надоела! Точка!»
«И пошёл. Не знал доселе, что я жду сыночка…»
Картина К. Е. Маковского «Надоела» (1897 г.)
Дети, бегущие от грозы 
Кира Костецкая 
 
По картине К. Е. Маковского
Всё напряглось сторожко,
Опасливо кругом…
Девчонка-босоножка,
Крестьяночка, бегом!
По камушкам, по кочкам,
По жёрдочкам маршрут —
Не брошены грибочки,
В передничке все тут.
Находка не в излишке,
Но поиск — стороной,
Ведь, главное, братишке
Удобно за спиной.
Хотя сама ребёнок,
Боязнь не за себя,
Мосток ледащ и тонок,
Да выдержит ребят.
Гроза в разгуле может
И дуб к земле прижать…
Гроза грозит и всё же
Даст детям убежать.
Иллюстрация: картина К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», 1872 год 

К. Маковский

Кондрат Припаркин

Как художник, истинно народный,
Старший из Маковских — Константин,
И венчает дар его природный
Колорит изысканных картин.

«Масленица», «Дети», «Похороны»,
«Алексеич» — мудрости ларец, —
Это клады с золотом червонным,
Где народ — истории творец.

К. Е. Маковский. Крестьянские дети

Ольга Суслова
На картине Красно-лето,
В дрёме сладкой небеса,
Вся земля теплом согрета,
Мальвы выросла коса.Что за чудо ребятишки,
В русских наших деревнях!
Вот девчонка и мальчишка
На бревне — они в гостях.

Барский сад давно заброшен,
Но ещё цветут цветы.
Вьюн на веточку наброшен,
Были здесь крестьян труды.

Белокурый мальчик — славный,
Симпатичный, наконец,
И в лаптях не новых, старых —
Не успел сплести отец.

Нет добротного пальтишка,
Вот и носит зипунок,
Что остался от братишки —
Он проносит ещё срок.

А подружка в платье синем —
Большеваты рукава,
Ей донашивать, отныне,
В эти «годы озорства».

Башмачки ещё продюжат,
Бусы и платок — наряд,
Ей они ещё послужат,
Глазки искоркой горят.

Сели рядом, наблюдают —
Манит тайной интерес.
Они что-то точно знают,
Видно были часто здесь.

К. Е. Маковский. Святочные гадания

Ольга Суслова

Святки. Вечер на дворе.
Ночью ждут все чудо.
Так бывает в январе —
У славян причуда!Печка топится — тепло,
Свет луны в оконце.
Стало в комнате светло
И не надо солнца.

Освещают образа
Свечи восковые,
Но глядят девиц глаза
На дела другие.

Погадать на жениха
Девушки решили
И купили петуха.
И его кормили.

Петушок клюёт зерно —
Счёт ведёт гадалка.
Что подскажет им оно,
Будет ли разгадка?

Засыпает на скамье
Беззаботно бабка —
Старше всех она в семье,
Сон летит ей сладкий.

А гадала и она
Девушкой когда-то —
Счастье есть и не бедна,
Помогли ей Святки.

Обсуждение закрыто.